Исследовательский проект в старшей группе тема ветер в детском саду для старшей группы
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Чеботарева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№38
Населённый пункт: Заполярный Мурманская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект исследовательской деятельности "Ветер невидимка"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Чеботарева Татьяна Анатольевна
Воспитатель МБДОУ детский сад №38
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5- 6 лет.
Срок реализации: три недели
Материалы и оборудование: проектор, набор карточек для дидактической игры «Ветер
стаканчики для воды, ватман, клеенка, таз с водой, кораблик, веера, музыкальное
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Актуальность проекта:
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной
преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для
развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме
поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая
активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором
выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не
изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой
знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой
деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах
социализации, имеет познавательная деятельность, которая представляет собой процесс
усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний, приобретение
знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, на основе
сотрудничества, сотворчества. Новая организация жизненной среды, активизация
технологии проектирования требует решения не только организационно – методических
проблем, но прежде всего изменения экологического воспитания подрастающего
поколения. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на
занятиях, в быту и в игре.
Цель проекта: создать условия для поисково – исследовательской деятельности всех
В процессе совместной деятельности со взрослыми систематизировать представления
Приобщать родителей к совместному творчеству.
1.Продолжать формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи
между предметами и явлениями.
2.Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о
его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
3.Пополнить словарный запас детей: обжигающий, свирепый, пронизывающий.
4.Определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.
5.Развивать умение детей изображать ветер с помощью воздуха, используя элементы
ТРИЗа (теория решения изобразительных задач) - кляксография с
трубочкой (нетрадиционные методы рисования).
6.Сформировать интерес к явлениям природы умение понимать и объяснять их значимость
в жизни человека.
7. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.
Ожидаемый результат: дети научились рассуждать, анализировать, делать выводы;
рассказывать об особенностях ветра и его значении в жизни человека; устанавливать связь
между предметами и явлениями; составлять предложения, используя прилагательные:
обжигающий, свирепый, пронизывающий, узнали много стихов, пословиц, поговорок о
расширились практические навыки работы с приборами для определения погоды.
Произошло вовлечение в экологическую деятельность воспитанников детского сада, их
родителей и педагогов.
Аннотация проекта:
получения принципиально нового результата – навыка работы с информацией, получаемой
в результате взаимодействия с реальном миром. В ходе проекта ребенок учиться замечать
данное явление, вычленять его составляющие, описывать его свойства (признаки и
значения), определять, что повлияло на изменение проявлений.
Исходя из вышесказанного, были определены основные направления организации
именно в наблюдении, во время чтения энциклопедической литературы, (прочитала о
разновидности ветра и захотела узнать причину его возникновения), а также в процессе
рассматривания иллюстративного материала.
Таким образом, исследование было организовано от мотива (потребности) ребенка. Задача
педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность.
Исходя из проблемы была сформулирована гипотеза: (предположение) «Ветер друг или
пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?
Результаты экспериментирования фиксировались схемами и рисунками. Для получения
более объективных результатов были проведены несколько видов наблюдений и опытов.
Проведение исследований осуществлялось в свободное время, в виде исследовательского
При реализации проекта стало возможным решить и ещё одну проблему: ненавязчиво
вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу
совместного с ребенком творчеств.
Пути решения проекта:
явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
научит самостоятельно делать выводы и обобщения, установить связь между предметами
и явлениями в процессе экспериментальной работы.
Проект направлен на то, чтобы научить ребенка беречь и любить природу. Он вовлекает в
экологическую деятельность воспитанника детского сада, их родителей и педагогов, чтобы
всем вместе заботиться об окружающей среде. Работая над этим проектом ребенок будут
овладевать нормами и навыками экологически грамотного поведения в природе и быту.
Ветер, ветер, ты могуч!
Исследовательский проект
Б. Юлия Владимировна
З. Таисия Александровна
(старшая группа №7)
Панькова Наталья Александровна
(воспитатель)
2. Основная часть
2.1. Из истории ветряных мельниц …. 4
2.2. Влияние ветра на жизнь человека…. 6
3. Заключение…. 10
4. Список литературы…. …11
5. Приложение …. 12
Цель исследования : влияние ветра на жизнь человека.
Задачи исследования :
- собрать информацию, откуда появляется ветер;
- узнать, как ветер влияет на жизнь человека;
Методы исследования :
Наблюдение в природе.
Чтение литературы познавательного характера.
2. Основная часть (3слайд)
2.1. Из истории ветряных мельниц
Из истории мы узнали, что человек использует все, что ему дает природа, в том числе и ветер. Делает он это с давних времен, оттуда и идут первые упоминания о мельницах, использующих силу ветра. Следы таких мельниц были обнаружены в Египте и Китае. Ветряные мельницы имели широкое распространение в средней полосе и на Севере России. Крупные села были окружены кольцом в 20-30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Русскими плотниками было создано много разнообразных и интересных вариантов мельниц. Ветряные мельницы использовались, чтобы молоть зерно на муку, крупу.
Из познавательной литературы мы узнали, что ветер – это движение воздуха. Нам стало интересно, как возникает ветер. Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующие опыты.
Над батареями прикрепили тонкие полоски бумаги и открыли форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки стал опускаться вниз, и полоски бумаги стали двигаться.
Мы предположили – это и есть ветер!
В комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать и подниматься вверх. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли и проникает в помещение снизу. Получается, что один воздух – теплый, движется вверх, а навстречу ему, снизу, ползет другой – холодный. Там где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
Для того, чтобы увидеть, как теплый воздух поднимается вверх, мы провели другой опыт.
Из листа бумаги вырезали змейку.
Зажгли свечу и над ней стали держать нашу змейку.
Мы увидели, как наша змейка стала крутиться и подниматься вверх.
Вывод: встреча теплого и холодного воздуха приводит к появлению ветра.
2.2. Влияние ветра на жизнь человека
Нам стало интересно понять: ветер – друг и или враг? Представить жизнь без ветра трудно, но когда он очень сильный, может доставить человеку какие-то неудобства.
Мы решили узнать и проверить, что такое сила ветра, и каким образом она влияет на высоту морских волн. Для этого мы создали в группе искусственное море и запустили в нем кораблики.
Вывод: чем сильнее ветер на море, тем опаснее плавание.
Мы узнали, что ветер может как помогать, так и мешать всему живому на Земле.
Ветер – помощник :
- ветер разносит семена растений;
- ветер люди используют для получения электрической энергии. Они изобрели такие установки – ветряки;
- с ветром можно играть
(запускать воздушных змеев, играть с вертушками).
Ветер – разрушитель (вредитель) :
- разрушает дома, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья;
- распространяет природные пожары, переносит горящие материалы по направлению ветра;
- переносит насекомых, из привычных мест обитания (т. к. они часто неспособны бороться с ветром).
Вывод: ветер может быть помощником людей животных, растений, и в то же время сильные ветра, ураганы, могут стать причиной стихийных бедствий.
- мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;
- мама заметила, что на улице вьюга, метель.
- он увидел заметенные дорожки, поломанные ветки деревьев.
Мы сделали вывод:
- ветер возникает в результате движения воздуха, и человек использует его в своих интересах с давних времен и до настоящего времени;
- ветер невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.);
- ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт;
- ветер помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало легче дышать);
- для детей можно организовать очень интересные игры с ветром;
- очень сильное движение воздуха опасно: приносит бури, ураганы, что наносит вред человеку.
4. Список использованной литературы
4. Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М. : Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с
1. Держитесь подальше от зданий и строений, высоких столбов, деревьев, опор и электропроводов
2. Спрячьтесь под мостом, в подвале, погребе. Глаза рот и нос защитите от песка и земли.
3. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
4. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна.
5. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище
6. Когда ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.
7. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
- Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
- Повысим гибкость и раскованность в общении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели и задачи: Расширить и уточнить представление о ветре ; Объяснить причины возникновения ветра ; Раскрыть значение этого явления для жизни человека, растений и животных ; Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель опыта, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Хоть, без крыльев, а летает, Безголосый, а свистит, Хоть безрукий, но бывает, Сосны с корнем вырывает, Так порою, он сердит. Только что он был везде – Миг – и нет его нигде! Очень интересно все то, что неизвестно. На занятиях наша воспитательница Наталья Борисовна рассказывала нам об изменениях в природе. О солнце, которое ярко светит и согревает землю, о дожде, который поливает и помогает природе оживать и еще она говорила о ветре. Мне стало интересно, как же это один ветер может столько совершить. Он может помогать и разрушать. Найти ответ на эти вопросы предложила моя воспитательница Наталья Борисовна.
В библиотеке из книг я узнала, что люди используют всё, что им дает природа. В том числе и ветер. Делают они это давно, оттуда мы узнаем о ветряных мельницах. Я узнала о том, что служили они для перемалывания зерен в муку. В настоящее время ветряные мельницы встречаются только в сказках.
Что же такое ветер? С таким вопросом я обратилась к Наталье Борисовне. Она предложила мне провести опыт. Мы взяли вертушки и вышли на улицу. Что я заметила. Вертушки сначала не двигались, а когда подул ветерок, они стали крутится. Сначала тихонечко, а затем все сильнее и сильнее. Вывод: Ветер это движение воздуха. Я узнала о том, что существует такой прибор, который стоит на крыше и служит для определения силы ветра и направления. Называют его флюгер Опыт 1:
Дневник наблюдений Все свои наблюдения. Я записала в дневник наблюдений за погодой. Когда я смотрю передачи по телевизору, то стараюсь запомнить погоду. Я стала замечать, что диктор передает не только температуру воздуха и осадки, но и говорит о силе и направлении ветра.
Ветер – вредитель: вырывает деревья с корнем, разрушает дома, топит в море корабли По результатам исследования я сделала выводы:
- Ветер – помощник: с ним можно играть. Он разносит семена, а из них вырастают растения.
Цель исследования: Узнать откуда чаще всего дует ветер в феврале?
1. Научиться определять направление ветра.
2. Научиться отмечать направления ветров в дневнике ежедневных наблюдений.
Объект: Природное явление – ветер.
Методы и приемы:
Наблюдение, определение, сравнение, зарисовка, обращение к литературе, мнение специалиста.
Гипотеза: В феврале ветер чаще всего дует в одном и том же направлении.
1. Уточнить, что такое ветер?
2. Выяснить, какие бывают направления ветра..
3. Изготовить вертушку для определения ветра на улице.
4. Ежедневно вести наблюдения за направлением ветра и делать зарисовки в дневнике наблюдений.
5. Научиться рисовать схему направлений ветра.
6. Оформить результаты исследования.
7. Защита проекта (презентация).
2. По компасу выяснили названия направлений: север, восток, юг, запад, юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад.
3. Ежедневно отмечали направление ветра в дневнике наблюдений.
4. Используя дневник наблюдений посчитали, сколько дней ветер дул в какую-либо сторону и отметили эти дни на специальных линиях , а затем соединили эти точки между собой. Получилась схема.
Вывод: В феврале ветер чаще всего дул с юго-восточной стороны.
Практическое применение: расширяется представление о природных явлениях, проект способствует развитию творческой, исследовательской активности ребенка, можно использовать полученные знания в рисовании.
Оборудование: компас, вертушка, дневник наблюдений.
Список источников литературы:
Рекомендации руководителю исследования:
2. Реализация данного проекта дает возможность через исследовательскую деятельность пополнить знания ребенка о разнообразии природных явлений и содействует формированию у ребенка научной картины мира.
3. Работа над проектом позволяет создать условия для участия родителей в исследовательской деятельности.
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…
Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.
Славный доктор Айболит
Славный доктор Айболит Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - формировать представления о значении двигательной активности в жизни.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Чтение…
Комментарии
В блогах
Читайте также: