Исследовательская деятельность с детьми овз в доу
Обновлено: 30.06.2024
В педагогическом материале описан опыт работы с детьми с умственной отсталостью легкой степени по формированию у детей исследовательских способностей. Описано создание условий для развития экспериментальной деятельности детей разных категорий.
Оценить 1934 0
Березина Л.Н. воспитатель МБДОУ д/с №210,
«Природа так обо всем позаботилась,
Леонардо да Винчи
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования . Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника ДОУ , о дним из пунктов портрета является:
Проявл ение любознательност и;
В опросы для взрослы х и сверстник ов;
Проявление интерес а к причинно-следственными связям ;
С клон ность к наблюд ению и экспериментирова нию;
Обладание начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет , элементарными представлениями из области живой природы.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущи м способом познания мира.Главноедостоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектамии со средойобитания.
Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.Практика показывает, что большинство родителей первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляды на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками врачей и педагогов .
Работая с детьми в группе со сниженным интеллектом , мы обратили внимание на то, что у них недостаточно высокая познавательная активность , дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру и это негативно отражается на развитии речи , логическом мышлении, развитии памяти и внимания . Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ мы подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он с может, несмотря на имеющиеся нарушения .
О собенност и в развитии д ет ей с легкой степенью умственной отсталости:
С нижен ие познавательн ой активност и (наблюдаетсяотставание развития познавательных процессов);
Не имеют способности концентрировать внимание на одном объекте долговременно;
О граничен ный словарн ый запас ;
Н есформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.
Перечисленные особенности у детей с ОВЗ затрудняют их умение выра жать четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, да вать объяснения об увиденном, рассуждать и делать вывод ы.
Цель работы:
Способствовать формированию познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью через опытно-экспериментальную деятельность.
З адач и:
Развивать у детей умение обследовать предметы и явления с разных сторон, упорядочивать свои представления о мире ;
Р азви ва ть и п оддерж ивать у детей интерес к исследованиям, открытиям, созда ва ть необходимые для этого условия.
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах окружающего мира и их свойствах.
Значение окружающей среды во всестороннем развитии ребенка нельзя переоценить, поэтому выбирая тему, мы в первую очередь делали упор на то, что наш детский сад расположен в уникальном природном месте, территория детского сада богата зелеными насаждениями, заходя на территорию, мы как – будто попадаем в парк, а через дорожку уже настоящий лес. Для успешной работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников, в нашем детском саду созданы все благоприятные условия по формированию познавательного интереса у детей через опытно – экспериментальную деятельность.
В экологическом центре находится экспериментальная лаборатория, которая оснащена всем необходимым оборудованием для опытно - исследовательской деятельности: микроскопы, лупы, коллекции семян разных растений, камней, ракушек, песка, т. е. все материалы, с помощью которых дети познают мир живой и неживой природы.
Немаловажное значение для развити я детско го экспериментирования, имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка , создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития . Создание условий для детского экспериментирования позволяет детям найти дело по своим силам, интересам и способностям .
В группе детей с интеллектуальной недостаточностью созданы условия для формирования познавательного интереса через экспериментальную деятельность: в предметно - развивающей среде группы оборудован экологический уголок с мини-лабораторией, разработана картотека опытов и наблюдений в игровой форме.
В уголке имеются разнообразные материалы и инструменты для опытов :
- Природный материал : камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов;
- Бросовый материал : провода, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;
- Разные виды бумаги : обычная, картон, наждачная, копировальная.
- Технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;
- Красители : пищевые и непищевые (гуашь, акварельные);
- Медицинские материалы : пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- Другие материалы : зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар, сито, воронки, половинки мыла, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.
Все материалы должны быть доступны и безопасны для детей.
Так как у детей с ОВЗ познавательно - исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качества предметов затруднена, им требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленной задачи.
Опытно - экспериментальную деятельность мы разделили на разделы:
В группе детей с умственной отсталостью легкой степенью мы организуем экспериментирование в трех основных направлениях:
В непосредственной образовательной деятельности;
В совместной деятельности педагога с детьми;
В самостоятельной деятельности детей.
Использование коррекционных и игровых методов и приемов:
- Повтор инструкций, хоровое проговаривание, выполнение действий по указанию детей, проговаривание хода предстоящих действий, предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку, моделирование проблемной ситуации от имени сказочных героев: куклы Ани и Капитошки.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность . Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры : "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листок", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?"
Такие игры помогают нам в ознакомлении детей с явлениями природы .
Словесные игры : "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" развивают у детей внимание , воображение, повышают знания об окружающем мире.
Игры с песком и водой: помогают решить многие проблемные ситуации, например , почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет, каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Таким образом, опытно – экспериментальная деятельность актуальн а как никогда, при включении детей в экспериментальную деятельность у детей повышается интерес к живой и неживой природе. Все это помогает развивать у детей психические процессы, способствует социально - коммуникативному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы на тему "Хотим все знать" (познавательно исследовательская деятельность с детьми)
выступление из опыта работы с детьми по познавательно исследовательской деятельности с детьми.
План работы на день открытых дверей по познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе
создание благоприятных условий для участия в совместной деятельности детей и родителей (законных представителей) ; для умственного развития познавательно-исследовательской деят.
ОПЫТ РАБОТЫ: Тема: "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
В условиях введения ФГОС ДОУ для педагогов важно понять: что представляют собой развивающие игры, как использовать их в образовательном процессе.
Обобщение опыта по теме: “Метод экспериментирования в развитии познавательно – исследовательской деятельности дошкольника”
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнен.
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
«Технология познавательно-исследовательской
Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ для детей с ОВЗ.
Китайская пословица гласит:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Для развития познавательно – исследовательской деятельности существуют следующие ее развивающие функции:
1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).
2. Освоение ребенком основных культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родо-видовых и др. отношений).
3. Перевод ребенка от уровня практического действия к символическому (схематизация связей и отношений между явлениями окружающего мира).
4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения).
5. Расширение кругозора детей (выведение за пределы практического опыта в широкую пространственную и временную перспективу).
Возможности:
Все дети, по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ надо подходить не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Стараться включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности. Им требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленных задач.
Существует несколько видов познавательно – исследовательской деятельности:
Экспериментирование – метод формирования основ естественнонаучных и экологических понятий.
При эксперименте перед детьми ставятся следующие задачи:
Следующий вид – это исследование. (слайд 7) Исследование - связано с решением творческой, исследовательской задачи.
Автор: Рогачева Ирина Александровна
Населенный пункт: Владимирская область, город Александров
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии:
-снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);
-ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);
-низкая речевая активность;
-не сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.
При включении детей с ОВЗ в экспериментально-исследовательскую деятельность у них повышается интерес к живой природе и естествознанию, они проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, интересуются причинно-следственными связям и, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Все это помогает развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, речь у детей с ОВЗ. Использование экспериментально-исследовательской деятельности способствует и социально-коммуникативному развитию. Ребята осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников.
Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий
Срок реализации проекта: - февраль (краткосрочный)
Интеграция областей: социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: воспитатель Рогачева И.А., дети логопедической группы (старший возраст), родители.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Цель проекта: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как фактору экологического благополучия для всего живого, а также обеспечить изучение качества питьевой воды.
Задачи:
Обеспечить уточнение и пополнение знаний о воде, ее свойствах.
Обеспечить систематизацию и углубление представлений о воде как факторе благополучия и причинах ее нарушения.
Способствовать формированию опытно- ценностных ориентаций: желание и умение беречь воду, понимать ее значение для окружающей среды как основного природного ресурса.
Актуальность проекта:
В морях и океанах вода соленая, непригодная для питья. Человек неразумно относится к воде. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь.
Потребление чистой воды обеспечивает нормальную работу внутренних органов, повышает защиту организма от стресса. Она разжижает кровь, борется с усталостью, помогает сердечно сосудистой системе, борется со стрессом. Здоровый образ жизни основан на правильном питании, активности и потреблении чистой воды. Проблема качества питьевой воды затрагивает очень многие стороны жизни человека.
Предполагаемый результат:
- у детей формируется экологическое ориентированное отношение к окружающему миру;
- у воспитанников возникает устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, формируются основы знаний и представлений о природных ресурсах;
- у детей возникает обоснованное представление о том, что чистая вода влияет на физическое здоровье человека;
- в проектную деятельность вовлечены родители.
Этап 1. Подготовительный.
- обогащение знаний детей о воде – ее свойствах и качествах, ее значении в жизни человека;
- подбор методической и художественной литературы;
- пополнение лаборатории недостающими предметами для исследований;
- составление картотеки опытов с водой;
Этап 2. Содержательный.
Познавательное развитие ( воспитатель, дети).
Художественно-эстетическое развитие. Зарисовка результатов опытнической деятельности. Цель: применение полученных знаний в умении передавать в рисунке результаты опытов. Систематизировать знания детей.
Взаимосвязь с семьей.
Этап 3. Итоговый.
Цели: систематизирование полученных знаний о воде: ее свойствах, необходимости бережного отношения к ней.
Представить результат совместного семейного творчества.
Презентация опытов, сделанных вместе с родителями.
Анализ полученных результатов: презентация полученных таблиц и рисунков.
Проведение опытов для детей из других групп.
Приложение. Опыт №1. Определение цвета воды.
Берём пробирку и наливаем в неё по очереди каждый из образцов и с обратной стороны приложить к ним лист бумаги (Приложение 1).
Читайте также: