Исследовательская деятельность студента как основа профессионального роста кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. В качестве одной из важнейших задач подготовки студента рассматривается достижение такого уровня образованности студентов, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Становится очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить специалистов с повышенным творческим потенциалом. При этом надо иметь в виду, что участие студентов в исследовательской работе готовит большинство из них не к будущей карьере научного работника, а, прежде всего – специалиста, использующего методы науки в практических целях. Широкая педагогическая практика свидетельствует о необходимости применять исследовательские методы в процессе обучения и воспитания студентов, модифицировать ряд методов научного поиска для решения конкретных педагогических задач. Сущность развития личности студента при выполнении самостоятельного исследования заключается в качественном изменении познавательной деятельности, в которой он выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, мотивационной сферы, предметных действий и умений учащихся, а также позиции самого студента, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным.

В процессе работы я пришла к убеждению, что фундаментальной основой и показателем культуры учебно-исследовательской деятельности является владение студентами исследовательским методом. Исследовательский метод составляет основу творческой самореализации студентов в учебно-исследовательской деятельности и творческого саморазвития в ней.

Поскольку считается, что метод - это не только процессуальная, но и личностная характеристика, в центре модели - личность студента, обладающая методологической культурой. В качестве структурных личностных компонентов исследовательского метода представлена система ценностных ориентаций на творческую самореализацию и саморазвитие, система общенаучного и методологического знания.

В процессе учебной работы я создаю условия для овладения студентами методами познания.

Пространство методов познания

В процессе работы используются все возможные уровни самореализации студентов в учебно-исследовательской деятельности: репродуктивно-стереотипный, адаптационный, творчески-рефлексивный.

  • отсутствие устойчивой системы ценностных ориентаций на творческую самореализацию и саморазвитие в учебно-исследовательской деятельности;
  • отсутствие целостной, личностной системы знаний о культурологическом потенциале исследовательского метода и методов, входящих в его многомерную структуру;
  • отсутствие чувствительности к противоречиям, ощущение их внешней "заданности" условием учебно-исследовательской задачи;
  • отсутствие способности мыслить противоречиями;
  • стереотипность мышления, познавательной деятельности, общения;
  • отсутствие интеллектуальной активности и продуктивности, инициативы на всех логических этапах учебно-исследовательской деятельности; стереотипность личностно значимых целей учебно-исследовательской деятельности;
  • низкий уровень общей культуры студента.
  • пассивный уровень - барьеры осмысливаются лишь с помощью педагога применительно к конкретной учебно-исследовательской ситуации или задаче;
  • экстенсивно-продуктивный уровень - студенты способны к самостоятельному обнаружению барьеров применительно к конкретной учебно-исследовательской ситуации, но они не способны к систематизации их в личном опыте творческой, исследовательской деятельности;
  • креативный (интенсивно-продуктивный) уровень - студенты способны видеть не только внешние, но и внутренние (личностные) барьеры творческой самореализации в учебно-исследовательской деятельности.


Рис. 2. Динамика ценностных ориентаций студентов

  1. Интеллектуальное развитие.
  2. Развитие субъективной позиции в учебно-познавательской деятельности.
  3. Сотворчество с педагогом.
  4. Творческое саморазвитие в учебно-познавательской деятельности.
  5. Овладение теоретико-методологическими основами профессиональной деятельности.
  6. Творческая самореализация в учебно-исследовательской деятельности.
  7. Развитие научного стиля деятельности, мышления, общения.
  1. Разработка оригинальных моделей.
  2. Конструкторское решение моделей сложных форм.
  3. Решение конструкторских задач.
  4. Поиск наиболее эффективных способов обработки.
  5. Разработка конструкторско-технической документации.
  6. Трансформация моделей на одной базовой основе.
  7. Разработка изделий из нерациональных отходов и межлекальных выпадов.
  8. Изготовление изделий декоративно-прикладного характера.

Я сталкиваюсь в своей практике с пятью основными видами творческих работ. Это работы информационно-реферативные, проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные, исследовательские.

  • знакомство с методами научного исследования;
  • индивидуальные предметные задания для написания рефератов, докладов, статей в местные и периодические издания;
  • введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ;
  • самостоятельная работа студентов по отдельным разделам учебного материала;
  • непосредственное исследование какого-либо процесса, явления;
  • выполнение выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований: студент самостоятельно разрабатывает и исследует темы, которые наработаны при прохождении производственной и квалификационной практик.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Я сталкиваюсь с тем, что на одних и тех же источниках, возможно, выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов. Суть реферативной работы - в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

Отдельного внимания заслуживает организация исследовательской деятельности студентов в период прохождения производственной практики. Практика - связующее звено между учебным процессом и последующей работой на предприятии. Поэтому при составлении плана исследовательской работы преподаватель, являющейся руководителем практики, совместно с руководителем практики от предприятия определяют темы индивидуальных исследований различной степени сложности. Хорошо зарекомендовавшие себя молодые специалисты могут быть приглашены на работу. При этом на первый план выступают быстрая адаптация к условиям труда, социальная мобильность и способность к реализации своих возможностей.

  • введение в задание на курсовое и дипломное проектирование специальных разделов, связанных с решением проблемно-технических и творческих задач;
  • проведение научно-учебных семинаров;
  • выступление с докладами на студенческих региональных, федеральных конференциях.

Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности студентов оказывается возможной при условии развития у него способности сравнивать и объяснять явления, вскрывать причинно-следственные связи, высказывать предположения: чем выше уровень развития способностей к исследовательской деятельности у педагога, тем продуктивнее результаты учебно-исследовательской деятельности студентов.

Мой опыт преподавателя специальных дисциплин в техникуме позволяет сделать вывод, что успех в процессе образования зависят в большей мере от правильно выбранной педагогической технологии. Важно, не только безусловное владение преподавателем теоретическим и фактическим материалом, но и стремление заинтересовать слушателя. Осознание студентами тех или иных сложных вопросов сущности специальности должно способствовать более активному в последующем изучению всех специальных дисциплин.

От занятия к занятию растет число студентов, желающих заниматься исследовательской работой, резко повысился интерес к самостоятельной работе по поиску интересной, не знакомой им профессиональной литературы, ее анализу.

Для повышения качества подготовки к профессиональной деятельности необходимо не только обучать знаниям, формировать умения и навыки будущего специалиста, но и формировать предпочтения этой деятельности, а поскольку признаком ярко выраженной склонности к виду деятельности является наличие способностей, то необходимо на основе развития способностей к профессиональной деятельности формировать предпочтения будущего вида профессиональной деятельности.

Список используемой литературы

1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М., 2000.

2. Сердобинцев В.Я. Научная работа студентов - одно из важных условий формирования мировоззрения и профессиональной подготовки Саратов, 2001.

3. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов (Программно-методическое пособие). М., 2000.

4. Огороднейчук Л.Д. Роль и место научных методов в развитии конкретных научных направлений, 2002. - Вып. З. - С. 45б-46з.

5. Кукушин В.С. “Теория и методика обучения”, Ростов-на-Дону “Феникс”, 2005 г. – 474 с.

6. Фокин Ю.Г. “Теория и технология обучения: деятельностный подход”, М, Издательский центр “Академия”, 2006 г. – 240 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Багаутдинов Р.Р., Миронова А.В.

Bagautdinov R. R., Mironova A.V.

Regional state budgetary professional educational institution "Dimitrovgrad technical College", Russia, Dimitrovgrad

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

RESEARCH ACTIVITY AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Аннотация: В статье обоснованно значение исследовательской деятельности для развития профессионально необходимых качеств и формирования общих и профессиональных компетенций студентов. Определены цели, принципы организации исследовательской деятельности в профессиональных образовательных учреждениях, описаны этапы работы над исследовательским проектом.

Abstract: the article substantiates the importance of research activities for the development of professionally necessary qualities and the formation of General and professional competencies of students. The purposes, principles of organization of research activity in professional educational institutions are defined, the stages of work on the research project are described.

Ключевые слова: образовательные стандарты, общие и профессиональные компетенции, исследовательская деятельность.

Современные требования, предъявляемые федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и ФГОС СПО по топ-50 востребованных специальностей и профессии привели к пересмотру организационно-методической основы образовательной деятельности и самой технологии обучения.

Одним из путей решения проблемы формирования новых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС СПО является организация исследовательской деятельности обучающихся. Организация исследовательской деятельности студентов позволяет сформировать у них как общие так и профессиональные компетенции.

Основными видами исследовательской деятельности студентов могут являются:

- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;

- изобретательно-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов, лабораторных стендов.

Специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет активно и эффективно анализировать и решать профессиональные проблемы, разрабатывать и выбирать наиболее рациональные алгоритмы, ресурсы и технологии, а не только использовать готовые, порой и устаревшие решения профессиональных задач.

Организация исследовательской деятельности студентов позволяет активировать их познавательную деятельность, вовлекает их в поиск решения сложных проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение делать выводы, обобщать, стимулирует творческую активность, способствует к самостоятельному поиску альтернативных решений возникших проблем, тем самым способствует к формированию их компетенций.

Достижение нового качества образования предполагает создание психолого-педагогических условий: повышение уровня мотивации образовательной деятельности обучающихся; повышение уровня социальной и личностной значимости результатов начального и среднего профессионального образования (табл. 1).

Таблица 1 – Мотивационная сфера студентов к исследовательской деятельности

​ стремление к познанию, приобретению новых знаний и навыков; творческий поиск;

​ возможность самовыражения и саморазвития

​ стремление к успеху, достижению цели;

​ желание находить и решать проблемы;

​ получение удовлетворения от учебы и научной деятельности

​ желание занять достойное место в обществе;

​ желание найти высокооплачиваемую работу;

​ желание стать профессионалом в избранной сфере деятельности

Сегодня на первый план выходят такие перспективные стимулы, как возможность после окончания колледжа занять достойное место в жизни, реализовать свои способности, занять приемлемую нишу на рынке труда [2].

Всю научно-исследовательскую работу, которую выполняют студенты в колледже, можно разделить на две большие группы:

- работы, предусмотренные действующим учебным планом (индивидуальное, курсовое и дипломное проектирование, производственная практика);

- исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

Комплексная система организации исследовательской деятельности в колледже обеспечивает непрерывное участие преподавателей и студентов в проектно-исследовательской деятельности.

Преемственность методов и форм исследовательской деятельности от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим делает эту деятельность наиболее эффективным.

Формирование навыков, умений, общий компетенции и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения исследовательских проектов, обучение основам самостоятельной работы осуществляется на 1-м и 2-м курсах обучения.

На 3-м курсе в ходе общепрофессиональной и специальной подготовки, выполнения небольших самостоятельных исследований, исследовательских курсовых проектов и заданий творческого характера происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, формировании общих и профессиональных компетенции, методик проведения исследований и обработки результатов.

На 4-м курсе происходит формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления и подхода к решению конкретных задач, развитие творческого мышления и подхода к решению конкретных задач, умения самостоятельно принимать и реализовать решения, использование полученных знаний на практике. Это можно осуществить при выполнении исследовательских выпускных квалификационных работ, проектно-исследовательских работ [1].

Как показывает опыт работы, что полезным для активации исследовательской деятельности студентов является вовлечение их в работу научного общества студентов (НОС). Основные цели НОС: создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации; формирование интереса к глубокому изучению наук, научно-исследовательской и рационализаторской работе.

Преподаватели, участвовавшие в работе НОС, готовят своих студентов к участию в различных предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, турнирах; проводят семинары, научно-практические конференции; выступают с лекциями, докладами, творческими отчётами; организуют встречи с учёными, сотрудниками научно-исследовательских организации; проводят совместные заседания НОС; оказывают помощь в подготовке творческих работ и их публикации в научных журналах. Результаты совместной работы преподаватели и студенты представляют на ежегодных научно-практических конференциях в колледже, а также на конкурсах и конференциях других уровней.

Учитывая дидактические условия, которые способствуют формированию и развитию исследовательской деятельности студентов учебно-исследовательскую работу студентов целесообразно организовать следующим образом (рассмотрим на примере решения экологических задач).

1. Этап теоретической подготовки.

Изучаются основные экологические проблемы. Особое внимание обращается на региональные экологическое проблемы. На этом же этапе осуществляется ознакомление студентов с программой и методикой исследовательской работы.

2. Этап организации исследовательской деятельности

Организуется исследовательская деятельность студентов по изучению местных экологических проблем. При этом используются разнообразные методы для экологического исследования: наблюдение, измерение, инвентаризация объектов, проведение опытов, биоиндикационных исследований, осуществление анкетирования, интервьюривание жителей и руководителей предприятий, анализ карт, документов, печатных источников, музейных экспонатов и др..

3. Этап оценки результатов исследовательской деятельности

На этом этапе следует дать оценку экологической ситуации на основании данных исследований. Выделяются экологические проблемы региона и планируются возможные практические действия по их решению.

4. Этап практического применения результатов исследовательской деятельности

На этом этапе происходит творческая самореализация студентов. Они оформляют и пропагандируют результаты своих исследований через выступления на итоговых конференциях, на деловых играх. Выпускают стенгазеты, бюллетени, возможно публикация в различных средствах массовой информации или интернет - ресурсах, обращаются со своими предложениями в местную администрацию. Организуют трудовые десанты по благоустройству и др.

5. Этап подведения итогов исследовательской работы

Подводятся итоги исследовательской деятельности. Результаты исследований используются на занятиях при изучении экологических проблем. Устанавливаются взаимосвязи между региональными и глобальными экологическими проблемами [3].

Работа над темой исследования завершается выступлением на научно-практической конференции в колледже или на мероприятиях более высокого уровня, написаний статей и их публикацией в сборниках материалов конференций.

Введение индивидуальных проектов уже на 1-м курсе обеспечивает преемственность формирования новых образовательных результатов, предусмотренных требованиями ФГОС СПО. Индивидуальный проект как особая форма учебно-познавательной деятельности студентов способствуют формированию общих компетенции, достижению личностных и метапредметных результатов обучения.

Развитие поля исследовательской деятельности студентов, вовлечение большего числа обучающихся в творческую работу помогает повысить качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Таким образом, организация исследовательской деятельности является эффективным механизмом формирования компетенций будущих специалистов, фактором развития профессионально важных качеств, необходимых в их профессиональной деятельности.

1. Козельская, О.В. Исследовательская деятельность как фактор развития профессионально важных качеств молодых педагогов [Текст] / О.В. Козельская, О.Н. Кубракова // Новое поколение профессионалов: современный формат педагогической деятельности: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск, 2017. – С.322-325.

3. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития у студентов исследовательских компетенций. Подчеркивается важность исследовательских навыков в процессе обучения.

Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалмста

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития у студентов исследовательских компетенций. Подчеркивается важность исследовательских навыков в процессе обучения.Ключевые слова:исследовательская деятельность, компетенции.

Проведя параллель между выделенными особенностями исследовательской деятельностью студентов можно составить следующую таблицу.Исследовательская деятельностьИсследовательская компетентностьрешение проблем и задач без использования стандартных алгоритмовнеалгоритмичностьиспользование методов исследовательской деятельности в решении профессиональных задачуниверсальность, полифункциональностьформирование и развитие в ходе исследовательской деятельности личностных качествмногомерность

желание и готовность преподавателей заниматься и руководить этим видом деятельности;

В процессе реализации данных целей нами решаются следующие задачи: формирование исследовательских компетенций, развитие творческого и аналитического мышления, формирование потребности к получению новых знаний и применению их в своей профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств и компетенций. В связи с этим при выборе содержания для исследовательской деятельности СНО мы отдаем предпочтение материалу, который может быть реализован в будущей профессиональной деятельности студентов. Кроме того,участвуя в деятельности СНО, студент само утверждается как личность, у него возникает и укрепляет свои позиции познавательный интерес, мотивация на поиск новых знаний. Таким образом, исследовательский опыт может быть определен, как совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности, полученных в ходе исследовательской деятельности, которое в дальнейшем обеспечивают субъектное отношение к выполняемой деятельности, обращенность к своим возможностям в ходе выполнения последующей исследовательской деятельности, тем самым, способствуя формированию исследовательской компетенции[2]. Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, получая и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты, они оттачивают коммуникативную компетенцию, формируются компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности, направленные на востребованность специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста.

Таким образом, исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного, инициативного и творческого специалиста.

Ссылки на источники1.БережноваЕ.В. Основы учебноисследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений[Текст] /Е.В.Бережнова, В.В.Краевский. —М.: Академия, 2007. —128с.2.ЛебедеваС.А., ТарасовС.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии[Текст] / С.А.Лебедева, С.В.Тарасов // Практика административной работы в школе. —2003. —№7. —С.41—443.ЛеонтовичА.В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей)[Текст]/ А.В.Леонтович. —М.: МГДД(Ю)Т, 2003. —110с.4.РубинштейнС.Л. Принцип творческой самодеятельности[Текст] /С.Л.Рубинштейн. //Учен. Зап. Высш. шк. Г.Одессы. —Одесса, 1922. —Т.2. —С.106.5.СавенковА.И. Исследовательская практика: организация и методика[Текст] / А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. —2005. —№1. —С.30—33.

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение к познанию, исследованию изучаемых явлений. Для этого в образовательных учреждениях создаются благоприятные условия, способствующие реализации творческих идей обучающихся и их педагогов. В России создано огромное образовательное пространство, представленное для реализации ярких проектов обучающихся различного возраста.

ВложениеРазмер
rol_uchebno.docx 23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

Основная задача профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента от пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Одним из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

Учитывая это, в колледже необходимо создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях.

Средством достижения поставленной цели является научно-исследовательская деятельность студентов.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, направленный на повышение уровня подготовки специалистов на основе привития студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности (направлению подготовки).

Научно-исследовательская работа студентов может организоваться и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах:

  • учебно-исследовательскую работу, проводимую в учебное время (далее - УИРС), т.е., встроенную в учебный процесс;
  • научно-исследовательскую работу студентов, организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС (выполняемые во внеучебное время, и дополняющие учебный процесс).

Целью учебно-исследовательской работы обучающихся является развитие способности и готовности к самостоятельному осуществлению научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в современных условиях.

Основными организационными формами научно-исследовательской работы студентов в колледже являются:

- элементы научных исследований в курсовых и дипломных работах;

- проведение учебных занятий с элементами научных исследований;

- проведение предметных олимпиад;

- участие студентов в работе научных конференций;

- студенческие научные кружки;

- участие студентов в студенческих научных организационо-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (общетехникумовских, региональных, всероссийских, международных), к которым относятся: конференции, смотры–конкурсы научно-исследовательских работ студентов, олимпиад по дисциплинам и специальностям.

Эта форма работы приобщает студентов к научному поиску, требует самостоятельной работы с литературой, повышает качество знаний, способствует формированию первых навыков исследовательской работы, формированию творческого мышления, развитию эрудиции, кругозора и дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Во время прохождения учебной и производственной практики студенты закрепляют теоретические знания, овладевают навыками, манипуляциями, передовыми методиками труда. После окончания практики каждый студент составляет отчет по производственной практике. Отчет и характеристика обязательно заверяется печатью автотранспортного предприятия и подписью руководителя предприятия. Руководитель пишет отзыв на работу студента за период практики. В отзыве дается оценка деловых качеств студента, его теоретическая и практическая подготовка, выполнение им программы производственной практики, активность в освоении практических навыков и достигнутое мастерство. Отмечается выполнение студентом правил внутреннего трудового распорядка, правил охраны труда и выполнение требований пожарной безопасности. При необходимости, делаются замечания по работе студента.

Преподаватель – руководитель практики проводит зачетное занятие, на котором определяется полнота выполнения студентом рекомендованного объема практических навыков, а также оценивается способность студента к самостоятельному выполнению основных видов работы в соответствии с критериями оценки знаний и практических навыков по ФГОС.

Учебный процесс в колледже организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. Сначала студенты пишут работы реферативного характера по темам практических занятий и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах. Далее на заключительном этапе изучения учебной дисциплины они выполняют курсовые работы. В течение всего периода обучения предусмотрено выполнение трех курсовых работ. На выпускном курсе выполняется Дипломный проект. Выполнение данных работ предусмотрено Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования как обязательный вид аттестации студентов.

Студентам предоставляется право выбора конкретной темы дипломного проекта из предлагаемого списка в соответствии с их научными интересами. Кроме того, они могут сами предложить тему при условии обоснования целесообразности ее разработки.

В процессе работы над курсовыми и дипломными работами студенты проявляют большую заинтересованность и приобретают умения излагать свои мысли, делать выводы, выступать перед аудиторией. Выполнение этих работ способствует усилению интереса к выбранной профессии, расширению кругозора студентов, адаптации их к будущей профессиональной деятельности.

В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов. Успех учебно-исследовательских работ студентов определяется их актуальностью и глубиной исследований.

Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе кружков, семинаров, конкурсах, олимпиадах, научно-практической конференции. Научный кружок является первым шагом в научно-исследовательской работе студентов и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего это подготовка докладов рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научно-практической конференции. Кружок, как правило, объединяет студентов различных курсов. Формами подведения итогов работы кружков является участие в научных конференциях, проведение круглых столов.

Участие студентов в научно-практических конференциях исследовательских работ. Обучающиеся получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы.

Это является очень полезным результатом, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

Завершающим этапом учебно-исследовательской деятельности является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.

Таким образом, организация УИРС в колледже помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.

Читайте также: