Исполнительный анализ прозаического произведения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

  1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
  2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.
  3. Развернутое обоснование выводов.

При анализе прозаического литературного произведения необходимо обратить внимание на время создания данного художественного произведения. Нужно при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду следующее:

Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.


Анализ драматического произведения

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Продолжаю публиковать посты для подготовки к олимпиаде по литературе. Я вновь выбрал два варианта из предлагаемых в Интернете для анализа теперь уже прозаического произведения: краткий и подробный. Выбираем на вкус. Помните также, что всё зависит от предложенного на олимпиаде отрывка (например, Вы не всегда можете знать историю написания и т. д.)


  1. История создания .
  2. Сюжетные линии : выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
    • ДЛ (действующие лица);
    • события.
  3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
    • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
    • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
    • развитие действия;
    • кульминация;
    • развязка;
    • эпилог.
  4. Композиция :
    • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
    • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
    • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
    • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
    • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
  5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
  6. Стиль : специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
    • выбор темы и ее раскрытие;
    • разработку любимых жанровых форм;
    • язык;
    • использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
  7. Литературное направление : сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
  8. Жанровые особенности : эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
    • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
    • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
      1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
      2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
      1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
      2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
      3. исторический - о событиях прошлого;
      4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
      5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
      6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.

      1. История создания произведения.

      2. Жанр произведения.

      3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).

      4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

      б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).

      в) Проблема чувства и долга (уже - проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.

      г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).

      5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.

      6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).

      7. Художественные особенности.

      а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

      - Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.

      - Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.

      - Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.

      б) Художественные приёмы.

      - Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).

      - Роль художественных деталей для характеристики героя.

      - Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.

      Для поэтических произведений:

      - аллитерации; и т. д.

      8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.

      Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.

      Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.

      Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.

      Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.

      Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.

      Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com

      б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).

      в) Проблема чувства и долга (уже – проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.

      г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).

      5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.

      6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).

      7. Художественные особенности.

      а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

      – Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.

      – Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.

      – Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.

      б) Художественные приёмы.

      – Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).

      – Роль художественных деталей для характеристики героя.

      – Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.

      Для поэтических произведений:

      – аллитерации и т. д.

      8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.

      Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.

      Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.

      Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.

      Исполнительский анализ художественного произведения как подготовка к выразительному чтению

      Звезда активна
      Звезда активна
      Звезда активна
      Звезда активна
      Звезда активна

      Исполнительский анализ художественного произведения
      как подготовка к выразительному чтению

      Титова Татьяна Максимовна,
      учитель русского языка и литературы ГБОУ
      Гимназия № 157 им. принцессы Е.М. Ольденбургской


      Практическая значимость и пути реализации
      Предполагается, что обучение должно начинаться с первого класса и продолжаться до конца школы. Возможен вариант проведения им специального урока по выразительному чтению в начальной школе. Может реализовываться во внеурочной исследовательской и творческой деятельности, однако большую значимость он приобретает на уроках литературы.
      В зависимости от ступени обучения литературе путь исполнительского анализа может быть различным. В 5-8 классах исполнительский анализ текста направлен на развитие непосредственных художественных впечатлений учащихся. В старших классах – на развитие анализирующей мысли учеников.
      Элементы исполнительского анализа текста могут и должны использоваться и на уроках русского языка. Система уроков русского языка по развитию речи учащихся учитывает связь с уроками литературы и внеклассного чтения. От работы по развитию речи неотделимо формирование навыков выразительного чтения.
      Безусловно, он необходим и во внеурочной деятельности. Процесс работы, проводимой автором опыта над выразительным чтением с применением исполнительского анализа, усиливает творческую активность учащихся и во время проведения внеклассных занятий, в частности, при проведении декады русского языка и литературы, во время подготовки общешкольных творческих мероприятий, где требуется проявить умение выразительного чтения.

      • введение на уроках литературы и русского языка исполнительского анализа текста, способствующего пониманию, осмысленному прочтению и творческому воплощению художественного произведения в выразительном чтении;
      • вовлечение учащихся во внеклассную работу по предмету и создание условий для их творческой активности;
      • развитие способности эстетического восприятия произведения художественной литературы.
      • развитие потребности в чтении вслух как одной из культурно-нравственных потребностей современного человека, ведущей к формированию у него семейных ценностей.
      • оценка АУДИТ —независимая, по критериям
      • оценка МОТИВАЦИОННАЯ ( ставится за старание: «молодец, сегодня лучше, но надо еще постараться )— создает у уч-ся ситуацию успешности и пробуждает у них желание дальнейшего совершенствования навыков чтения.
      • простота и естественность;
      • передача звучащим словом мыслей автора путем проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в меру доступности ученикам данного возраста);
      • выявление своего отношения к читаемому;
      • четкое и правильное произношение;
      • передача специфики жанра и стиля произведения;
      • умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.


      Признаком подлинного усвоения любого учебного предмета является умение ученика применить полученные сведения на практике. В области искусства звучащего слова мы стремимся довести ученика до умения самостоятельно подготовиться к выразительному чтению.

      САМОАНАЛИЗ УРОКА

      Современный урок — это урок, на котором осуществляется системно-деятельностный подход к обучению, который предполагает развитие личности уч-ся на основе усвоения универсальных способов деятельности.. В основеучебной деятельности стоит самостоятельная деятельность ученика по усвоению ЗУН, в которой он сам не только изменяется, но и эти изменения осознает.
      Цель, которую ставит ученик: ЧЕМУ? ЗАЧЕМ?
      Учебная задача: КАК?
      Самоконтроль: ПРАВИЛЬНО ЛИ?
      Самооценка: ХОРОШО? А МОЖНО ЛИ ЛУЧШЕ?

      1. Слово об авторе
      1. Биография Э. М Болконского ( краткий обзор и демонстрация слайдов о д. Б. Заречье)
      1. Работа по подготовке исполнительского анализа

      —Какова его цель?
      (подготовка к выразительному чтению)

      —Основной принцип выразительного чтения - проникновение в эмоционально-чувственную сферу

      —Сразу ли может возникнуть правильная интонация?

      Этап 1
      —Прочитайте отрывок из поэмы и скажите, какие чувства он у вас вызывает?
      (слушатели читают про себя отрывок, отвечают на вопросы)

      1. Рефлексия
      2. Ваши впечатления от занятия?
      3. Насколько оно полезно для учащихся?

      Вручение подарков-книг

      Памятка
      Как следует ставить логическое ударение

      Читайте также: