Использование в доу метода проекта позволяет педагогу сформировать у детей

Обновлено: 06.07.2024

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

  • Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
  • Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)
  • Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

Благодаря разработанной нами системе работы, педагоги освоили новую технологию – метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Внедряя метод проекта в образовательный процесс нашего ДОУ, мы определили цель и задачи:

Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “метод проектов”.

  1. Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
  2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
  3. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления работы:

Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.

Определили формы работы. Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс и методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

Был проведен мониторинг, а именно:

– Анкетирование педагогов; родителей;

– Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.

Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.

II этап – Реализация целей и задач проекта

Были проведены следующие мероприятия:

Семинар “Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании”; Консультации “Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников”, “Создание пространственной среды в группе”, “Участие родителей в проектной деятельности”;

Семинары –практикумы “Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста”, “Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов”, “Разработка групповых проектов”, Презентация проектов;

Тренинг “Участие в проектной деятельности”;

Конференция “Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства”.

– Анализировали полученные результаты;

– Обобщили опыт работы педагогов;

– Разработали методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.

Рассмотрим механизм проектирования, который применяется в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов – сюда входит: цель, задачи проекта; их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий; анализ результатов.

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
  • освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектный совет, целью которого является создание условий для инновационных процессов в ДОУ. Задачами проектного совета являются: руководство образовательными проектами, утверждение или экспертиза, а так же контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ .

  1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
  2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
  3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых педагогом или группой решений.
  4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
  5. Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество экскизов, схем, рисунков.
  1. “Роль управленческой деятельности в создании здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”.Цель проекта: Создание необходимых научно-методических, организационных, психологических, кадровых и информационных условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

Задачи проекта: Охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ; Обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ; Диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников; Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности; Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний; Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни; Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

  1. “Родной свой край, люби и знай!”
  2. “Эко-мир моей семьи”
  3. “Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира”
  4. “Симфонический оркестр”
  5. “Реализация правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ”
  1. “Семья”.Цель проекта – Помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей. Задачи проекта – Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим; Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости; Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями; Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей; Обучить родителей общению с детьми; Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком; Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.
  1. “Сказка–творчество детей”.Цель проекта: Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности. Задачи проекта: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; Развитие творческого потенциала; Развитие коммуникативных навыков; Развитие эмоционально- ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.

Планируемый результат: развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом; словотворчество детей.

  1. Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Детство. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
  2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
  4. Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
  5. Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
  6. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование метода проектов в образовательной деятельности ДОУ.

«Проект – есть всякое действие,

совершаемое от всего сердца и

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник ещё в 20-е годы нынешнего столетия в Соединенных Штатах. Его назвали также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. А разработал данный метод американский философ и педагог Джордж Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям так же их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но, возникает вопрос, для чего и когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные уже знания, и в то же время, новые знания, которые ему ещё предстоит приобрести.

Метод проектов привлек всё же внимание и у русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения и воспитания возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания. И уже позднее, при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в образовательное пространство, но недостаточно продумано и последовательно и, в связи с этим, метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось каких-либо серьёзных попыток возродить этот метод в образовательной практике, когда за рубежом он активно и весьма успешно развивался.

Проектный метод – если в школьном образовании он рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-воспитательной системы.

Метод проектов – в свою очередь, педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Итак, что же такое проект и как используется метод проекта в ДОУ?

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; со­вокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной дея­тельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Цели и задачи проектного метода

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Уровни проектной деятельности:

развивающий (5- 6 лет) - к концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата;

творческий (6 – 7 лет) – активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. У детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Требования к проекту:

наличие значимой для детей проблемы, задач ее реализации;

теоретическая, познавательная, практическая значимость предлагаемых результатов;

самостоятельная деятельность детей;

структурирование содержательной части проекта;

использование исследовательских методов.

Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо решить ряд проблем:

низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;

нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;

низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Педагоги дошкольного учреждения формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития –непременные условия гуманистического подхода.

Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению педагогического коллектива. Кроме того, организация проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Таким образом, педагогическое проектирование –это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Информационно-методическое обеспечение:


Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Что такое проект? Проект — это:

  1. метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
  2. самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
  3. специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество образовательного процесса.

Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

Другими признаками классификации являются:

Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

Продолжительность (краткосрочный — несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности — 1–3 месяца, долгосрочный — до 1 года)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте — это:

‒ вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

‒ активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

‒ формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

‒ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Этапы работы над проектом:

I этап разработки проекта — целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом — его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

В практике существует несколько методов разработки проектов.

‒ Что мы хотим узнать?

‒ Как узнаем об этом?

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее ребенок рисует толстые ветви к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь — поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы с какой-либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Знания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной жизни, режимных моментах.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. пспр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.
  4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2007. — 116 с.
  5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, образовательный процесс, проект, дошкольное учреждение, метод проектов, этап работы, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Похожие статьи

Роль воспитателя в реализации метода проектов.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Проектная деятельность как современная технология развития.

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей.

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Формирование у дошкольников патриотических чувств через.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Педагогическое проектирование как средство формирования.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Организация проектной деятельности как средство развития.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность.

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

В соответствии с постоянно повышающимися требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

● обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

● обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

● реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

● помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

● привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

● обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС).

В этой связи, перед нами, воспитателями становится задача - воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Ведь современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение , которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов .

Что такое проект?

Термин “проект” был позаимствован из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

Что такое метод проектов?

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.

Проектная деятельность индивидуального и коллективного субъект а – это (соответственно) индивидуальная или групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Проект - это модель трех вопросов:

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать это?

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Ведь с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые. Всем хорошо известно, что детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги, родители.

Для чего нужен метод проектов?

Является одним из методов развивающего обучения , так как в его основе лежит развитие познавательных интересов детей.

Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша.

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия участников проекта.

Проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Происходит формирование субъективной позиции ребенк а, раскрывается его индивидуальность, творческие способности, логическое мышление

Повышается компетентность педагога .

Классификация проектов:

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников:

групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.

в) доминирующему в проекте виду деятельности:

- игровые проекты . Дети входят в образ персонажа, и в игровой форме решают поставленные проблемы.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Пример, сюжетно-ролевая игра.

г) по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

д) по срокам реализации:

- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные (на учебный год).

Этапы работы над проектом:

I этап - целеполагание, проблема

На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую предлагается разрешить в результате совместной деятельности или выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.

I I этап - разработка совместного плана по достижению цели

(гипотеза-это и есть цель проекта)

Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать. Как найти ответы на интересующие вопросы. Исходя из полученных результатов, планируются формы работы, которые позволят разрешить поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям, опыты, экскурсии, эксперименты и т.д.

I I I этап - поиск и накопление материала

Поиск информации, источников получения информации, опросы, обращение к специалистам, родителям, оборудование и материалы, с которыми предстоит работать.

I V этап - практический, реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, практические задания, проблемные ситуации, практически полезные дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, который пригодится ему и в дальнейшей жизни.

Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

V этап – презентация

Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над проектом.

Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны быть видимыми:

выставки, альбомы, газеты, мини-музеи, фотовыставки, коллекции, праздники, видеофильмы и пр.

Легко запомнить этапы проекта это пять П, пять пальцев на руке:

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

Особенности организации проектной деятельности с дошкольниками:

Дети 3-5 лет:

Дети 5-6 лет:

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет:

Значительно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

● педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);

● вовлекает дошкольников в решение проблемы;

● намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);

● обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);

● обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

● вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;

● собирает информацию, материал;

● организует занятия, игры, наблюдения, экскурсии (мероприятия основной части проекта),

● предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;

● поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

● организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

● подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);

● консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ

Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

Тема проекта и ее происхождение, актуальность.

Цель и задачи проекта.

Системная паутинка по проекту.

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

Краткое содержание проекта: по всем пройденным этапам.

Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для родителей.

Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (уместно поместить фотографии продукта проекта).

Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее:

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать всем свою индивидуальность.

Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сторону развития, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Дети могут свободно мыслить и выражать свое мнение, а, главное, действовать. А активная деятельность - наиболее эффективный вид восприятия информации.

Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки, идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению и к жизни в целом.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной, ретрансляционной, передачи знаний к активным методам обучения.

Эти слова очень ёмко отражают суть метода проекта.

Информационные ресурсы:

Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.

Читайте также: