Укажите какой из нижеприведенных философских школ принадлежат понятия инь и янь

Обновлено: 05.07.2024

3. Какова историческая последовательность типов мировоззрения:

А) философия, миф, религия

Б) миф, философия, религия

В) религия, философия, миф

Г) философия, религия, миф

Д) миф, религия, философия

4. Функции философии:

А) мировоззренческая, гносеологическая, методологическая

Б) выдвижение научно обоснованных рекомендаций на все случаи жизни

В) абстрактное теоретизирование о бытии и мышлении, о вечном и непреходящем

Г) научное объяснение окружающей действительности

Д) быть наукой всех наук, повелевать над всеми формами общественного сознания

5. В чем специфика философского познания:

А) в оторванности от нужд практики

Б) во всеобщности универсальности

В) в чувственно-эмоциональной конкретности

Г) в абстрактном теоретизирования

Д) в объективном отражении реальности

6. Философское учение, исходящее из признания одного единого начала:

7. Философское учение, основанное на признании двух начал (субстанций):

8. Философская теория, согласно которой объективный мир существует лишь в сознании человека:

9. Выделите в предложениях суждениях идеализм:

А) сознание может существовать до и независимо от материи

Б) сознание – это комплекс человеческих ощущений

В) сознание есть продукт материи

Г) сознание – это вид материи

Д) сознание неразрывно связано с материей

10. Гносеология – это:

А) греческая богиня

Б) философская идея

В) раздел философии о познании

Г) синоним истины

Д) учение о бытии

12. Основатель даосизма:

13. Естественный путь вещей в древнекитайской философии:

А) Инь Б) Янь В) Жэнь Г) Сяо Д) Дао

14. Одно из основных течений древнекитайской философии:

А) Буддизм Б) суфизм В) перипатетизм Г) джайнизм Д) конфуцианство

А) всеобъемлющее мировоззренческое понятие, первоначало, закономерный путь развития

В) нравственно-политическое поведение человека

Г) учение о человеке

Д) социально-экономический путь развития страны

16. Высшая сила для Кун-Фу-Цзы:

18. Что является для чарваков первоосновой:

А) земля, вода, воздух, и огонь

Б) земля, вода и воздух

В) земля, вода, огонь

Г) земля, воздух, огонь

Д) дерево, солнце, земля

19. Каково первоначало мироздания в учении Фалеса:

20. Каково первоначало мироздания в учении Анаксимандра:

21. Каково первоначало мироздания в учении Анаксимена:

22. Кто из древнегреческих мыслителей утверждал, что все есть число:

23. Какой из школ принадлежит первая постановка проблемы бытия в истории философии:

Д) Зенон Элейский

26. Какова исходная позиция философии Платона:

А) идеализм Б) материализм В) дуализм Г) плюрализм Д) эклектизм

27. Охарактеризуйте теорию познания Платона:

Д) теория воспоминаний

28. Кто автор сократических диалогов:

А) Парменид Б) Демокрит В) Аристотель Г) Плотин Д) Платон

29. Материальной основой всего сущего по мнению Гераклита является:

30. Назовите древнегреческих атомистов:

А) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Б) Парменид, Зенон, Мелисс

В) Левкипп, Демокрит, Эпткур

Г) Сократ, Платон, Аристотель

Д) Анаксагор, Протагор, Эмпедокл

31. Апейрон – это:

А) философский трактат

Б) бесконечное неопределенное вещество

В) древнегреческий философ

Г) древнегреческое божество

Д) родина Платона

А) затруднение, безвыходное положение

Б) учение о красоте

В) математический термин

Г) древнее учебное заведение

Д) представительница элейской школы

33. С представителями какой школы боролся Сократ:

А) элейской школы

Б) пифагорской школы

35. Как называется учение Левкиппа и Демокрита:

36. Кто в истории философии первым написал работу о категориях

37. Кто был последователем атомистического учения Демокрита:

38. Как звали последователя учения Демокрита в римскую эпоху:

39. Каково основное понятие философии Платона:

Д) числовая гармония

А) К. Маркс Б) Сократ В) Платон Г) Эпикур Д) Конфуций

41. Какая из идей в философии Платона считается главенствующей:

А) идея справедливости

Б) идея мудрости

42. Воспитанником какой школы является Аристотель:

Г) академии Платона

43. Как называлась школа, созданная Аристотелем:

44. Каково основное философское произведение Аристотеля:

А) Сократ Б) Эпикур В) Анаксагор Г) Платон Д) Аристотель

46. Как называют последователей философии Аристотеля:

Б) эпохе Возрождения

В) Новому времени

Г) эпохе Просвещения

А) антирелигиозные представления о мире

Б) направление древневосточной философии

В) учение о методе

Г) средневековое философское учение

Д) отрицание познаваемости мира

51. Характерная черта средневековой философии:

52. Противоположные позиции в споре философов о природе всеобщего, общих понятий:

А) материализм и идеализм

Б) реализм и номинализм

В) рационализм и иррационализм

Г) диалектика и метафизика

Д) монизм и дуализм

53. Основатель средневековой арабо-мусульманской философии:

57. Период расцвета западноевропейской схоластики:

А) до IX в. Б) IX-XII в. В) XIII в. Г) XIV в. Д) XV в.

58. Направление, признающее действительную жизнь только единичного:

59. Философское учение, согласно которому понятие не существует реально:

А) Пьер Абеляр Б) Уильям Оккам В) Дуне Скот Г) Фома Аквинский Д) Раймонд Луллий

61. Выдающийся представитель философии эпохи Возрождения:

Б) Фома Аквинский

Г) Николай Кузанский

62. В эпоху Возрождения основой реформационной теории была:

А) критика церкви

В) научно-техническая революция

63. Представители философии эпохи Возрождения:

А) Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк

Б) Ф. Аквинский, П. Абеляр, Д. Скот

В) Гераклит, Демокрит, Зенон

Г) Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник

Д) Вольтер, Руссо, Дидро

64. Основатель гелиоцентрической системы мира, представитель философии эпохи Возрождения:

65. Автор философского принципа о бесконечности Вселенной в эпоху Возрождения:

А) Бруно Б) Ньютон В) Кеплер Г) Галилей Д) Коперник

66. Характерное для эпохи Возрождения понимание человека:

А) человек – общественное существо

Б) человек – существо мыслящее

В) человек – общественное творение, одаренной душой

Г) человек – творец, художник

Д) человек – микрокосм

67. Главная особенность философии эпохи Возрождения:

А) космоцентризм Б) теоцентризм В) сциентизм

Г) технократизм Д) антропоцентризм

А) Леонардо да Винчи

Б) Мишель де Монтень

В) Эразм Роттердамский

Г) Николо Макиавелли

69. Наиболее характерная черта философии Нового времени (XVII в.):

В) космоцентризм Г) теоцентризм Д) гуманизм

70. Основное утверждение эмпиризма:

А) мир непознаваем

Б) разум является основным источником познания мира

В) высший вид познания – это интуиция

Г) все знания человека основываются на опыте

Д) источником познания является божественное откровение

711. Основное утверждение рационализма:

А) главенствующую роль в науке играет опыт, эксперимент

Б) мир в принципе непознаваем

В) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

Г) познание возможно благодаря божественному откровению

Д) познаваемость мира сомнительна

72. Какое из приведенных ниже суждений является философским:

А) бытие – это все то, что существует

Б) бытие – это материя

В) бытие – это внутренний мир человека

Г) бытие – это человек и общество

Д) бытие – это Вселенная

73. Укажите высшую форму движения материи:

74. Диалектика – это философское учение:

А) о происхождении Солнечной системы

Б) о неизменности Вселенной

В) о всеобщих законах развития

Г) о познаваемости бытия

Д) об относительности пространства и времени

75. Укажите противоположный диалектике метод:

76. Покажите виды материализма:

А) стихийный, механико-метафизический, диалектический

Б) стихийный, диалектический, антический

В) механико-метафизический, натурфилософский, диалектический

Г) антропологический, стихийный, гегелевский

Д) диалектический, марксистский, метафизический

77. Основным законом диалектики является:

А) закон единства и борьбы противоположностей

Б) закон количества и качества

В) закон части и целого

Г) закон сущностей и явления

Д) закон возможности и действительности

78. Найдите и выделите самый существенный признак метафизического метода в познании:

А) отрицание внутреннего источника развития

Б) отрицание всякого движения и развития

В) отрицание бесконечности развития

Г) признание внешней силы источником развития

Д) отрицание противоречия в качестве источника развития

79. Выделите верное суждение:

А) случайность есть форма проявления необходимости

Б) все в мире случайно, необходимость только в нашем сознании

В) одни явления в мире случайны, другие – необходимы

Г) все в мире необходимо, случайность есть только в мышлении

Д) все явления и случайны и необходимы, но в разных отношениях

80. Учение о всеобщей закономерной причиной обусловленности явлений:

81. Выделите из нижеперечисленных альтернатив диалектики наиболее общую, полярно противоположную ей:

А) софистика Б) метафизика В) эклектика Г) догматика Д) схоластика

82. Какая из перечисленных категорий выражает диалектическую взаимосвязь качества и количества:

А) сущность Б) форма В) действительность Г) явление Д) мера

83. Выделите правильное суждение:

А) сознание – это свойство высокоорганизованной материи

Б) сознание – присуще животному

В) сознание – это особый вид материи

Г) сознание есть свойство всей материи

Д) сознание – материально

84. Учение, представляющее сознание как следствие физиологических процессов:

А) вульгарный материализм

В) метафизический материализм

Д) диалектический материализм

85. Дайте определение агностицизма:

А) мир познаваем

Б) познаваемость мира сомнительна

В) мир не познаваем

Г) человеческое познание всегда относительно

Д) учение о том, что критерием истинности знания является практическая полезность

86. Источником познания является разум. В какой гносеологической концепции относится данное суждение:

87. Что такое истина:

А) объективное положение вещей и явлений самих по себе

Б) знание, которое полезно, выгодно

В) соответствие знания самой реальности

Г) результат условного соглашения ученых

Д) авторитетное мнение

88. Каков наиболее фундаментальный критерий истины:

Д) отчетливость и ясность

89. Как в философии именуется глубокое и всестороннее знание:

А) абсолютная истина

Д) относительная истина

А) нет, по существу не познаваем

Б) сомнительно, во всяком случае, исчерпывающее его познание вызывает глубокое мнение

В) познаваем, однако познание представляет собой сложный, противоречивый бесконечный процесс

Г) не знаю, убедительного ответа на этот вопросу меня нет

Д) познаваем частично

91. Направление, сторонники которого отрицали возможность достоверного знания:

92. Основные формы чувственного познания:

А) рассудок, разум, ум

Б) понятие, суждение, умозаключение

В) интуиция, память, воображение

Г) ощущение, восприятие, представление

Д) гипотеза, идея, теория

93. Что в приведенном списке является формой рационального познания:

94. Как называется переход в мышлении от общих свойств предметов к свойствам отдельных предметов:

95. Как называется переход в мышлении от частных положений к общим законам объективного мира:

96. Как именуется знание, характеризующееся определенной степенью ограниченности:

А) относительная истина

В) абсолютная истина

97. Учение о предиведении будущего:

98. Какой из разделов философии изучает проблему человека, фундаментальные основы его бытия:

В) философская антропология

Д) философия искусства

99. Идея о том, что развитие общества полностью предопределено и не оставляет места для свободы – это точка зрения:

В) сферу космической цивилизации

Г) сферу взаимодействия микрочастиц

101. Кто является основоположником индуктивного метода мышления:

102. Концепцию естественного равенства всех людей обосновал:

103. К какому направлению философской теории познания относятся Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк:

104. К какому направлению в философской теории познания относятся мыслители Нового Времени Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц:

105. Кто из приведенных ниже философов является представителем дуализма:

106. На какой метод мышления опирается Р. Декарт:

107. Основное понятие философии Б. Спинозы:

108. Кто из перечисленных философов является представителем французского Просвещения:

109. К какому направлению относятся французские философы Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри:

110. Основатель эмпиризма в решении проблемы метода научного познания:

111. Какое из нижеперечисленных положений справедливо в отношении всех форм субъективного идеализма:

А) субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира от сознания человека

Б) субъективный идеализм не признает внешнего мира

В) субъективный идеализм считает вещи комплексом человеческих ощущений

Г) субъективный идеализм признает первичность воли

Д) субъективный идеализм рассматривает мир как порождение человеческой воли

112. Какое из приведенных ниже положений применимо к любой форме объективного идеализма:

А) согласно объективному идеализму мир определяется идеальным началом, существующим независимо от человеческого сознания

Б) объективный идеализм признает бесконечную познаваемость мира силами человеческого разума

В) объективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознание великой личности

Г) объективный идеализм не признает познаваемости мира

113. В какой эпохе истории философии принадлежит Пьер Гольбах:

В) эпохе Возрождения

Г) Новому времени

Д) эпохе Просвещения

А) сенсуализм Б) скептицизм В) рационализм Г) априоризм Д) релятивизм

А) субстанция Б) монада В) логос Г) субстрат Д) апейрон

117. Знаменитый философ-просветитель, под руководством которого издавалась первая французская энциклопедия:

118. Как называется неразрешимое противоречие, которое согласно И. Канту впадает разум при попытке мыслить мир как единое целое и познать мир вещей в себе:

119. Характерная для философии И. Канта черта, согласно которой категории рассудка доопытны и не имеют отношения к миру вещей в себе:

Пеpвые попытки человека осмыслить окpужающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому пеpиоду человеческоого существования (пpедположительно его можно датиpовать втоpым тысячелетием до нашей эpы), когда человек в пpоцессе эволюции, пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как сpедство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспpинимать животный и pастительный миp, космос как нечто отличное и пpотивостоящее ему, у него началось фоpмиpование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окpужающем его миpе.д

Философская мысль человечества заpождалась в эпоху, когда на смену pодовым отношениям пpиходили пеpвые классовые общества и госудаpства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее дpевней является философия, возникшая в стpанах Дpевнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

В данной работе рассматривается зарождение и развитие древневосточной философии Китая.

Актуальность выбранной темы подтверждается неугасаемым интересом всего человечества к философии Древнего Востока.

Пpи написании данного реферата мы ставили перед собой несколько важных задач:

1. ознакомление с основными идеями дpевнекитайской философии;

2. стремление разобраться, в чем же кpоется пpивлекательность и бессмертность этих идей;

3. выяснить, почему они не только не стали чем-то пpошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пpеделы Востока и по сей день.

І. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

1. Особенности развития философии в Китае.

В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа:

1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э.

Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем стано­вятся традиционными для всей последующей истории китайской филосо­фии вплоть до новейшего времени.

Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии глав­ного места. В большинстве философских школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму и ле­гизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма как наиболее философичной школы. Древнекитайская философия мало­системна, что обусловлено как слабой связью с естествознанием, так и слабым развитием древнекитайской логики. Древнекитайская философия была также слабо рационализирована, а сам китайский язык затруднял вы­работку абстрактного философского языка. Все это нашло яркое воплоще­ние в развитии основных философских школ.




ІІ. Основные философские школы Древнего Китая.

В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

· конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;

· даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

· моизм: Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.

· школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;

Конфуцианство.

Суждения мыслителя, толкуемые и комментируемые многими поко­лениями последователей, легли в основу конфуцианства. Главными про­блемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Что же представляют со­бой ключевые моменты учения древнего мыслителя, ставшие впоследст­вии краеугольным камнем конфуцианства - идеологической системы, гос­подствовавшей в Китае на протяжении многих столетий?

Даосизм.

Учение Лао-цзы проникнуто стихийным диалектическим мышлением. Для него все движется, возникает и исчезает, взаимосвязано и взаимодей­ствует. В основе всякого изменения лежат противоречивые тенденции, а основой изменения всегда является единство, а не борьба противополож­ностей. Все происходит естественным путем и не допускает внешнего вмешательства. Человек не в силах изменить естественных ход вещей, так как сам он - часть объективного мира и подчинен его законам.

Моизм.

Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обес­смысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Отсюда следовало, что подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служи­лых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качест­вам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали также критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Отвергая конфуцианское пристрастие к традиции, ритуалу, они не фети­шизировали и закон. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.

Легизм.

По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла зна­чительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь.

Особое значение легисты уделяли хозяйственной функции государ­ства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании цен на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя они предлагали ввести государст­венную монополию на разработку естественных богатств и передачу дохо­дов в государственную казну.

Введение.

Пеpвые попытки человека осмыслить окpужающий миp - живую и неживую пpиpоду, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому пеpиоду человеческоого существования (пpедположительно его можно датиpовать втоpым тысячелетием до нашей эpы), когда человек в пpоцессе эволюции, пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как сpедство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспpинимать животный и pастительный миp, космос как нечто отличное и пpотивостоящее ему, у него началось фоpмиpование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окpужающем его миpе.д

Философская мысль человечества заpождалась в эпоху, когда на смену pодовым отношениям пpиходили пеpвые классовые общества и госудаpства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее дpевней является философия, возникшая в стpанах Дpевнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

В данной работе рассматривается зарождение и развитие древневосточной философии Китая.

Актуальность выбранной темы подтверждается неугасаемым интересом всего человечества к философии Древнего Востока.

Пpи написании данного реферата мы ставили перед собой несколько важных задач:

1. ознакомление с основными идеями дpевнекитайской философии;

2. стремление разобраться, в чем же кpоется пpивлекательность и бессмертность этих идей;

3. выяснить, почему они не только не стали чем-то пpошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются далеко за пpеделы Востока и по сей день.

І. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

1. Особенности развития философии в Китае.

В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа:

1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э.

Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем стано­вятся традиционными для всей последующей истории китайской филосо­фии вплоть до новейшего времени.

Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии глав­ного места. В большинстве философских школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму и ле­гизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма как наиболее философичной школы. Древнекитайская философия мало­системна, что обусловлено как слабой связью с естествознанием, так и слабым развитием древнекитайской логики. Древнекитайская философия была также слабо рационализирована, а сам китайский язык затруднял вы­работку абстрактного философского языка. Все это нашло яркое воплоще­ние в развитии основных философских школ.

ІІ. Основные философские школы Древнего Китая.

В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

· конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Представители: Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;

· даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

· моизм: Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.

· школа имён (мин цзя). Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;

Конфуцианство.

Суждения мыслителя, толкуемые и комментируемые многими поко­лениями последователей, легли в основу конфуцианства. Главными про­блемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Что же представляют со­бой ключевые моменты учения древнего мыслителя, ставшие впоследст­вии краеугольным камнем конфуцианства - идеологической системы, гос­подствовавшей в Китае на протяжении многих столетий?

Даосизм.

Учение Лао-цзы проникнуто стихийным диалектическим мышлением. Для него все движется, возникает и исчезает, взаимосвязано и взаимодей­ствует. В основе всякого изменения лежат противоречивые тенденции, а основой изменения всегда является единство, а не борьба противополож­ностей. Все происходит естественным путем и не допускает внешнего вмешательства. Человек не в силах изменить естественных ход вещей, так как сам он - часть объективного мира и подчинен его законам.

Моизм.

Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обес­смысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Отсюда следовало, что подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служи­лых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качест­вам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали также критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Отвергая конфуцианское пристрастие к традиции, ритуалу, они не фети­шизировали и закон. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.

Легизм.

По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла зна­чительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь.

Особое значение легисты уделяли хозяйственной функции государ­ства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании цен на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя они предлагали ввести государст­венную монополию на разработку естественных богатств и передачу дохо­дов в государственную казну.


Вопрос №23

Центральными понятиями древнеиндийской философии являются:


брахман и Атман


Дао и дэ


форма и материя


бытие и мышление


субъект и объект

Тема вопроса: нет

Сложность вопроса: 1 (из 10)


Вопрос №24


состояние отрешенности, угасания желаний


первочеловек


искусство дыхания


цепь перерождений живых существ


мировой замысел

Тема вопроса: нет

Сложность вопроса: 1 (из 10)


Вопрос №25

Автор произведения "Лунь Юй" - беседы и суждения, древнекитайский мыслитель:


Конфуций


Будда


Маховира


Потанджалии


Капила

Тема вопроса: нет

Сложность вопроса: 1 (из 10)


Вопрос №26


Даосизму


Буддизму


Йоге


Брахманизму


Моизму

Справочная таблица содержит краткую характеристику основных школ китайской философии, их основатели, главные труды и особенности.

Легендарного Жёлтого Императора Хуан-ди. Древнекитайский мудрец Лао-цзы.

Конфуций. После смерти Конфуция его ученики: Мэн-цзы и Сюнь-цзы

Основатель— древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После него: Цинь Хуали, Мэн Шэн, и Тянь Сян-цзы,

Моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологииКитая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

Легизм (Школа законников)

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун с именем которого связывается представление о первых серьезных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян.

Основной идеей этой школы было равенство всех передЗаконом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Мин цзя (Школа имён)

Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь.

Главным представителем этой школы считается Цзоу Янь. Cреди представителей этой школы, занимавшихся астрономической и календарной проблематикой, можно назвать Цзы-вэя, историка и астронома-астролога (VI—Vвв. до н. э.), Цзоу Яня, полумифического Жунчэн-цзы, Чжана Цана (III—IIвв. до н. э.).

К сожалению до настоящего времени от сочинений мудрецов этой школы дошли только фрагменты

Школа Инь ян — это школа темного и светлого начала. Одна из шести основных философских школ древнего Китая.

Главная идея этой философии — деление всего на мужское (ян) начало и женское (инь) начало. Мужскому началу принадлежали: свет, солнце, небо, огонь, активность, а женскому: тьма, луна, земля, вода, пассивность.

Инь и ян — важнейшая категория древней китайской философии, отражающая двойственность этого мира. Пять элементов, возникающих в результате взаимодействия инь и ян, создают все материальное многообразие Вселенной.

Система двух начал и пяти стихий

Фу Си

Понятия инь и ян существовали в китайской философии издревле. Ян — это мужское активное начало, инь — женское пассивное. Все в этом мире, считали китайцы, состоит из противоположностей: небесное и земное, холодное и горячее, высокое и низкое, большое и маленькое. В V веке до н. э. в Китае появилась философская школа Инь-ян цзя (Школа темного и светлого начал), которая собрала все знания об инь-ян воедино. Философы этой школы разработали целую систему, объясняющую все мироздание с точки зрения двух противоположных начал.

Как же инь и ян создают Вселенную и поддерживают ее гармоничное существование? Здесь нужно упомянуть еще одну категорию китайской философии — пять первоэлементов, или пять стихий. Это огонь, вода, металл, дерево и земля. Пять элементов образуются от взаимодействия друг с другом инь и ян. Вступая во взаимосвязь, они, в свою очередь, создают все огромное разнообразие этого мира, в том числе человека.

Учение о пяти элементах и двух началах не было отвлеченной теорией, оно применялось и по сей день применяется китайцами во многих областях жизни. На нем основана китайская медицина, боевые искусства, гадательные практики и фэншуй. Все вещи и явления рассматриваются в отношении с пятью элементами. Например, элементу огня соответствует красный цвет, время года — лето, числа 2 и 7, планета Марс, в организме человека — сердце и т. д.

В китайском фольклоре существуют истории о мистической трансформации инь в ян, где герой под воздействием неких магических сил может поменять пол. Считается, что это отголоски оккультных ритуалов, направленных на духовное перерождение человека

Изначально иероглифы инь и ян обозначали две стороны холма, солнечную и теневую. То есть были одним целым, которое менялось из-за внешнего воздействия — солнца. Сначала солнцем освещалась одна сторона холма, потом — другая. Так и в природе: инь и ян — это не что-то определенное и застывшее, эти два начала постоянно меняются, проникают друг в друга и тем самым создают вечное движение в мироздании.

Как мы все замечали, жизнь не всегда течет гармонично, иногда возникают сбои — в природе, в обществе или в организме человека. Это происходит оттого, считают китайские философы, что какое-то из двух начал начинает преобладать, нарушая равновесие.

Читайте также: