Интегрированные занятия по изобразительной деятельности в доу направлены на

Обновлено: 04.07.2024

Несмотря на кризис современной социально-педагогической ситуации, в системе дошкольного образования все явственней проявляются тенденции, которые позволяют говорить о новом качественном состоянии. Вариативность дошкольного образования, гумманизация его содержания, усилие личностной ориентации в педагогическом процессе дошкольных учреждений – вот далеко не все позитивные черты, характеризующие современное дошкольное образование.

Главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок, цель процесса локализуется вокруг полного максимального раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.

Среди множества факторов, обусловливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность воспринимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится их выразить в собственном “творческом продукте” через рисование. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Причем педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусств свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления в картине художника достигает особой выразительности за счет специфических средств того или иного вида искусства.

При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих гармоническое развитие личности дошкольника – это умение незаметно “входить”, “вползать” в педагогический процесс, не создавая стрессов для детей, физически снижаясь до уровня их глаз, ориентируясь в организации работы с детьми на их правополушарные особенности.

Принципиально важным в организации занятий является активизация всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности.

Каждая система занятий должна базироваться на единых методических основаниях.

Помимо традиционных методов применяются методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.

Метод одномоментности. Основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств. Данный метод способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, способствует более полному усвоению информации, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счёт глубокого погружения в мир цвета, звука, слова. Использование этого метода обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке.

Метод контрастности. Строится на противоречии эмоционально-образного настроя различных произведений искусства. Данный метод обостряет остроту ощущений ребёнка при восприятии музыкального, зрительного ряда, облегчает их сопряжение с внутренним миром малыша. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы. В более старшем применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов.

Метод “подмастерия”. Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребёнка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующие моменты:

Организационный – преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребёнка на содержание занятия. Удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головном уборе или гриме, со странным на вид предметом в руке или куклой обеспечивает заинтересованность детей проблемой занятия.

К каждому занятию педагогу надо готовить соответствующий его целям сценарий, продумывать ход занятия, подбирать такой зрительный ряд, оборудование, которые бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему их миру. При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребёнка мира, с другой – задачами программного характера. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребёнка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность.

Взрослым следует помнить, что иногда фантазия детей, художественнее образы, неожиданно предложенные ими, могут увести педагога от заранее запланированного хода их проведения. Умение действовать “по ситуации” - одно из важнейших требований к качественным характеристикам профессионализма педагога, работающего в “режиме интеграции”. Кроме этого независимо от тематики занятия, его организация включает в себя упражнения психогимнастики, пальчиковой, речевой или речедвигательной разминки.

Информационно-чувственный – основан на актуализации процессов восприятия, оптимизирует условия получения детьми необходимой информации о художественных образах на чувствительном уровне. В основе этого явления лежит синестезия – чувственное отражение окружающей действительности, именно оно “работает” в различных видах искусства.

Проблемно-мотивационный аспект призван стимулировать активность ребёнка за счёт ограниченного включения проблемной ситуации в ход занятия, причём профессионализм педагога проявляется в умении заострить ситуацию так, чтобы ребёнок её воспринял как личную проблему. В результате она оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребёнка в новые для него условия, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта малыша.

Деятельностная основа занятия во многом обеспечивает его развивающий эффект, создает условия для анализа художественных образов, их воссоздания в других видах деятельности: в словесном творчестве, пантомиме, музыкально-ритмических движениях и пр. При этом “акт творчества” отличается от других форм обучения тем, что в это время ребёнок не накапливает знания, а отдаёт их, обретая уникальный опыт творческой самореализации. Традиционные занятия ребёнка рисованием создают своеобразную базу для постижения им как средств выразительности в искусстве, так и собственных возможностей в деятельности. В последствии, на интегрированных занятиях, открывается широкое поле для творческого преломления полученных детьми знаний.

Прикладное значение продуктов детской творческой деятельности особенно значимо в связи со становлением их социального статуса. Во-первых, это явное проявление уважения к ребёнку со стороны взрослых и сверстников, во-вторых, продукт его творческого воображения, материализованный в рисунке, поделке приобретает черты особой значимости: это часть его символического “Я”. Эти предметы, находя своё место в интерьере детского сада, в коллективных играх, способствуют осуществлению “грандиозной работы осмысливания окружающего мира и самого себя”. (М.В.Осорина).

Универсальность изобразительной деятельности состоит в том, что в ней заложены возможности для нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического развития личности. Очень хорошо использовать такую организационную форму, как совместная деятельность. В ней в большей мере заложена возможность гармоничного соподчинения задач нравственного, духовного и интеллектуального развития ребёнка в процессе поиска детьми общей цели, возможных путёй её осуществления, реализации намеченного проекта и получения результата. В совместной деятельности, работая с различными материалами, дети постепенно приобретают опыт “вместе думать”, с удовольствием, целенаправленно общаться и помогать друг другу. У ребёнка, при условии переживания им чувства успеха в деятельности и удовлетворения от совместного взаимодействия, достаточно быстро формируются представления о нормах и правилах поведения в среде сверстников при выполнении общей задачи.

На занятиях педагог должен быть внимательно, бережно относиться к эстетическим, творческим проявлениям ребёнка, обучать, но осторожно, не убивать, а побуждать ростки творчества.

Интегрированные занятия длятся от 25 до 45 минут. Их продолжительность зависит от возраста детей, их увлечённости. Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Занятия должны проводиться подгруппами, так как педагог должен быть внимателен к каждому ребёнку, а может ли это быть, если он работает с группой в двадцать и более детей? Возникающие сложности у ребёнка в процессе работы и не находящие своего разрешения, не только не способствуют развитию, а наоборот, стимулируют проявление раздражительности, неуверенности в своих силах, отказ от приложения умственных и творческих усилий, направленных на поиск путей выполнения намеченного. В итоге – неудовлетворенность результатом от хода занятий художественной деятельностью, а в лучшем случае – выход на шаблон в изображении предметов и, в целом, фактически выведение личности из деятельности, Объективно обеспечивающей ребёнку постоянный тренинг важных психических процессов (воображения, образного мышления, восприятия, памяти и пр.), качеств и свойств личности (целеустремлённости, самостоятельности, поисковой деятельности и пр.).

Следовательно, чтобы ребёнок развил свой творческий потенциал в изобразительной деятельности, но должен иметь возможность получать помощь от педагога. Но это, согласитесь, возможно, только при индивидуальном подходе к ребёнку и в условиях работы с небольшой группой детей, что требует кардинальных изменений в построении педагогического процесса и профессионализма воспитателя.

Результат изобразительной деятельности оказывает эмоциональное воздействие на чувства, душу ребёнка. Сам материал, который использует ребёнок на занятии, его многоцветие, выразительность средств даёт удовлетворение и вызывает чувство радостной приподнятости и удовольствия. Ребёнок любит свою работу, гордится ею и ждёт положительной оценки. Через рисунок можно заглянуть в душу ребёнка и вместе с ним восхититься и порадоваться результату.

Здесь даны объяснения к интегрированным и комплексным занятиям; описаны варианты организации интегрированных занятий по ИЗО.

ВложениеРазмер
integrirovannyy_podhod_v_obrazovanii_dlya_shkoly_gluboko_razrabotan_v_nauchno.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный подход в образовании для школы глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспи-тании сделаны лишь первые шаги. В основу интегрированных уроков поло-жены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегриро-ванный подход к современному образованию предполагает изменение содер-жания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих ин-тегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответствен-ности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпи-зодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения не-скольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы детского сада является художествен-но-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литера-туры, рисования.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому актуальна, так как:

  1. интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
  2. помогают грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  3. развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведе-ния искусства;
  4. воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способ-ностей ребенка.

Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельно-сти.

Например, в подготовительной к школе группе запланировано 5 занятий по ИЗО деятельности, 3-по развитию речи, 3-по музыкальной деятельно-сти. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегриро-ванные по цели и тематике:

  1. развитие речи и рисование.
  2. музыка и рисование.

В данном случае музыка и развитие речи - ведущая деятельность, рисо-вание – вспомогательная, помогающая достижению цели занятия.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей рисованию и рассказыванию.

Проведенные контрольно-проверочные занятия по составлению расска-зов показали, что у детей экспериментальной группы рассказы большие по объему интереснее по содержанию, построены грамматически правильно, эмоционально насыщеннее, интерес к занятиям выше. Рисунки в этой группе оригинальны по способу выполнения, насыщены образами из литературных и музыкальных произведений.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в ко-тором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

  1. повысить эффективность художественно-эстетического воспита-ния.
  2. пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, рисунке.
  3. формировать умение использовать накопленный опыт для дей-ствия в определенной ситуации.
  4. научить выделять из общего потока информации.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для до-школьного воспитания дидактических приемов интегрированных заня-тий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на ре-шение целостных задач.

Интегрированные занятия ведутся по трем направлениям: музыке, рисо-ванию, развитию речи.

Развитие речи - рисование

Музыка – развитие речи - рисование

Во второй части воспитатель предлагает нарисовать иллюстрацию к про-читанным стихам и составить рассказ. Эта часть занятия вспомогательная, так как рисунок помогает детям воспроизвести стихи. Воспитатель не заос-тряет внимание на технике выполнения работ, дети сами подбирают приемы рисования, иллюстрируют свое представление о прочитанных стихах.

В заключении занятия дети рассказывают стихи с помощью своего рисун-ка.

Второй вариант проведения занятия: это занятие состоит из двух час-тей и проводится одним педагогом. Структура интегрированного занятия может состоять из трех частей и проводится тремя педагогами: музыки, раз-вития речи, рисования. На занятии ведущим является преподавание музыки и развития речи, рисование – вспомогательным.

Во второй части занятия воспитатель проводит беседу об осени, ее харак-терных признаках, рассматриваются иллюстрации художников. затем дети самостоятельно определяют периоды осени.

В третьей части занятия воспитатель по ИЗО деятельности предлагает детям свои впечатления об осени нарисовать для ежа Яшки, который живет в группе и скучает по лесу.

Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал.

На протяжении всего занятия используется эвристический метод, направленный на поэтапное развитие творческой деятельности детей. Благодаря этому методу у детей создается целостный образ от услышанной музыки, от воспроизведенного в речи и изображенного в рисунке.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучении детей.

Что такое интеграция? Интеграция обозначает объединение, в одно целое различных элементов или частей. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития,а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни. Активно используем: процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.

Комарова Т. С. и Доронова Т. Н. разработали методику в дошкольном воспитании, в основе которой лежат интегрированные блоки (циклы). Интеграция предполагает разнообразные уровни взаимоотношений между элементами, в том числе и уровни, подобные тем, которые образуют комплекс, то есть комплекс, как некое образование, некую целостность можно отнести к одному из уровней интеграции. В это же время вопросами интеграции в дошкольной педагогике занимались Григорьева П. Г. Казакова Т. Г. Сакулина Н. П. другие педагоги и методисты.

Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности, где деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитии творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать с вои возможности.

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированного занятия :

1. Вводная часть : создается проблемная ситуация,стимулирующая детей к поиску ее решения.

2. Основная часть : детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря,обучение связной речи.

3. Заключительная часть : детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Основные принципы взаимодействия с детьми :

Педагогический смысл такого преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время.

Ощущение и восприятие в раннем возрасте - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь, опирается на базу сенсорных представлений. Так же важным является вопрос о необходимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности. Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым.

В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей. Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

Актуальность интегрированного подхода :

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

7 Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Приёмы и методы, наиболее эффективные на интегрированном занятии :

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированных занятий :

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примеры блоков (циклов) содержательной работы с детьми по Т. С. Комаровой.

Изготовление игрушек из бумаги, картона, природного материала, ткани (мягкая игрушка) и др.

Сочинение детьми сказок об игрушках.

Преимущества интеграции процесса обучения и воспитания в непосредственной образовательной деятельности безусловны. Ведь объединяя различные области знаний в одном творческом процессе, экономится время для игр, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные тестовые задания могут быть использованы для проверки знаний воспитателей при подготовке к проведению семинара, педсовета по изобразительному творчеству в детском саду, для составления справки о результатах проверки планирования и организации работы по изобразительной деятельности.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

1. Целью обучения изобразительной деятельности детей является.

а) формирование знаний;

б) формирование навыков;

в) формирование умений;

г) содействие развитию творческой личности;

д) подготовка к школе.

2. Какой прием обучения используется на I этапе работы с детьми?

а) прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником;

б) вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине

в) прием сравнения;

г) рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личнное отношение педагога к картине;

д) поиск композиционных и колористических вариантов решения

3.Выразительным средством в изобразительной деятельности является.

в) передача пространственных отношений;

г) активизация волевых усилий;

д) степень грамотности изображения.

4.Какое произведение написано В. В. Васнецовым?

5.Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде;

в) расчлененность;

г) аналитичность;

6.Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение 2 года жизни?

а) основные формообразующие движения;

б) не осваивает никакие движения;

в) разнообразные рисовальные движения орудийного характера;

г) вариативное использование формообразующих движений;

д) все ответы неверны.

7.Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде?

а) выразительность образов;

б) высокая степень грамотности;

в) глубина мысли;

г) широта общения;

д) увлеченность, захваченность деятельностью.

8. Что можно отнести к одному из этапов

творческого акта в изобразительной деятельности?

а) подбор материала для художественной деятельности детей;

б) создание условий для изобразительной деятельности;

в) исполнение замысла;

г) осознание необходимости создания произведения;

д) увлеченность, захваченность деятельностью

9. Наблюдение в изобразительной деятельности является.
а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;

б) задачей обучения;

в) наглядным методом;

г) видом деятельности;

д) приемом обучения изобразительных умений и навыков.

10. Что не рассматривается учёными как вид изобразительной деятельности?

а) рисование;

в) аппликация;

г) конструирование;

11. Средством художественной выразительности в предметной лепке является.

а) пластичность, передача формы и движения;

в) акцентирование на отдельных признаках предмета;

д) части предмета.

12. Структура, взаимосвязь важнейших элементов худо­жественного произведения, от которой зависит весь его смысл, — это.

г) композиция;

13. Дети первой младшей группы передают в рисунках изображения предметов:

а) треугольной формы;

б) прямоугольной формы;

в) округлой формы;

г) любой формы;

д) квадратной формы.

14. В какой группе учат приклеивать детали к основной форме?

а) второй младшей;

в) подготовительной;

д) первой младшей.

15. Создавать общие сюжетные композиции из природного материала дети начинают в группе .

г) первой младшей;

д) второй младшей.

16. Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи.

г) дымковской;

д) в средней группе эти росписи не используют.

17. Какая техника не используется в аппликации?

Варианты ответа:

а) приклеивание деталей к основе;

д) рисование по мокрому.

18. Интегрированные занятия по изобразительной деятель­ности направлены на.

а) ознакомление с новым материалом;

г) предоставление детям большей самостоятельности в
выборе техник и материалов;

д) диагностику ручной умелости.

19. Какая деятельность не относится к формам организации работы по развитию художественного творчества с детьми в группе ДОУ?

20. В содержание предметно-развивающей среды для изоб-
разительной деятельности воспитанников входит.

а) оборудование и мебель группы;

б) наличие актового зала;

в) наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, качество, внешний вид;

г) количество игрушек в группе;

д) разнообразие детской литературы.

Читайте также: