Исследовательский проект в старшей группе тема ветер в детском саду для старшей группы

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Чеботарева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№38
Населённый пункт: Заполярный Мурманская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект исследовательской деятельности "Ветер невидимка"
Раздел: дошкольное образование

ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Чеботарева Татьяна Анатольевна

Воспитатель МБДОУ детский сад №38

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Возраст детей: 5- 6 лет.

Срок реализации: три недели

Материалы и оборудование: проектор, набор карточек для дидактической игры «Ветер

стаканчики для воды, ватман, клеенка, таз с водой, кораблик, веера, музыкальное

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Актуальность проекта:

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной

преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для

развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме

поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая

активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором

выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не

изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой

знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой

деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах

социализации, имеет познавательная деятельность, которая представляет собой процесс

усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний, приобретение

знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, на основе

сотрудничества, сотворчества. Новая организация жизненной среды, активизация

технологии проектирования требует решения не только организационно – методических

проблем, но прежде всего изменения экологического воспитания подрастающего

поколения. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на

занятиях, в быту и в игре.

Цель проекта: создать условия для поисково – исследовательской деятельности всех

В процессе совместной деятельности со взрослыми систематизировать представления

Приобщать родителей к совместному творчеству.

1.Продолжать формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи

между предметами и явлениями.

2.Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о

его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

3.Пополнить словарный запас детей: обжигающий, свирепый, пронизывающий.

4.Определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.

5.Развивать умение детей изображать ветер с помощью воздуха, используя элементы

ТРИЗа (теория решения изобразительных задач) - кляксография с

трубочкой (нетрадиционные методы рисования).

6.Сформировать интерес к явлениям природы умение понимать и объяснять их значимость

в жизни человека.

7. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.

Ожидаемый результат: дети научились рассуждать, анализировать, делать выводы;

рассказывать об особенностях ветра и его значении в жизни человека; устанавливать связь

между предметами и явлениями; составлять предложения, используя прилагательные:

обжигающий, свирепый, пронизывающий, узнали много стихов, пословиц, поговорок о

расширились практические навыки работы с приборами для определения погоды.

Произошло вовлечение в экологическую деятельность воспитанников детского сада, их

родителей и педагогов.

Аннотация проекта:

получения принципиально нового результата – навыка работы с информацией, получаемой

в результате взаимодействия с реальном миром. В ходе проекта ребенок учиться замечать

данное явление, вычленять его составляющие, описывать его свойства (признаки и

значения), определять, что повлияло на изменение проявлений.

Исходя из вышесказанного, были определены основные направления организации

именно в наблюдении, во время чтения энциклопедической литературы, (прочитала о

разновидности ветра и захотела узнать причину его возникновения), а также в процессе

рассматривания иллюстративного материала.

Таким образом, исследование было организовано от мотива (потребности) ребенка. Задача

педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность.

Исходя из проблемы была сформулирована гипотеза: (предположение) «Ветер друг или

пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?

Результаты экспериментирования фиксировались схемами и рисунками. Для получения

более объективных результатов были проведены несколько видов наблюдений и опытов.

Проведение исследований осуществлялось в свободное время, в виде исследовательского

При реализации проекта стало возможным решить и ещё одну проблему: ненавязчиво

вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу

совместного с ребенком творчеств.

Пути решения проекта:

явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;

научит самостоятельно делать выводы и обобщения, установить связь между предметами

и явлениями в процессе экспериментальной работы.

Проект направлен на то, чтобы научить ребенка беречь и любить природу. Он вовлекает в

экологическую деятельность воспитанника детского сада, их родителей и педагогов, чтобы

всем вместе заботиться об окружающей среде. Работая над этим проектом ребенок будут

овладевать нормами и навыками экологически грамотного поведения в природе и быту.

Ветер, ветер, ты могуч!

Исследовательский проект

Б. Юлия Владимировна

З. Таисия Александровна

(старшая группа №7)

Панькова Наталья Александровна

(воспитатель)

2. Основная часть

2.1. Из истории ветряных мельниц …. 4

2.2. Влияние ветра на жизнь человека…. 6

3. Заключение…. 10

4. Список литературы…. …11

5. Приложение …. 12

Цель исследования : влияние ветра на жизнь человека.

Задачи исследования :

- собрать информацию, откуда появляется ветер;

- узнать, как ветер влияет на жизнь человека;

Методы исследования :

Наблюдение в природе.

Чтение литературы познавательного характера.

2. Основная часть (3слайд)

2.1. Из истории ветряных мельниц

Из истории мы узнали, что человек использует все, что ему дает природа, в том числе и ветер. Делает он это с давних времен, оттуда и идут первые упоминания о мельницах, использующих силу ветра. Следы таких мельниц были обнаружены в Египте и Китае. Ветряные мельницы имели широкое распространение в средней полосе и на Севере России. Крупные села были окружены кольцом в 20-30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Русскими плотниками было создано много разнообразных и интересных вариантов мельниц. Ветряные мельницы использовались, чтобы молоть зерно на муку, крупу.

Из познавательной литературы мы узнали, что ветер – это движение воздуха. Нам стало интересно, как возникает ветер. Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующие опыты.

Над батареями прикрепили тонкие полоски бумаги и открыли форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки стал опускаться вниз, и полоски бумаги стали двигаться.

Мы предположили – это и есть ветер!

В комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать и подниматься вверх. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли и проникает в помещение снизу. Получается, что один воздух – теплый, движется вверх, а навстречу ему, снизу, ползет другой – холодный. Там где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

Для того, чтобы увидеть, как теплый воздух поднимается вверх, мы провели другой опыт.

Из листа бумаги вырезали змейку.

Зажгли свечу и над ней стали держать нашу змейку.

Мы увидели, как наша змейка стала крутиться и подниматься вверх.

Вывод: встреча теплого и холодного воздуха приводит к появлению ветра.

2.2. Влияние ветра на жизнь человека

Нам стало интересно понять: ветер – друг и или враг? Представить жизнь без ветра трудно, но когда он очень сильный, может доставить человеку какие-то неудобства.

Мы решили узнать и проверить, что такое сила ветра, и каким образом она влияет на высоту морских волн. Для этого мы создали в группе искусственное море и запустили в нем кораблики.

Вывод: чем сильнее ветер на море, тем опаснее плавание.

Мы узнали, что ветер может как помогать, так и мешать всему живому на Земле.

Ветер – помощник :

- ветер разносит семена растений;

- ветер люди используют для получения электрической энергии. Они изобрели такие установки – ветряки;

- с ветром можно играть

(запускать воздушных змеев, играть с вертушками).

Ветер – разрушитель (вредитель) :

- разрушает дома, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья;

- распространяет природные пожары, переносит горящие материалы по направлению ветра;

- переносит насекомых, из привычных мест обитания (т. к. они часто неспособны бороться с ветром).

Вывод: ветер может быть помощником людей животных, растений, и в то же время сильные ветра, ураганы, могут стать причиной стихийных бедствий.

- мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;

- мама заметила, что на улице вьюга, метель.

- он увидел заметенные дорожки, поломанные ветки деревьев.

Мы сделали вывод:

- ветер возникает в результате движения воздуха, и человек использует его в своих интересах с давних времен и до настоящего времени;

- ветер невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.);

- ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт;

- ветер помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало легче дышать);

- для детей можно организовать очень интересные игры с ветром;

- очень сильное движение воздуха опасно: приносит бури, ураганы, что наносит вред человеку.

4. Список использованной литературы

4. Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М. : Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с

1. Держитесь подальше от зданий и строений, высоких столбов, деревьев, опор и электропроводов

2. Спрячьтесь под мостом, в подвале, погребе. Глаза рот и нос защитите от песка и земли.

3. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.

4. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна.

5. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище

6. Когда ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.

7. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8.

Цели и задачи: Расширить и уточнить представление о ветре ; Объяснить причины.

Цели и задачи: Расширить и уточнить представление о ветре ; Объяснить причины возникновения ветра ; Раскрыть значение этого явления для жизни человека, растений и животных ; Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель опыта, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Методы исследования: Чтение литературы познавательного характера Наблюдение в.

Хоть, без крыльев, а летает, Безголосый, а свистит, Хоть безрукий, но бывает.

Хоть, без крыльев, а летает, Безголосый, а свистит, Хоть безрукий, но бывает, Сосны с корнем вырывает, Так порою, он сердит. Только что он был везде – Миг – и нет его нигде! Очень интересно все то, что неизвестно. На занятиях наша воспитательница Наталья Борисовна рассказывала нам об изменениях в природе. О солнце, которое ярко светит и согревает землю, о дожде, который поливает и помогает природе оживать и еще она говорила о ветре. Мне стало интересно, как же это один ветер может столько совершить. Он может помогать и разрушать. Найти ответ на эти вопросы предложила моя воспитательница Наталья Борисовна.

В библиотеке из книг я узнала, что люди используют всё, что им дает природа.

В библиотеке из книг я узнала, что люди используют всё, что им дает природа. В том числе и ветер. Делают они это давно, оттуда мы узнаем о ветряных мельницах. Я узнала о том, что служили они для перемалывания зерен в муку. В настоящее время ветряные мельницы встречаются только в сказках.

Что же такое ветер? С таким вопросом я обратилась к Наталье Борисовне. Она п.

Что же такое ветер? С таким вопросом я обратилась к Наталье Борисовне. Она предложила мне провести опыт. Мы взяли вертушки и вышли на улицу. Что я заметила. Вертушки сначала не двигались, а когда подул ветерок, они стали крутится. Сначала тихонечко, а затем все сильнее и сильнее. Вывод: Ветер это движение воздуха. Я узнала о том, что существует такой прибор, который стоит на крыше и служит для определения силы ветра и направления. Называют его флюгер Опыт 1:

Проделав эти опыты я вспомнила, что в жаркую погоду мы пользуемся веером, что.

Ветер друг или враг Кораблики Для проведения этого опыта. Я позвала своего др.

Я предложила Владику надуть воздушные шарики и провести опыт. Полетят они ил.

Дневник наблюдений Все свои наблюдения. Я записала в дневник наблюдений за по.

Дневник наблюдений Все свои наблюдения. Я записала в дневник наблюдений за погодой. Когда я смотрю передачи по телевизору, то стараюсь запомнить погоду. Я стала замечать, что диктор передает не только температуру воздуха и осадки, но и говорит о силе и направлении ветра.

Ветер – вредитель: вырывает деревья с корнем, разрушает дома, топит в море ко.

Ветер – вредитель: вырывает деревья с корнем, разрушает дома, топит в море корабли По результатам исследования я сделала выводы:

- Ветер – помощник: с ним можно играть. Он разносит семена, а из них выраста.

- Ветер – помощник: с ним можно играть. Он разносит семена, а из них вырастают растения.

Список литературы: Короткова Н.А. Пособие для воспитателей детского сада «Орг.

Цель исследования: Узнать откуда чаще всего дует ветер в феврале?

1. Научиться определять направление ветра.

2. Научиться отмечать направления ветров в дневнике ежедневных наблюдений.

Объект: Природное явление – ветер.

Методы и приемы:

Наблюдение, определение, сравнение, зарисовка, обращение к литературе, мнение специалиста.

Гипотеза: В феврале ветер чаще всего дует в одном и том же направлении.

1. Уточнить, что такое ветер?

2. Выяснить, какие бывают направления ветра..

3. Изготовить вертушку для определения ветра на улице.

4. Ежедневно вести наблюдения за направлением ветра и делать зарисовки в дневнике наблюдений.

5. Научиться рисовать схему направлений ветра.

6. Оформить результаты исследования.

7. Защита проекта (презентация).

9

10

2. По компасу выяснили названия направлений: север, восток, юг, запад, юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад.

11

3. Ежедневно отмечали направление ветра в дневнике наблюдений.

12

4. Используя дневник наблюдений посчитали, сколько дней ветер дул в какую-либо сторону и отметили эти дни на специальных линиях , а затем соединили эти точки между собой. Получилась схема.

Вывод: В феврале ветер чаще всего дул с юго-восточной стороны.

Практическое применение: расширяется представление о природных явлениях, проект способствует развитию творческой, исследовательской активности ребенка, можно использовать полученные знания в рисовании.

Оборудование: компас, вертушка, дневник наблюдений.

Список источников литературы:

Рекомендации руководителю исследования:

2. Реализация данного проекта дает возможность через исследовательскую деятельность пополнить знания ребенка о разнообразии природных явлений и содействует формированию у ребенка научной картины мира.

3. Работа над проектом позволяет создать условия для участия родителей в исследовательской деятельности.

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Славный доктор Айболит

Славный доктор Айболит Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - формировать представления о значении двигательной активности в жизни.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Чтение…

Комментарии

В блогах

Читайте также: