Искусство жостова истоки и современное развитие промысла план урока
Обновлено: 07.07.2024
Цель: 1. Познакомить с историей возникновения промысла.
2. Показать отличительные особенности промысла.
3. Выполнить работу в смешанной технике живопись с аппликацией.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам.
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку
произведениям Жостово, развивать фантазию и воображение, навыки
самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Задание : поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.
Дидактический материал:
Материалы: Цветной картон, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами (цветы вырезаны заранее до урока).
Зрительный ряд: презентация; иллюстрации с народными промыслами; предметы, представляющие различные промыслы русского народа (Хохлома, Гжель, Городец, глиняные игрушки, вышитые полотенца и т.д.)
Литературный ряд: стихотворение о жостовской росписи
1. Актуализация знаний. 5 мин. (На доске иллюстрации с изображением разных промыслов) – слайд 2
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем экскурс в мир народного искусства. Как можно назвать то, что мы видим на доске? (промыслы)
Кто создал эти промыслы? (русский народ)
Мы продолжаем знакомство с русскими промыслами.
В начале урока повторяем изученный материал, отгадываем кроссворд. (индивидуальная работа )
(На слайдах презентации задания) - слайды 3-9
1. Вид росписи (Гжель)
2. Вид росписи (Городец)
3. Цвет, используемый в гжельской росписи (синий)
4. Элемент городецкой росписи (бутон)
5. Название села, давшего имя этому промыслу (Дымково)
6. Материал, из которого изготовлены изделия (дерево)
7. Вид росписи (Хохлома)
- Кто заполнил все клетки кроссворда?
Самостоятельная проверка кроссворда. (на доске)
- Какое слово вы получили по вертикали? ( получится слово Жостово)- слайд 10
Оцените себя в оценочном листе
2. Формулирование темы и целей урока. 2 мин.
(На доске появляются иллюстрация с жостовскими подносами) – слайд 11
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)
- Возьмите в руки поднос. Из какого он материала? (из металла)
-Давайте сформулируем тему урока. (Жостово. Роспись по металлу) – слайд 12
- Откройте учебники. с. 92
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте поставим себе цели – слайд 13
1. Узнать историю возникновения промысла.
2. Найти отличительные особенности промысла.
3. Выполнить работу в технике живопись с аппликацией подноса.
3.Знакомство с новым материалом. 15 мин.
Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть слайды презентации. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)
- После рассказа нам нужно заполнить таблицу. Давайте с ней познакомимся. (Зачитывают строки таблицы) – слайд 14
4.Форма основы (заготовки)
1 ученик : Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. – слайд 15
Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый,
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно –
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый.
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
- Так что же можно увидеть на жостовском подносе? (ответы детей)
2 ученик : – слайд 19
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
Задачи:
2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);
4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
План урока:
2. Беседа об истории художественного промысла
3. Решение кроссворда
4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи
6. Постановка художественной задачи
7. Практическое выполнение задания
8. Подведение итогов и просмотр работ
Вложение | Размер |
---|---|
zhostovo.docx | 667.22 КБ |
prezentatsiya_zhostovo2.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;
-знакомство с историей художественного промысла Жостово;
-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;
-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);
4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
2. Беседа об истории художественного промысла
3. Решение кроссворда
4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи
6. Постановка художественной задачи
7. Практическое выполнение задания
8. Подведение итогов и просмотр работ
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2 . Подготовка к изучению нового материала.
-Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров.
- Какие народные промыслы мы уже знаем?
Показ предметов декоративно прикладного искусства. (Городец, Хохлома, Дымка…) (слайд 2)
- Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество? (Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте. Нам хочется видеть вокруг себя рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность, праздничность. Некоторые промыслы имеют многовековую историю, другие возникли на наших глазах).
3. Беседа об истории художественного промысла:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Букеты сказочных цветов
Глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков,
И трепет трав в сиянии тонком.
Именно расписные подносы прославили это подмосковное село, т.к. именно по нему получили свое название.(слайд 6)
А мы сейчас попробуем отгадать название этого села (кроссворд с вопросами в приложении №1).
Ребята отвечают на вопросы и отгадывают название художественного промысла Жостово. (слайд 7)
Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Они радуют глаз игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности.
Искусствовед А.В. Бакушинский назвал роспись плодом быстрой неповторимой импровизации.
- Как вы думаете, почему?
- Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.
Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками (слайд 8 ).
В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки. (слайд 9)
Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне. (слайд 10)
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют.
. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90. Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск. Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне, но используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
4. Знакомство с этапами работы над декоративной композицией;
-Посмотрите, как составляют букет на подносе.
Этапы и приёмы росписи. (слайд 11)
Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.
Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
6. Постановка художественной задачи
-Каждый из вас нарисует несколько цветов, вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе. У всех на столах представлены образцы самых разнообразных видов и форм цветов. При выполнении росписи можете их использовать. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.
7. Практическая работа.
В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат: в коллективной работе частичку своего труда.
-Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.
- Что интересного и нового вы сегодня узнали?
- Какие предметы создают Жостовские умельцы?
- Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?
-Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.
Выставление оценок. Домашнее задание для тех, кто не успел закончить работу – завершить работу дома. Уборка рабочих мест.
Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
Цель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с Жостовской росписью.
Задачи:
- Формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово;
- Развитие творческого воображения учащихся средствами мультимедийного восприятия;
- Воспитание эстетического вкуса на основе знакомства с русским народным промыслом Жостово.
Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.
Материалы: Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами.
Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов.
Литературный ряд: Сказка о жостовской росписи, стихотворение о Жостовской росписи.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами.
- Посмотрите на доску и скажите, какие предметы вам знакомы?
(На доске картинки с изображением предметов Гжели, Городца, Жостово). Показываем предмет и называем его. (Предполагаемые ответы детей: Это Гжель. Это Городецкая роспись.)
(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом.)
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос.)
- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.
(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)
- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают жостовские подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.
- Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие кадры.
- После рассказа нам нужно заполнить таблицу.
1 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод, птиц Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
2 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.
Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
- Дополнительную информацию прочитайте самостоятельно. Листочки лежат у вас на столе.
Металл появился в 30-х годах XIX века. После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова. Жостово и окрестные села издавна славились кузнецами, многие из них работали при монастырях, ковали церковную утварь - светильники, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять опыт.
- А сейчас заполним таблицу.
Цветы, фрукты, листья
Букет, веночек, уголок, корзинка.
- Раньше этим промыслом занимались мужчины.
-Как вы думаете, почему?
Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.
Современное дополнение: В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят соответственно.
- А сейчас задание по рядам:
Первый ряд расскажет, какой формы бывают жостовские подносы,
второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов,
третий – как составлена композиция на подносах.
Форма жостовских подносов:
4. Развяка.
- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике живопись с аппликацией.
- Вырезаем из цветной бумаги нужного форму подноса (через показ учителя).
- Составляем композицию из цветов, приклеиваем.
- Дополняем композицию листьями (работаем красками)
- Рисуем окантовку желтым цветом.
- Жостовская роспись возникла в селе…., надалеко от ……
- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)….
- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….
- В жостовской росписи используют следующие цвета….
-Композиция на подносе может быть в форме …
6. Рефлексия.
-Что на уроке вам сегодня понравилось?
Домашнее задание. Найти дома иллюстрацию жостовских подносов и принести на следующий урок.
Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
Цель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с Жостовской росписью.
Формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово;
Развитие творческого воображения учащихся средствами мультимедийного восприятия;
Воспитание эстетического вкуса на основе знакомства с русским народным промыслом Жостово.
Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.
Материалы: Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами.
Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов.
Литературный ряд: Сказка о жостовской росписи, стихотворение о Жостовской росписи.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами.
- Посмотрите на доску и скажите, какие предметы вам знакомы?
(На доске картинки с изображением предметов Гжели, Городца, Жостово). Показываем предмет и называем его. (Предполагаемые ответы детей: Это Гжель. Это Городецкая роспись.)
(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом.)
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос.)
- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.
(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)
- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают жостовские подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.
Кульминация.
- Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие кадры.
- научиться применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.
1. Предметные цели
- познакомить детей с историей появления жостовских подносов, раскрыть секрет послойного жостовского письма.
- развивать у детей навыки кистевого письма, свободного владения кистью и гуашью при выполнении цветочной композиции.
- обобщить и закрепить приобретенные знания, умения и навыки;
2. Цели, отражающие развитие УУД
3. Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели
- создать условия для возникновения интереса при работе над композицией;
- способствовать формированию творческого мышления;
- способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции;
Опорные понятия, термины Новые понятия, термины
Оборудование для учителя: презентация, проектор, наглядные пособия ,гуашевые краски и беличьи кисти, баночка с водой.
Оборудование для учащихся: бумажные развертки различных форм подносов, простой карандаш, ластик, гуашь ,кисти, баночки для воды.
Домашнее задание:
Этапы урока
Деятельность обучающихся
Дидактическое обеспечение
1.Организационный момент. 3 мин.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Активное слушание с обсуждением.
Презентация, наглядный материал
4.Самостоятельная работа. 22 мин.
Самостоятельная работа учащихся.
5.Итог урока. Рефлексия. 5 мин.
Самооценка учащихся и совместная с учителями оценка результативности урока.
Логическая структура урока
Файлы презентации
Деятельность
Деятельность учителя
Дидакт. обеспеч-е
Подготовка к уроку
Организационный момент. Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
Активное слушание с обсуждением.
Хохлома Гжель Городецкая роспись Матрёшка Молодцы! Вы хорошо знаете промыслы России . Ответы детей: Еду к столу приносят в посуде на подносе.
Уносят грязную посуду после еды.
Ответы детей: Яркие, воздушные цветы.
Вы ежедневно завтракаете в школьной столовой. А вам приходилось обедать в кафе или ресторане ?
Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печи при температуре 90 градусов .Поднос становится гладким и блестяшим.
В руки мастера-живописца поступает поднос с черной поверхностью. Традиционный мотив- цветочный букет на черном фоне.
Внимательно посмотрите на экран и скажите , как на ваш взгляд расписаны жостовские подносы, в какой манере и нравятся ли они вам.
Яркая, декоративная роспись цветов в свободной импровизации. Художники не пользуются эскизами. Рисуют один цветок за другим, и постепенно появляется композиционное решение, которое зависит от формы подноса.
Цветы на подносе легко узнаются. В букете изображаются розы, маки, георгины, астры, тюльпаны и цветки шиповника. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Их дополняют небольшие колокольчики, ромашки, васильки.
Вот фиалка, вот тюльпаны,
Георгины, розы, астры.
Вот и лилии, пионы,
Колокольчики и маки.
Васильки, сирень, жасмин-
Все вошли в букет один.
А букет красив, душист!
От цветов и воздух чист.
Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на эти букеты! А у вас есть дома жостовское чудо?
Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым. Рядом с цветами можно увидеть пейзажи, фрукты
Вы бы хотели такую красоту подарить своим близким и родным на день рождения или на 8 Марта?
Перед жостовским мастером нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Классические композиции: венок, букет в раскидку, роспись с углов, букет, полувенок. Форма подносов бывает: круглая; прямоугольная; треугольная; овальная; фестончатая; восьмиугольная; гитарная. Сейчас внимание на экран. Рассмотрим этапы росписи жостовского подноса: 1.Замалёвок 2.Тенёжка
Ребята, а теперь посмотрим , как создаются неповторимые по красоте и богатству росписи жостовских подносов. Сегодня мы с вами должны научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере .Показ на доске .Учитель берёт в руки кисть и показывает этапы росписи цветка. В жостовских подносах роза всегда в центре букета. Начнем с неё .Смотрите внимательно как её рисуют жостовские художники-мастера..
Читайте также: