Инновационный проект по музыке в доу

Обновлено: 03.07.2024

Срок реализации проекта – 2017-2019 гг.

Ключевые слова: предметно - развивающая среда, пространство, развитие.

Основополагающая идея, лежащая в основе создания единой музыкально-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении, заключается в том, что все виды активности дошкольников могут и должны быть пронизаны музыкой во всех её проявлениях. При этом в процессе организации и осуществления различных видов деятельности музыка может представлять собой:

  • объект изучения;
  • предмет деятельности;
  • цель деятельности;
  • средство обучения, воспитания, развития, коммуникации, социализации;
  • дополнительное средство психолого-педагогического, духовно-нравственного, эстетического, социально-коммуникативного воздействия.

Актуальность проекта.

Будущее страны – это сегодняшние дошкольники и школьники. Их эстетическое сознание, чувственно – эмоциональный мир, направленность, интенсивность и результативность интеллектуально-волевых проявлений закладываются в раннем детстве. Поэтому актуальным представляется поиск возможных форм музыкально-эстетического воспитания не только на занятиях предметами эстетического цикла, но и во взаимосвязи с различными видами психологической, физической, социально-трудовой, творческой активности, на основе результатов которого возможна разработка новых технологий интегрированного подхода к эстетическому образованию в дошкольных учреждениях.

Дошкольное учреждение должно представляться как единый организм, целостная сложная система, основные субъекты которой (педагогический, детский и родительский коллективы) функционируют на различных уровнях и в разнообразных сферах, однако все участники этих процессов постоянно пересекаются, взаимодействуют, формируются, развиваются, совершенствуются в единой среде. В связи со сказанным очевидна целесообразность создания в дошкольном учреждении особой музыкально -эстетически насыщенной атмосферы – атмосферы творчества, красоты, гармонии.

В связи с тем, что в последние годы в стране увеличилось количество детейс ОВЗ, имеющих различные нарушения, остро стал вопрос о создании условий обеспечивающих доступное обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом особых образовательных потребностей таких детей.При адаптации детей с ОВЗ в детском саду особое значение придается музыкальной деятельности, роль которой заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, вповышении самооценки ребенка.Кроме того, специально подобранные игры с использованием музыки, оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулируют двигательную, певческую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки.

Наблюдения показали, что благодаря включению музыки во все виды деятельности детей, даже у самых замкнутых и застенчивых дошкольников повышается внимание и интерес.

Многие музыкальные руководители детских садов Московской области работают по материалам известного педагога О. П. Радыновой. В данном пособии акцент ставится на зрительно – слуховую наглядность дидактических средств, активизацию чувственно-эмоциональной сферы и интересов, а также словесный метод – объяснения, рассказы и беседы о музыке.

В то же время, несмотря на широту заявленных целевых результатов обучения и воспитания в подготовительной группе не предусмотрено всестороннее ознакомление с искусством в целом. Не демонстрируются очевидные связи всех научных отраслей и видов художественной культуры, с которыми знакомятся дошкольники.

Очевидно, что без раскрытия подобных взаимосвязей не возможно обеспечить становления и развития системного мышления у детей, хотя именно эту цель педагоги дошкольных учреждений ставят сегодня в качестве

ключевой. Данную проблему мы предлагаем решать через создание единой музыкально-эстетической среды, интегрирующей все виды и формы активности детей – интеллектуальной, физической, психологической,физиологической, трудовой, художественно-творческой.

Цель проекта – создание единой музыкально-эстетической среды, способствующей интеллектуально – художественному, творческому развитию личности дошкольника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.

Форма: Инновационный проект по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности

Автор: Напольских Лилия Александровна музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории,

Асбестовский городской округ

3. План проведения мероприятий…………………………………………………………. 14

Пояснительная записка

I. Общая информация о инновационном проекте

Срок реализации

Два года (2017 – 2019 г.г.)

Участники проекта

- Дети 5 – 7 лет общеразвивающей группы, в количестве 15 человек,

- воспитатели детского сада;

- специалисты детского сада (педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители);

- педагоги из учреждений образования и культуры города.

Разработчики

II. Краткая описание инновационного проекта

Наименование инновационного проекта

Основная идея инновационного проекта

Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.

Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о культурном, научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту

В рамках информационного поля по данному проекту нами был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Так, в научных трудах академика Н. Н. Подъякова существует утверждение, что в процессе экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания. Ученый обосновал тот факт, что экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Вопросами экспериментирования в области музыки занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В их методических разработках акцентируется внимание на вопросах музыкальной характеристики звука, однако нет обоснования музыкальных явлений с точки зрения научных знаний.

Обоснование значимости реализации инновационного проекта для развития системы образования города Асбест

-повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 АГО;

- повышение имиджа детского сада среди образовательных учреждений города посредством показа открытых мероприятий по реализации проекта;

- повышение уровня профессионализма педагогов, реализующих данный проект;

- разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города (сценарии мероприятий, рекомендации).

Цели и задачи инновационного проекта

Цель проекта: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

1. Формировать основы метапредметных универсальных учебных действий.

2. Развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

3. Расширять кругозор детей в области естественных наук и искусства.

4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников реализации проекта.

5. Формировать навыки сотрудничества детей, педагогов,

родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса.

Основные результаты реализации инновационного проекта

Планируемые результаты реализации инновационного проекта:

1. У детей сформирован опыт получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.

2. У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

3. У дошкольников расширен кругозор в области естественных наук и искусства. Они владеют простейшими терминами и понятиями.

4. Педагоги детского сада освоили новые технологии в процессе реализации инновационного проекта.

5. Родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации проекта: активно участвуют во всех мероприятиях.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта

- Показ открытых мероприятий для членов ГПО музыкальных руководителей города;

- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий, досугов; буклеты с описанием опытно-экспериментальной музыкальной деятельности; рекомендации по обогащению РППС.

- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети Интернет;

- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города.

III. Программа реализации инновационного проекта

Исходные теоретические положения

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие музыкального материала.

Детское музыкальное экспериментирование основано на соединении когнитивного и эмоционального компонентов развития личности ребенка. Оно способствует освоению дошкольниками основ культурного и научного познания окружающего мира.

Новизна данного проекта заключается в широком применении современных инновационных педагогических технологий, а так же в корреляции музыки с точными науками. Это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:

- обучение принципам совместной работы и обмена идеями;

- умение распределять обязанности в своей микро группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- проявление эмпатии к мнению другого участника группы;

- проявление вариативности в решении проблемной ситуации.

- владение простейшими терминами и понятиями из области музыки и науки;

- понимание и обсуждение поставленных задач и их результатов в ходе опытно-экспериментальной деятельности;

- формирование у дошкольников представления о характеристике и распространении звука, как физическом явлении (громкости, тембре, высоте, звуковых волн);

- актуализировать знания детей в области естественных наук и применять их в процессе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности;

- знакомство детей с элементарными компьютерными программами и возможностями современных гаджетов;

- знакомство детей с новыми музыкальными инструментами.

- общение в устной форме с использованием специальных терминов, построение позитивного полилога;

- описание логической последовательности действий в ходе эксперимента;

- расширение кругозора, активизации словаря в области музыки и науки.

- развитие физических качеств;

- развитие крупной и мелкой моторики рук;

- становление саморегуляции в двигательной сфере.

Методы и приемы организации обучения с детьми:

- творческие исследования, презентации продуктивной деятельности детей;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);

- практический (проведение опытов);

-репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);

-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)

Формы организации обучения с детьми:

- непрерывная образовательная музыкальная деятельность;

- музыкальные досуговые мероприятия;

- творческие мероприятия совместно с родителями;

- экскурсии в детскую музыкальную школу;

- экскурсии на Станцию юных техников;

- экскурсии в общеобразовательную школу № 24;

- экскурсия в студию звукозаписи в Асбестовском колледже искусств для ознакомления с современными гаджетами и музыкальными программами.

- просмотр видеороликов по теме проекта, фрагментов познавательных телепередач, мультимедийных презентаций, мультфильмов;

- квесты и игровые программы по опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

Формы организации взаимодействия с родителями

- размещение на сайте детского сада информационных просветительских материалов по теме проекта;

- выступление на родительских собраниях с освещением вопросов по реализации инновационного проекта;

- анкетирование родителей с целью выявления мнений и пожеланий о работе по проекту;

- участие родителей в досуговых мероприятиях;

- создание и предоставление для родителей аудио, видеотеки, дидактических игр для домашнего использования.

Формы организации взаимодействия с педагогами

- устные консультации по темам: «Организация зоны музыкального экспериментирования в группах;

- выступление на педагогическом совете с обсуждением плана, итогов реализации проекта;

- дебаты по теме: «Практическая значимость детского музыкального экспериментирования;

- участие в мероприятиях по теме проекта;

Формы предъявления результатов проекта

- показ открытых мероприятий по теме проекта для педагогов детского сада и города;

- организация тематических выставок;

- распространение опыта по результативности и эффективности проекта (выступление на педагогическом совете детского сада, городских педагогических чтениях, ГПО музыкальных руководителей детских садов города);

- участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня;

- освещение методических, фото, видеоматериалов в СМИ;

- разработка методических материалов, рекомендаций по проекту для использования другими педагогами;

- ведение обратной связи, через журнал отзывов и предложений для родителей и педагогов;

Ресурсное обеспечение

Перечень оборудования:

1. Музыкальные инструменты (пианино, детский музыкальные и шумовые инструменты).

3. Костюмы сказочных героев.

4. Детский столик.

5. Оборудование для экспериментов.

6. Бутафорская нотка.

7. Музыкальные открытки по количеству детей.

8. Детские микроскопы.

9. Глобус и географические карты.

10. Контейнеры с водой, песком, бумагой.

11. Медицинские инструменты и приборы: пинцет, электронный термотр, тонометр, фонендоскоп, вата.

Крюкова Е.В. Заведующим Ломакиной Л.М.

Реализации инновационной площадки

МДОУ ДС № 202 на тему:

Организация досуговой деятельности через использование информационно – коммуникативных технологий

  1. Актуальность………………………………………………………. 6
  2. Научная новизна и теоретическая значимость………………. 7
  3. Практическая значимость………………………………………….7
  4. Этапы………………………………………………………………….14
  5. Ожидаемые результаты…………………………………………….15

2.2. Работа с педагогами…………………………………………………. 16

2.4.Схема проектных мероприятий

2.5.План работы участника инновационной площадки Мозговой Марины Сергеевны на 2016-2017 учебный год………………………….22

2.7.Результаты диагностики музыкального развития детей за 2016-2017 учебный год……………………………………………………………………24

-Консультация для родителей

-Консультация для родителей

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач:

-Создание дидактических средств

-Разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.

Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуальна на данный момент.

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Функции компьютера в педагогической деятельности

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации.
  2. Наглядное пособие.
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
  4. Средство подготовки выступлений.

1.2.Научная новизна и теоретическая значимость состоят в:

- выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании;

- адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики;

- определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками;

- обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

1.3. Практическая значимость.

В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача:

Сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.

Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.

-сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;

- активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

-развить интегративные качества дошкольника.

Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых средств.

Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные технологии в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений?

Ответ — новые информационные технологии можно и нужно применять в любом виде деятельности дошкольников:

  • непосредственной образовательной деятельности;
  • при индивидуальной работе с детьми;
  • на праздниках и развлечениях;
  • в повседневной жизни и самостоятельной деятельности

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Это позволяют сделать ИКТ

При использовании мультимедийной презентации необходимо позаботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут

2. 5 Использование ИКТ в различных видах деятельности детей

Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение.

Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD) , это

облегчает мне работу, так как я не сижу за фортепиано, а могу показать

танцевальное движение или помочь освоить. Новые движения я могу

записать на видео, где дети смотрят красивый показ: если движения русские

народные — могу надеть русский костюм с красными сапожками; если

переменный шаг или вальс — то в классической чёрно — белой одежде. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь

выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы

дети точно передавали особенности того или иного произведения. Очень удобно использовать презентации для выполнения различных перестроений, где на слайдах изображаются схемы перемещений. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Восприятие музыки — это самый распространённый вид музыкальной

деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным

технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало

классической музыки. Я стараюсь восполнить этот пробел в музыкальном воспитании.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

…Многие из материалов размещаю на сайте детского сада, чтобы родители смотрели и слушали вместе с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с

музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами

выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания,

размышлять об увиденном – поэтому развивается речь, мышление,

художественный вкус, тем самым осуществляется интеграция нескольких областей развития.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

Песня — ценное средство нравственно — эстетического воспитания,

благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить

Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

  1. Сначала детей знакомят с разнообразными ритмическими рисунками.
  2. Учат их узнавать и воспроизводить по графическим изображениям
  3. Дети играют их на разных музыкальных инструментах
  4. Дети сами придумывают комбинации из различных ритмических рисунков.

В конце года провожу разнообразные викторины с целью закрепления знаний детей, а так же в целях диагностики. Тестовые задания создаю сама в понятной для дошкольников игровой форме. С помощью интерактивной доски, дети сами отвечают на вопросы, решают поставленные задачи. И, надо сказать, делают это с огромным удовольствием.

Мультимедийные презентации помогают мне с успехом применять здоровьесберегающие и коррекционные технологии -это:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Психогимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Арт терапия
  • Логоритмические попевки

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Для того, чтобы облегчить процесс исполнения детьми того или иного музыкального произведения, вовремя вступить нужному инструменту, создаю специальный видеоряд, где на экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.

2. 6 ИКТ и вариативные формы деятельности музыкального руководителя

-Консультации и семинары для воспитателей (использование презентаций, слайд-шоу.)

-На педагогических советах (мультимедийные презентации по темам)

-ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, родителей и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе) .

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. выступаю с презентациями на родительских собраниях, использую ИКТ для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является открытие официального сайта детского сада, где родители могут знакомиться с условиями, динамикой и своеобразием осуществления образовательной работы с детьми в детском саду. Доводится до сведения родителей необходимая информация по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Мультимедиа презентации (видео — слайд шоу) позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника.

Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Выполнила: Панаева Ирина Викторовна, музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Сроки реализации: долгосрочный проект (сентябрь 2018 г. – март 2019 г.)

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

I этап – постановка проблемы, принятие задач.

II этап – работа над проектом.

III этап – презентация проектной деятельности.

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Актуальность

Актуальность темы обусловлена с усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозора детей-дошкольников наряду с новыми инновационными технологиями, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности. Я использую в своей практике новые технология развития эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребёнка становится его миром радостных переживаний.

Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, достигает решение главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Цель проекта: повысить качество развития музыкально-творческих способностей детей методами и средствами инновационных технологий.

Объект: процесс использования инновационных технологий с применением национально-регионального компонента.

Задачи проекта:

дать характеристику процессу развития музыкальных способностей дошкольников, как необходимый компонент музыкально-педагогической деятельности музыкального руководителя;

определить условия необходимые для использования инновационных технологий по развитию музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкально-педагогической деятельности;

проверить целесообразность и успешность применения инновационных технологий на музыкальных занятиях.

Гипотеза: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа музыкального руководителя с детьми , приведет к положительной динамике показателей развития музыкальных способностей дошкольников.

Новизна: комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии музыкальных способностей дошкольников.

Теоретическая значимость заключается в разработке:

системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии музыкальных способностей дошкольников;

- разработка картотеки по инновационным технологиям.

Практическая значимость:

внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

в обогащении предметно – развивающей среды по развитию музыкальных способностей дошкольников;

в обобщении и распространении опыта работы.

Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, работа будет иметь интерес музыкальных руководителей детских садов.

Ожидаемый результат:

развитие музыкальных способностей дошкольников, в использованных инновационных технологиях;

методические разработки для педагогов ДОУ;

трансляция опыта работы на муниципальном и районном уровнях.

Этапы деятельности .

Первый этап, подготовительный (прогностический)

Цель: создание организационных этапов, обеспечивающих реализацию проекта.

определение возможностей ДОУ как партнеров социального взаимодействия;

определение линий взаимодействия ДОУ, обеспечивающих индивидуальное сопровождение ребенка;

создание условий для повышения профессионального уровня и развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ;

и зучение психолого-педагогической методической литературы;

проведение педагогической диагностики;

разработка цикла мероприятий, направленных на развитие музыкально-творческих способностей дошкольников.

Срок реализации сентябрь 2017 – март 2018 год

Изучение инновационных технологий и методик таких авторов как: А. Евтодьевой, Т. Боровик, Т.Тютюнниковой, методики мнемотехник, технологии развития музыкально - ритмической деятельности с помощью дидактического пособия “Обучающие пазлы “Калейдоскоп”

Предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

Подобрать и разработать анкеты по выявлению интересов родителей по развитию музыкальных способностей дошкольников

Мониторинг музыкальных способностей детей.

Второй этап – основной (практический)

Цель: активное сотрудничество при решении поставленных задач совместными усилиями.

и зменение принципов и подходов к организации деятельности взрослых (педагогов, родителей);

внедрение новых форм педагогической учебы (совместные педсоветы, семинары в рамках сетевого взаимодействия);

разнообразие форм работы с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса;

проведение серии мероприятий, направленных на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами;

разработка системы организации образовательной деятельности детей 4-7 лет по развитию музыкальных способностей.

Проведение мастер класса на районном методическом объединении музыкальных руководителей: “Музыкально- педагогическая технология“Хор рук”

Пополнение музыкально-развивающей среды.

Организовать, провести праздники и развлеченияь , совместно с родителями детского сада, в тесном взаимодействии с социумом.

Пополнение музыкально - развивающей среды

Разработка мнемосхем для разучивания песен на музкальных занятиях

Ноябрь - декабрь 2017

Пополнение музыкально - развивающей среды

Проведение краткосрочного проекта “Что нравится мальчикам и девочкам на музыкальном занятии”

ф Фотоколлаж, диаграммы исследования,

заинтересованность, со стороны родителей, исследованием, результатом эксперимента;

помощь воспитателей в создании атрибутики исследования, поддержка интереса у детей беседами, заинтересованностью продвижения проекта

Обогащение предметно – развивающей среды:

изготовление нового наглядного материала по данной теме;

оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

Музыкальные занятия с включением инновационных по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Работа с родителями:

Работа с педагогами:

Третий этап – заключительный.

Цель: эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

анализ проведенного проекта.

февраль - март 2018

Использование материалов в практической деятельности музыкального руководителя

Внедрение и обобщение передового опыта работы по музыкальному воспитанию детей

Ожидаемые результаты (качественные и количественные):

Эффект взаимодействия образовательных учреждений и социальных партнёров в сети позволит на практике:

- добиться вместе того, чего нельзя добиться поодиночке;

- углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями;

- помогать в работе друг другу и делать работу совместно;

- избегать ненужного дублирования и бессмысленной траты имеющихся средств и ресурсов;

- обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями.

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии музыкальных способностей через использования инновационных технологий с внедрением национально-регионального компонента будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.

Внедрение в музыкально - образовательную деятельность инновационных технологий в развитии музыкальных способностей дошкольников открывает большие возможности для развития детей, педагогов и родителей

Музыкальные занятия с применением инновационных технологий становятся более насыщенной, интересной, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, дружеские взаимоотношения со сверстниками, появляется чувство раскрепощённости, а также активизируется стремление исследовать окружающий мир.

Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, – что может прекраснее и увлекательнее!
Таким образом, работа над образовательным проектом органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

2. Кудрявцев В . Т . От педагогики повседневности - к педагогике развития // Дошкольное воспитание . 2004. № 4

3. Селевко Г . К . Энциклопедия образовательных технологий . М .: Народное образование , 2005.

4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред . Л. . A . Венгера . М .: Педагогика , 2000.

5. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М., 2006. С. 285.

7. Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.

8. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.

Читайте также: