Исследовательская деятельность и экспериментирование в доу аналитическая справка

Обновлено: 02.07.2024

На основании годового плана работы ДОУ на 2016-2017 учебный год, плана внутрисадового контроля, приказа № 19 от февраля 2017 о проведении тематического контроля, план-задания к тематической проверке в период с 23 января по 16 февраля 2017 года была назначена комиссия в составе руководителя ДОУ , старшего воспитателя и учителя-логопеда для осуществления контроля по следующим направлениям:
1. Оценка профессионального мастерства по организации поисково-познавательной деятельности детей.
2.Оценка условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей в группах
3.Определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;
4. Анализ навыков познавательно-исследовательской деятельности детей;
5.Определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Проведен анализ организации образовательной деятельности в ДОУ , по образовательной области познавательное развитие, направленное на формирование представлений об окружающем мире в процессе исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности.
Цель тематической проверки: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в МДОУ
В ходе контроля по первому вопросу в соответствии с план-заданием проведен опрос педагогов с целью диагностирования уровня профессионального мастерства по организации познавательно-исследовательской деятельности.
Диаграмма №1 оценки профессионального мастерства по организации поисково-познавательной деятельности детей.

1. выявить уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень сформированности предметно-пространственной среды по поисково-исследовательской деятельности детей.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для развития экспериментальной деятельности у детей.

4. оценка состояния работы по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

6. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе экспериментальной деятельности в условиях детского сада.

Основные формы и методы контроля

1. Экспресс-опрос педагогов.

2. Анализ календарного планирования воспитателей.

3. Просмотр занятий, прогулок, работы во второй половине дня

4. Обзорное изучение экспериментальной деятельности в группах

1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по экспериментальной деятельности детей.

2. Грамотность написания планов работы.

3. Соответствие темы занятия тематике контроля.

4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

5. Творческое построение работы с родителями.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Компетентность педагогов по развитию экспериментальной деятельности у детей экспресс-опрос.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

4. Оценка эффективности занятий по экспериментальной деятельности

В тематической проверке приняло участие 2 группы:

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию экспериментальной деятельности показал :

1. Компетентность педагогов по развитию экспериментальной деятельности детей

Анализ образовательной деятельности показал качественную подготовку педагогов методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, создание эмоциональной кульминации, свободное владение материалом, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей, Речь педагогов выразительная, эмоционально насыщенная, грамотная.

Анализ образовательной деятельности показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление, однако, речь воспитателя подавляет инициативу детей.

2. Оценка уровня развития интегративных качеств детей.

Мониторинг качества освоения образовательной программы детьми осуществляется в соответствии с требованиями программы и сроками.

Планирование работы с детьми.

Воспитатели групп планируют наблюдения, беседы об осени, зиме, животном и растительном мире России, родного края; рассматривание иллюстраций, картинок, художественное слово, дежурство в экологическом уголке природы, организацию прогулок, опыты-наблюдения, игры-эксперименты, учитывая особенности детей в разновозрастных группах. В целях прослеживается научный подход и возрастные особенности детей дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе, природоохранная деятельность детей.

Воспитатели групп планируют непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей : беседы и наблюдения в экологическом уголке, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на экологические темы, дидактические и подвижные игры, опыты, экологические досуги, труд в экологическом уголке.

Воспитателями групп мало планируется опытов на прогулке, с песком и водой.

Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов показали хорошие результаты, дети с интересом наблюдают за экспериментом и с удовольствием проводят экспериментирование.

3. Создание условий.

В группах созданы условия для познавательно–поисковой и исследовательской деятельности, разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д. ; природный материал: шишки сосны, семена льна, дыни, фасоль и т. д., экологический уголок, гербарий, посадка растений в разные виды почвы: песок, глина и земля

В кабинете педагога- психолога создан центр для игры с песком и водой.

Созданы картотеки по экспериментальной деятельности, также разработано перспективное планирование по экспериментированию.

Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности развития детей.

Дети имеют открытый доступ к материалам и пособиям.

Развивающая предметно-пространственная среда грамотно используется педагогами для работы с детьми по экологическому воспитанию

Многофункциональные календари природы в группах помогают закрепить знания детей, полученные в процессе непосредственных наблюдений в природе, дают представления о том, что природные явления можно отобразить с помощью определенных знаков и символов.

4. Работа с родителями.

1. Признать работу педагогов по развитию познавательной сферы средствами познавательно-исследовательской деятельности удовлетворительной

2. Всем педагогам продолжать изучать различные приемы организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

3. следует обратить внимание на систему планирования: не от случая к случаю; планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению

4. Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов (постоянно) .

5. для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов повышающих речевую активность детей, проектную деятельность)

6. Воспитателям групп разнообразить и пополнить экспериментальное методическое обеспечение образовательного процесса по развитию познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Справку составила :

старший воспитатель Бондаренко О. В.

члены комиссии тематического контроля:

педагог-психолог Дубинская Е. В.

Аналитическая справка об участии педагога в инновационной деятельности различных уровней Аналитическая справка об участии педагога в инновационной деятельности различных уровней. Основная цель работы нашего дошкольного учреждения,.

Справка для аттестации на первую квалификационную категорию. Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия [h3] Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия. [/h3] Дана Романишко Татьяне Леонидовне, воспитателю МБДОУ –детского сада.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

по итогам тематического контроля

Задачи контроля :

1. Дать оценку профессиональной деятельности воспитателей в организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

2. Изучить предметно-пространственную развивающую среду в группах и в Игротеке для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

3. Выявить эффективность планирования работы воспитателями образовательной деятельности для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста.

4. Оценить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста.

Нормативное основание: Годовой план работы на 2020-2021 учебный год, Положение о контрольной деятельности ДОУ

Методы контроля :

1. Изучение развивающей предметно-пространственной среды в группах

2. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы

3. Наблюдение и анализ за организованной деятельностью воспитателя и детей.

4. Изучение документации по работе с родителями в группах

Сроки проведения : с 07 декабря по 18 декабря 2020 года

Ответственные лица :

Гатова Н.Ю. – старший воспитатель;

Денисова О.П. – воспитатель;

Лобанова Е.С.- воспитатель;

Гевейлер Ю.П. – музыкальный руководитель.

План - программа проведения тематического контроля

Профессиональная деятельность воспитателя

Организация педагогического сопровождения воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

С 16.12 по 18.12.2020г.

Ст. воспитатель Гатова Н.Ю.

Наличие условий для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

Эффективность планирования работы воспитателями образовательной деятельности для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

Работа с родителями

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

Воспитатель: Лобанова Е.С.

1 вопрос контроля Профессиональная деятельность воспитателя

Анализ просмотренных ООД с элементами экспериментирования показал высокий уровень владения методикой проведения таких видов занятий, были даны незначительные замечания и рекомендации для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса:

- продумывать вводную часть - для чего я это делаю, зачем мне это нужно (в младшей и средней группах мотивация, в подготовительной группе - проблемная ситуация) и рефлексию (в младшей и средней группах рефлексия настроения и эмоционального состояния, в подготовительной группе – рефлексия деятельности)

- соблюдать этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками, временные границы образовательной деятельности

- предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение

- использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

2 вопрос контроля Создание условий

Денисова О.П. анализировала условия для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности. Проводился анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей в группах, в Игротеке. В ДОУ был организован конкурс уголков по экспериментированию. Очень ответственно, проявив свои творческие способности, отнеслись к оснащению центров в рамках конкурса воспитатели младшей и подготовительной групп – заняли победу в данном конкурсе. Благодаря конкурсу содержание экспериментальных уголков значительно пополнилось. В ходе бесед с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования.

1. Пополнить центры естественно – научных представлений оборудованием из расчета по количеству на подгруппу детей для организации практической деятельности.

2. Младшей группе оформить правила безопасности и техники организации деятельности в экспериментальном уголке

3. Средней группе дополнить центр энциклопедической литературой

4. Старшей группе дополнить центр лабораторным материалом в соответствии с перечнем

- вести качественно календарь природы - старшей группе – его изготовить

-пополнять центр экспериментирования приборам , элементарными устройствами, макетами, моделями для демонстрации каких-либо явлений, свойств

- обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в соответствии с темой недели или направления экспериментирования

3 вопрос контроля Планирование работы

Анализ календарных и комплексно-тематических планов позволил сделать следующие выводы: Планирование работы воспитателями познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста происходит с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня развития детей группы. В рамках образовательной деятельности планируется детское экспериментирование в старшей и подготовительной группах. В старшей группе тема ОД – повторяется 2-3 недели. Отмечается ежедневное планирование на прогулке простейших опытов и экспериментов; наблюдений в природе, наблюдений за растениями, животным миром, наблюдений за людьми, организации экологической работы, труда в природе, а также целевых прогулок и подвижных игр. В утреннее и вечернее время планируются беседы, игры-эксперименты, работа в уголке природы, исследовательская деятельность. Во всех группах систематически планируются дидактические игры познавательной направленности.

• Обратить внимание на систему тематического планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению, также продумывать самостоятельную экспериментальную деятельность детей.

• При планировании непосредственно образовательной деятельности учитывать тематику недели, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

• Разработать план проектной деятельности (в группах раннего возраста и младший - 1 раз в год, в средний группе – 1-2 раза в год, старшие и подготовительные к школе группы -. 2-3 раза в год) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.

4 вопрос контроля Работа с родителями

2. Воспитателям всех возрастных групп запланировать и провести дистанционные формы работы с родителями по познавательно – исследовательской деятельности с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель контроля: определить эффективность образовательной работы ДОУ по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками

Проверку осуществляли:

Заведующий детского сада Соловьева М. В.

Зам. заведующего по воспитательной и методической работе Никитенко С. И.

Экспертная группа ДОУ

Тематический контроль был осуществлён во всех группах детского сада.

Содержание контроля состояло из 5 разделов:

- обследование у детей навыков экспериментальной деятельности

- уровень профессионализма воспитателей

- создание условий в группе

- формы взаимодействия с родителями

В ДОУ проводился тематический контроль, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:

Обследование у детей навыков экспериментальной деятельности

Анализ профессиональных навыков педагогов

Анализ развивающей среды

Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса по экспериментальной деятельности

Анализ взаимодействия с родителями по данной теме

Дети первой младшей группе вместе с воспитателями исследуют различные объекты, включаются в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Во вторых младших группах дети учатся обобщённым способом исследовать различные объекты с помощью перцептивных действий

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — (от лат. perceptio восприятие. ) действия, направленные на решение разнообразных перцептивных задач, таких как обнаружение, различение, идентификация, формирование образа, опознание. П. д. активный, динамичный, регулируемый задачами деятельности. Педагоги стараются включить детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.)

В средней группе дети получают сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Дети старшей группы устанавливают функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Самостоятельно используют действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Дети младшего возраста отличаются любопытством и любознательностью, НОД с элементами экспериментирования с детьми среднего возраста часто строится на стремлении вызвать удивление от открытий; дети старшего возраста задают много вопросов: " Отчего? "," Почему ? ", " Зачем ? "в этом возрасте работа направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимозависимости объектов и явлений.

Дошкольники учатся в процессе НОД ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Посещение НОД, беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что дети, проводившие опыты, считают их полезными и интересными хотели бы проводить их снова, некоторые рассказали как возобновляли эксперимент в домашних условиях.

2.Профессиональные умения воспитателя отслеживались в проведении НОД, режимных моментах, проведением открытых показов. Педагогами активно используется опытно-исследовательская деятельность (проектная деятельность, НОД и совместная деятельность с детьми. Активно используется в ходе проведения опытно-исследовательской деятельности демонстрационный, раздаточный, коллекционный материал. В ходе просмотра исследовательской деятельности отмечен продуманный выбор оборудования педагогами, удобное его размещение в зоне исследования. Дети находились в ситуации поиска, имели возможность выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения. Во время проведения открытых мероприятий использовались разнообразные методы обобщения и фиксирования полученных результатов в соответствии с возрастными особенностями детей.

Анализ НОД проводился по следующим критериям:

Алгоритм экспериментальной деятельности

- постановка исследовательской задачи
- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- уточнение плана исследования.
-выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
-анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.

Учет дифференцированного и индивидуального подхода

Создание ситуации успешности

Соответствие методического обеспечения поставленным задачам

В ходе НОД по детскому экспериментированию педагоги использовали игровые приёмы, сюжетные, которые увлекали и заинтересовывали детей, обеспечивали хороший результат экспериментальной деятельности.

Для улучшения качества опытно-экспериментальной деятельности хотелось бы рекомендовать педагогам старших групп продумывать мотив деятельности экспериментирования - осознанный ребенком мотив (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?) который может обеспечить результат деятельности. При планировании необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов.

В группах на основе анализа реализуемой программы разработаны картотеки опытов и экспериментов. Развивающая среда групп обеспечивает развитие комплексно обследовать предмет, в связи с этим педагогами пополнены центры экспериментирования: сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; коллекциями материалами по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина".

Педагогам младших групп необходимо добавить момент заинтересованности — наличие персонажей, которые будут организовывать внимание детей.

Педагогам необходимо использовать материалы и продукты экспериментирования в уголках экспериментирования не только в процессе НОД, но и в самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

3. Педагоги планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности. Анализ календарных планов за ноябрь позволил сделать следующие выводы. В рамках НОД планируется детское экспериментирование, но отследить можно только на этапе постановки исследовательской задачи или темы эксперимента. В некоторых группах в планах не прописываются ни оборудование, ни методы организации исследовательской деятельности, нет и обобщения результатов опытов и наблюдений в различных формах, таких как речевая, продуктивная. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты.

Следует обратить внимание на систему планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Педагогам при планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

4. Работа с родителями по данной теме следует обратить внимание на систему планирования.

На основании выше изложенного рекомендовать:

1.Продолжать создавать в ДОУ условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту.

2. Педагогам младших групп добавить в центр экспериментирования момент заинтересованности - продумать участие в исследовательской деятельности определенных персонажей.

3. Педагогам при планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений

4. Педагогам всех возрастных групп в планах учебно-воспитательной работы отразить работу с родителями по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Читайте также: