Исследовательская деятельность в средней школе

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе." — Транскрипт:

1 Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.

2 Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли; сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности); подготовить к профессиональному выбору.

3 Если ученик в школе не научился сам ничего творить, То в жизни он всегда будет только подражать, копировать, Так как мало таких, которые бы, научившись копировать, Умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Толстой

5 Организация проектной деятельности учащихся в школе имеет много положительных сторон: предусматривает детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей; дает возможность для реализации системного подхода к обучению, т.к. темы для ученических проектов могут быть межпредметными, что ведет к межпредметной интеграции; учитывает специфику интересов учащихся, поощряет инициативу детей, их самостоятельность; соответствует их способу усвоения знаний, прививает стремление к приобретению знаний; создает условия для более глубокого понимания сущности изучаемой темы, предусматривает развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, стимулирует исследовательскую деятельность учащихся, развивает творческие способности.

6 Проектная деятельность инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

7 Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Исследовательская, поисковая проектная деятельность Защита проекта Оформление результатов Прогнозирование новых пробле м

8 Совокупность методов, используемых в проектной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ исследовательскиенаучный методпоисковые дискуссии, эвристические беседы мозговые атакиролевые игры рефлексивные

9 оценка Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов Умения предметной области знания Интеллектуальные умения критического мышления Коммуникативные умения Совокупность соответствующих компетентностей Поиск информации осмысление Умения совместной деятельности применение анализ синтез Ключевые компетентности Умения дискутировать принимать решения

10 Проект должен быть посильным для выполнения Принципы организации проектной деятельности Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов Вести подготовку учащихся к выполнению проектов Обязательная презентация результатов работы по проекту Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов

12 8.Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданиям. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке) 10. Оформление результатов проектной деятельности 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка Этапы проведения проекта


Опыт исследовательской работы с учащимися в рамках предмета "литература".

Содержимое разработки

Исследовательская деятельность учащихся в среднем звене

(опыт работы)

Все мы знаем, что в современной школе сейчас невозможно полноценно работать без знания ФГОС нового поколения, которые подразумевают развитие, в том числе, и метапредметных умений учащихся.

Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Мы будем говорить об исследовательской деятельности, которая помогает развивать метапредметные умения.

Начинается эта работа ещё в начальной школе, где некоторые учителя занимаются с желающими детьми и весьма успешно. Например, один из учителей литературы начальных классов занимается этим не первый год, и её учащиеся успешно защищают свои работы, представляя их на различных конференциях. Важно, что темы работ выбираются в соответствии с возрастом детей и их интересами и желаниями. На наш взгляд, в начальной школе эти критерии самые важные, чтобы не отбить желание у детей в дальнейшем заниматься исследованиями. И на этой стадии уже выявляются учащиеся, которые в дальнейшем будут продолжать занятия исследовательской деятельностью.

Заметьте, все эти учащиеся с 5 класса занимались исследовательской деятельностью в группах, а потом и индивидуально с учителями-предметниками. В данном случае важно то, что темы выбираются учащимися самостоятельно и отражают их реальные интересы. Конечно, учитель корректирует формулировки и задаёт направление исследованию, но интерес ученика должен всегда учитываться, иначе работа просто не состоится. Мы не ставим перед собой задачу написать полное и исчерпывающее исследование по теме, это не диссертация, а детская работа. Наша задача – привить навыки исследовательской деятельности, подготовить почву для дальнейшего роста ребёнка, научить пользоваться научной терминологией. Учитель нужен, конечно, на всех стадиях работы, но как руководящее, направляющее и корректирующее начало.

В старших классах, когда многие ученики уже определились с выбором профессии или хотя бы направления и имеют определённые навыки исследовательской деятельности, работа продолжается индивидуально с теми, кто в этом заинтересован, кому необходимо собрать портфолио для поступления в вуз. Важно то, что основа уже есть, навыки и умения выработаны и отработаны. Поэтому дальнейшая работа идёт в большей степени в сторону усложнения материала.

Хочется отметить, что система работы с исследованиями учащихся, сложившаяся в гимназии, даёт свои плоды. С каждым годом увеличивается число учащихся, занимающих призовые места на различных конференциях школьников. Но самое главное даже не это, а то, что навыки исследовательской деятельности, так необходимые учащимся в дальнейшей их жизни во время обучения в вузе, приобретают практически все ученики гимназии.


-75%

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Исследовательская деятельность учащихся

Что подразумевается под исследовательской деятельностью школьников? Исследовательская деятельность учащихся – это такая деятельность, в процессе которой учеником школы осуществляется самостоятельный поиск и анализ информации, приобретаются новые знания и формируются умения, которые он применяет на практике.
Также, смотри: исследовательская деятельность в начальной школе


Осуществление самостоятельной исследовательской работы учеником возможно в том случае, если он владеет базовыми знаниями по исследуемой теме и имеет представление о ходе проведения поисково-исследовательской деятельности.

Приобретение навыков и умений проведения исследовательских работ способствует повышению образовательного уровня школьника и является трамплином для его успешного обучения в ВУЗе в будущем.

Для проведения исследовательского проектирования учащимися ставится творческая задача, решение которой им предстоит найти в ходе своей исследовательской деятельности.

Для точности полученного результата процесс творческого исследования осуществляется под руководством педагога, таким образом, приобретаемые учеником знания являются достоверными и хорошо уясняются.

Задачей проведения исследовательской деятельности среди учащихся школы является развитие у учеников творческих способностей и навыков исследования, воспитание целеустремленности. В ходе проведения поисково-исследовательских работ у ребенка формируется аналитическое, логическое и критическое мышление, формируется представление о будущей профессии.

Виды исследовательской деятельности

  • Реферативная
  • Экспериментальная
  • Проектная
  • Описательная
  • Исследовательская

Для написания реферата за основу берется сбор информации по выбранной теме и ее осуществляется ее представление в адаптированной форме. Для реферативной работы имеет значение достоверность информации и ссылки на первоисточники, в которых исследуемая проблема освещена более емко.

Во время проведения экспериментальных исследовательских работ основное внимание уделяется иллюстративному проведению эксперимента, уже существующего в науке, и его описанию. Ученик может дать свою трактовку полученного результата, ссылаясь на условия, в которых был проведен эксперимент.

В проектные работы (исследовательские проекты и исследовательские работы) входит прогнозирование результата решения проблемы исследования и приводится описание этапов его достижения.

Описательные работы предполагают описание процесса наблюдения за явлением, действием или развитием чего-либо. Для работ такого плана характерно выделение новизны исследования.

Работы учащихся, в ходе которых был самостоятельно получен экспериментальный материал и проведен анализ информации об исследуемом явлении, называются исследовательскими.

План проведения исследовательской деятельности

1. Выбор темы, выделение проблемы и формирование задач исследования .

2. Изучение теоретической информации по проблематике своего исследования в библиографических источниках.

4. Применение на практике разных методик исследования.

5. Сбор, анализ и обобщение своего материала, полученного в результате опытов.

6. Подведение итогов исследовательской деятельности

7. Оформление исследовательской работы в письменном виде.

8. Публичное выступление с докладом о проведенной исследовательской деятельности.

Проведение исследовательской деятельности среди обучающихся общеобразовательных организаций является современным методом образования, позволяющего развить личностные и исследовательские способности ученика, выработать у него мотивацию к саморазвитию и стремление к приобретению новых знаний.

Исследовательская деятельность в старшей и средней школе.

Работа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ имени Чеченова Ш.Ш. г.п.Кашхатау Черекского района Кабардино-Балкарской республики.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В числе приоритетных задач, которые стоят перед нами учителями, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, формирования умения самостоятельно конструировать собственные знания, подготовка человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.

Дистервег писал: «Искусство обучения заключается не в умении сообщить, а в умении возбуждать, будить, оживлять.

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. В этих условиях необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает всё больше и больше. Обучающие возможности художественной литературы очень велики. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими уроков литературы и русского языка.

Для достижения подобной цели следует решить следующие немало задач, среди которых организация образовательного процесса, который позволит стимулировать интерес к исследовательской деятельности, обеспечит мотивацию к занятиям; использование элементов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения; вовлечение школьников в исследовательскую работу.

Большие возможности в этом плане открывает проектно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на становление личности школьника через активные способы действия. Проекты-исследования на уроках направлены на получение знаний и на передачу знаний. Любой проект-исследование информационный, творческий, игровой, практический (по доминирующей в проекте деятельности), монопроект или межпредметный (по предметно-содержательной области), индивидуальный, групповой, коллективный (по количеству участников и характеру контактов в проекте), краткосрочный или долгосрочный (по продолжительности подготовки),- требует тщательной подготовки. Сначала требуется подготовительный этап: выбор примерной темы работы; определение цели работы; выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы; формулирование рабочей гипотезы; определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Затем следует основной этап: поиск и изучение литературы по теме исследования, выбор методов исследования, выполнение собственных исследований, анализ полученных результатов, подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи, подготовка работы к презентации.

Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя выделить в нем приоритетное направление, разработать цели, содержание и план реализации. На первом уроке необходимо мотивировать учащихся на изучение новой темы, обозначить проблемные вопросы, предложить темы для индивидуальных исследований, обсудить варианты оформления результатов, а также ознакомить учеников с проведением заключительного занятия (защиты проекта). На последующих уроках следует изучить программный материал, провести предварительное обсуждение работ учащихся (в особенности касающихся тем, рассматриваемых на данном занятии), проблемных вопросов проекта, дать консультации по начатым исследованиям. Затем хорошо бы провести контрольную работу, а на заключительном уроке заслушать презентации проектов.
Формы представления результатов проектной деятельности различны. Это и устная форма, и письменная форма, и наглядно-образная. Для того чтобы учащимся легче было заниматься исследовательской работой предлагаю алгоритм работы. - Определи тему проекта-исследования. –Определи проблему. -Определи цель работы. -Выбери объект исследования. -Сформулируй рабочую гипотезу. Определи конкретные задачи, решение которых позволит достичь цели. -Подведи итог. Сделай вывод.

В зависимости от объекта исследования, ученические работы, например, по литературе можно разделить на следующие виды:

анализ текста художественного произведения (цель: выявить его художественное своеобразие, особенности авторского стиля, мастерство писателя, типология образов…); сравнительный анализ двух или нескольких произведений (в подобной работе проблемы могут носить теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический характер); изучение жизни и творчества писателей; изучение эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей; реализация проекта.

Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

В 7-8 классах работу провожу коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Я же чаще всего выступаю в роли соавтора, но соавторство скорее формальное, ибо я всего лишь направляю и координирую деятельность учащихся.

В 9-11 классах исследовательскую работу провожу в группах и индивидуально, основной упор всё же делаю на индивидуальную работу. Как правило, задания составляю сама, ученики дополняют его. Здесь возможен вариант коллективного творчества. Я же выступаю в роли консультанта.

Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин: лингвистикой, историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при знакомстве (свой пример палех …. Анализ языка произведения… Выписать малые формы устного народного творчества)

Лингвистическое комментирование художественного текста, разъяснение и толкование нами непонятного обезопасит от искаженного и неполного понимания, даст возможность проникнуть в святая святых произведения. В связи с этим, можно предложить учащимся работу по толкованию и разъяснению непонятных слов.

В старших классах исследовательская деятельность носит несколько специфический характер и несет научную направленность.

Такой вид деятельности приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

Как уже говорилось ранее, современный ученик должен быть инициативен, самостоятелен, он должен находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимый материал, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. Он должен уметь самостоятельно искать информацию, находить ответ на поставленный вопрос. Отличительная особенность подобной работы состоит в том, что в нем делается большой упор на планирование деятельности и на самостоятельность деятельности ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования.

Условиями проектной деятельности является посильная возможность сбора информации; темы проектов не должны быть раскрыты в школьных учебниках, поэтому приходится перечитать много дополнительной литературы или покопаться в интернете. Он тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.

"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза исследовательской деятельности любого уровня.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Глубоко убеждена, что литература и русский язык как учебные предметы обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, стараюсь организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. А наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум, урок – исследование, урок-поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.

На уроке-практикуме по русскому языку по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ) было предложено ребятам самим провести исследование и составить алгоритм, с чем ребята справились хорошо. Вот один из алгоритмов, составленных учеником.

Хочешь получить высший балл за понимание содержания исходного

текста? Тогда запомни самое главное!

1.Внимательно читай текст. Быстрое чтение приводит к тому, что

ты просто не поймешь его содержание и позицию автора.

2.Определи, какие языковые средства использует в своей статье автор,

чтобы передать отношение к поднятой проблеме, теме и

воздействовать на читателя.

3.Определи, какова тема, проблематика, идея этого текста.

4.Определи, в каких предложениях открыто звучит авторская позиция.

5.Определи стиль и тип речи.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать внеурочная деятельность: викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, активнее, научились грамотно задавать вопросы, стали более коммуникабельны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Использованная литература

1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

3.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

4. Программы дополнительного образования, применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий, постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6. Общешкольные проекты на основе исследовательской деятельности.
7. Походы и экспедиции как самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и как элементы годового цикла проведения учебных исследований.
8. Научно-практические конференции и конкурсы как формы презентации исследовательской деятельности.
9. Деятельность тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).
Результаты исследовательского обучения делятся на две части. Первая отмечает соответствие результата исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения (способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.).
Качество исследовательской работы учащегося определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; способностью к рефлексии. Таким образом, исследовательская деятельность превращается в ведущую для подросткового возраста, поскольку задает способ реализации эффективных социальных, субкультурных, профессиональных проб.
Можно выделить основные виды учебно-исследовательской деятельности:
- проблемно-реферативное исследование: сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностическое исследование: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
- изобретательско-рационализаторское исследование: усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
- описательное исследование: наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий, содержащих проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание [2].
К исследовательским заданиям относятся:
- познавательные задачи – специально подобранные учебные задачи, которые должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельности на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес (например: какое количество электроэнергии потребляет наша школа);
- творческие задачи, которые могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание;
- урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя;
- урок-семинар, который базируется на содержании учебного материала предыдущих занятий.
Таким образом, нужно отметить важность и необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

Читайте также: