Искусство жостова истоки и современное развитие промысла план урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель: 1. Познакомить с историей возникновения промысла.

2. Показать отличительные особенности промысла.

3. Выполнить работу в смешанной технике живопись с аппликацией.

Задачи урока:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам.

Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его

Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку

произведениям Жостово, развивать фантазию и воображение, навыки

самостоятельного творческого мышления.

Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Задание : поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.

Дидактический материал:

Материалы: Цветной картон, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами (цветы вырезаны заранее до урока).

Зрительный ряд: презентация; иллюстрации с народными промыслами; предметы, представляющие различные промыслы русского народа (Хохлома, Гжель, Городец, глиняные игрушки, вышитые полотенца и т.д.)

Литературный ряд: стихотворение о жостовской росписи

1. Актуализация знаний. 5 мин. (На доске иллюстрации с изображением разных промыслов) – слайд 2

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем экскурс в мир народного искусства. Как можно назвать то, что мы видим на доске? (промыслы)

Кто создал эти промыслы? (русский народ)

Мы продолжаем знакомство с русскими промыслами.

В начале урока повторяем изученный материал, отгадываем кроссворд. (индивидуальная работа )

(На слайдах презентации задания) - слайды 3-9

1. Вид росписи (Гжель)

2. Вид росписи (Городец)

3. Цвет, используемый в гжельской росписи (синий)

4. Элемент городецкой росписи (бутон)

5. Название села, давшего имя этому промыслу (Дымково)

6. Материал, из которого изготовлены изделия (дерево)

7. Вид росписи (Хохлома)

- Кто заполнил все клетки кроссворда?

Самостоятельная проверка кроссворда. (на доске)

- Какое слово вы получили по вертикали? ( получится слово Жостово)- слайд 10

Оцените себя в оценочном листе

2. Формулирование темы и целей урока. 2 мин.

(На доске появляются иллюстрация с жостовскими подносами) – слайд 11

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

- Возьмите в руки поднос. Из какого он материала? (из металла)

-Давайте сформулируем тему урока. (Жостово. Роспись по металлу) – слайд 12

- Откройте учебники. с. 92

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте поставим себе цели – слайд 13

1. Узнать историю возникновения промысла.

2. Найти отличительные особенности промысла.

3. Выполнить работу в технике живопись с аппликацией подноса.

3.Знакомство с новым материалом. 15 мин.

Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть слайды презентации. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)

- После рассказа нам нужно заполнить таблицу. Давайте с ней познакомимся. (Зачитывают строки таблицы) – слайд 14

4.Форма основы (заготовки)

1 ученик : Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. – слайд 15

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый,
смелая – сумела.
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
И странно –
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый.
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

- Так что же можно увидеть на жостовском подносе? (ответы детей)

2 ученик : – слайд 19

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.

-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

Задачи:

2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);

4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

План урока:

2. Беседа об истории художественного промысла

3. Решение кроссворда

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи

6. Постановка художественной задачи

7. Практическое выполнение задания

8. Подведение итогов и просмотр работ

ВложениеРазмер
zhostovo.docx 667.22 КБ
prezentatsiya_zhostovo2.pptx 1.87 МБ

Предварительный просмотр:

-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;

-знакомство с историей художественного промысла Жостово;

-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;

-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);

4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

2. Беседа об истории художественного промысла

3. Решение кроссворда

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи

6. Постановка художественной задачи

7. Практическое выполнение задания

8. Подведение итогов и просмотр работ

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2 . Подготовка к изучению нового материала.

-Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров.

- Какие народные промыслы мы уже знаем?

Показ предметов декоративно прикладного искусства. (Городец, Хохлома, Дымка…) (слайд 2)

- Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество? (Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте. Нам хочется видеть вокруг себя рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность, праздничность. Некоторые промыслы имеют многовековую историю, другие возникли на наших глазах).

3. Беседа об истории художественного промысла:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Букеты сказочных цветов

Глядят на нас с подносов звонких

И шелк волшебных лепестков,

И трепет трав в сиянии тонком.

Именно расписные подносы прославили это подмосковное село, т.к. именно по нему получили свое название.(слайд 6)

А мы сейчас попробуем отгадать название этого села (кроссворд с вопросами в приложении №1).

Ребята отвечают на вопросы и отгадывают название художественного промысла Жостово. (слайд 7)

Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Они радуют глаз игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности.

Искусствовед А.В. Бакушинский назвал роспись плодом быстрой неповторимой импровизации.

- Как вы думаете, почему?

- Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками (слайд 8 ).

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки. (слайд 9)

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне. (слайд 10)

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют.

. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90. Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск. Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне, но используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.

4. Знакомство с этапами работы над декоративной композицией;

-Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи. (слайд 11)

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

6. Постановка художественной задачи

-Каждый из вас нарисует несколько цветов, вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе. У всех на столах представлены образцы самых разнообразных видов и форм цветов. При выполнении росписи можете их использовать. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.

7. Практическая работа.

В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат: в коллективной работе частичку своего труда.

-Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.

- Что интересного и нового вы сегодня узнали?

- Какие предметы создают Жостовские умельцы?

- Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

-Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

Выставление оценок. Домашнее задание для тех, кто не успел закончить работу – завершить работу дома. Уборка рабочих мест.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

Цель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с Жостовской росписью.

Задачи:

  1. Формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово;
  2. Развитие творческого воображения учащихся средствами мультимедийного восприятия;
  3. Воспитание эстетического вкуса на основе знакомства с русским народным промыслом Жостово.

Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.

Материалы: Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами.

Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов.

Литературный ряд: Сказка о жостовской росписи, стихотворение о Жостовской росписи.

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами.

- Посмотрите на доску и скажите, какие предметы вам знакомы?

(На доске картинки с изображением предметов Гжели, Городца, Жостово). Показываем предмет и называем его. (Предполагаемые ответы детей: Это Гжель. Это Городецкая роспись.)

(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом.)

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос.)

- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.

(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают жостовские подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.

- Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие кадры.

- После рассказа нам нужно заполнить таблицу.

1 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод, птиц Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

2 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.

Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.

- Дополнительную информацию прочитайте самостоятельно. Листочки лежат у вас на столе.

Металл появился в 30-х годах XIX века. После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова. Жостово и окрестные села издавна славились кузнецами, многие из них работали при монастырях, ковали церковную утварь - светильники, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять опыт.

- А сейчас заполним таблицу.

Цветы, фрукты, листья

Букет, веночек, уголок, корзинка.

- Раньше этим промыслом занимались мужчины.

-Как вы думаете, почему?

Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.

Современное дополнение: В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят соответственно.

- А сейчас задание по рядам:

Первый ряд расскажет, какой формы бывают жостовские подносы,

второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов,

третий – как составлена композиция на подносах.

Форма жостовских подносов:

4. Развяка.

- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике живопись с аппликацией.

  1. Вырезаем из цветной бумаги нужного форму подноса (через показ учителя).
  2. Составляем композицию из цветов, приклеиваем.
  3. Дополняем композицию листьями (работаем красками)
  4. Рисуем окантовку желтым цветом.

- Жостовская роспись возникла в селе…., надалеко от ……

- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)….

- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….

- В жостовской росписи используют следующие цвета….

-Композиция на подносе может быть в форме …

6. Рефлексия.

-Что на уроке вам сегодня понравилось?

Домашнее задание. Найти дома иллюстрацию жостовских подносов и принести на следующий урок.

Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

Цель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с Жостовской росписью.

Формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово;

Развитие творческого воображения учащихся средствами мультимедийного восприятия;

Воспитание эстетического вкуса на основе знакомства с русским народным промыслом Жостово.

Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.

Материалы: Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами.

Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов.

Литературный ряд: Сказка о жостовской росписи, стихотворение о Жостовской росписи.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами.

- Посмотрите на доску и скажите, какие предметы вам знакомы?

(На доске картинки с изображением предметов Гжели, Городца, Жостово). Показываем предмет и называем его. (Предполагаемые ответы детей: Это Гжель. Это Городецкая роспись.)

(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом.)

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос.)

- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.

(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают жостовские подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.

Кульминация.

- Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие кадры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научиться применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.

1. Предметные цели

- познакомить детей с историей появления жостовских подносов, раскрыть секрет послойного жостовского письма.

- развивать у детей навыки кистевого письма, свободного владения кистью и гуашью при выполнении цветочной композиции.

- обобщить и закрепить приобретенные знания, умения и навыки;

2. Цели, отражающие развитие УУД

3. Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели

- создать условия для возникновения интереса при работе над композицией;

- способствовать формированию творческого мышления;

- способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции;

Опорные понятия, термины Новые понятия, термины

Оборудование для учителя: презентация, проектор, наглядные пособия ,гуашевые краски и беличьи кисти, баночка с водой.

Оборудование для учащихся: бумажные развертки различных форм подносов, простой карандаш, ластик, гуашь ,кисти, баночки для воды.

Домашнее задание:

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Дидактическое обеспечение

1.Организационный момент. 3 мин.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Активное слушание с обсуждением.

Презентация, наглядный материал

4.Самостоятельная работа. 22 мин.

Самостоятельная работа учащихся.

5.Итог урока. Рефлексия. 5 мин.

Самооценка учащихся и совместная с учителями оценка результативности урока.

Логическая структура урока

Файлы презентации

Деятельность

Деятельность учителя

Дидакт. обеспеч-е

Подготовка к уроку

Организационный момент. Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.















Активное слушание с обсуждением.

Хохлома Гжель Городецкая роспись Матрёшка Молодцы! Вы хорошо знаете промыслы России . Ответы детей: Еду к столу приносят в посуде на подносе.

Уносят грязную посуду после еды.

Ответы детей: Яркие, воздушные цветы.

Вы ежедневно завтракаете в школьной столовой. А вам приходилось обедать в кафе или ресторане ?

Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печи при температуре 90 градусов .Поднос становится гладким и блестяшим.

В руки мастера-живописца поступает поднос с черной поверхностью. Традиционный мотив- цветочный букет на черном фоне.

Внимательно посмотрите на экран и скажите , как на ваш взгляд расписаны жостовские подносы, в какой манере и нравятся ли они вам.

Яркая, декоративная роспись цветов в свободной импровизации. Художники не пользуются эскизами. Рисуют один цветок за другим, и постепенно появляется композиционное решение, которое зависит от формы подноса.

Цветы на подносе легко узнаются. В букете изображаются розы, маки, георгины, астры, тюльпаны и цветки шиповника. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Их дополняют небольшие колокольчики, ромашки, васильки.

Вот фиалка, вот тюльпаны,

Георгины, розы, астры.

Вот и лилии, пионы,

Колокольчики и маки.

Васильки, сирень, жасмин-

Все вошли в букет один.

А букет красив, душист!

От цветов и воздух чист.

Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на эти букеты! А у вас есть дома жостовское чудо?

Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым. Рядом с цветами можно увидеть пейзажи, фрукты

Вы бы хотели такую красоту подарить своим близким и родным на день рождения или на 8 Марта?

Перед жостовским мастером нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Классические композиции: венок, букет в раскидку, роспись с углов, букет, полувенок. Форма подносов бывает: круглая; прямоугольная; треугольная; овальная; фестончатая; восьмиугольная; гитарная. Сейчас внимание на экран. Рассмотрим этапы росписи жостовского подноса: 1.Замалёвок 2.Тенёжка


Ребята, а теперь посмотрим , как создаются неповторимые по красоте и богатству росписи жостовских подносов. Сегодня мы с вами должны научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере .Показ на доске .Учитель берёт в руки кисть и показывает этапы росписи цветка. В жостовских подносах роза всегда в центре букета. Начнем с неё .Смотрите внимательно как её рисуют жостовские художники-мастера..

Читайте также: