Интеграция двигательной и познавательной деятельности на физкультурных занятиях в доу

Обновлено: 07.07.2024

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определённой темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используются в период предшкольного образования. Целостно-интегрированный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  • Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём (“Безопасность”);
  • Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников (“Социализация”);
  • Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования (“Труд”);
  • Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни (“Познание”);
  • Проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры (“Коммуникация”, “Здоровье”);
  • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек (“Чтение художественной литературы”);
  • Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр (“Художественное творчество”);
  • Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера (“Музыка”).

Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный процесс, направленный на:

  1. Формирование практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил окружающего мира.
  2. Повышение уровня физической подготовленности на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а также развития двигательных качеств и способностей.
  3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

Таким образом, интегрированные занятия:
1. Оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками.
2. Повышают уровень образованности.
3. Способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию различных знаний.

Проблема интеграции дошкольного образования очень важна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

Используемая литература:

  1. Инструктор по физкультуре. 2011 №1.
  2. С.Д.Сажина Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ “Сфера” М.2008.
  3. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н.Е.Вераксы – М. Мозаика-Синтез, 2011 г.
  4. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований – Под общей ред. Микляевой Н.В. – М. УЦ “Перспектива”, 2011 г.
  5. Управление ДОУ. 2011г, № 7,8.

Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе “Веселые медвежата”.

  • Закрепить умение детей ходить змейкой между предметами, сохраняя равновесие.
  • Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в прыжках на двух ногах.
  • Развивать ловкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, творчество, физиологическое дыхание, умение регулировать мышечный тонус.
  • Познакомить детей с подвижной игрой “Медведь”, способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры.
  • Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультуры, к здоровому образу жизни, целеустремленность.
  • Учить детей ориентироваться в масштабном плане, развить образное и пространственное мышление.
  • Закрепить знание геометрических фигур и цвета.
  • Развить внимание, фантазию детей, помочь детям мыслить без стереотипов, учить детей переносить свойства с частного на общее и наоборот.
  • Обучать пониманию себя и умению “быть в мире с собой”, сопереживанию другим людям.

Оборудование: 2 дуги, ребристая доска, мягкие модули, маска медведя, маленькие массажные мячи по количеству детей, 6 обручей, игрушки: волк, лиса, конверты с деталями геометрических фигур.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика – А.Н. Стрельниковой;
  • точечный массаж и дыхательная гимнастика – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;
  • профилактика плоскостопия и нарушения осанки – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;
  • массаж с массажными мячиками – К.К. Утробина.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Дети заходят в спортивный зал под веселую музыку врассыпную.

Инструктор. Здравствуйте, ребята! Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос!

Дети: Медведь.

Инструктор: Молодцы, ребята! Это медведь. Смотрите, какой мишка пришёл к нам в гости! Настоящий спортсмен.

А вы хотите превратиться в медвежат?

Тогда я говорю волшебные слова, и мы превращаемся в маленьких медвежат: 1-2-3! Абракадабра, бри! Теперь вы не ребята, а озорные медвежата. Друзья нашего Мишки – спортсмена. Построились в колонну по одному и за мной шагом марш!

Мы весёлые ребята Ходьба в колонне по одному.
Наше имя – медвежата.
Любим лазать, пролезать Ходьба на носках, руки в стороны
Любим прыгать и играть,
Мишки по лесу пошли Ходьба на пятках, руки на пояс
По тропинке вдаль зашли.
Лапы выше поднимают Ходьба с высоким подниманием ног
По тропинке вдаль шагают.
Мишки быстро побежали, Легкий бег друг за другом.
На малинный след напали.
Чтобы Мишкам не хворать
Надо шкуру согревать.

Дыхательное упражнение:

(Упражнения выполняются в соответствии с текстом.)

Подуем на плечо, подуем на другое,
Подуем на живот, как трубка станет рот,
А потом на облака и остановимся пока!
Быстро потянулись,
И мне улыбнулись,
Теперь к гостям подойдем,
И им подмигнем!
Мишки шли, шли, шли, Ходьба обычная.
На лужайку пришли.
Все в колонки встали,
Разминаться стали. Перестроение в две колонны.

2. Основная часть. Точечный массаж и дыхательная гимнастика.

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательными пальцами массировать ноздри.
4. Сделать вдох, на выдохе произносить звук “М-м-м-м”, постукивая пальцами по крыльям носа.
5. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – “сдуваем снежинку с ладони”.

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Медвежата в чаще жили И.п. ноги на ширине стопы, руки на поясе.
Головой своей крутили 1-4 – повороты головы в стороны.
Вот так, вот, так. По 3 раза в каждую сторону.
Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали, И.п. ноги на ширине стопы, руки внизу,
Дружно дерево качали 1-2 – поднять руки вверх, помахать ими.
Вот, так, вот так, 3-4 – и.п.
Дружно дерево качали. 5-6 раз.

Ну-ка мишка повернись, И.п.стоя на коленях, руки на поясе.
Ну-ка мишка покажись, 1– поворот туловища в правую сторону, руки в стороны;
Вот так, вот так, 2– и.п.
Ну-ка, мишка, покажись 3– поворот туловища в левую сторону, руки в стороны; 4– и.п. по 3 раза в каждую сторону.

Вперевалочку ходили, И.п. ноги врозь, руки на поясе.
Из речки воду пили 1 – наклон вниз, руками дотронуться до пола.
Вот так, вот так, 2– и.п. 5–6 раз.
Из речки воду пили.

Хлопай мишка, И.п.– ноги на ширине ступни, руки на поясе.
Топай мишка, 1-присесть, руки вперед.
Приседай со мной братишка 2– и.п. 5–6 раз.

А потом они плясали, И.п. ноги вместе, руки вверх.
Выше лапы поднимали? Прыжки на двух ногах на месте. Чередовать с ходьбой 2 раза.

Молодцы, а теперь мы с вами пройдём по извилистой тропинке, перепрыгнем с кочки на кочку – и попадём на полянку.

Основные виды движений:

1. Ходьба змейкой вокруг цветных модулей Ты по тропинки иди,Руки в стороны держи.
Резво Мишка прыгай в болото не попади Руки на поясе прыжки из обруча в обруч
Пришли на полянку. Ребята, кто-то сидит под ёлкой. Как вы думаете кто это?

День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком.
Кто это, ребята?

А сейчас по дорожке пойдем, к новому приключению придем!

2. Ходьба по ребристой доске По дорожке шагай.

3. Подлезание под дугу.

Под елочкой подлезай
И, чтоб ручки не запачкать,
На коленки убирай.

Смотрите, кто нас здесь встречает:

Рыжая плутовка,
Хитрая, ловкая,
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.

Молодцы! Правильно ответили! Все знаете! Ребята, смотрите, лиса вам приготовила задание. Лиса хитрая, перепутала все фигуры, давайте их соберём.

Детям раздают разрезные картинки, из которых они должны составить целое изображение – из геометрических фигур – лесную поляну (ёлки из треугольников, солнце, грибы).

Молодцы, все с заданием справились. А сейчас поиграем.

Подвижная игра “Медведь”.

Играющие становятся в круг. Выбирается водящий – “медведь”. Он стоит в центре круга, изображая, что спит. Дети, взявшись за руки, хором произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Ходьба по кругу, взявшись за руки

Дети разбегаются по залу, медведь догоняет их, до кого дотронется, тот выбывает из игры.

На стульчики не садимся – это нарушение правил.

3. Заключительная часть.

Молодцы, медвежата, вы справились с заданиями.

А сейчас я опять скажу волшебные слова, и вы превратитесь в ребят!

“1-2-3 – Абракадабра, бри”. Ну, вот вы опять ребята.

Дети, вы тренировались, играли, немного устали, садитесь скорее в кружок, давайте сделаем небольшой массаж.

Дети берут массажные мячи и садятся на пол по кругу. Фоном звучит тихая музыка.

1. Массаж кистей рук:

Ребята в кружок собираются, А ёжики в ручки забираются. Ёжик, ёжик, ты колючий, Покатайся между ручек. Мячик катается, ладошка улыбается. Детки стараются, ёжик медленно катается. Вдруг он быстро побежал, побежал, побежал. На ладошку нажал. Посмотри-ка, ямки стали, А ладошки не устали.

2. Массаж правой и левой руки:

Катаем мячик вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на мяч (от кисти к плечу и обратно).

Автор: Антипова Кристина Федоровна

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка

Интеграция познавательной и двигательной деятельности создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей дошкольников и их интеллектуальных способностей, а также объединяет и использует разные формы воздействия на детей. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание дошкольников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности интегрированных занятий. Такие занятия снимают утомляемость и перенапряжение у детей за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, служат вырабатыванию у детей дошкольного возраста воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как педагога, так и ребенка. Бегать, двигаться, и шуметь – это природное состояние для маленького человека. Здоровые дети никогда не устают от движения, сидеть для них куда более мучительно. Для того, чтобы разгрузить свой организм и выплеснуть накопившуюся энергию, они должны двигаться [2].

Интегрированное занятие - это целое, а части - теоретическое содержание по предметам приемы, средства и формы работы с детьми свойственные физической культуре. Интеграция создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей дошкольников и их интеллектуальных способностей, а также объединяет и использует разные формы воздействия на ребят. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности интегрированных занятий. Такие занятия снимают утомляемость и перенапряжение детей за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию у дошкольников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как педагога, так и обучающегося [4].

Возможность единства физической культуры с познавательной деятельностью позволяет показать дошкольникам необходимость теоретического материала для практической деятельности. Преимущества интегрированных занятий именно с физической культурой очевидны.

- пробуждение интереса к обучению – наилучшее средство для предупреждения трудностей;

- учёт особенностей и потребностей дошкольников;

- воздействие на развитие дошкольников разными формами и видами деятельности;

- единство умственного и физического развития;

- создание благоприятных условий (эмоциональный и двигательный комфорт) для дошкольников;

- развитие познавательных процессов;

- применение теоретических знаний в нестандартной обстановке;

- воспитание коммуникативных и социально-значимых качеств у дошкольников

- сохранение здоровья детей (повышение двигательной активности);

- предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

Таким образом, интегрированные занятия мною рассматриваются как образовательное пространство, способствующее обеспечению современного качества образования и сохранению здоровья детей дошкольного возраста.

Структура интегрированного занятия может быть разной. Можно составить одно большое из мини-занятий, можно его сделать целостным с единой методической структурой, можно построить интегрированные занятие как серию модулей, а можно интегрировать не всё занятие, а лишь его часть. Интегрированное занятие в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта.

Форма проведения интегрированных занятий зависит от цели занятия и выбора системообразующего компонента.

Интеллектуально - спортивный праздник.

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует детей. А подвижные игры с дидактическими элементами и сюжетным содержанием особенно желанны для дошкольников. Специально подобранные подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети подчас даже незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности. Подвижные игры с дидактическим и сюжетным содержанием должны быть простыми и доступными, интересными и занимательными и обязательно требующими от детей проявления физических усилий и сообразительности. С целью развития познавательной деятельности детей посредством интеграции на занятиях физической культуры мною также разработаны и применяются различные упражнения и задания, направленные не только на формирование физических качеств, но и позволяющие углубить и закрепить знания по развитию речи, математике, окружающему миру, изобразительной деятельности. Детям дается задание - выбрать из множества лежащих на полу карточек с изображением геометрических фигур ту, которую загадал воспитатель. В данном задании кроме развития двигательной активности, закрепляются умение выбирать нужную геометрическую фигуру по описанию.

Организация занятий на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников с использованием специального оборудования, инвентаря и создания игровой мотивации позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста, положительно повлиять на двигательную подготовленность и развитие познавательной сферы дошкольника. В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности.

Создание на занятиях проблемной (поисковой) ситуации, развитие у дошкольников умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают такие занятия творческими, воспитывающими коллективизм, организаторские способности. При использовании приема интеграции познавательной и двигательной деятельности усвоение знаний не навязывается педагогом сверху, а включает в работу все познавательные ресурсы самих детей, превращая процесс получения знаний в радость и новые открытия.

Список использованных источников:

1.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 2002.

2.Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М., 2012.

3.Иванов В.Г. Теория интеграции образования. Уфа, 2005. 128 с.

4.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.

5.Майер А.А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования. М., 2012.

6.Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников //Управление ДОУ. 2005. № 5. С. 99-102

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методические рекомендации

Дошкольный период детей является ответственным моментом в первоначальной стадии становления личности, так как именно в этом возрасте формируются личностные качества, ответственность и способность к самостоятельному выбору, развитие уважения и понимания окружающих людей. Сегодня задачи дошкольного образования заключаются не только в формировании определенных знаний у ребенка, но и в развитии способностей и навыков, и что не мало важно для здорового образа жизни. Наиболее эффективно реализовать задачи дошкольного образования можно при целесообразном использовании интегративного подхода в организации дошкольного образовательного процесса.

Основная цель педагогов дошкольного образования заключается в достижении целостного представления об изучаемом процессе, и в частности на занятиях физической культурой путем интеграции различных видов деятельности (двигательной, игровой и познавательно-речевой). В ходе обучения физической культуре в контексте дошкольного образования необходимо обратить внимание на социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие ребенка. Познавательное развитие выражается в использовании упражнений на ориентировки по местности, в развитии мышления детей путем самостоятельного выбора игры, спортивного инвентаря. В ходе занятий физической культурой познавательному развитию дошкольника
способствуют подвижные игры, подготовка к играм и упражнениям (построение конструкций для игр из мягких кубиков, матов, подготовка скакалок, мячей и так далее), а также и участие дошкольников в уборке спортивных принадлежностей после окончания занятий. Речевое развитие ребенка на занятиях физкультурой в дошкольном образовании осуществляется в ходе проговаривании названий упражнений, специальных спортивных терминов, обсуждение пользы занятий физической культуры, в процессе использования различных потешек, считалочек, стихов, прибауток, сюжетных сказок, рисование спортивных разметок мелками, проведение спортивных занятий с использованием музыкального сопровождения. Использование интеграция в обучении на физкультурных занятиях выполняет ряд немаловажных задач дошкольного образования. В процессе интеграции двигательной, игровой и познавательно-речевой деятельности на занятиях физкультуры происходит формирование осознанного отношения к физической активности на основе овладения знаниямии навыками в области физической культуры. Немаловажной задачей является физическое развитие ребенка на фоне развития двигательных умений, навыков, а также развития двигательных качеств и способностей. Основной задачей является формирование потребности в физическом совершенствовании на основе развития интересов и мотивов к занятиям физкультуры. Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие, у детей развивается фантазия, в процессе двигательной деятельности творческие способности, развиваются умения действовать в коллективе, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Двигательно-познавательная деятельность - это результат интеграции двух видов деятельности: двигательной и познавательной.

В детском саду механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности. Широкое распространение получают различные варианты интегрированной образовательной деятельности с детьми, где дошкольникам предоставляется возможность познать одно и то же явление в разных видах деятельности, получить знания, умения, обобщить их, представить то или иное явление целостно.

В основе планирования образовательной работы заложен комплексно-тематический принцип.

Содержание двигательно-познавательной деятельности определяется перспективно-тематическим планом ДОУ.

Двигательно-познавательное образование дошкольников предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов: утренней, бодрящей гимнастики, прогулки, физкультминутки.

Физкультурно-познавательное занятие может быть, как обычным занятием, так и развлечением, досугом, праздником, может быть с участием персонажей, с приглашением родителей, гостей, может проводиться в спортивном зале, на прогулке, на экскурсии.

Познавательный материал, полученный детьми в течение определенного срока, закрепляется в игровой форме во всех видах движения.

Система физкультурно-познавательных мероприятий разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОО.

Двигательно-познавательная деятельность должна подчиняться единой цели. Во время непосредственно образовательной деятельности исключается учебный блок или включается тезисно, процесс обучения остается в полном размере.

Подготовка таких мероприятий значительно сложнее и требует гораздо больше времени и усилий, чем просто организация двигательной деятельности.

В результате целенаправленной работы по данной теме у детей повышается интерес к выполнению различных видов движении, это отражается на результатах освоения детьми двигательных умений и навыков. Они с удовольствием будут выполнять предложенные задания, эмоционально проникаясь в предложенные образы.

У ребенка появляется возможность применить данное ему образование в повседневной жизни, и, как правило, это сопровождается интересом и яркими эмоциями. А это значит, что и познавательный, и двигательный материал останутся в памяти ребенка надолго.

Это, наверное, самое сложное в предварительной работе.

Физкультурно-познавательное занятие может включать в себя несколько видов деятельности, основными же являются познавательная и двигательная.

Поэтому самое главное – это определиться с познавательным материалом, его количеством и формой подачи (рассказ, презентация, видеоролик, иллюстрация) и с необходимым объемом двигательной активности (потому что все-таки занятие является физкультурным) без уменьшения моторной плотности занятия.

Следует также обратить внимание на

  • разновидности ходьбы и бега (в том числе подражательные движения) в привязке к теме занятия;
  • комплексы общеразвивающих упражнений в сюжетной форме;
  • виды основных движений в сюжетной форме (обучение или закрепление, если закрепление, то с усложнениями);
  • использование здоровьесберегающих технологий (йоги, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, игрового массажа, сюжетной релаксации, психогимнастики), привязать их к тематике занятия;
  • познавательные и сюжетные подвижные игры (малой, средней или высокой подвижности в зависимости от предыдущей нагрузки).

Каждое занятие должно раскрыть определенную тему, которая заложена в названии. Поэтому все, что происходит в занятии, должно быть подчинено этому. Это и есть общеобразовательная задача.

Цель физкультурно-познавательного мероприятия определяет всю стратегию физического воспитания ребенка в дошкольном учреждении.

Она едина и постоянна: используя все возможности физического воспитания, укреплять здоровье детей, улучшать их двигательный статус, расширять интеллектуальные возможности и формировать морально-этические качества человека.

Познавательные задачи решаются в зависимости от темы (предмет, явление, объект, обитатель, существо, сфера обитания и т.п.):

познакомить детей с понятиями, расширять представление детей, закреплять знания детей о внешнем виде или явлении, предмете и др., развивать воображение, память, логическое мышление.

Традиционные задачи физического воспитания (оздоровительные, развивающие, воспитательные) должны решаться в ходе каждой игры.

Обучающие (закрепляющие) задачи: отмечается тот вид движений, который преобладает в мероприятии.

Подготовка детей

Для закрепления темы занятия лучше вводить в нее малознакомые тематические познавательные игры, которые будут интересны детям. Игр лучше иметь 2-3, разной подвижности (малой, средней, высокой). Игру малой подвижности провести в заключительной части. Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж, психогимнастика обновляются по ходу игры. Такие упражнения не требуют особой подготовки, поэтому можно смело импровизировать вместе с детьми, в этом они будут хорошими помощниками.

• Комплексы ОРУ с предметами (палка, обруч, мяч, скакалка, гантели), входящие в очередной досуг, лучше разучивать с тем предметом, который будет основным в сценарии развлечения. В играх-путешествиях по Африке - мячи (кокосы), палки (копья), по тундре - скакалки (вожжи в упряжке оленей). Для закрепления комплекса ОРУ его можно включать и в утреннюю гимнастику с детьми.

На обычных физкультурных занятиях комплекс ОРУ можно выполнять под разное музыкальное сопровождение, которое должно соответствовать его особенностям. Лучше подобрать музыку, которая более всего соответствует теме мероприятия. Это поможет детям в создании образа-роли, а он уже в свою очередь будет развиваться по ходу игры. Необходимо включать в комплекс интересные, необычные, несущие определенный смысл упражнения, обыгрывать их.

Музыкальное сопровождение мероприятий

Музыка в игре играет одну из самых значимых ролей. Ею наполнено все пространство действия, с нее все начинается и ею же заканчивается. Движение следует за музыкой, образ реализуется в музыке и в движении. Музыка должна идти от образа. Музыку можно подобрать так, чтобы одно ее слушание уже давало представление детям о том, что ждет их в игре. Все более популярным в настоящее время становится стиль, сочетающий звуки живой природы с электронной музыкой, - тема воды, моря, птиц и т. д.

Декорации зала, атрибуты и экипировка участников

Значительную роль в успешном проведении занятия имеет сценическая декорация и индивидуальные атрибуты, усиливающие и обогащающие сюжет.

Декорация зала - это всегда интересный и увлекательный процесс. Но главной всегда остается достаточно обширная функциональная зона для движений. Материально-техническое обеспечение игры можно разделить на четыре составляющие:

1. Стационарное базовое оборудование - крупные стандартные конструкции, входящие в архитектуру зала и являющиеся обязательным минимумом: шведские стенки, шесты, канаты, скамейки.

2. Тренажерное оборудование, которое легко и свободно можно передвинуть, перенести и которое предназначено для освоения тех или иных основных движений и развития двигательных качеств.

3. Индивидуальный игровой инвентарь, предметы, которые будут использоваться в двигательных действиях детей. Это палки, обручи, веревки, кубики, муляжи овощей и фруктов.

4. Экипировка участников, при помощи которой создаётся образ.

Изготовление атрибутов - несложное занятие. Дети подготовительных групп уже могут принимать посильное участие в их изготовлении: обвести шаблон, вырезать мелкие детали, приклеить их. Можно в таких играх использовать и макияж: боевую раскраску или знаки, отличающие одну команду от другой. Во время игры-занятия стандартное оборудование оформляется соответственно теме досуга и имеет иное функциональное назначение: мосты, речки, горы, пальмы, пирамиды и т. п.

Индивидуальный игровой инвентарь превращается в кокосы, бананы, кочки, копья, топоры, дрова и т. д. Каждое детское движение желательно назвать игровым термином, соответствующим движению какого-нибудь животного, птицы, отображающим какое-то природное явление: бурю, грозу, ветер.

Ведущий (инструктор) превращается в каждой игровой ситуации то в вожака стаи, то в вождя племени, капитана корабля, хозяйку тундры и т. д., тем самым объединяя детей вокруг себя, задавая определенный темп игре. Играя на равных с детьми, педагог становится таким же участником, чем разрушает психологический барьер восприятия ребенком взрослого и создает условия для благоприятного, комфортного физического воспитания.

Таким образом, на занятиях с применением интеграции физической культуры и познавательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, которые обеспечивают восприятие, переработку и воспроизведение информации. Интеграция физкультурных и музыкальных занятий создает положительный эмоциональный фон спортивного занятия, помогает дошкольникам запомнить спортивные движения. За счет интеграции двигательной, игровой и познавательно- речевой деятельности на физкультурных занятиях данная дисциплина перестает восприниматься как узкая область изучения. Интеграция помогает объединить различные области обучения, виды образовательной деятельности, формы и методы обучения в единое целое и выступает ведущим средством реализации поисково-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.

Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 2009. - № 5. -С.57- 60.

Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). - Л.,2009. - 96 с.

Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных зан

№ слайда 1

Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в ДОУ Из опыта работы Сомовой Т.В., инструктора по физической культуре МДОАУ № 14 Новотроицк 2016 Номинация: Инновации в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Основная проблема НО:

№ слайда 2

Основная проблема НО:

Цель: Совершенствование образовательного процесса в ДОУ на основе интеграции дви

№ слайда 3

Цель: Совершенствование образовательного процесса в ДОУ на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с помощью нового вида занятия (тематическое физкультурно-познавательное занятие); повышение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО Задачи: Апробировать и внедрить в практику ДОУ тематические физкультурно-познавательные занятия; Разработать тематику и конспекты физкультурно-познавательных занятий, основанных на интеграции двигательной и познавательной деятельности детей; Составить перспективный план проведения тематических физкультурно-познавательных занятий для старшего дошкольного возраста.

Методологическая основа данного опыта: работы Платона, Аристотеля о телесном и д

№ слайда 4

Методологическая основа данного опыта: работы Платона, Аристотеля о телесном и духовном в воспитании ребенка; Милля, Спенсера о всестороннем приобщении человека к ценностям культуры и гармоничном развитии всех его способностей; П.Ф. Лесгафта о гармонии физического (телесного) и духовного в физическом воспитании; И.М. Сеченова о системности работы мозга; теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина; положения о зонах ближайшего развития Л.С. Выготского Современные педагоги, изучающие физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Н. Голиков, Т.И. Осокина, М.А. Васильева, В.В. Гербова, В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егорова, А.В. Чеботарев и др.

Ожидаемые результаты использования инновационной разработки: интеграция двигател

№ слайда 5

Ожидаемые результаты использования инновационной разработки: интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста окажет положительное воздействие на психофизическое развитие и физическую подготовленность детей, позволит повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы и качество образовательного процесса в ДОУ.

Научная новизна: Дошкольники на физкультурно-познавательных занятиях в движении

№ слайда 6

Научная новизна: Дошкольники на физкультурно-познавательных занятиях в движении закрепляют познавательный материал по тематике недели. Физкультурное занятие наполняется новым содержанием, двигательным, игровым и познавательным, превращается из обычного в тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Практическая значимость инновационной разработки: формирование у ребёнка потребн

№ слайда 7

Практическая значимость инновационной разработки: формирование у ребёнка потребности в самостоятельной двигательной деятельности; возможность использования дошкольником полученных ранее знаний в формировании нового двигательного опыта; использование методических материалов данной работы педагогами ДОУ.

Процесс интеграции видов деятельности Познавательная деятельность Двигательная д

№ слайда 8

Процесс интеграции видов деятельности Познавательная деятельность Двигательная деятельность Двигательно-познавательная деятельность тематическое физкультурно-познавательное занятие Механизм интеграции – образ, созданный с помощью различных видов детской деятельности

Двигательно-познавательная деятельность Содержание двигательно-познавательной де

№ слайда 9

Двигательно-познавательная деятельность Содержание двигательно-познавательной деятельности определяется комплексно-тематическим планом ДОУ. Двигательно-познавательное образование дошкольников предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов: утренней и бодрящей гимнастики, прогулки, физкультминуток, досугов, праздников, развлечений и др.

При планировании необходимо реализовать следующие задачи: Разработать в соответс

№ слайда 10

При планировании необходимо реализовать следующие задачи: Разработать в соответствии с темами недели программно-методическое обеспечение двигательно-познавательной деятельности; Создать материально-техническую базу для проведения двигательно-познавательной деятельности.

Планирование физкультурно-познавательных занятий в соответствии с комплексно-тем

№ слайда 11

Предварительная работа по организации и проведению физкультурно-познавательных з

№ слайда 13

Предварительная работа по организации и проведению физкультурно-познавательных занятий написание и проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала; разработка сценария занятия; предварительная подготовка детей к участию в мероприятии: разучивание комплекса ОРУ с предметом, который фигурирует в сценарии; знакомство с подвижными играми, входящими в мероприятие; подбор музыкального сопровождения; оборудование и декорации спортзала, атрибуты и экипировка участников игры; привлечение родителей к подготовке и участию в мероприятиях, изготовлению костюмов и созданию образов игровых персонажей.

Структура физкультурно-познавательного занятия подготовительная часть: формирова

№ слайда 14

Структура физкультурно-познавательного занятия подготовительная часть: формирование эмоционально-положительного отношения и интереса детей к последующей двигательной деятельности, подготовка организм к дальнейшей нагрузке; основная часть: закрепление навыков в основных видах движений, оздоровления и коррекции, воспитание психофизических качеств, знакомство со способами передачи двигательной выразительности, побуждение к самостоятельному решению двигательных задач, проблемных ситуаций, проявление творчества в создании движений; заключительная часть: снятие эмоционального напряжения, приобретение навыков саморасслабления. Общеобразовательные задачи решаются по ходу всего занятия

Развивающая предметно-пространственная среда Упражнения на степах Релаксация на

№ слайда 15

Развивающая предметно-пространственная среда Упражнения на степах Релаксация на фитболе

Развивающая предметно-пространственная среда Русская народная игра «Ниточка – иг

№ слайда 16

Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Путешествие в морские глуб

№ слайда 21

Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Путешествие в морские глуб

№ слайда 22

Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Путешествие в морские глуб

№ слайда 23

Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Путешествие в морские глуб

№ слайда 24

Диагностика и анализ показателей 2015 г. по сравнению с 2013 г: Показатели Возра

№ слайда 25

Диагностика и анализ показателей 2015 г. по сравнению с 2013 г: Показатели Возрастание на Скоростные качества 7% Скоростно-силовые качества 4.2 % Показатели гибкости 5.8 % Физическая подготовленность 7% Интеллектуальное развитие 8.5% Посещаемость 3,1% Индекс здоровья 7.4%

Адреса диссеминации опыта использования продукта Публикации: Журнал

№ слайда 26

Всем творческих успехов и творчества во всем!

№ слайда 27

Читайте также: