Интегрированная группа в детском саду что это

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становиться все более востребованным родителями для детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами родителей увеличивается количество интегрированных групп в дошкольных учреждениях республики: Организация интегрированного обучения позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.

Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.

Основной целью интегрированного воспитания и обучения является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

*развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

*организация психолого – педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждении;

*реализация коррекционно- обучающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;

*развитие у детей речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;

*формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении;

*оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс воспитания и обучения, формирование у них адекватного отношения к особенностям развития ребенка.

Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого – медико – педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.

Заключение ЦКРиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление образования, который выдает направление в дошкольное учреждение, где имеются свободные места в группах интегрированного обучения и воспитания.

Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:

-заявления законного представителя воспитанника (с особенностями психофизического развития и нормально развивающегося);

-заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания;

Руководитель дошкольного учреждения при наличии вышеуказанных документов издает приказ о зачислении ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания.

Учитель – дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии и определяет, определяет план коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно – образовательных задач обучения и воспитания детей.

Воспитатель планирует и проводит образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.

Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством воспитателя, учителя – дефектолога, оказывают помощь детям на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья.

Педагог- психолог ведет просветительскую и консультационную работу среди родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения, проводит коррекционно- развивающие занятия с детьми: с нарушениями в эмоциональной сфере; испытывающими трудности в общении, с гипердинамичными детьми.

Музыкальный руководитель проводит разные виды деятельности: музыкально-дидактические игры, музыкально- ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах.

Руководитель физического воспитания приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепления моторики, развитие зрительно – моторной координации. Оказывает консультационную помощь родителям.

Модели интегрированного обучения и воспитания, при которой все дети с особыми потребностями (не только с особенностями психофизического развития) включены в общую систему образования и развиваются, обучаются в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях вместе со своими сверстниками, раньше не было. Ребенок с ОПФР (особенностями психофизического развития) не имел никаких шансов обучаться со своими ровесниками в детском саду или школе. Как же процесс интеграции проходит на практике?

- Группа, где дети с ОПФР прибывают совместно с другими ребятами. Детки с особенностями в развитии учатся жить в обычной социальной среде, развиваться вместе со своими сверстниками.

- Есть ли какие-то отличия интегрированной группы от обычной?

- Общее количество детей меньше, чем в массовой группе. Если, к примеру, в обычной группе 20 малышей, то в интегрированной – 12. Из них деток с ОПФР – 3-4. С особенными ребятами дополнительно занимается дефектолог.

Все режимные моменты, занятия с ребятами проходят в обычном распорядке.

-Если поподробнее, в чем же особенности интегрированной группы с практической стороны?

- Малыши с ОПФР требуют внимания в разы больше, чем остальные дети. Им необходимо полное сопровождение во всех режимных моментах (особенно первый год пребывания в детском саду). На занятиях (рисование, лепка и т.д.), которые проходят в групповой форме, чтобы добиться результата, с особыми детками все действия выполняются за руку. Параллельно нужно удерживать внимание и помогать остальным ребятам. И не в том дело, что тяжело педагогу, а печально, что ни те, ни другие ребята не могут полноценно научиться, понять, освоить.

- А если говорить про внешние условия, обстановку (мебель, оборудование, игрушки) есть какие-то особенности?

- Чем точно не отличается интегрированная группа, так это обстановкой. С одной стороны, вроде так и должно быть, ведь мы особенных детей адаптируем к повседневной социальной среде, но с другой стороны никуда не уйдешь от того, что особенным детям нужно особое развитие, обучение, которое проходит по специальным программам, а значит обстановка и оборудование в группе должно быть соответствующими.

То же самое можно сказать и о методическом обеспечении для педагогов, и о материале и оборудовании для специализированных занятий.

Для особенных детей необходим специальный материал для занятий, чтоб максимально задействовать их восприятие. Для них важна наглядность, тактильность, звук у предложенного материала (т. к. внимание у них неустойчивое).

- Все находящиеся дети в группе с ОПФР имеют одинаковые особенности в развитии?

- Особенности развития у детей могут быть разные. И в этом тоже своя сложность, как для самих малышей, так и для педагога. Поясню: получается так, что, имея разный вид особого развития, они друг у друга могут перенимать неправильное поведение (например, детки с синдромом Дауна, у которых развито подражание, повторяют за детьми с расстройством аутистического спектра, однотипные ритуальные движения). С точки зрения образовательного процесса, если в группе малыши с разными диагнозами, их развитие и обучение проходит соответственно по разным программам. Педагогу приходится работать по 3 программам (включая программу для массовой группы) одновременно. Даже если не касаться программ, каждая особенность в развитии требует своего подхода для освоения одного и того же навыка разными малышами.

-А как дети взаимодействуют между собой?

- Поначалу ребятам трудно найти контакт. Взрослые, конечно, всячески стараются помочь, выступая проводниками между детьми, вовлекая их в совместную деятельность, привлекая всех ребят к помощи и обучению деток с ОПФР. И это дает свой результат: со временем дети сами проявляют внимание к особенным малышам, и общение налаживается.

- А как родители обычных детей относятся к интегрированным группам?

- Далеко не все родители охотно отдают своих детей в такую группу. В основном их привлекает меньшее количество детей в группе. Многие по истечению какого-то времени, переводятся в массовые группы. Это свидетельствует о том, что еще не все в нашем обществе готовы принимать разных людей, детей. Но это выбор каждого. Детская психика еще очень уязвима. Если вокруг находится больше деток с особенностями в поведении, то дети, склонные во всем к подражанию, могут перенимать некоторые манеры неправильного поведения.

В результате получается, что обычных детей столько же, сколько и особенных малышей, а то и меньше. Хотя по правилам комплектации группы, количество детей без особенностей должно преобладать над количеством детей с ОПФР, чтобы особые ребята могли социализироваться в обычную среду, а не наоборот.

В любом случае у обычных деток и их родителей есть выбор, посещать интегрированную группу или нет. У особенных детей - выбора нет.

- То есть дети с ОПФР могут посещать только интегрированную группу, получая дошкольное образование в учреждении общего типа?

- Да. Но количество таких групп ограничено и найти что-то возле дома непросто, поэтому многим родителям приходится возить детей через весь город.

- Обучение и развитие детей с ОПФР в интегрированной группе идет по отдельным программам?

Для каждой категории - специальные образовательные программы. Сложность пока только в том, что нет такой программы для детей с расстройствами аутистического спектра, в принципе ее и не может быть общей. Дети с аутизмом все разные и для каждого должен быть отдельный алгоритм развития и научения.

- Как организовывается работа в группе с такими ребятами?

- Эти ребята требуют индивидуального подхода во всем. Им сложно заниматься в группе с другими детьми, для них в основном эффективно только индивидуальное обучение и развитие. Не так давно в интегрированные группы стали вводить тьютора (воспитатель-сопроводитель) для малышей с аутизмом.

Также для таких ребят нужно создавать специальную среду. Какие-то отдельные фрагменты комфортной среды в интегрированной группе для детей с аутизмом создать можно, и они посильно создаются. Но идеальные условия для их обучения сложно организовать (отдельная пустая комната с белыми стенами, например).

Общие режимные моменты не всегда подходят деткам с аутизмом. Зачастую у них нарушен сон, а другим детям дневной сон необходим. Также они избирательны в еде: общую пищу детского сада не кушают. То есть, нахождение весь день в общем детском учреждении для малышей с аутизмом проблематично, но с другой стороны родителям ведь тоже нужно работать.

- Подводя итог, получается, что на практике интеграция деток с ОПФР проходит непросто…

- Интегрированное образование в первую очередь должно помочь деткам, которые имеют особенные потребности, научиться максимально самостоятельно жить в социуме. Но пока даже отдельная помощь в их адаптации есть не всегда. Поэтому, создавая инклюзивное образование, нельзя забывать о грамотном подходе с практической стороны, начиная от комплектации групп детьми и организации работы в таких группах как интегрированная, оснащение групп необходимым оборудованием и материалом, и заканчивая повышением квалификации специалистов, открытием образовательных и развивающих центров, информационной поддержкой родителей и общества в целом.

А пока, успешность в адаптации особенных ребят – это в основном заслуга их родителей, которые, не рассчитывая на помощь государства, несмотря на все сложности, находят пути развития своих деток, чтобы каждый день своего ребенка сделать лучше предыдущего!

игрушки

Интегрированные группы в детском саду — это группы, в которых вместе занимаются дети здоровые и дети с особыми потребностями. За границей такой подход давно внедрен в образовательный процесс и показывает положительные результаты. Инклюзивное образование проходит как на уровне создания единых групп, так и обучения детей в разных группах, но в одном помещении.

Нормативы, предъявляемые к интегрированным группам

Интегрированные группы в детском саду комплектуются с учетом количественного соотношения, которое четко регламентировано Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13

1.12. … Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) старше 3 лет:

  • не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
  • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
  • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Контингент детей, посещающих интегрированные группы в детском саду, может варьироваться, однако основным условием принятия в ДОУ является готовность ребенка к посещению 12-часовой группы. Кроме этого, ребенок должен иметь минимальные навыки самообслуживания. При наличии трудностей в самообслуживании, адаптации, с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) работает специалист — тьютор, в идеале человек со специальным психолого-педагогическим образованием.

Задач у тьютора много: он и помощник, и учитель, и воспитатель, и педагог. Он адаптирует образовательный процесс под ребенка.

Для того, чтобы была выделена ставка тьютора, группа должна иметь статус инклюзивной группы, а ребенок должен числиться особенным, то есть иметь соответствующий диагноз и справку от врача-специалиста.

Государственное образовательное учреждение не вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них таких ограничений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы.

То есть, если вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал определенное дошкольное учреждение, по разным факторам (близость к дому, положительные отзывы, подходящая программа), а интегрированной группы в нем нет, вы можете сделать все возможное для того, чтобы ее открыли.

С каждым годом появляется все больше инклюзивных групп в детских садах. Достаточно посмотреть на статистику дошкольных учреждений, включающих инклюзивное дошкольное образование в свою программу. Например, в столице в 2010 году таких учебных заведений было 91, а в 2013 году — уже 143.

Содержание работы в интегрированных группах в детском саду

Интегрированные группы в детском саду работают в нескольких направлениях:

  • развитие (речи, представлений об окружающем мире, познавательной сферы и прочее);
  • социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;
  • коррекция (работа учителя-дефектолога, логопеда, массажиста, педагога-психолога, арт-терапевта и других);
  • творчество (хореография, игротерапия, керамическая и столярная мастерские, хореография).

Согласно новым ФГОСам, приоритет в дошкольном образовании отдается развитию социально активной личности, а это первый шаг к индивидуальному подходу, что особенно важно в инклюзивной группе.

При разработке перспективного планирования учитывается образовательная программа и индивидуальная программа развития ребенка (ИПР). ИПР для ребенка с ОВЗ формируется на основе первичной диагностики (беседы и анкетирование родителей, диагностика ребенка) и в ходе образовательного процесса может корректироваться и дополняться.

Для составления индивидуальной программы можно использовать:

Интегрированные группы в детском саду требуют большой организационной подготовки. Если, например, в Лекотеке есть возможности уделять все время одному ребенку, то в условиях массового детского сада сделать это довольно проблематично без ущерба для всех участников образовательного процесса. Здесь происходит двухсторонний процесс: ребенок адаптируется к определенным условиям — режиму, графику занятий, мероприятиям, а специалисты стараются адаптировать условия под ребенка. Например, дошкольник с ОВЗ может посещать детский сад на каждый день, а выборочно, не ходить на определенные занятия, если есть какие-либо противопоказания.

Как относятся родители к интегрированным группам в детском саду?

Родители, выступающие против инклюзивного образования, боятся, что дети будут копировать поведение особых детишек из группы, а также попросту того, что им не додадут внимания, развития, знаний.

Другой вопрос — готовы ли мы к инклюзивному образованию? Как показывает опрос, который мы провели среди родителей — пока еще нет. Из 50 респондентов, 60% высказались против того, чтобы их ребенок посещал такую группу, и, соответственно, только 40% — за.

При этом многие в принципе не против того, чтобы ребенок ходил в интегрированную группу в кружке, на факультативе, но когда дело касается фундаментального образования, детского сада или школы, то тут мнение родителей меняется кардинально.

коледюк марина
Интегрированная группа в дошкольном учреждении: быть или не быть?!

Основной целью работы нашей группы интегрированного воспитания и обучения являлась реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями. На протяжении учебного года работники учреждения стремились развивать потенциальные возможности детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; речевые, моторные, социальные способности, позволяющие снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию; формировали позитивное отношение к детям с особенностями развития, создавали психологически комфортную среду в учреждении. Специалисты оказывали консультативную помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития.

воспитатель дошкольного образования

яслей-сада №10 города Новогрудка Гродненской области,Беларусь

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Читайте также: