Инновационный подход к контрольно оценочной деятельности в начальной школе в условиях фгос

Обновлено: 08.05.2024

информации о продвижени и ребенка в учебном матер иале эта систем а не дает.

Для коррекционной школы такие акценты иррациональ ны, поэтому наиболее

адекватной системо й реализации образовательных це нностей, среди которых

особое значение имеет формирова ние учебной самостоя тельности, являетс я

- наличие понят ных критериев, по котор ым он осуществл яется оценивание ;

- специальная педагогическ ая работа , направленная на формирование у

ученика у мения оценить б ез помощи в зрослого р езультаты выполнения своего

Такой подход позволяет ребен ку активно включиться в процесс обучения ,

сознательно относиться к его результатам, не переживать по поводу низких

оценок. Одновременно с этим не происходит нивел ирования оце нок, ко торое так

же отрицательн о сказывается пр оцессе обуче ния. Поэтому правильная

организация системы безотм еточног о оценива ния не только не вредит обуче нию

ребенка, но и решает задачи ег о личностного развития.

1. Обоснование н еобходимости в ведения безоценочн ого обучени я

Безотметочное обучение - это новый подход к оцениванию, ко торый позволил

преодолеть недостатки с уществующе й системы оце нивания.

- не дает по лноце нной возможности для формирован ия у у чащегося оценочно й

самостоятельно сти . Она не предполагает ни оценки уче ником собственн ых

действий, н и соп оставления его внут ренней оце нки с внешней оценкой (оценкой

- делает невозмо жной индивидуализ ацию обучения. Учителю не может

зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждог о

конкретного ре бенка в сравн ении с пре дыдущими р езультатами ег о обучения.

- по отметке часто нельзя судить о р еальном уровне знаний и нельзя

определить д альнейшее направление работы ( что и менно надо улучшить, над

чем поработать, в какой мере это во обще возможн о для конкретно го ребенка );

-- часто имеет т равмир ующий ха рактер . Это приводит к с нижению и нтереса к

обучению, росту п сихологическог о дискомфорта у чащегося, тревожн ости, что в

свою очередь м ожет привести даже к у худшению физ ического з доровья.

Следовательно, для учащихся с ВОЗ, обучающихся по II варианту,

необходима совершенно иная система оценивания, которая корректирует

отрицательные момент ы в обу чении, индивидуализир ует учебный процесс ,

2. Общие критерии оценивани я при отсутствии оцен ок

Оцениваться должны не только знания , умения и навыки учащегося, но и

старание, творчеств о, инициатива. При этом не обходимо у читывать р еальные

возможности конкретного обучающегося и срав нивать ег о тол ько с ним же

самим. С его до стижениями, уровнем освоения материала, качеством

Оценка творческих проявлен ий ребенка может быть оформлена и

представлена не то лько словесными су ждениями. Это могут быть сменные

выставки, материалы в классном уголке, участие во всевозможных конкурсах.

Важно, чт обы вме сте с художественным творчеств ом находили социальное

признание интеллектуаль ные творческие проявления р ебенка, его инициативы :

вопросы по существу, самостоятельный поиск детьми дополнительного

Положительн ые и зменени я личных качеств ребенка (темп работы, память,

внимание , аккуратн ость ) тоже не должн ы оставаться незаме ченными .

При безоценоч ном обучени и недопуст имо использ ование с уррогатов

отметочной системы: звездочек, солнышек, зайчиков и т.п. Используются такие

средства оц енивания, которые, с одной стороны фиксирую т индивидуальное

продвижение каждого р ебенка, с друго й стороны не приво дят к сравнению детей

Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется рез ультат

выполненной работ ы по определенному критерию, раз личные формы графиков,

таблиц, листы индиви дуальных достижений , в которых отмечаются уровни

учебных достижений ребенка по множеству параметр ов. Все эти формы

фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей.

Учитель не должен д елать их предметом сравнения - недопустимо, например,

вывешивать в кла ссе так наз ываемый " Экран успеваемо сти". Оценки не должн ы

становиться причин ой наказания или поощрения р ебенка ни со стороны учителя,

Наиболее приемлемой при оценивании текущи х р абот, на наш взгляд, является

система +/ - (с правился, не справ ился, освоил – н е освоил), сопровождаема я

словесными комме нтариями. При этом использование минуса должно быть

очень осторожно и дозирован но. Возможны выделения подчеркиванием

Особенностью процедуры оценивания при безотметочн ом обучении является

то , что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

Несовпадение э тих дву х оценок ста новится предмет ом обс уждения.

Параметры, где возможна субъективность оценки (например, красота

написания букв ы) тоже подлеж ат обсужде нию с использовани ем образца .

Оценка высших достижений р ебенка (самый быстрый, самый аккуратный,

самый грамотный и т.п.) является д ля мно гих д етей мощны м стимулом для

учебных у силий. Н о исполь зовать эт о та кже нужн о очень дозированно, чтобы не

создать атмосфе ру соревн ования, что н е способств ует душевном у спокойствию .

3. Условия успешного функционирования безотметочной системы

Основополагающ ими условиями успешног о функционирования

безотметочной системы обучения являются прежде всего взаимопонима ние в

этом вопросе школы и родителей. Очень нежелательно, чтобы родители

использовали при общении со своими детьми цифровые оценки. Это будет не

только не очень понятно для детей, но и мо жет вызвать несерьезное о тношен ие

к оценочны м суждениям учителя, к самостоятель ному анализу на доступно м

Обучающиеся должны видеть свой прогресс в учебном процессе, что являет ся

очень сильной м отивацие й для дальней шего обучен ия, приложения усилий.

Безотметочное обучение – это новый подход к оцениванию, который

позволяет преодолеть недостатки су ществующе й о тметочной системы

- не дает полноценной возможности для формирования у у чащегос я

способности самост оятельно оценивать свою работу . Об щепринятая си стема

выполняет функцию внешн его контроля успешности обучения учащегося со

стороны у чителя. О на не предполагает ни оценки учеником собственны х

действий, н и соп оставления его внут ренней оце нк и с внеш ней о ценкой (оце нкой

- делает невозможной индивидуализацию обучени я. Учителю трудно

зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждог о

конкретного р ебенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

Приходится сравнивать результат у спешности у ченика с некоторой

среднестатисти ческой нормой. Необходимость оценива ния в соответствии с

официальными нормами оценки сводит на нет все старания педагога отметить

- не дает возможнос ти полноценно оценить реальные знания. По отметке часто

нельзя судить о действительн ом уровне знан ий, нельзя определить направление

дальнейших де йствий – что именно над о улучшить, над чем поработать, в какой

степени это во обще возмо жно для данн ого ребенка;

- часто имеет травми рующий характер. Отмето чная система нередко

оказывается орудием манипуляции и психологическ ого давления . Родители

также часто непроизвольно используют это средство для оказания давления на

ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту

Безотметочная система оценивания исправляет все эти недостатки. Является

более действе нной при об учении детей с ОВЗ, более гум анной.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с у мственной отсталостью (и нтеллектуальн ыми нарушениями), -

Автор: Шадрина Людмила Марковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шебалинская СОШ имени Л.В.Кокышева"
Населённый пункт: республика Алтай, с Шебалино
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование

Выступление на заседании ОМО учителей начальных классов

«Инновационный подход к организации конрольно-оценочной

Основу контрольно-оценочной деятельности педагога составляет

умение устанавливать контакт с учеником, учитывая его психологические

особенности, уровень развития, мотивы обучения и т.д.; использовать в

общении оптимальные педагогические средства; строить

педагогический процесс от личности обучающегося.

Педагоги в своей деятельности используют два типа эталонов в оценке

знаний обучающихся.

Социальная нормативная ориентация: критерий оценки –

социальные нормы, общезначимые сравнения. При сопоставительном

критерии преподаватель сравнивает действия и учебный результат

одного ученика с аналогичным результатом другого или всех учащихся

класса. При нормативном критерии результат ученика оценивается с

точки зрения установленной нормы, единого общепринятого стандарта

подвергаются только наличные знания. Включенность в процесс учебной

деятельности, успешность усилий, внутреннее состояние студента не

Индивидуальная нормативная ориентация: критерий оценки –

индивидуальный, личностный, при котором человек сравнивается с

самим собой вчерашним, вследствие чего можно выявить

индивидуальные успехи или их отсутствие. Применение такого эталона

позволяет анализировать причины, способствующие или мешающие

старание в процессе работы. Чаще всего дает индивидуальные, разные

по сложности задачи.

При этом компетентный педагог должен уметь пользоваться в работе

параллельно как общепринятой социальной, так и индивидуальной

шкалой оценивания.

Очень часто учитель оценку за деятельность учащегося отождествляет с

оценкой его личности в целом. Это формальное отношение отрицательно

сказывается на формировании положительной установки на учение: у

Выполняя в основном контролирующую функцию, проверка знаний

существенным образом влияет на управление процессом обучения, на

выявление его эффективности. Контроль и оценка знаний

осуществляются в большей степени для получения сравнительных

результатов, выработки своеобразных общественно значимых

нормативов. В то же время по разным предметам отметки выставляются

с разной степенью строгости. Так, голландские ученые доказали, что

один и тот же предмет оценивается иначе, если он не является основным

Например, в российских школах второй ступени строже всего

оцениваются знания по иностранному языку и математике, наиболее

мягко – по физкультуре и предметам, связанным с художественным

воспитанием.

Отметка, являясь педагогическим стимулом, соединяет в себе свойства

поощрения и наказания. Но чтобы воздействовать отметками, нужно

учитывать, как они действовали ранее и какой эффект обнаруживался в

может частично утратить смысл дальнейшего совершенствования своей

учебы. Но если данная отметка, являясь редкой для обучающегося,

понравилась, вызвав положительные эмоции, то она будет выполнять в

дальнейшем свою стимулирующую функцию, повышая и уровень

притязаний учащегося.

Получение учащимся часто низких отметок существенно понижает его

добиться хорошей успеваемости. Постоянное получение обучающимся

либо одних и тех же положительных отметок, либо отрицательных

воспринимается человеком с меньшими эмоциональными

переживаниями, в результате чего утрачивается мотивирующее действие

Ш.А. Амонашвили указывает психологический смысл и социальную

сущность отметок для школьников.

социальных кругах (родителей, родственников, однокурсников). Полное

доверие со стороны взрослых (родителей) и свободное пользование им.

надежда на большие успехи. При снижении успеваемости с высшего

балла – обратная реакция.

ученика может вызывать и радость, и удовлетворение при условии

отсутствии знаний по определенному предмету.

Весьма условно обозначение результатов обучения: знания, умения,

навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют

количественной формы выражения.

Пока не выработаны общедоступные методы прямого измерения

учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам или

действиям обучающихся.

Недостаточная разработанность критериев оценивания.

Пятибалльная система проста и привычна, но субъективна и обладает

слабой дифференцирующей способностью.

В связи с переходом на новые ФГОС наметился перенос акцента с

предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на

развитие самостоятельности учебных действий, а это влечет за собой

изменение системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не

только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива

ребёнка во всех сферах школьной жизни.

Для этого необходимо перейти на такую систему оценивания учебных

достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку

делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения

приоритетной становится самооценка как результат оценочной

деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет

устранить негативные моменты в обучении, способствует

индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации,

сохранению и укреплению здоровья

Формирование контрольно – оценочной самостоятельности младших

школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности

школьников (основы умения учиться) необходимо рассматривать

исключительно в контексте другой более серьёзной, более масштабной

проблемы – безотметочное обучение.

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных

достижений младших школьников, которая отражает качественный

результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником

знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована

на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого

в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Безотметочное оценивание опирается на следующие принципы,

разработанные Г.А. Цукерман:

- самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания), особенно

для первоклассников, должны выбираться только те задания, где

неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность

выполнения работы).

- оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные

самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не

работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или

сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания.

Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения

учащихся, различные у всех.

- содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения

себя контролировать. На первых этапах обучения контрольные действия

учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки

ребёнка. Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки

специальной задачи для учащихся - контроля для своих действий (а не

просто достижение результата). Кроме этого необходимо предусмотреть

особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

- учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности

контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий. При

обучении необходимо постепенно вводить средства, позволяющие

самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной

успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки

(графики скорости чтения, количество ошибок в диктанте в оценочных

право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома

особым образом. Для этого можно вводить специально организованное

знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся

система заданий, специально направленных на обучение ребёнка

отделять известное от неизвестного.

- для итоговой аттестации учащихся должна использоваться

накопительная система оценок. Данный принцип оценивания связан

При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а

содержательная информация о них и даже сами работы в рамках

определённых информативных технологий.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать

свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной -

залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы

оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать,

как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим

собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое

незначительное достижение.

Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней

пребывания ребёнка в школе, с разъяснения смысла однокоренных слов

предметами, сделанными руками человека, за действиями и поступками

людей, можно подвести детей к пониманию того, что всё на свете имеет

готов серьёзным размышлениям и мир воспринимает душой и глазами,

начинается работа с описания зримого и чувственного образа. Обучаясь

в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:

оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью

соотносить свою оценку с оценкой учителя;

договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в

написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо

сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить,

что даёт красиво выполненная работа самому себе.

Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в

соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий

аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может

зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в

совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям

ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут

причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата.

Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму

многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Во втором классе оценочная деятельность учащихся становится более

осознанной. Например, по русскому языку предлагается задание:

необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения

знание парной согласной;

умение выделять и находить корень;

подбирать проверочные слова

Таким образом, составляется план совместных действий, определяется

последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где

ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует

знаком, символом результат выполнения задания. Проверив работу,

учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком

оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с

учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством,

так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят. Особое

внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника

воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе

не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации.

При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки

одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Пример

с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения

учащихся. Сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся

оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было

интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились

невнятно. Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно

рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт

возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая

ответ других, он оценивает относительно себя.

На уроках необходимо использовать прогностическую и

ретроспективную самооценку. При ретроспективной самооценке ученик

проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и

возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с

критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях.

Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим

образом. Ученику предлагается выполнить задание, он внимательно

знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с

работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания

снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической

оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и

затруднения.

Выделяется 4 этапа формирования оценочной деятельности.

Первый и второй этап - целесообразно развернуть в I – II классах.

Критерием того, что первые два этапа становления оценочной

самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по

выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её

с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения.

Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только

сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут

составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе

(определить объём и содержание требуемой дополнительной

тренировки).Последний этап необходимо организовать при переходе из

начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс

- I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на

любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет

травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему

формированию учебной самостоятельности при определении учащимися

своей границы знания – незнания.Таким образом, поворот

образовательного процесса в начальной школе к формированию учебной

самостоятельности требует серьёзных изменений в содержании и

организации образовательного процесса:

Разгрузка предметного содержания с целью высвобождения времени по

формированию оценочной самостоятельности (специальные уроки по

выработке правил оценочной безопасности, средств и форм контроля и

достижений. Проведение проверочных работ с учётом всех этапов

(минимум 3 урока), уроки предъявления личных достижений учащихся, в

презентацию.

Переход на особые ритмы в построении учебного плана, учебного

расписания. Особое место в образовательном процессе должно быть

уделено первому месяцу учебного года, когда должна идти работа по

необходимая коррекционная работа, определение задач учебного года, а

также второй половине апреля – мая (рефлексивной фазе учебного года),

когда идёт работа по подведению итогов года, оформлению портфеля

ученика, проводится итоговая работа.Изменения в системе контрольно –

оценочных работ. Необходимо переосмысление и другая технология

всего внутришкольного контроля: способах оценивания, фиксирование

полученных результатов в классных журналах, в системе

административных проверочных работ, в проверке тетрадей и т. п.

За безотметочным обучением будущее

Происходит реальное развитие оценочных умений

Снижается уровень общей и учебной тревожности

Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по

результату обучения

Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении

с самим собой

Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений

Необходимо разработать критерии оценивания учащихся по труду,

литературному чтению

Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей–

предметников в разработке единой системы оценивания по физкультуре,


Основу контрольно-оценочной деятельности учителя составляет умение устанавливать контакт с учеником, учитывая его психологические особенности, уровень развития, мотивы обучения и т.д.; использовать в общении оптимальные педагогические средства; строить педагогический процесс от личности обучающегося.

Содержимое разработки

Пурышкина Н.В.

Основу контрольно-оценочной деятельности учителя составляет умение устанавливать контакт с учеником, учитывая его психологические особенности, уровень развития, мотивы обучения и т.д.; использовать в общении оптимальные педагогические средства; строить педагогический процесс от личности обучающегося.

Педагоги в своей деятельности используют два типа эталонов в оценке знаний обучающихся.

Компетентный преподаватель должен уметь пользоваться в работе параллельно как общепринятой социальной, так и индивидуальной шкалой оценивания.

Ш.А. Амонашвили указывает психологический смысл и социальную сущность отметок для школьников.

Современные педагоги указывают несколько причин субъективизма педагогической оценки:

весьма условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения.

Пока не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам или действиям обучающихся.

Недостаточная разработанность критериев оценивания. Пятибалльная система проста и привычна, но субъективна и обладает слабой дифференцирующей способностью.

В связи с переходом на новые ФГОС наметился перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий, а это влечет за собой изменение системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни.

Для этого необходимо перейти на такую систему оценивания учебных достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья

Формирование контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться) необходимо рассматривать исключительно в контексте другой более серьёзной, более масштабной проблемы – безотметочное обучение.

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Безотметочное оценивание опирается на следующие принципы, разработанные Г.А. Цукерман:

- самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания), особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

- содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. На первых этапах обучения контрольные действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребёнка. Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной задачи для учащихся - контроля для своих действий (а не просто достижение результата). Кроме этого необходимо предусмотреть особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Обучаясь вначальной школе, учащиеся приобретают следующие умения:

соотносить свою оценку с оценкой учителя;

договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

Таким образом, составляется план совместных действий, определяется последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

На уроках необходимо использовать прогностическую и ретроспективную самооценку. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях.

Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим образом. Ученику предлагается выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Выделяется 4 этапа формирования оценочной деятельности.

Первый и второй этап - целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Таким образом, поворот образовательного процесса в начальной школе к формированию учебной самостоятельности требует серьёзных изменений в содержании и организации образовательного процесса:

Изменения в системе контрольно – оценочных работ. Необходимо переосмысление и другая технология всего внутришкольного контроля: способах оценивания, фиксирование полученных результатов в классных журналах, в системе административных проверочных работ, в проверке тетрадей и т. п.

Происходит развитие оценочных умений.

Снижается уровень общей и учебной тревожности.

Осуществляется дифференциация процесса результата обучения.

Система оценивания позволяет увидеть личностный результат развития.


-75%

Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей
быть оцененным по достоинству.
У. Джеймс.
Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
Система оценивания выполняет следующие функции:
− нормативная – позволяет проверить соответствие нормативу, утвержденному ФГОС ООО;
− ориентирующая – содействует осознанию подростком результатов процесса деятельности и оценки собственной роли;
− информирующая – даёт информацию об успехах и возможностях подростка;
− корректирующая – способствует внесению изменений в действия подростка, корректировке его установок, взглядов;
− воспитывающая – создаёт условия для воспитания личностных качеств, про- явления чувств и т.д.;
− социальная – влияет на самооценку, статус подростка в коллективе;
− диагностическая – определяет уровень достижения планируемых результатов;
− стимулирующая – способствует созданию ситуации
Принципы внутренней системы оценки:
− критериальность оценки результатов;
− объективность оценки;
− открытость процедуры и результатов оценки;
− комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования);
− оценка динамики образовательных достижений подростка.−использование самооценки подростка;
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:
- предметные результаты.
- метапредметные результаты
- личностные результаты
Объект оценки предметных результатов: сформированность учебных действий с предметным содержанием. Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В начальной школе разработан материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся, созданы таблицы, в которых внесены планируемые результаты с указанием умений, характеризующих данный результат.
Сюда входят:
- оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;
- контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;
- листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;
- показатели сформированности универсальных учебных действий;
- лист общеучебных достижений;
Папка создаётся для:
- ученика - позволяет обрести уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывно

Оценить 468 0

Доклад

Захарченко С.Г

Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей
быть оцененным по достоинству.
У. Джеймс.

Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

Система оценивания выполняет следующие функции:

 нормативная – позволяет проверить соответствие нормативу, утвержденному ФГОС ООО;

 ориентирующая – содействует осознанию подростком результатов процесса деятельности и оценки собственной роли;

 информирующая – даёт информацию об успехах и возможностях подростка;

 корректирующая – способствует внесению изменений в действия подростка, корректировке его установок, взглядов;

 воспитывающая – создаёт условия для воспитания личностных качеств, про- явления чувств и т.д.;

 социальная – влияет на самооценку, статус подростка в коллективе;

 диагностическая – определяет уровень достижения планируемых результатов;

 стимулирующая – способствует созданию ситуации

Принципы внутренней системы оценки:

 критериальность оценки результатов;

 открытость процедуры и результатов оценки;

 комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования);

 оценка динамики образовательных достижений подростка.использование самооценки подростка;

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:

Объект оценки предметных результатов: сформированность учебных действий с предметным содержанием. Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В начальной школе разработан материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся, созданы таблицы, в которых внесены планируемые результаты с указанием умений, характеризующих данный результат.

- оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;

- контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;

- листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;
- показатели сформированности универсальных учебных действий;

- лист общеучебных достижений;

Папка создаётся для:

- ученика - позволяет обрести уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывного образования;

- учителя – даёт информацию об успешности собственной педагогической деятельности, об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся;

- родителя - могут отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка.

В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у школьника предметных знаний и действий с предметным содержанием.

Оценка метапредметных результатов. Объект оценки: сформированность универсальных учебных действий. Метапредметные результаты - это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Для оценки метапредметных результатов используются комплексные работы. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, задания логического характера, задания на определение уровня развития речи.

Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся. В дополнительную часть включаются задания повышенного уровня.

Объектом оценки личностных результатов является сформированность личностных универсальных учебных действий. Предмет оценки: эффективность деятельности системы образования, образовательного учреждения.

Процедуры внутренней оценки:

- мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств

- возможна оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка.

Диагностика результатов личностного развития проводится в виде не персонифицированных работ (не должны подписываться). Обобщение результатов проводится по классу в целом.

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Структура Портфеля достижений для всех категорий учащихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов, в каждой школе она различна.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у школьника предметных знаний и действий с предметным содержанием.

Уровневая оценка подразумевает предварительное содержательное описание уровней, фиксирующих состояние оцениваемого объекта и описание признаков и способов диагностирования, обеспечивающего отнесение состояния оцениваемого объекта к одному из описанных уровней.

Итоговое оценивание осуществляется по признакам уровней успешности:
-низкий (недостаточный) уровень - выполнено правильно менее 50 % заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила;
- базовый (необходимый предметный) уровень – правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе;
- повышенный (функциональный) уровень - учащимся продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Происходит реальное развитие оценочных умений

Снижается уровень общей и учебной тревожности

Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения

Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений учащихся

Необходимо разработать критерии оценивания учащихся по труду, литературному чтению

Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания по физкультуре, изо, музыке, английскому языку

Читайте также: