Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовила учитель МБОУ «Вознесенская

Интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Это продиктовано общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и личное время, а также обосновано реальной целесообразностью объединения ресурсов.

Подоплёка целевых установок организации внеурочной деятельности связана с тем, что стандартами определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Совершенно логично, что для их достижения должны были быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам разработчиков стандартов, и должна была стать внеурочная деятельность. Связано это с тем, что только на уроке не всегда возможно сформировать или отследить некоторые новые качества личности.

Действительно, не всегда возможно только на уроке сформировать то, что в стандарте называется метапредметными результатами, например, отработать коммуникативные действия, а если просто сказать – научить ребят между собой общаться, научить их вместе выполнять какую-то творческую работу, научить их дружбе.

Однако именно здесь проявляются самые болевые точки, самые острые вопросы, которые остаются до конца непонятыми или те меры, которые активно принимаются, но в реальности оказываются неэффективными, иногда ошибочными, а порой вообще просто вредными.

Вот результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:

формирование единого воспитательного пространства;

формирование духовно-нравственных качеств у школьников;

развитие творческих способностей обучающихся;

обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

В российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (и не только интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школе действительно удастся преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе, раскрытии творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

В Стандарте четко обозначены принципы разработки дополнительных образовательных программ нового поколения:

ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

обращение к тем образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;

обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

реализация единства образовательного процесса.

Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Современный стандарт – это прежде всего гарантированное предоставление, с одной стороны, ученику, семье качественных образовательных услуг, с другой – гарантии работнику сферы образования. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высокого уровня и необходимости определения дальнейшего вектора движения.

На важнейшее место выходит вопрос обновления содержания. Глупо полагать, что если будут единые программы, то и результат будет одинаковым. В конкретной школе каждая программа приобретает свою неповторимую специфику. Так же как и вода приобретает вкус тех труб, через которые протекает, а что получит в итоге потребитель – зависит от труб, т.е. от условий и ресурсов учреждения.

Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования:

– не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;

– нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности;

– отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.;

– имеют место перегрузки детей;

– реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;

– взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире;

– не определены условия финансирования внеурочной деятельности.

Анализ проведенных проблем и ошибок интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС нового поколения в рамках многих экспериментальных площадок, показал, что наработанный опыт не только не обеспечит его реализацию в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования), но и может отбросить дополнительное образование на несколько лет назад, понизить его качество и авторитет.

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

– материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

– возможности работы в социуме, социального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, в самом дополнительном образовании должны, произойти изменения. В системе дополнительного образования детей необходимо создать следующие новые условия:

– широкое обсуждение ФГОС общего образования в коллективах учреждений дополнительного образования детей, поиск вариантов включения УДОД в его реализацию, поиск новых возможностей обеспечения преемственности образования, усиления личностной ориентации, комплексности, творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования в условиях перехода к непрерывной системе образования, соответствующей новым ожиданиям заказчиков образованию;

– организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников УДОД в вопросах реализации ФГОС нового поколения: разработка программ, проведение семинаров, мастер-классов и т.п.;

– развитие процессов интеграции с общим образованием, сетевого взаимодействия, разработка новых механизмов, процедур, технологий взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, совместных проектов, форм сотрудничества и др.);

– совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, локальных актов и т.д.), в т.ч. с учетом повышения оплаты труда работников образования;

– новые требования к программам дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание интегрированным программам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов, программам дистанционного обучения и др.;

– повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу результатов;

– создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных результатов, формирования универсальных учебных действий;

– изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания технологиям интеграции;

– обеспечение большей гласности и открытости в системе дополнительного образования детей;

– развитие маркетинговой деятельности – изучение социального заказа на дополнительное образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложений и т.д.;

– развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС – методические объединения, межучрежденческие кафедры, лаборатории, мастерские и т.д.

Таким образом, реализация ФГОС общего образования должна стать инструментом правового регулирования отношений в образовании и требуют разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.

Требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. За всю свою историю человечеством накоплен огромный опыт в области культуры и цивилизации. Образование дает возможность постигать человеку этот опыт, через призму новых идей и открытий, расширять свои представления о мире.

В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют истинно культурное образование.

Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не умеют переносить знания на практику. Знания, которые получают дети в школе, должны пригодиться им в жизни, они должны уметь их применять.

Рассматривая дополнительное образование как важнейшее средство гармоничного развития личности на всех этапах обучения, я считаю, что оно должно обогащать основное (базовое) образование и компенсировать его недостатки. Являясь элементом общего образования, содержание дополнительного образования предполагает целостное развитие личности каждого школьника: духовно-нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и физическое.

Тема интеграции основного и дополнительного образования отнюдь не нова. Она существует много лет, но в рамках новых требований ФГОС ее актуальность не утрачивается. Интеграция предметов в системе образования позволяет решать задачи, поставленные в настоящее время перед школой, учреждениями дополнительного образования и обществом в целом.

Список использованной литературы

Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 177 с.

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. – Липецк : ЛИРО, 2012.

Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности : метод. рекомендации / под ред. А. В. Золоторевой. – Ярославль : ЯГПУ, 2011. – 312 с.

Сегодня по данной теме основным докладчиком являюсь я, но также, по некоторым важным вопросам, мне будут помогать мои коллеги-содокладчики Никитюк Е. А., Лыга Е. А., Гузева А. Е.

Чтобы наш педсовет прошел интересно, продуктивно и лаконично предлагаю определится с регламентом: основной докладчик – выступление до 15 минут, содокладчики - до 10 минут. Давайте проголосуем.

Секретарём данного педсовета назначена Калюжная А. В. (учитель филолог, которая будет записывать основные моменты под протокол.

Желаю всем продуктивной работы и отличного настроения.

И традиционно, начать педсовет мне бы хотелось с минутки психологического настроя и замечательной притчи, которую я использую в разных классах в качестве эмоционального настроя учащихся на урок.

(в руках выступающего мягкая подушка в виде сердца)

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это и научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней.

Сейчас мы будем передавать это сердце (мягкая игрушка) и называть качества характера человека, которые на ваш взгляд необходимы в жизни каждого.

Личность не воспитывается по частям, не воспитывается сразу, а постепенно создается всей суммой влияний, которым она подвергается.

А. С. Макаренко (слайд 2)

Конвенция о правах ребенка гласит:

И помочь в решении данных задач и социализации учащихся, может только такая форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов учебно-воспитательного процесса, как внеурочная деятельность. (слайд 4)

Образование становится более эффективным при интеграции урочной и внеурочной деятельности.

В данном педсовете нами определены следующие цель и задачи. (слайд 6)

Цель педсовета – создание благоприятной воспитательной среды, обеспечивающей активизацию образовательных, социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность и реализацию жизненных потребностей.

Нами определены и следующие задачи: (слайд 7)

1) Выявлять эффективные методы вовлечения учащихся в разностороннюю деятельность учебно-воспитательного процесса;

2) обогащать педагогический опыт грамотными приемами интеграции основного и дополнительного образования;

3) побуждать участников образовательного процесса к самостоятельной организации собственной учебно-воспитательной деятельности;

4) выявлять и развивать индивидуальные творческие способности каждого учащегося с последующим применением их в

5) стимулировать обучающихся к выполнению социальных исследований и проектов, созданию творческих работ.

Современный этап развития нашего общества требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность образования за подготовку человека, способного жить в современных условиях. (слайд 8)

Современными требованиями школы определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Совершенно логично, что для их достижения должны быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам разработчиков стандартов, и должна стать интеграция урочной деятельности с дополнительным образованием.

При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или же с одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования. (слайд 9)

Интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности. Это продиктовано общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и личное время, а также обосновано реальной целесообразностью объединения данных ресурсов. (слайд 10)

В Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ДНР сформулирована высшая цель образования, а именно – высоконравственный, всесторонне развитый, творческий, компетентный гражданин Республики, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в социальных, духовных и культурных традициях своего многонационального народа. (слайд 11)

Современному обществу необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящему в мире, к пониманию себя и своего места в обществе, активные и способные к прогнозированию возможных последствий своих действий. В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования.

Рассматривая дополнительное образование как важнейшее средство гармоничного развития личности на всех этапах обучения, я считаю, что оно должно обогащать основное (базовое) образование и компенсировать его недостатки. Являясь элементом общего образования, содержание дополнительного образования предполагает целостное развитие личности каждого школьника: психологическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и физическое.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять при интеграции с внеурочной. (слайд 12)

Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и формирование духовно-нравственного потенциала, высокого уровня самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В условиях современной школы нет, и не может быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Небольшая численность нашей школы позволяет подходить более гибко к построению урочной и внеурочной деятельности. Урок вполне может логично переходить в воспитательные мероприятия или в занятие внеурочной деятельностью и наоборот. (слайд 13)

Поэтому в нашей школе идеи интеграции урочной и внеурочной деятельности воплощаются достаточно полно. Анализ посещения занятий внеурочной деятельностью показывает, что они зачастую построены на углублении знаний основного образования (дополняя друг друга) просматривается расширение программного материала на занятиях внеурочной деятельностью. Каждый учитель использует свою форму интеграции, которая имеет определенной уровень результативности. (слайд 14)

Сегодня будут приведены примеры интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, где-то отличающиеся от привычной для нас формы ведения занятий, которые обогащают интеллектуальное развитие ребенка.

Интеграцию внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами дополнительного образования. В своей работе мы объединяем 2 этих уровня, которые рассматриваем как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств.

Интеграция ведет к рождению новых педагогических средств и может осуществляться в следующих направлениях: (слайд 15)

• расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам; повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

• усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;

• использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

При реализации данного процесса порой педагогический коллектив сталкивается с рядом трудностей, которые влияют на эффективность его организации:

• недостаточная оснащенность кабинетов средствами ИКТ (наличие мультимедийного оборудования в достаточном количестве);

• отсутствие актового зала;

• отсутствие свободного доступа к сети Интернет;

• слабая взаимная заинтересованность семьи в сотрудничестве с образовательной организацией, в том числе в вопросах осуществления совместных проектов.

Высокий уровень интеграции урочной и внеурочной деятельности детей предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование.

В настоящее время в школе существует 2 основные модели организации внеурочной деятельности.

Первая модель характеризуется выбором специальных кружков и секций, работа которых сочетается с образовательными дисциплинами. Вся внеурочная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Но даже и такой вариант организации внеурочной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их интересов в свободное время.

Вторая модель отличается организацией внеурочной деятельности, которая построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеурочной деятельности и дополняют основную работу школы.

Уже на протяжении нескольких лет школой осуществляется тесное сотрудничество и партнерские взаимоотношения с институтами дополнительного образования действующих в поселке: Новоамвросиевский Дом Культуры и Новоамвросиевская школа искусств.

В следствии интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует динамичному развитию и расцвету современного общества.

Хотелось бы отметить, что на определенных уроках, таких как трудовое обучение и изобразительное искусство обучающимися изготавливаются некоторые творческие работы, которые можно использовать и в общественной жизни школы.

На уроках Смоляковой А. И. (учитель рисования и трудового обучения) воспитанниками школы создаются декорации для общешкольных мероприятий, открытых уроков. Работы учащихся посещающих кружки Симатова В. Н. (учитель трудового обучения и руководитель кружков декоративно-прикладного направления) занимают призовые места на районном и Республиканском уровне и их можно использовать как на уроках, так и в быту. (слайд 16)

Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.

Программа внеурочной деятельности по бисероплетению для учащихся начальных классов 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (в первую очередь личностных и метапредметных), на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления спектра занятий, направленных на развитие детей. Важно иметь в виду, что ВД – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. ВД понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Какова же цель ВД? Это создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Создание условий для успешной адаптации обучающихся в школе

Выявление интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; развитие творческих способностей, получение опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества

Закрепление и создание условий для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений ДОД, культуры, физической культуры и семьями.

Формы занятий внеурочной деятельностью значительно отличаются от форм классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом и другими Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся. представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения, организована в I классе в соответствии с ФГОС второго поколения. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, наиболее актуальны следующие принципы и подходы:

1.Личностный подход. Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности урочной и внеурочной деятельность.

3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями.

Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д., старается раскрыть у обучающихся организаторские, творческие, коммуникативные и др. способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребенка.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

ВД имеет три уровня результатов обучающихся:

1-й уровень – ребенок знает и понимает общественную жизнь

2-й уровень – ребенок ценит общественную жизнь

3-й уровень – ребенок самостоятельно действует в общественной жизни

Таким образом, ВД направлена на достижение воспитательных результатов:

Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям

Получение обучающимися опыта приобретения ими социального опыта

Самостоятельное общественное действие

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

Организация внеурочной деятельности посредствам интеграции общего и дополнительного образования в условиях ФГОС НОО Никифорова Н. А. учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Завитинск

Организация внеурочной деятельности посредствам интеграции общего и дополнительного образования в условиях ФГОС НОО

Никифорова Н. А. учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г. Завитинск

Автор: Лисина Ирина Владимировна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 23 года, высшая квалификационная категория.


В сфере реформирования российской системы образования, обучение и воспитание ребёнка представляется единым процессом, осуществляемым различными субъектами в течение времени взросления.

В связи с этим, актуальным вопросом становится обеспечение преемственности в образовательном процессе, что может быть достигнуто при тесном взаимодействии организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Быть включенными в процесс образования и воспитания ребёнка для достижения единого ожидаемого результата – важное условие дальнейшего развития и актуальности дополнительного образования. На современном этапе одной из главных точек соприкосновения основного и дополнительного образования является организация внеурочной деятельности учащихся при реализации Федеральных государственных стандартов начального и общего образования.

С введением новых ФГОС особое внимание уделено не только обучению, но и личностным качествам детей, развитию у них коммуникативных, регулятивных умений. Современный этап развития общества невозможен без духовности и нравственности, культурного наследия, как результата творческой деятельности многих поколений, требует к себе пристального внимания.

Как разбудить в наших детях интерес к самим себе, к родному краю, к своей стране? Как сделать творческую потребность естественной частью жизни ребёнка?

Пути решения этой проблемы коллектив нашей школы ищет постоянно, задумываясь о правильном воспитании человека, начиная с ранних этапов его развития. Как важно в этот период выбрать верный подход к ребёнку, обращаясь с любовью и добротой, признать и уважать его как личность, дать ему возможность выбора и самоопределения, вселить веру в его безграничные возможности, дав ему понять, что в нем есть Великий Талант.

ФГОС второго поколения направлены на достижение качества образования, которое рассматривается как важнейшая социальная деятельность детей, так же в стандарте указывается на необходимость освоения образовательными учреждениями новых направлений деятельности, совершенствование спектра образовательных услуг, создание и внедрение новых образовательных программ.

Именно во ФГОС впервые уделяется столь значительное внимание деятельности учащихся, организованной за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающим потребностям учащихся разных возрастов, способностей, возможностей здоровья.

Организовать такую деятельность нам помогает интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, что позволяет создать пространство детства в школе, обеспечивает ребенку возможность сменить роль ученика на роль спортсмена, художника, ученого, актёра.

Получив первый опыт работы во внеурочной деятельности, мы увидели, что цели и задачи внеурочной деятельности и дополнительного образования очень близки и часто пересекаются друг с другом. Задумавшись о том, как сделать внеурочную деятельность более эффективной, не отделяя её от дополнительного образования, мы объединили внеурочную деятельность, дополнительное образование и воспитательную работу едиными целями и задачами, направленными на всестороннее развитие детей, их способностей, талантов.

Опытом практической деятельности является изготовление поделок, росписей, разучивание фольклора, посещение Этнографического музея.

Далее мы ежегодную работу по безопасности жизнедеятельности и профилактике здорового образа жизни объединили в программу внеурочной деятельности "Родина моя - Россия".

Структуру и подход сохранили тот же: теоретическая часть, опыт практической деятельности, творческая реализация.

Создание такого класса обусловлено тем, что мы живем в городе воинской и морской славы, где каждый уголок связан с историей флота России, все это близко и понятно детям, с этим они сталкиваются каждый день, об этом они слышат в семьях и испытывают неподдельный интерес. Морской класс дает возможность поддержать этот интерес, расширить знания учащихся, закрепить через опыт творческой деятельности.

Мы еще в самом начале пути по созданию оптимальной модели интеграции основного и дополнительного образования, но опыт взаимодействия показывает, что оно может быть эффективным и полезным для решения задач, которые ставит перед нами ФГОС. И что бы в полной мере реализовать заложенный в этой интеграции потенциал необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы для создания, расширения, углубления и обогащения учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка. Обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Читайте также: