Исследовательская деятельность в детском саду рб

Обновлено: 02.07.2024

В статье раскрывается понятие педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности. Описана модель педагогического сопровождения исследовательской деятельности в учреждениях дошкольного образования, включающая следующие взаимосвязанные блоки: организационно-целевой, содержательный, процессуальный и диагностический.

В современных условиях внимания к субъект-субъектному характеру отношений на дошкольной ступени образования актуальным становится обращение к вопросам педагогического сопровождения ребенка в ходе образовательного процесса. Основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы [1].

Анализ работ многочисленных исследователей (Э. М. Александровской, М. Р. Битяновой, Е. И. Казаковой, Н. В. Куренковой, Е. Б. Манузиной, Т. Н. Сапожниковой, Т. В. Солодовниковой, А. Р. Уразовой и др.) позволяет нам сделать вывод, что педагогическое сопровождение включает в себя умение педагога быть рядом, следовать за ребёнком, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в обучении, воспитании и развитии. Данное понятие наиболее активно применяется в выборе разных видов детской деятельности (продуктивной, игровой, двигательной и др.), в связи с дальнейшим социально-личностным развитием и самоопределением ребёнка в жизни, носит опережающий характер.

В рамках нашего исследования сконструирована теоретическая модель педагогического сопровождения исследовательской деятельности в учреждениях дошкольного образования. Теоретико-методологическим основанием для составления данной модели являются деятельностный, компетентностный и личностный подходы:

- деятельностный подход способствует формированию социокультурной позиции обучающихся на основе исследования как продуктивного способа освоения окружающей действительности;

- компетентностный подход обеспечивает развитие компетентностей у детей, овладение базовыми исследовательскими компетенциями личности (как составляющих исследовательских способностей);

- личностный подход признает уникальность личности каждого ребёнка, его право на активность и инициативность.

В связи с выбранной методологической стратегией в модель включены следующие взаимосвязанные блоки: организационно-целевой, содержательный, процессуальный и диагностический, также выполняемые функции: личностно-ориентированная, деятельностная, технологическая и оценочная.

Организационно-целевой блок представлен целью и этапами осуществления педагогом исследовательской деятельности детей в учреждении дошкольного образования. Мы определяем цель как мысленное предвосхищение результатов деятельности, поэтому в нашем исследовании цель направлена на обеспечение педагогического сопровождения исследовательской деятельности в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, способствующая формированию социокультурной позиции обучающихся на основе исследования как продуктивного способа освоения окружающей действительности.

Достижение поставленной цели возможно при решении определенных групп задач: формирование исследовательских способностей ребенка, выработка навыков социального взаимодействия; развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

Для реализации данных задач педагогу необходимо осуществлять деятельность по трем этапам [2, 3].

На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в окружающем и т.д.).

На третьем этапе целесообразно организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Для этого используются следующие формы организации конструирования, которые применяются именно в такой последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям.

В соответствии с поставленными задачами нами сформулирован содержательный блок педагогического сопровождения исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Данный блок определяет содержание педагогического сопровождения исследовательской деятельности, включающее как результат личностного развития ребенка – формирование умения решать проблемную ситуацию. Достижение данного результата возможно благодаря разработке индивидуального образовательного маршрута исследовательской деятельности ребенка, обучению детей дошкольного возраста рефлексивной деятельности и формированию базовых компетенций у педагогов учреждения дошкольного образования.

Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемные ситуации, которые решая которые, ребенок будет открывать для себя что-то новое.

Для исследовательской деятельности детей могут быть выбраны следующие типы исследований:

Содержание исследовательской деятельности детей заключается в овладении детьми умений рефлексивной деятельности: осознание значимости собственной деятельности, проявление активности, осознание своей индивидуальности, уникальности и предназначение, которые проявляются из анализа его деятельности и ее продуктов.

Предполагается, что педагоги учреждения дошкольного образования должны владеть определенным перечнем компетенций, который позволит им эффективно выстраивать образовательный процесс, в рамках сотрудничества взрослых и детей, достигать высоких результатов и повышать свою профессиональную компетентность в целом.

При организации исследовательской деятельности детей в учреждении дошкольного образования педагог должен стать для ребенка соратником, консультантом, помощником начинающего исследователя. Воспитатель дошкольного образования, подготовленный к решению задач исследовательской деятельности, должен обладать рядом характеристик творческого человека, ему необходимо овладеть набором специфических исследовательских умений. Основные из них, те, что свойственны успешному исследователю. Это прежде всего: умение видеть проблему, умение разрабатывать гипотезу, умение наблюдать, экспериментировать и т.д. А.И. Савенков определил ряд специфическх педагогических способностей и умений, необходимых при организации исследовательской деятельности детей. Педагог должен:

  • обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть удивительное в обыденном;
  • уметь увлечь детей дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой детей;
  • быть способным к выполнению функции партнера в поиске;
  • уметь быть терпимым к ошибкам детей;
  • предлагать свою помощь лишь в том случае, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность своего поиска;
  • внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме;
  • поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам.

Процессуальный блок модели педагогического сопровождения исследовательской деятельности дошкольников включает разнообразные формы, методы и средства взаимодействия с детьми.

Формами педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности являются: совместная деятельность ребенка со взрослыми и другими детьми дошкольного возраста; самостоятельная деятельность детей. Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека), это способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения. Следует подчеркнуть, что исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования организуется в форме игрового практикума.

Диагностический блок включает в себя комплексную методику, позволяющую диагностировать базовые исследовательские умения детей дошкольного возраста. Проведение диагностики позволит уточнить уровень развития исследовательских умений детей дошкольного возраста, спроектировать педагогическое сопровождение исследовательской деятельности ребенка.

Таким образом, представленная модель педагогического сопровождения исследовательской деятельности в учреждениях дошкольного образования обеспечивает формирование социокультурной позиции обучающихся на основе исследования как продуктивного способа освоения окружающей действительности.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. При формировании познавательной активности воспитанников исследовательскую деятельность и экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Основа организации исследовательской деятельности – познавательный интерес, который характеризуют вопросы детей, активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений, стремление поделиться с другими новой информацией, эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ребёнка (жест, мимика, обмен впечатлениями), регулятивные процессы (сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость), поведение детей при затруднениях.

Взрослый обучает ребенка, сообщает ему разные знания, в том числе доступно и обоснованно отвечает на его вопросы. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности.

Одной из потребностей, лежащих в основе познавательного развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, представлениях.

Потребность общества в активных, образованных, одаренных, интеллектуально развитых людях и способности ребенка к развитию.

Признание в теории и практике познавательно - исследовательской деятельности, как деятельности, где активность ребенка направлена на постижение устройства мира и не разработанность приемов по ее организации.

Необходимость определенной познавательно - исследовательской среды как условия эффективного развития познавательного интереса и отсутствие нежелания у педагогов создавать эту среду.

Выявленные противоречия определили проблему, связанную с развитием познавательного интереса на основе условий организации познавательно - исследовательской деятельности.

Таким образом, можно сделать соответствующие выводы. Исследовательская деятельность содержит огромный потенциал для формирования у старших дошкольников познавательного интереса. Она обеспечивает постоянную открытость ребёнка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем.

Определив научные основы и методики развития познавательного интереса у детей старшего возраста на базе анализа методической литературы по данному направлению я выработала стратегию деятельности, которая является для меня и моих воспитанников оптимальной и эффективной.

Наблюдая за деятельностью детей во время прогулок, проводя с ними опыты и эксперименты с различными материалами и предметами, я обратила внимание на то, как в глазах ребят загораются искорки любопытства: сейчас произойдёт что-то интересное и необычное. Эти наблюдения подтвердили убеждения в том, что детское экспериментирование - замечательное средство для познавательного развития воспитанников, так как оно порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы ребёнок мог самореализоваться. Для познавательного развития детей вместе с родителями воспитанников создала в группе уголок познавательной практической деятельности, оснастив всем необходимым оборудованием для определения свойств различных веществ: твердости, мягкости, по сыпучести и вязкости, по растворимости, по цвету, запаху и температуре. Материалы, подлежащие исследованию: пищевые материалы, растворимые ароматические вещества, природные материалы, бросовый материал, бумага разной фактуры и цвета и другие. При проведении детских опытов и экспериментов детям предоставляю свободу выбора и доступности для исследовательской деятельности. К оформлению и содержанию уголка познавательно- практической деятельности предъявляю требования в соответствии с перечнем средств оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

В ходе работы систематизировала методический и практический материал по проблеме, разработала методические памятки, советы для родителей и педагогов.

Уверена, что создание соответствующих предметно-игровых условий в группе и учреждении дошкольного образования является необходимым фактором всестороннего развития ребёнка, помогает повысить качество образовательного процесса.

Образовательный процесс с воспитанниками начала на втором этапе, реализующем. Работу с детьми проводила по определённой системе, при наличии определённых условий: последовательно и систематически. Образовательный процесс организовывала таким образом, чтобы ребёнок являлся активным участником, а не пассивным наблюдателем. Всё воспитание и обучение детей строила в личностно-ориентированной модели. На занятиях и в процессе самостоятельной деятельности воспитанников преподносила не готовые истины, а давала возможность самим исследовать, экспериментировать, наблюдать, чтобы дать возможность прийти к желаемому результату своего исследования.

1. Форма проведения: совместная деятельность взрослого и детей. Это организация режимных моментов в течение дня, развлечения, театрализации, игры, конструирование, прогулки, наблюдения, опыты, экскурсии, чтение
познавательной литературы, самостоятельная деятельность детей.

3.Методы: словесные: рассказывание, объяснение, чтение художественных произведений, прослушивание аудиоматериалов, игровые ситуации; наглядные: рассматривание иллюстраций, показ воспитателем, наблюдения, просмотр мультимедийных презентаций, видео- и фотоматериалов; практические: дидактические игры, опыты, эксперименты, элементы
театрализации, сюжетные игры.

В своей работе использую три уровня реализации исследовательской деятельности по принципу от простого к сложному:

1. Ставлю проблему, намечаю стратегию и тактику её решения, само решение ребёнок находит самостоятельно.

3. Постановку проблемы, поиск методов её исследования и разработку решения ребёнок осуществляет самостоятельно.

Работа с воспитанниками показывает, что самый эффективный для их познавательного развития третий уровень. Ребёнок самостоятельно ищет способ решения поставленных перед ним задач, пробует, ошибается, экспериментирует и получает неожиданный ответ на свои вопросы. Исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей, они не просто усваивают информацию, которую даёт взрослый, они активно приносят в этот сложный процесс содержание собственного опыта.

В организации познавательной практической деятельности часто тему исследования подсказывают сами дети. Стоит только не пропустить, что именно им интересно: почему в холодильнике холодно, где растёт пирожное, откуда к нам приходит сыр?

Существенным итогом моей работы можно считать появление и повышение интереса воспитанников к исследовательской деятельности.

Меня радует то, что я вижу результаты своего труда. Воспитанники коммуникабельные, целеустремлённые, раскрепощённые, умеют свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Так же хочется отметить положительное влияние исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребёнка, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Я считаю, что элементарную исследовательскую деятельность необходимо внедрять, уже начиная с младшего дошкольного возраста и видеть перспективу развития познавательного интереса у детей на протяжении всего дошкольного периода.

Отслеживая успехи обучения своих воспитанников в начальных классах, я получаю хорошие отзывы от учителей и благодарность от родителей.

1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерствообразования Республики Беларусь. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с.

3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. — Минск : Нац. ин­т образования, 2012. — 184 с.

4. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 184 с.

5. Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Г. Н. Казаручик. — Минск : Нац. ин­т образования, 2014. — 72 с.

6. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) :учеб.­метод. пособиедля педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин­т образования, 2014. — 255 с.

7. Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин­т образования, 2014. —
48 с. : ил.

8. Лобынько Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников /Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск :ИВЦ Минфина, 2010. — 220с.

12. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 64 с.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.doc 60 КБ
issledovaniya_v_sadu_2_-_kopiya.ppt 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в детском саду

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность .

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

  • Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
  • Второй вид , когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий

совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

  • Проблемная ситуация
  • Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)
  • Выдвижение гипотез
  • Подбор материала для проверки гипотез
  • Проверка гипотез
  • Формулирование и оформление вывода

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
  • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Из опыта работы:

Дядюшка Филин рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена .

В рамках этого проекта мы:

- цвет, вкус, запах, хрупкость, твёрдое и жидкое состояние шоколада;

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются :

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе :

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Значение исследовательской деятельности для детей :

– Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

– Развивается речь ребенка.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

– Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

– Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

• Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

• Второй вид, когда ориентировочно-исследовательская деятельно-сть организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий

совпадает с моделью научного исследованияи включает в себя следующие этапы:

Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)

Подбор материала для проверки гипотез

Формулирование и оформление вывода

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приё мы:

• Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

• Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

• Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.

• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.

• Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.

• Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Из опыта работы:

Любознайка рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с ним мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере, исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) "Исследовательская деятельность в детском саду " из опыта работы. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.

Исследовательская деятельность детей в детском саду

Исследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Целью мастер-класса является: передача коллегам личного профессионального опыта, разработок в сфере исследовательской (экспериментальной) деятельности.
Задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий воспитания.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.




Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности методом экспериментирования.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.


Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает иоказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В моей группе оборудован экологический уголок в виде мини-лаборатории, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенны


опытов.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
– приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,
компас, магниты;



– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
– природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;







При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.

Сегодня я вам хочу продемонстрировать несколько экспериментов, которые мы проводим с ребятами. Прежде чем начать с моими помощниками научные эксперименты мы превращаемся в исследователей (надеваем белые халаты). И вас я попрошу надеть халаты.
Для первого опыта мне необходимо два помощника.

Опыт №1. Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка. Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Опыт №3. Нужно взять свечу на блюдце и зажечь. Когда свеча разгорелась, накройте её стаканом. Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.

Опыт №4. В следующем опыте со своими исследователями мы используем дрожжи, сахар и тёплую воду. Необходимо некоторое время для того чтобы дрожжи растворились и началась реакция, только тогда шарик начнёт надуваться.

Читайте также: