Иноязычное чтение как объект овладения в средней школе

Обновлено: 07.07.2024


Овладение основами англоязычного общения, определенными в государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ), предусматривает достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которую в чтении как виде речевой деятельности составляют речевые умения понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и видов с разной степенью понимания их содержания [2].

Проблема обучения чтению до сих пор остается одной из самых актуальных проблем методики обучения ИЯ. В настоящее время в методике обучения чтению на ИЯ всесторонне исследованной является психологическая природа чтения (Л. С. Выготский, Т. Егоров, А. А. Вейзе, Т. М. Дридзе, М. И. Жинкин, И. А. Зимняя, С. И. Клычникова, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия); сформулирована задача обучения чтению (Б. А. Лапидус, Г. В. Рогова, С. К. Фоломкина); описано способы контроля понимания прочитанного текста (Ж. В. Витковская, А. А. Вейзе, А. П. Петращук, И. А. Рапопорт); описаны возможности управления процессом понимания текстов (Н. В. Володин, Ю. Гапон, З. И. Клычникова, И. П. Тисячнюк, С. К. Фоломкина, В. В. Черныш, С. И. Шевченко). Но недостаточно раскрыты вопросы обучения англоязычному ознакомительному чтению учащихся основной школы.

В соответствии с требованиями учебной программы по ИЯ для общеобразовательных учебных заведений уровень владения ИЯ на конец основной школы соответствует уровню А2 + [3, с. 5].

Для владения чтением на английском языке на уровне А2 + ученики основной школы должны овладеть такими умениями: понимать правила сформулированные простым языком; понимать простые инструкции к оборудованию, которое используется в повседневной жизни; уметь находить специальную, предусмотренную информацию в простых повседневных материалах, таких как реклама, проспекты, меню, справочные списки и расписания; устанавливать местонахождение специальной информации в списках и понимать необходимую информацию; понимать повседневные / бытовые надписи и замечания: в публичных местах (на улицах, в ресторанах, на железнодорожных станциях), на рабочих местах (указания, инструкции, предупреждения); находить специальную информацию в простом письменном материале, который ученик встречает в быту: письмах, брошюрах и коротких газетных статьях с описанием событий [3].

З. И. Клычникова, Н. Н. Сметанникова определяют чтение как процесс восприятия и активной переработки графически закодированной системой языка информации, процесс коммуникации, средством которого является текст, с целью: а) общения с автором; б) декодирования информации текста; в) обучения языку; г) совершенствования личности читателя; д) получения эстетического наслаждения и познавательного воздействия; е) развития образного мышления и выразительности речи; ж) активизации психологической деятельности человека [4, с. 13].

Стоит добавить, что по мнению ученых, чтение вслух — при правильной его организации — может повышать интерес учащихся к изучению английского языка, увеличивать духовный потенциал данного учебного предмета. Чем совершеннее произносимые навыки ученика, тем больше осознанность этих навыков; чем чаще ученик получает эстетическое удовольствие от собственной громкой речи, тем глубже становится его психологическая раскованность, тем охотнее он вступает в общение. У ученика основной школы быстрее и легче возникает психологический комфорт, что является одной из составляющих речевой готовности к общению на английском языке [10, с. 16].

Поскольку чтение вслух является средством в овладении чтением о себе, то, естественно, его роль в основной школе будет уменьшаться по мере продвижения учащихся в овладении языком. Громкое проговаривание текста при чтении вслух сливаются с чтением шепотом, а потом ученики начинают усваивать технику чтения молча с внутренним проговаривание того, что читают. Таким образом формируется механизм чтения и усваивается техника чтения молча.

В течение нескольких десятилетий в работах по методике обучения ИЯ в качестве цели обучения чтению в основной школе выдвигается развитие умений читать текст с разным уровнем понимания: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с пониманием необходимой информации (поисковое чтение) [1, с. 130; 7, с. 179].

Ознакомительное чтение — это чтение про себя без указания на обязательное последующее использование полученной информации, которое осуществляется в высоком темпе. Целью ознакомительного англоязычного чтения является точность понимания основного содержания и наиболее существенных деталей. Для развития умений ознакомительного чтения используются большие по объему тексты, легкие для понимания, которые содержат 25–30 % избыточной информации [5, с. 218].

Ми считаем, что задачей методики обучения ознакомительному англоязычному чтения в основной школе является сформировать у учащихся следующие умения:

- понимать основную информацию аутентичного текста [7];

- выделять информацию первостепенной важности;

- устанавливать логические и хронологические связи фактов и событий;

- предвосхищать возможное развитие событий;

- обобщать изложенные в тексте факты;

- делать выводы из прочитанного текста [1, с. 132].

В связи с тем, что основная задача ознакомительного англоязычного чтения в основной школе — научить учеников читать и понимать аутентичные тексты, важным, на наш взгляд, является обучение стратегиям чтения аутентичных текстов различных видов и моделирование проблемной ситуации для взаимодействия с англоязычным текстом.

Под стратегиями чтения понимаем комплекс знаний и умений, владение которыми позволит ученикам: понимать тип, специфику и целевое назначение англоязычных текстов; ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с его коммуникативной задачей; изымать информацию разного уровня; пользоваться компенсаторными умениями (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, словообразовательными элементами; игнорировать незнакомые слова, которые не занимают в тексте ключевых позиций); пользоваться опорами текста: ключевым словам, рисунками, иллюстрациями, ссылками; пользоваться справочниками и словарями [1, с. 132–133].

Итак, основным видом англоязычного чтения учащихся основной школы, по нашему мнению, должно быть чтение молча (про себя) с пониманием основного содержания, а чтение вслух может использоваться для контроля сформированности техники чтения.

8. Кузьменко О. Д., Рогова Г. В. Учебное чтение, его содержание и формы / Кузьменко О. Д., Г. В. Рогова // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / [Сост. А. А. Леонтьев]. — М.: Рус. язык, 1991. — С. 238–252.

Основные термины (генерируются автоматически): основная школа, чтение, техник чтения, английский язык, ознакомительное чтение, основное содержание, понимание, текст, англоязычное чтение, ознакомительное англоязычное чтение.

Похожие статьи

Цели и содержание овладения иноязычным чтением на.

с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение)

с полным пониманием содержания (изучающее чтение)

Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном.

Основные термины (генерируются автоматически): иноязычный текст, реферативное чтение, чтение, иностранный язык, содержание текста, этап понимания, обзорное чтение, текст, вид чтения, вид работы.

Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном.

Основные термины (генерируются автоматически): вид чтения, чтение, аналитическое чтение, речевая деятельность, текст, иностранный язык, основное содержание, полная информация, самостоятельный вид, синтетическое чтение.

Ознакомительное чтение в процессе преподавания иностранного.

Данная статья посвящена рассмотрению ознакомительного чтения в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. В процессе преподавания иностранного языка становится очевидным, что незрелость навыков чтения студентов проявляется в том.

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках.

Основные термины (генерируются автоматически): чтение, английский язык, текст, обучение, этап, речевая деятельность, понимание содержания, техник чтения, выразительное чтение, слово.

Современный подход к образованию. Новые требования к текстам.

Основные термины (генерируются автоматически): текст, иностранный язык, чтение, этап обучения, обучение, учащийся, личностно-ориентированный подход, старший этап, поисковое чтение

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка.

Цели и задачи обучения чтению аутентичных текстов.

Ключевые слова: аутентичный текст, чтение, иностранный язык, изучение языка, критерии.

При изучении языков под чтением принято подразумевать понимание письменного текста на иностранном языке.

Чтение аутентичных текстов на начальном этапе обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, чтение, вид чтения, текст, язык, учебно-воспитательный процесс, социокультурный компонент, аутентичный текст, английский язык, фоновая лексика.

Тестирование как средство контроля навыков чтения на.

Читайте также: