Исаев и ф теория и практика формирования профессионально педагогической культуры преподавателя высшей школы

Обновлено: 05.07.2024

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 18. – С. 5Национальная доктрина развития образования в РФ //Официальные документы в образовании. – 2000. – № 21. – С. 3-14 .

11. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред .

12. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие для ст-тов педвузов. – М.: Новая школа, 1993. – 175 с .

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ

И ЧАСТНОПРЕДМЕТНЫХ (БИОЛОГИЧЕСКИХ)

ЗУН УЧАЩИХСЯ

Томский государственный педагогический университет, г. Томск В данной статье описывается диагностический инструментарий выявления затруднений в освоении учащимися учебного материала по биологии. Показаны результаты диагностики и направления коррекционно-развивающей деятельности по устранению дидактической запущенности учащихся .

Успеваемость учащихся во многом зависит от уровня сформированности учебной деятельности. В современной науке сформулирован ряд важнейших положений, определяющих подходы к диагностике и формированию учебной деятельности различных групп детей. Важнейшими является: наличие общих закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский); взаимосвязь психического развития детей и сформированности их учебной деятельности (Н.А. Менчинская) [2. С. 32, 38] .

Учебная деятельность деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 197

внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (Д.Б. Эльконин) [2. С. 13]. В основе учебной деятельности лежат потребности, мотивы и интересы. Реализуются мотивы и достигается цель учебной деятельности с помощью различных видов действий, среди которых ведущими являются учебные действия и умения. К основным группам учебных умений относят интеллектуальные умения (мыслительные операции, логические приемы мышления), общие учебные умения и специальные учебные умения, характерные для конкретного предмета (частнопредметные) (М.И. Менчинская, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова) [6. С. 120В структуре комплекса базовых учебных действий выделяют:

– Общие учебные действия – умение включаться в деятельность;

пользоваться знаками, символами; умение слушать; видеть; умение быть внимательным; работать в темпе; планировать; работать со школьными принадлежностями и организовывать свое рабочее место; контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников; работать в коллективе .

– Начальные логические операции – умение выделять общие и отличительные свойства, делать обобщение, сравнивать .

– Поведенческие учебные действия – входить и выходить из класса со звонком; сидеть за партой; поднимать руку; выходить к доске и работать с ней. Поведенческие учебные действия позволяют облегчить организацию процесса обучения и сконцентрировать внимание на формировании общих учебных действий и начальных логических операций .

Владение всей системой базовых учебных действий создает основу для реализации учебной деятельности как целого, способствует успешному обучению [5. С. 36-39]. Качественная диагностика состояния учебной деятельности помогает выявить причины неуспеваемости школьника в обучении, предупредить возможные осложнения (снижение интереса, появление признаков негативизма), а также, при необходимости, поможет выбрать для обучения ребенка соответствующий маршрут или вид образовательного учреждения.

Многолетний опыт работы в классах компенсирующего обучения позволил разработать методику диагностики общеучебных и частнопредметных знаний, умений, навыков учащихся, которая включает изучение:

а) учебно-информационных умений (умений составлять план, писать конспект);

б) частнопредметных ЗУН (умений пользоваться тематическими картами, схемами, рисунками, таблицами и т.д.);

в) учебно-коммуникативных умений (умений выступать перед аудиторией, слушать учителя, записывать содержание его рассказа, высказываться литературным языком);

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

г) учебно-организационных умений (умений организовать свое рабочее место, нацелить себя на выполнение поставленной задачи) .

Диагностика проводится в начале года с целью выяснения уровня сформированности базовых учебных действий, на основе полученных данных учителя вырабатывают индивидуальные направления коррекции, в конце года проводится повторная диагностика .

Цель: проверка учащихся отвечать на поставленные вопросы Форма проведения: письменно, без использования учебных пособий ответить на два вопроса учителя. Первый вопрос должен выявлять фактическое знание теории, второй – умение применять знания для объяснения жизненной ситуации, объясняя задачи или выражения своего отношения .

В начале учебного года учащимся дается задание за курс предыдущего года обучения, на повторном обследовании в конце года – за курс текущего .

Вопрос 1. Дайте краткую характеристику любого типа животных (по выбору) .

Вопрос 2. Потомство одной инфузории-туфельки за год может достигнуть 75·10108 особей .

По объёму такое количество инфузорий заняло бы полный шар диаметром в расстояние от Земли до солнца. Почему в природе этого не происходит?

Вопрос 1. Что такое нейрон?

Вопрос 2. Некоторые люди имеют рост от нескольких десятков сантиметров (например, 60 см .

) до 1 метра. Египетская карлица Агибе была ростом всего 38 см. Объясните функции, какой железы нарушены в этом случае?

Разработанная методика была апробирована в 2002-2003 уч. году в МОУ СОШ № 48 на примере биологии, получила распространение на

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 201

другие учебные предметы, а также в настоящее время внедрена в ряд городских школ .

Результаты диагностики 2006-2007 уч.

года показали, что у учащихся классов компенсирующего обучения МОУ СОШ № 48:

– недостаточно развиты умения составлять простые и сложные планы;

– не умеют составлять конспект фрагмента текста. В большей степени это связано с плохой техникой чтения, нежеланием организовать свою деятельность. Подростки не умеют анализировать материал, делать выводы, выделять главное;

– слабо развито пространственное мышление, не умеют пользоваться тематическими схемами и таблицами;

– учебно-коммуникативные умения слабо развиты (не умеют слушать учителя, записывать содержание его рассказа, выступать перед аудиторией, выражать свои мысли литературным языком;

– уровень сформированности учебно-организационных умений недостаточный. Учащиеся не имеют необходимых школьных принадлежностей, учебников, тетрадей; не желают организовать свое рабочее место .

Данные результаты были озвучены на заседаниях Методического объединения школы и совместно с учителями-предметниками выработаны направления коррекционно-развивающей деятельности:

– разработать модифицированные программы по предметам для классов компенсирующего обучения, позволяющие учащимся освоить государственный стандарт;

– разработать коррекционный дидактический материал, направленный на восполнение пробелов в имеющихся ЗУН учащихся .

Список литературы:

1. Зимняя И.Я.Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд .

второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с .

2. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование. – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с .

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.. Кн.1. Общие основы психологии:

учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 687 с .

4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности // Знание. – 1983. – № 3. – С. 43 .

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

5. Черепанов В.Я. Что надо знать учителю об общеучебных умениях // Завуч. – 2001. – № 4. – С. 36-39 .

6. Шамова Т.И, Давыденко Т.М, Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. – Архангельск: Поиск, 1995. – 265 с .

Графические дисциплины лежат в основе подготовки инженеров различных профилей. Эти дисциплины учат пространственному представлению и воображению, навыкам логического мышления; способствует освоению языка техники, который необходим при изучении общетехнических дисциплин и в практической деятельности будущих специалистов .

В целостной системе графической подготовки студентов фундаментальной дисциплиной является начертательная геометрия. Необходимость обучения начертательной геометрии на технических и строительных специальностях диктуется не только его значением для практической деятельности инженера, но и огромной ролью в развитии мышления и познавательных способностей студентов, положительных качеств их личности, способности и стремлении к творчеству и самореализации .

Главной целью процесса высшего технического или строительного образования является формирование универсального инженерного мышления будущего специалиста. Универсальное инженерное мышление – это интеграция образного и логического мышления. Начертательная геометрия обладает уникальными возможностями формирования и развития на

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

В учебном пособии рассматриваются ценностный, технологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры, ее функции, критерии и уровни, дается историко-педагогический анализ проблемы формирования профессионально-педагогической культуры, обосновываются тенденции, принципы и условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Может быть полезно магистратам, аспирантам, преподавателям

* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.


Возрастающие требования к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников учебных заведений, смена образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм, методов преподавания к индивидуально-творческим, подготовка будущих специалистов к профессиональному вхождению в рынок труда с потребностями в постоянном самообразовании и самореализации обусловливают необходимость повышения профессионально-педагогической культуры преподавателя. В этой связи интерес представляют имеющиеся в отечественной педагогической науке разработки теории профессионально-педагогической культуры, в частности, труды И. Ф. Исаева, посвященные проблеме формирования и развития профессионально-педагогической культуры.

И. Ф. Исаев установил, что профессионально-педагогическая культура как системное образование представляет собой единство педагогических ценностей, технологий, сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах педагогической деятельности. Он рассмотрел профессионально-педагогическую культуру в предметной, функциональной, исторической плоскостях. Предметная плоскость позволила дать представление о состоянии компонентов и характере связей между ними; функциональная плоскость раскрыла систему и ее компоненты со стороны функционального содержания как автономные подсистемы в структуре более общих систем; историческая плоскость анализа обеспечила единство технологий творческого и исторического, феноменологического и генетического подходов в раскрытии этапов прошлого, настоящего и будущего.

Систему профессионально-педагогической культуры И. Ф. Исаев рассмотрел в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов. Структурными компонентами, по И. Ф. Исаеву, являются аксиологический, технологический и личностно-творческий, которые являются относительно самостоятельными системами, обладающими структурой и логикой. Анализируя в аксиологическом аспекте профессионально-педагогическую культуру, ученый отметил, что источником личностно-смысловой активности педагога являются специфические для его профессионально-педагогической деятельности потребности: постоянное профессиональное самосовершенствование и оказание помощи обучающимся в их развитии. Означенные потребности включают в себя две тенденции: тенденцию адаптации и тенденцию развития.

Тенденцию адаптации к общечеловеческим и профессиональным ценностям И. Ф. Исаев характеризовал как обращенность преподавателя, студента и процесса их взаимодействия в прошлое и настоящее человечества, страны, профессии, себя. Преподаватель, являясь носителем общей и профессиональной культуры, осуществляет профессиональную деятельность и создает условия для овладения студентом будущей профессией.

На основании устойчивых структур общественного бытия и форм сознания и деятельности И. Ф. Исаев разделил педагогические ценности на следующие группы: ценности — цели, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности; ценности — средства, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности; ценности — отношения, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности; ценности — знания, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности; ценности — качества, раскрывающие значение и смысл качеств личности педагога [ 2 , c . 53]. Представленные группы педагогических ценностей образуют взаимосвязанную систему, являющуюся содержательной основой профессионально-педагогической культуры.

И. Ф. Исаев выявил, что развитие общественных отношений вызывает необходимость поиска новых технологий обучения и воспитания, способствуя приобщению преподавателей к педагогическим ценностям, к их созданию и трансляции. В данном случае субъектом потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании выступают реальные условия, тенденции развития общества в целом и педагогического сообщества в частности. Таким образом, компонентом профессионально-педагогической культуры, по И. Ф. Исаеву, является технология педагогической деятельности. По определению ученого, педагогическая технология представляет собой целостный интегративный процесс организации деятельности обучающих и обучаемых, направленный на совместное решение образовательных задач, осуществляемый с помощью разнообразных педагогических средств и способов. Технология педагогической деятельности предполагает построение модели, основанной на идеях целостного подхода, понимании педагогической деятельности как процесса решения педагогических задач. Предметом педагогической задачи могут быть материальные и идеальные объекты. Ученый определил, что педагогическая задача выражает единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается; она должна отвечать ряду требований, для реализации которых осуществляются педагогические действия.

С учетом особенностей педагогической деятельности, логики и последовательности ее этапов И. Ф. Исаев выделил следующие группы педагогических задач: аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные, коррекционно-регулирующие. Данные группы задач предполагают творческое, индивидуально-личностное решение в конкретной ситуации, поэтому ученый выделил в качестве компонента профессионально-педагогической деятельности педагогическое творчество.

Для развития педагогического творчества необходимы объективные и субъективные условия. Объективными условиями развития педагогического творчества ученый считал влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит педагог; положительный эмоционально-психологический климат в коллективе кафедр, факультетов и вузов; необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок, материально-техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени. Субъективными условиями развития педагогического творчества являются: знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки преподавателя; владение преподавателем современными концепциями подготовки специалиста с высшим образованием; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение, антиципация, владение педагогической технологией.

И. Ф. Исаев определил особенности педагогического творчества: сочетание научного и педагогического творчества; невозможность сразу оценить результаты творческих поисков педагога; необходимость сотворчества педагога с обучающимися, коллегами в педагогическом процессе, основанного на единстве цели профессиональной деятельности; зависимость творческого потенциала учителя от методического, технического оснащения образовательного процесса; умение управлять своим эмоционально-психологическим состоянием, организовывать общение с обучающимися в виде творческого процесса, создавать условия для творческого самовыражения и самореализации учащихся.

Ученым установлено, что педагог вступает во взаимодействие с педагогической культурой следующими способами: когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; действуя в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; создавая и развивая профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества.

Технологический аспект исследования позволил И. Ф. Исаеву установить, что любой существенный результат педагогической деятельности влияет на становление и развитие профессиональной культуры педагога. В процессе педагогической деятельности обновляются ценности, совершенствуются образцы культуры педагога, изменяются ее качественные и количественные характеристики. Владение системой способов и приемов, составляющих технологию педагогической деятельности, является показателем сформированности педагогической культуры. Ученый утверждал, что познавая педагогическую реальность с помощью знаний, умений и навыков педагог одновременно создает новые формы и способы деятельности. Опыт, полученный в индивидуальной деятельности, перерабатывается, обобщается в групповой деятельности и приобретает новую форму.

Рассматривая профессионально-педагогическую культуру в личностно-творческом аспекте, И. Ф. Исаев установил, что, существуя объективно и имея относительную автономность, профессионально-педагогическая культура функционирует через субъективный мир отдельного педагога, пространство которого составляют образ мира как образ педагогической реальности, образ Я-профессиональное. Ученый доказал, что результатом педагогического творчества выступает профессионально-педагогическая культура. Взаимосвязь творчества и педагогической культуры объяснятся тем, что реализация педагогической деятельности невозможна без творчества. Формы, способы и сферы проявления творчества в работе педагога связаны с формированием профессионально-педагогической культуры, а развитие профессионально-педагогической культуры обусловливается мерой творческого подхода личности к собственной деятельности.

И. Ф. Исаев выделил и проанализировал основные противоречия формирования и развития профессионально-педагогической культуры, возникающие при появлении новых фактов, которые не совпадают с известными педагогическими теориями и положениями. Противоречия формирования и развития профессионально-педагогической культуры он разделил на три группы: социокультурные, общепедагогические и личностно-творческие. Социокультурные противоречия свидетельствует о наличии несоответствия между условиями окружающей социальной реальности, социокультурными процессами и развитием профессионально-педагогической культуры педагога, разрешение которых способствует выработке идеала учителя. Ученым выделены 3 социокультурных противоречия: между необходимостью развития научно-педагогического потенциала учебного заведения и отсутствием достаточных условий для его оптимального использования; между объективно существующими общекультурными традициями и опытом и их недостаточным учетом в профессиональной деятельности; между стремительно накапливающейся социокультурной, профессионально-ориентированной информацией и физической ограниченностью преподавателя в ее усвоении, переработке и использовании.

Общепедагогические противоречия, по И. Ф. Исаеву, отражают особенности образовательного процесса и характер педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников. В числе общепедагогических противоречий ученый назвал: противоречие между многообразием ценностей педагогической культуры и степенью их освоенности педагогом; между эмпирическим представлением о педагогической культуре как о показателе образованности, интеллигентности и описанием феномена профессионально-педагогической культуры как многоаспектного социально-педагогического явления, включающего в себя систему взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов; между богатым уникальным опытом, традициями учебных заведений, педагогов и изолированностью, отсутствием изученности, обобщенности подобного опыта.

Личностно-творческие противоречия связаны с творческой самореализацией личности учителя в процессе его педагогической деятельности. Личностно-творческими противоречиями являются: противоречие между общественной формой существования профессионально-педагогической культуры и индивидуально-творческой формой ее присвоения и развития; противоречие между педагогическими стереотипами, дидактическими клише и необходимостью их преодоления в процессе педагогической деятельности; противоречие между научной и педагогической деятельностью учителя; противоречие между педагогической информированностью, осведомленностью и отсутствием глубоких и прочных научных психолого-педагогических знаний; противоречия между потребностью в творческой самореализации и возможностями ее удовлетворения.

Выделенные И. Ф. Исаевым противоречия взаимосвязаны и являются движущими силами развития профессионально-педагогической культуры педагога. Они позволяют исследовать условия функционирования и тенденции развития профессионально-педагогической культуры.

Таким образом, в результате теоретико-методологического исследования содержания и структуры профессионально-педагогической культуры И. Ф. Исаевым было установлено, что профессионально-педагогическая культура представляет собой меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей, технологий и способностей личности. В качестве видового понятия выступает профессиональная культура, педагогическая культура, в качестве родового понятия — культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя.

Исаев И. Ф. и др. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры в условиях непрерывного образования: Коллективная монография / Под ред. Исаева И. Ф. — Белгород — Ст. Оскол — СОФ БелГУ. — 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-педагогическая культура, педагогическая деятельность, педагогическое творчество, педагогическая культура, ценность, педагогическая реальность, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность педагога, профессионально-педагогическая деятельность, тенденция развития.


Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя вуза, носит целостный характер. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями. Их уровень является показателем личностно-профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности. Педагогические ценности выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагог соотносит свою педагогическую деятельность.

И.Ф. Исаев (2002) выделяет следующие группы педагогических ценностей:

1-я – ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза (ценности-цели).

2-я – ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства): концепции педагогического общения, педагогические технологии, педагогический мониторинг.

3-я – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования педагогической деятельности (ценности-отношения): концепция собственной профессиональной позиции, своей собственной деятельности, отношение преподавателя к студентам, к себе.

4-я – ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания): методологические знания о формировании личности и деятельности, знание закономерностей педагогического процесса в вузе, знание психологии студенчества.

5-я – ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества): личностные, коммуникативные, деятельностно – профессиональные качества преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющиеся в специальных способностях к творчеству, в проектировании своей деятельности, в диалогическом мышлении и т.д.

Творческий характер педагогической деятельности мобилизует психические сферы (познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную) личности преподавателя, помогая ему активно преобразовывать педагогическую информацию, выходить за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность педагогической деятельности зависит не столько от знаний и навыков, сколько от способности использовать педагогическую информацию различными способами и в быстром темпе. Творческая личность это личность с устойчивой мотивационно – творческой активностью. И.Ф. Исаевым показано, что творческий подход в деятельности преподавателя занимает срединное положение (ранговое место 8.5), свидетельствуя о невысоком уровне сформированности важного профессионально-педагогического свойства личности преподавателя, в котором сфокусирован интеллектуальный, эмоциональный и волевой потенциалы. Наиболее высокие (1-е и 2-е) ранговые места получили качества, характеризующие лекторское мастерство. На низкие ранговые места поставлены качества личности, обеспечивающие диалоговые формы работы в студенческой аудитории, которые требуют творческой, импровизационной деятельности.

Результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке. Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности. Развитые аналитические, прогностические и рефлексивные способности преподавателя позволяют предвидеть результат его профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическое творчество совершается в условиях открытости, публичности. Понимание творческой природы педагогической деятельности создает у преподавателя установку на создание и внедрение в педагогический процесс творческого отношения к нему, обеспечивая максимальную полноту личностной самореализации. Потребность в творческом самовыражении и личностной самореализации в процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится для преподавателя доминирующей ценностной ориентацией.

Одним из принципов формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы считается принцип целеполагающего включения преподавателя в инновационную деятельность. Инновационная деятельность преподавателя предполагает создание педагогических новшеств, их оценку, освоение и применение в практике. Потребность в инновационной направленности педагогической деятельности преподавателя в современных условиях развития образования и культуры вызвана рядом обстоятельств. Необходимостью обновления системы образования, методологии и технологии организации учебного процесса в вузе. Изменением отношения преподавателей вузов к факту освоения и применения педагогических новшеств.

Анализируя инновационную работу, среди преподавателей вузов, И.Ф. Исаевым установлено, что перспективные педагогические инновации (деловые игры, модульное обучение, интегрированные занятия и др.) медленно входят в практику обучающей деятельности преподавателя вуза.

Инновационная деятельность характеризуется последовательностью действий: разработка нововведения, изучение созданного, опытная проверка, доработка специалистами, внедрение в практику, дальнейшее развитие предмета инноваций (М.С. Бургин). Вторым принципом является принцип профессионально-педагогического самосовершенствования. Это вид специальной систематической деятельности преподавателя, направлен на самоуправление, саморазвитие социально и профессионально значимых качеств личности. Актуальность этого принципа обусловлена пополнением психолого-педагогических знаний, установлением новых тенденций и закономерностей, имеющих общепедагогическое значение, отсутствием в вузах развернутой системы повышения профессионально-педагогической культуры. Реализация описанного принципа выдвигает проблему разработки научно-практических основ формирования профессионально-педагогической культуры (профессиограмма, моделирование личности преподавателя и т.д.), которые не получили своего развития в педагогике высшего образования. Анализ целостности педагогической деятельности преподавателя вуза целесообразно проводить по сформированности профессионально-педагогических умений, решению конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих задач[24].

Читайте также: