Инновационная школа как форма развития образовательных систем

Обновлено: 05.07.2024

Инновация (от лат. In – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учителя и школьника.

В процессе развития школы или вуза, а возможно, и образовательной системы в целом, учитывают:

• абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов);

• псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи.

Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям.

Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

• в целях и содержании образования;

• в методах, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

• в формах и способах организации обучения и воспитания;

• в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведенийв системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:

• локальные и единичные, не связанные между собой;

• комплексные, взаимосвязанные между собой;

• системные, охватывающие всю школу или вуз.

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:

• модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям.

В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:

• потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

• воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;

• достижения комплекса наук о человеке;

• передовой педагогический опыт;

• интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

Инновация (от лат. In – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

• в систему контроля и оценки уровня образования;

• в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение;

• в систему воспитательной работы;

• в учебный план и учебные программы;

• в деятельность учителя и школьника.

В процессе развития школы или вуза, а возможно, и образовательной системы в целом, учитывают:

• абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов);

• псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи.




Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям.

Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

• в целях и содержании образования;

• в методах, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

• в формах и способах организации обучения и воспитания;

• в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведенийв системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:

• локальные и единичные, не связанные между собой;

• комплексные, взаимосвязанные между собой;

• системные, охватывающие всю школу или вуз.

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:

• модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям.

В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:

• потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

• воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;

• достижения комплекса наук о человеке;

• передовой педагогический опыт;

• интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;


ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии шко­лы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

- в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

- в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательно­го процесса;

- в систему контроля и оценки уровня образования;

- в систему финансирования;

- в учебно-методическое обеспечение;

- в систему воспитательной работы;

- в учебный план и учебные программы;

в деятельность учителя и школьника.

- абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов);

псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи.

Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

- в целях и содержании образования;

- в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

- в формах и способах организации обучения и воспитания;

в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:

- локальные и единичные, не связанные между собой;

- комплексные, взаимосвязанные между собой;

системные, охватывающие всю школу или вуз.

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:

-модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:

- потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

- воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;

- достижения комплекса наук о человеке;

- передовой педагогический опыт;

- интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

Инновации в высшей школе. Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интен­сивно развивается международное образовательное пространство. Поэтому ми­ровое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования чело­века независимо от места его проживания и образовательного уровня.

В наше вре­мя прогнозируют тенденции развития мирового образовательного пространства, выделяют типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем и их реагирования на интеграционные процессы. Все страны объединяет понима­ние, что современное образование должно стать международным. То есть универ­ситетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в университете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются все учебные курсы. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащения его личности. В мире проявляется стремление к интеграции разных типов высших учебных заведений (под эгидой классического университета) в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. В разных странах наблюдается объединение университетов с промышленными комплексами. Так формируется база для научных изысканий и подготовки уникальных специалистов для современных фирм и предприятий.

Как повлияли исторические традиции на развитие высшей школы в нашей стране? Согласно замыслу Петра I, университет есть центр научной, образовательной и просветительской деятельности, имеющий общекультурное значение для развития страны. В результате и в наше время в структуру университета входят различные научные центры, НИИ, научные общества и профессиональные объединения. Преподаватели университета не только создают научные школы, но и включены в широкую пропаганду достижений науки, культуры и техники через публичные лекции, семинары, конференции, средства массовой информации, радио и телевидение. Большая часть университетских преподавателей принимает участие в подготовке научно-методических пособий и написании учебников для образовательных систем разных типов.

В истории России университет был связующим звеном между Академией наук и средними общеобразовательными школами. В российских университетах работают профессора, являющиеся членами Российской Академии наук, Академии образования, Академии медицинских наук и многих других общественных академий. Традиционно российские университеты обладают отечественным научным и кадровым потенциалом и поддерживают культурный и научный обмен с зарубежными университетами. Важнейшими принципами развития отечественных университетов остаются:

- взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалистов;

- преемственность между уровнями образования, культуротворчество и высокая корпоративность выпускников университета;

интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране.

Каковы современные новации в системе университетского образования?

Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. На этом пути наблюдается ряд тенденций.

Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что многоуровневая система организации высшего образования обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образо­вания новые специальности. Вторая тенденция — это мощное обогащение вузов современными информа­ционными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

Третья тенденция — это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на само­финансирование. И еще одна тенденция состоит во включении вузов России в об­новление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экс­периментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся образовательных систем. В системе отечественного высшего образования выделяют разные типы ново­введений.

Критерии оценки нововведений.

1. Масштаб преобразования вуза. Нововведения могут вводиться в рамках только одного факультета или направления, и связаны, например, с изменением учебного плана и образовательных программ. Более масштабные преобразования могут охватывать структуру управления, формы организации учебно-профессио­нальной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, сферу международного сотрудничества и другое. Если же весь вуз реализует идею перспективного развития, то введение разного вида новаций при­обретает полномасштабный характер и охватывает, как правило, все звенья и эле­менты системы.

Каковы современные новации в системе образования? На пути реформирования сегодня наблюдается ряд тенденций. Первая связана с развитием многоуровневой системы подготовки специалистов во многих вузах. Эта система обеспечивает широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускников осваивать на базе полученного образования новые специальности. Вторая тенденция - это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями (система интернет, телекоммуникационные формы обучения). Третья тенденция - это университизация высшего образования в России и процесс объединения высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов. Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы на самофинансирование.

Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, придает ему социально-профессиональную мобильность. Центральным звеном личностно ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых. Это предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, оно должно быть вариативным, представлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов.

В ближайшей перспективе российская система образования должна перейти на развивающее образование. При данном виде образования усвоение знаний, умений, навыков из цели образования становится средством развития способностей. Меняется критерий ценности преподавателя, его ценят не зато, что он много знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития обучаемого и самого себя. Базовый уровень знаний превращается из цели обучения в средство развития познавательных, творческих, личностных возможностей.

Телекоммуникации - мощное средство обучения и познания. Средства информационных технологий в образовании должны формировать определенную систему, которая предполагает: понимание сущности учения и обучения; роли преподавателя и учащегося в педагогическом процессе; взаимоотношений преподавателя и учащегося; оснащения рабочих мест преподавателя и учащегося.

Накопленный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования позволяет:

- Организовывать различные исследовательские работы;

- Обеспечивать оперативно консультационную помощь из научно - методических центров вузов всем обучающимся;

- Создавать сеть дистационного обучения и повышения квалификации кадров;

- Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, а также навыки исследовательской работы, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечить учебный процесс учебно - методическим материалом, обратной связью между преподавателем и учащимся, доступам к отечественным и зарубежным информационным системам, доступом к электронным библиотекам.

Условия существования человечества в ХХI веке требуют перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, поэтому формирование перспективной системы образования, соответствующей этой цели, является одной из важнейших проблем общества. Развитие и использование современных технологий определяется уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и применять новые знания, что тесным образом связано с развитием образования. (телекоммуникационный вид обучения).

Дистанционное образование, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение дистанционное образование имеет для развития образовательных учреждений в сельской местности, в отдельных районах, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

По мнению Н.А. Кондратенко (2001), дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных методов образования, при этом затраты на подготовку специалиста составляют около 60% затрат на подготовку специалиста при традиционной форме обучения. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования концентрированного представления и унификации учебного материала, ориентированности технологий на большое число обучающихся, а также за счет эффективного использования технических средств.

Организация единой российской образовательной сети дистанционного образования включает проблемы не столько технического плана, которые при наличии финансирования достаточно просто решаются, сколько педагогического, содержательного. Концепция дистанционного обучения в России должна прежде всего касаться проблем педагогических. Однако педагогические проблемы должны решаться не в абстрактном пространстве безграничных возможностей, а с учетом конкретных наличных технических решений.

Список источников и литературы

1. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2008.

2. Лазарев В. С. Управление нововведениями - путь к развитию школы // Сельская школа. 2003. № 6.

4. Кванина В. В. Инновации: определимся с понятиями // Администратор образования. 2007. № 1.

5. Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.

Основным показателем инновации в образовательной системе является наличие прогрессивного развития, которое заметно на фоне традиций и массовой практики.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в:

  • цели, задачи, методы, средства, технологии, содержание и формы организации воспитательно-образовательного процесса и управления им;
  • стиль педагогической деятельности и взаимодействия;
  • осуществление контроля и оценки качества образования;
  • системы учебно-методического обеспечения и финансирования;
  • организацию и реализацию воспитательной работы;
  • учебные программы и планы;
  • деятельность педагога и ребенка.

Если рассматривать процесс инновации образовательной системы, то он всегда относителен. Объясняется это тем, что первоначально инновация является чем-то новым и прогрессивным, но с течением времени она становится нормой и устаревает.

В процессе инновации образовательных систем необходимо учитывать следующее:

  • абсолютная новизна, то есть отсутствие прототипов и аналогов;
  • относительная новизна;
  • псевдо-новизна.

Классификация инноваций образовательных систем

На сегодняшний день существует несколько классификаций инноваций образовательных систем:

Классификация, основанная на понимании образовательного процесса, различает инновации:

  • в целях и содержании процесса образования;
  • в используемых методах, средствах, приемах и технологиях воспитательно-образовательного процесса;
  • в способах и формах организации педагогического процесса;
  • в деятельности участников процесса образования (администрации, педагогов, учащихся, родителей и т.д.).

Классификация на основании применения признака объема (масштабности):

  • единичные (локальные), не связанные между собой;
  • комплексные, находящиеся во взаимосвязи друг с другом;
  • системные, охватывают какое-либо учебное заведение полностью.

Классификация по признаку инновационного потенциала:

  • усовершенствование и модификация уже имеющегося (например, усовершенствование учебной программы, плана и т.д.);
  • комбинация нововведений;
  • осуществление радикального преобразования.

Классификация, основанная на группировке признаков, согласно их отношению к своему предшественнику. Выделяют замещающие, отменяющие, открывающие нововведения.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве источников инновации образовательной системы могут выступать:

  • учет потребностей в образовании со стороны государства, региона, области, города и т.д.
  • социальный заказ на уровень и качество образования обществом и государством;
  • законодательно закрепленный социальный заказ;
  • уровень достижений человечества в науке;
  • учет передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
  • творческий и интуитивный подход к воспитательно-образовательному процессу со стороны педагогического коллектива и руководства учебного заведения; организация и реализация опытно-экспериментальной работы.

Инновационные модели образовательных учреждений

Под инновационными образовательными системами понимают комплекс образовательных учебных организаций, на базе которых осуществляется поиск новых моделей образования и управления, разрабатываются и внедряются новые педагогические технологии. Важным фактором эффективности внедрения инноваций в образовательные системы является соблюдение технологии инновационного проектирования.

Современные инновационные образовательные организации и учреждения значительно отличаются содержанием педагогического процесса.

На сегодняшний день среди инновационных образовательных систем России, выделяют следующие инновационные направления:

  1. обновление системы образования, учебных и воспитательных программ, согласно современным и актуальным требованиям к образованию;
  2. формирование и развитие в каждом ребенке творческого потенциала, заложенного в нем природой от рождения;
  3. направленность на саморазвитие всех участников образовательного процесса.

Выделяют три основных состояния инновации образовательных систем согласно уровню и характеру внедренных инноваций:

  • Первый: авангардные, пилотные образовательные организации, школы-лаборатории - бесспорные лидеры с устойчивой и системной инновационной деятельностью.
  • Второй: экспериментальные и опытно-экспериментальные образовательные организации, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие эксперимент, опытную деятельность в одном или нескольких направлениях.
  • Третий: поисковые, продвинутые образовательные организации - с отчетливой инновационной тенденцией, внутренним стремлением к обновлению, обретением собственного лица и поиском путей такого обретения.

Модель инновационной образовательной организации имеет характерные параметры педагогического процесса:

  • познавательные возможности, которые образовательное учреждение или организация предоставляет детям;
  • характер взаимодействия между участниками образовательного процесса;
  • отношение к учебному процессу со стороны учащихся;
  • дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей;
  • реализация личной направленности учебного процесса на развитие у учащегося его индивидуальных возможностей;
  • осуществление диагностики возможностей, потребностей и способностей каждого ребенка, а также выявление проблем в обучении;
  • разработка и внедрение авторских программ воспитания и обучения детей с учетом их возрастных возможностей и потребностей;
  • развитие непрерывности образования на всех ступенях и уровнях.

Таким образом, в рамках инновационного поиска осуществляется также экспериментальная проверка новых учебно-воспитательных технологий, оптимизация базового образовательного стандарта, новых диагностических методик, дающих возможность наиболее детально, объективно и полно получить своевременную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результата.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1.Инновационные образовательные учреждения. Инновационные школы. Сущность понятия инновационной школы. Типы инновационной школы.

2.Организационно-деятельностный план построения инновационной программы ОУ.

3.Оценка эффективности программы развития инновационного образовательного учреждения и её влияния на образовательную среду школы и социокультурную среду.

4.Развитие частных школ в современной России как условие становления инновационного типа образования.

1.Инновационные образовательные учреждения. Инновационные школы. Сущность понятия инновационной школы. Типы инновационной школы.

Под инновационным образовательным учреждением понимается такое образовательное учреждение, в котором ведется поиск новых моделей образования и управления, разрабатываются новые технологии обучения и воспитания, совершенствуются содержание и современные формы организации и стимулирования труда. Основным фактором эффективности развития инновационной восприимчивости образовательного учреждения является соблюдение технологии инновационного проектирования.

Одной из главных тенденций развития инновационного учреждения являются ориентированность на решение важнейших проблем российского общества (социальных, экономических, духовно-нравственных др.), что предполагает обеспечение социальной и профессиональной мобильности личности. Для инновационного образования характерны универсальность, комплексность, обеспечивающая основу современного мировоззрения о единстве ноосферы, социосферы и психосферы.

Гимназии, лицеи и колледжи становятся в России элитарными учебными заведениям с целенаправленным отбором преподавательского состава, что обеспечивает достаточно высокий профессиональный уровень многих работающих здесь педагогов и специалистов. Такие учебные заведения обычно отличают стремление учащихся к знаниям, к самообразованию и саморазвитию. Современные инновационные учреждения и по организационным формам, и по содержанию педагогического процесса существенно отличаются от одноименных учебных заведений России XIX- начала XX веков.

Сегодня среди инновационных российских школ, направленных на обновление, творчество, саморазвитие, достаточно отчетливо выделяются по уровню и характеру опережающего развития три основных потока состояния.

Первый: авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории - бесспорные лидеры с устойчивой и системной инновационной деятельностью.

Второй : экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие эксперимент, опытную деятельность в одном или нескольких направлениях.

Третий: поисковые, продвинутые школы - с отчетливой инновационной тенденцией, внутренним стремлением к обновлению, обретением собственного лица и поиском путей такого обретения.

Ассоциация инновационных школ и центров соглашается в основном с подобной классификацией, но относит к инновационным школам только первые. Ассоциация признает инновационным такое образовательное учреждение (школу, дошкольное или внешкольное, центр подготовки или переподготовки кадров и т.д.), в деятельности которого прослеживаются следующие черты:

• разрабатывается или реализуется иная, чем в массовой школе, модель устройства жизни ребенка:

• разрабатываются принципиально отличные от традиционных технологии содержания (обучения и воспитания), включая освоение умений и средств саморегуляции, самосознания, самоопределения;

• ведется поиск совершенствования содержания и современных форм организации труда педагогов и специалистов, апробируются новые средства и способы их учебной и социально-воспитательной работы, направленные на развитие творческих черт личности учителя, личной ответственности за содержание и результаты своего труда.

Модель инновационной школы превосходит общеобразовательные школы по всем важнейшим параметрам воспитательно-образовательного процесса:

• познавательным возможностям, предоставляемым школьникам;

• позитивному характеру взаимодействия между педагогическим коллективом и учащимися при активной субъектной позиции учащихся в учебно-воспитательном процессе, состоянию дисциплины;

• ответственному отношению к учебе;

• дифференциации (диверсификации) обучения и воспитания;

• реализации личностной направленности с учетом специфики микросоциума;

• тщательной диагностике потребностей, способностей и проблем учащихся и их семей;

• интеграции системы непрерывного образования.

Инновационный поиск характеризуется совокупностью разных факторов, к которым относятся:

• организационные преобразования (изменение статуса учреждения, ритма работы школы, функций администрации, привлечении педагогов и специалистов нового типа и т. д.);

• введение регионального и школьного компонентов учебного плана;

• интеграция учебных предметов;

• целевой отбор содержания обучения и воспитания в соответствии с проблемами глобального образования и возможностями, особенностями каждого ученика.

Что представляет собой инновационная школа?

Практически каждая стандартная школа может называться инновационной. Ведь все планы учебы разрабатываются исходя из учета инноваций всевозможных. Таким образом, можно дать определение такой школе – это то учебное заведение, в котором детей обучают при помощи последних технологических и научных достижений.

2.Организационно-деятельностный план построения инновационной программы ОУ.( Приложение 1).

3.Оценка эффективности программы развития инновационного образовательного учреждения и её влияния на образовательную среду школы и социокультурную среду.

Практически каждый ребенок проходит через образовательные учреждения. Здесь происходит их социализация и формирование как личности. Социокультурная среда образовательного учреждения выступает важной составной частью жизни и становления подрастающего поколения

Общеобразовательное учреждение – основное звено системы непрерывного образования. Оно представляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах Федеральных государственных образовательных стандартов.

Вариативность общего образования обеспечивает благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствие с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья. Она достигается созданием различных видов общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулируется соответствующими положениями.

Выделяют типы и виды образовательных учреждений.

Тип образовательного учреждения определяется по уровню реализуемой им образовательной программы. Основными являются: общеобразовательное учреждение (школа) и профессиональное образовательное учреждение (вуз, колледж, профессионально-техническое училище).

Виды образовательных учреждений характеризуют специфику деятельности образовательного учреждения в соответствии с типовым положением. В один тип может входить образовательные учреждения различного вида.

Принципами функционирования образовательных учреждений являются: гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободное развитие личности; общедоступность; адаптивность системы образования по отношению к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер; демократизм, свобода и плюрализм в образовании.

Важнейшее назначение культурно-образовательной среды – передача культурного наследия молодому поколению через учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. В процессе образования происходит становление индивидуальной культуры, взаимодействующей с социокультурной средой образования. Познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи образования определяются обществом. Способы их достижения образовательным учреждением – через собственно среду этого учреждения, педагогический коллектив и коллектив обучаемых.

Культурно-образовательная среда состоит из "ниш" и "стихий".

Ниши – это локализованные участки (сферы) среды. К ним относят следующие факторы:

– социальные: социальный статус образовательного учреждения и педагогического коллектива в нем; система управления; своеобразие родительского коллектива, его роль и влияние на воспитательный процесс образовательного учреждения; своеобразие воспитательных коллективов обучающих на различных этапах обучения; организация самоуправления; учебная и методическая база обучения и практики;

– культурные: уровень культуры администрации образовательного учреждения, педагогического и административного коллектива, родительского сообщества различных возрастных групп; культура среды обучения (территории, зданий, аудиторий); культура отношений "обучающий (воспитатель) – обучаемый (воспитанник)" и "сотрудник – обучаемый (воспитанник)"; музеи учреждения, доступность истории учреждения, традиции;

– воспитательные и образовательные: организация учебно-воспитательного процесса, непосредственного обучения в аудитории, практики; престижность (авторитетность) центров (агентств) практики обучаемых; доступность учебной и методической базы специальности.

Стихия – это властвующие над человеком силы, которые охватывают и увлекают, движут и управляют индивидами, попавшими в поле их действия, программируют их поведение. Она может выступать в виде социального движения, информационного потока, волны интересов, стремления к чему- нибудь, колебаний настроения, возбуждающих импульсов.

К ним следует отнести такие явления как:

– престиж образовательного учреждения, специальности; имидж отдельных преподавателей, способствующие привлекательности, росту авторитета учреждения; традиции учреждения;

– культура администрации, обслуживающего персонала, но особенно педагогического состава учителей как носителей общей и профессиональной культуры, чье искусство преподавательской деятельности (индивидуального стиля педагогической деятельности) обеспечивает наиболее рациональное управление образовательной средой аудитории, обучение и воспитание, притягивающие и мотивирующие учащуюся молодежь;

– настрой учебной группы на обучение, их мотивация; авторитетность и действенность самоуправления, охватывающего различные сферы жизнедеятельности обучаемых, их привлекательность для обучаемых.

4.Развитие частных школ в современной России как условие становления инновационного типа образования.

Это и позволяет сделать предположение о том, что в общественном сознании с частной школой связаны некоторые ожидания. Например, родители считают, что именно частная школа, будучи порождением нового времени, будет воспитывать новых членов общества, т. е. будет развивать в детях те личностные качества, которые отвечают современным условиям.

Выделяют следующие предпосылки появления частных школ в России конца XX в.:

- несовпадение общественной и государственной стратегий развития образования;

- объективную невозможность быстрой реакции государственной системы образования на изменяющуюся социально-экономическую и политическую ситуацию в стране;

- появление запросов определенных социальных (национальных, конфессиональных, профессиональных, общественных, родительских и др.) групп населения на создание образовательных учреждений, удовлетворяющих их интересам и потребностям;

- наличие значительного числа энтузиастов, претендующих на создание различных типов школ и активно разрабатывающих собственные подходы к организации учебно-воспитательного процесса вне жесткого профессионального контроля со стороны специалистов и государственных органов образования;

- отсутствие в рамках существующей системы образования структур управления, научно-исследовательских и научно-практических центров, определяющих условия и механизмы внедрения в образовательную практику наиболее перспективных отечественных моделей обучения и воспитания;

- блокирование в предыдущие годы практико-ориентированных форм взаимодействия российского образования с зарубежными педагогическими системами.

Именно частный сектор более чутко реагирует на происходящие в российском обществе изменения, которые затрагивают и сферу образования. Он первым откликается на возникающие в обществе запросы. Становление такого типа образования крайне важно, так как образование, адекватное социально-экономической и культурной ситуации, – это фактор, конструирующий адекватное будущее. Система образования, работающая полноценно, является одним из наиболее эффективных социальных механизмов социокультурного наследования и развития общества, социализации молодежи. Поэтому в современных условиях трансформации общества при смене культурных ценностей, культурных норм и отношений возникает необходимость выбора адекватной социокультурной модели образования, и частное образование представляет собой один из вариантов моделей данного типа.

Появление в системе российского образования сегмента частных школ способствует сущностной трансформации самой системы. Смысл трансформации – формирование типа образования, способного выполнять такие важные функции, как социализация подрастающего поколения, трансляция и интерпретация культуры. Трансформация образования в данном случае отражает присущую ему социокультурную динамику. Благодаря системе глубоких и сущностных взаимосвязей образования с социокультурными реалиями бытия общества, процесс развития образования обусловлен сменой этапов истории конкретного общества в контексте его социокультурной динамики. В динамике раскрывается и сущность процесса образования. Наиболее развернутое решение задачи исследования взаимосвязи типа социальности и типа образования предложено .

В соответствии с новым типом социальности и новым социокультурным типом образования могут быть пересмотрены в современной системе инновационного образования такие составляющие, как: 1) цели и ценности образовательного процесса, воплощенные в идеале образованности; 2) особенности отбора и упорядочивания элементов совокупного социального опыта; 3) тип коммуникации, преобладающий в образовательном процессе; 4) характеристики образования как социального института – тип организации управления системой образования, социальная значимость образования, его роль в социальной стратификации и динамике социальной системы.

Читайте также: