Инновационная деятельность в школе в соответствии с фгос

Обновлено: 08.07.2024

Наша школа, как и многие другие, ищет различные пути, одним из которых является инновационная деятельность. Инновационную деятельность школы можно определить, как целенаправленное преобразование коллективом педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов обучения. Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений – это деятельность по развитию самой школы.

Инновационное пространство является одним из важнейших элементов в системе развития образования и обеспечивает системность работы ОУ, повышает качество и эффективность образовательной деятельности.

Работа в инновационном режиме требует от педагогов активного включения в творческий процесс, освоения и внедрения в практику инновационных стратегий.

С другой стороны, более конкретно оцениваются результаты инновационной деятельности, четко осознается место школы в образовательном инновационном пространстве.

В связи с этим в области инновационной деятельности перед нашей школой стоят следующие задачи:

- продвижение освоенных образовательных инноваций

-расширение сферы внедрения и распространения результатов инновационной деятельности

- создание механизма измерения результативности инноваций

- обеспечение трансляции результатов инновационной деятельности

Цель инновационной работы нашего педагогического коллектива – это создание условий для обеспечения дальнейшего развития образовательного учреждения.

Можно сказать, что в настоящее время мы находимся на этапе активного внедрения инноваций.

1.1. Области инноваций и их достоинства в содержании образования

Реализация ФГОС (1-4, 5-9 классы) – региональные и муниципальные площадки

технологичность образовательной деятельности

Реализация комплексных программ по гендерному обучению

Предметное обучение в начальной школе

внедрение ФГОС НОО

Реализация Программ внеурочной деятельности (1-4, 5-9 классы)

создание условий для максимального раскрытия творческого, интеллектуального, лидерского и физического потенциала учащихся, комфортных условий для развития личности ребенка

Реализация Программы Кадетских и Мариинских классов

развитие гендерного подхода к преподаванию

Индивидуальные образовательные маршруты 10-11 класс

создание условий для удовлетворения социальных запросов учащихся

в методиках, технологиях

-использование адаптивных, тестовых и информационных технологий

- использование метода Портфолио с 1 класса для систематизации и обобщений

-использование новых технологий обучения (технологии деятельностного типа)

-модульная технология обучения во 2- 3-х классах

- зонирование (зона-помощник, зона исследования, зона наблюдения за живыми объектами и т.д.)

в организации образовательной деятельности

в первой половине дня преподаются предметы повышенной сложности, во второй половине дня - творческой направленности.

включение спортивных мероприятий в основное расписание

для снижения нагрузки учащихся при выполнении домашних заданий

Ведение третьего часа физкультуры

Система оценивания (самооценка, баллы, уровни успешности)

Новые формы организации урока

уроки-практики, мастерские, которые могут варьировать от 40 минут до 2 часов (на основании Устава школы)

Индивидуальные образовательные маршруты в 10,11 классах

освоение организации обучения по ИОМ в соответствии с выбранными профилями

Организация проектной деятельности учащихся

на всех ступенях обучения

во внутришкольном контроле

Тематические и цикловые оценки

создание комфортных условий для интеллектуального развития личности ребенка, положительный валеологический аспект

экзамен по метапредметным умениям и навыкам, публичные выступления

Индивидуальные образовательные траектории обучения

создание условий для удовлетворения социальных запросов учащихся

Использование информационных технологий и программного обеспечения

позволяют систематизировать и хранить информацию об образовательном процессе

Использование школьной локальной сети, сайта

для передачи, систематизации и обобщения информации об образовательном процессе

Использование мультимедийного оборудования

для проведения семинаров, совещаний, собраний различного уровня для всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся)

Как мы видим, инновационные процессы затрагивают все образовательные области. Нововведения в МБОУ Хулимсунтская СОШ вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить индивидуальные способности учащихся (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные).

1.2. Достоинства инновационных технологий

По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в следующем:

Инновационная деятельность дает учителю возможность:

  • развивать творческие способности и интеллект обучающихся
  • ориентироваться на способности, склонности, потребности, жизненные планы ребёнка

• наблюдать позитивные эффекты реализации инновационных программ ( модель образовательного процесса , обеспечивающая позитивные результаты введения ФГОС и формирование развивающей образовательной среды в школе)

• повышать качество педагогической деятельности (организация урока, учебная мотивация учащихся)

• осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности

• ориентировать деятельность на получение нового образовательного результата

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Сегодня, с внедрением ФГОС второго поколения, развитие личности обучающегося становится главной целью образования. Почему внедрение в систему новых образовательных стандартов стало необходимым? Это связано, во-первых, с развитием современного общества, во-вторых, с развитием науки и техники, с появлением новых информационных технологий. Одним из приоритетов сегодняшней российской образовательной политики является обеспечение качества образования. От качественных знаний, полученных в школе, зависит дальнейшая жизнь человека. Каждая школа стремится организовать образовательный процесс таким образом, чтобы уровень подготовки его учеников соответствовал требованиям времени, учитывая при этом индивидуальные особенности, интересы, склонности, возможности учащихся.

Нашим обучающимся нужны навыки и умения, позволяющие работать с информацией. Поэтому приоритетным направлением обучения образование выделяет личностно-ориентированное обучение. Встаёт вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным. В этом помогут инновационные технологии, согласно которым выпускники средней школы должны уметь применять полученные знания и умения на практике, уметь решать возникающие проблемы творчески и ориентироваться в огромном потоке сегодняшней информации. Включение их в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между обучающимися и учителем.

Инновационная деятельность - это творческая деятельность, в процессе которой происходит преобразование существующих форм и методов, средств обучения и воспитания, создаются условия для достижения новых целей.

В инновационной деятельности педагога можно выделить основные направления:

Учебные инновации

Исследовательская деятельность. Учащиеся сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно учатся делать открытия, добывать новые знания, выдвигать цели, задачи, методы, выдвигают гипотезу и доказывают её с помощью экспериментов, опытов, делают выводы. Работа трудная, но дети познают много нового и полезного, т.к. проводя те или иные наблюдения, используют разные источники информации.

С первого класса дети работают по учебникам с мультимедийным приложением. В чём его ценность? Учитель имеет возможность провести урок на высоком профессиональном уровне. Обучающиеся, выполняя различные упражнения, получают более глубокие знания.

Портфель достижений ученика. Он необходим, т.к. в нём представлен мониторинг учебных достижений и читательских умений ребёнка, его творчество и успехи во внеклассной работе.

Одна из учебных инноваций - это технология синквейн, творческая работа. Она представляет собой короткое нерифмованное стихотворение, в котором 5 строк. Правила написания синквейна.

1.Одно существительное, выражающее главную мысль.

2.Два прилагательных и главная мысль.

3.Три глагола в рамках темы.

4.Фраза или предложение.

5.Форма существительного, но ассоциируется с первым существительным.

Оживляет, цветёт, пахнет.

Эта технология используется при организации самостоятельной работы над темой. Обучающийся работает творчески, в игровой форме закрепляет новый материал. Синквейны помогают учителю проверять знания ребят.

Цель этого метода - систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме и дополнить новыми. В центре листа ученик записывает ключевое слово, от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. Учитель использует этот метод для работы в паре, группах, индивидуальной работы.

Широко используются образовательные проекты. Это уроки, которые проводят в музеях, на выставках. На таких уроках дети принимают активное участие: им интересно, познавательно, увлекательно изучать выбранную тему и дальше. В нашей школе организовывают экскурсии на предприятия, научно-исследовательские институты, лаборатории. Детям интересны производственные процессы на фабриках и заводах. Это помогает им в выборе будущей профессии.

К инновационной деятельности относится и панельная дискуссия. Для обучающихся она ценна: выступают несколько экспертов. Каждый излагает свою точку зрения. Такая дискуссия может быть на любом уроке при закреплении нового материала.

Интеллектуальные карты. Что они представляют собой? Почему их используют на уроке? Это карты, дающие возможность детям мыслить и использовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, решать творческие задачи, продуктивно структурировать и обрабатывать информацию.

Форма дистанционного образования. Это тоже вид инновационной деятельности. Она используется для детей, которые не могут посещать занятия. Учитель предоставляет ученику задания, тесты. После их выполнения ответы оцениваются, а оценка заносится в электронный журнал.

Внеучебная инновация

В рамках реализации ФГОС общего образования внеурочную деятельность рассматривают как образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и которая направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.

Внеурочная деятельность реализует основные образовательные программы общего образования. В учебном плане для начальной школы для каждого класса 6 часов внеурочной деятельности. В нашей школе 5 основных направления внеурочной деятельности:

- спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное),

Каковы же задачи внеурочной деятельности? Прежде всего, она

способствует быстрой адаптации ребенка в школе,

обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования,

учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся,

помогает снизить учебную нагрузку обучающихся,

улучшает условия развития ребенка.

Формы организации внеурочной деятельности самые разнообразные. Это могут быть спортивные клубы и секции, краеведческая работа, кружки и художественные студии, олимпиады и научно-практические конференции, военно-патриотические объединения, поисковые и научные исследования.

Интернет имеет тоже огромное значение для развития обучающихся, их творческой активности в различных направлениях. На сайтах Интернета много дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсов. Задания конкурсов направлены на выявление и раскрытие индивидуальных особенностей, склонностей и интересов каждого ребёнка. Желая победить в конкурсе или олимпиаде, ребёнок занимается, используя дополнительный материал. У него повышается интерес к предмету, желание быть первым, продемонстрировать свои знания. В нашей школе часто организуются экскурсии по родному краю. Это даёт детям возможность больше узнать об истории края, его людях, нравах и обычаях.

Техническая инновация

В каждом классе начальной школы имеется оборудованное рабочее место учителя (компьютеризированное рабочее место), интерактивная доска, компьютер, видеопроектор, экран, современное оборудование для проведения лабораторных и исследовательских работ ( наборы для проведения различных опытов, компасы, микроскопы) . Обучающиеся имеют возможность работать, например, с микроскопом, а результат на экране для всего класса виден. Такая инновация вызывает большой интерес у детей, желание учиться, так как они расширяют и пополняют свои знания.

С успехом применяются видеолекции, в которых дети принимают активное участие.

Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Знание. - 2009. – С. 184.

Саранцина, З.М. Инновации в педагогическом процессе. Курган: Просвещение. - 2006. - С 102-109.

науки и техники, новых требований к личности на рынке труда.

Образование должно ориентироваться на потребности совре менного общества, должно

Эпиграф «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у

Наши дети – это люди нового поколени я, следовательно, им нужны новые н авыки и

умения, к асающиеся работы с информацией. Образование выходит на новую ступень. В основе

ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвеч ающих требованиям информационного

общества, инновационной экономики, задачам построения демократичес кого гражданского

Инновационная деятельность это продуктивная, творческая деятельность, которая

направлена н а преобразование существующих форм и методов, средств обучени я и воспи тания,

В инновационной деятельности педагога можно выделить основные направле ния:

Проектная деятельн ость. Начиная с п ервого класса, уч ащиеся сначала совместно с

учителем, а в дальнейшем самостоятельно учатся с оздавать и защищать свои проекты.

Исследовательская деятельность н а уроках. Учащиеся, на чиная с начальной школы,

учатся самостоятельно, но под руководством учителя проводить те или иные наблюдения,

используя разные и сточники информации, де лать открытия, выдвигать ги потезы, доказывать,

С первого класса учебн ики идут с мультимедийным приложением, что позволяет

учителю вести урок н а достаточно высоком профессиональном уровне, а ученикам в свою

Портфолио учени ка. П ортфолио уч еника – это комплекс документов, представляющих

совокупность сертифицированных и нес ертифицированных индивидуальных учебных

достижений, выполня ющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с

результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

Одна из учебных инн оваций - это технология синквейн, творческая работа, имеющая

форму к ороткого стихотворения не рифмованного, состоящее из 5 нерифмованных строк.

5. Форма существительного, но ассоциируется с первым с уществительным

Пройдя тему, не важно по какому предмету, проявляя творческую активность, ребенку

интереснее и проще заполнить пройденный материал. Поэтому можно в конце урока оставить

время, для того чтобы простимулировать детей на какую - нибудь инновацию. Синквейны

выполняют две важнейшие функции: помогают п репо давателям проверять знания ребят и

экономят время, которо го никогда не бывает много. Такое стихотворение поз воляет учителям

осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких

строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.

Широко используются, образовательные проекты, связанн ые с учебной деятельностью,

но проходящие внеучебное время. Они могут п роходить в форме интересного урока в музеях

или на вы ставках. Такие урок и, проходящие в м узеях, на выс тавках и т.д ., п роходят бо лее

наглядно и интересно с использованием интерактивного оборудования. Дети должн ы

принимать активное участие, тогд а у них и дет более активная мыслительная деятельность, и им

интересно изучать выбра нную тему дальше. Используя окр ужающую среду, можно

организовать экскурсии на предприятия, которые находятся по соседству. Детей заин тересуют

производственные п роцессы на фабриках и заводах. Т акже можно организовать экскурсии в

научно - исследовательские институты, в которых есть свои лаборатории, детям будет очень

К ин новационной деятельности относится и панельная дискуссия. Это выступление

нескольких экспертов, которые излагают разные точки зрения. Такую ди скуссию можно

Следующий момент – интеллектуальные к арты. Это карты, которые позволяют

эффективно структурировать и обрабатывать информацию. Он и позволяют м ыслить и

использовать свой творческий и интелле ктуальный потенциал. Их можно использовать для

проведения презентаций, а т акже для п ринятия решений, запоминания большого объема

информации. Можно дать такое задание, составить интеллект карту и на уроках. Интеллект

карта - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать,

решать творческие за дачи, а также возможность п редставить и наглядн о выразить свои

внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, с овершенствовать.

Форма дистанционного образования, как вид инновационной деятельности , пока

используется не очень активно, но за н и м будущее. При дистанционной форме обучения

процесс проходит очень интересно для детей. Создается информационное пространство, на

сайте все автоматизировано, на страничке е сть все учебники, тут же находятся тесты, на

которые ученик отвечает, ответы оцениваются, и оценка заносится в электронный журнал.

Под внеурочной деятельностью в р амках реализации ФГОС общего образования

следует понимать образова тельную деятельность, осуществляемую в формах, отл ичных от

классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных

Внеурочная деятельность является ва жнейшим механизмом реализации основн ых

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности :

- спортивно - оздоровительное (физкультурно - спорти вное и оздоровительное),

1. Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных

3. Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе.

5 . Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

кружки, художестве нные студии, спортивные клубы и секции, юношес кие органи зации,

краеведческая работа, научно - практические к онференции, школьные научные общества,

олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики , военно -

Появление внеурочной деятельн ости по разным направлениям помогает расширить и

Участие в разного вида кон курсах, олимпиадах. Многообразие дистанционных

олимпиад, к онкурсов, викторин, и гр дает возможность учащимся реализовать себя, выйти за

пределы школы. Каждое ди станционное мероприятие - это очередная ступень к вершине

знаний, ключ к успех у, развитию. Интерн ет открыл огромн ые возможности для реализации и

проявления творчес кой акти вности школьников в различных н аправлениях. На его страницах

можно найти множество дистанционных интеллектуальных и творческих к онкурсов. В основе

интеллектуально - творческих соревнований лежит ли чностная ориентация, стремление

выявить и раскрыть индивидуальные особенности каждого и творчес кий подход, который

лежит в ос нове развития ос новных компетенций, форми рующих социальную личность. Для

того, чтобы победи ть в о лимпиаде, при ходится усердно заниматься, эт о подстёгивает интерес к

предмету у участников. Будучи соревновательной по натуре, олимпиада п риучает учеников к

конкурентоспособности, тренирует волю, стремление быть первым.

Экскурсионные поездки по родному краю , с целью получения знаний о своей малой

Технический прогресс достиг огромных результатов, он затронул все сферы жиз ни и

В каждом классе имеется своё рабочее место учителя, и нтерактивная доска.

Появилось в школах современное оборудование для проведения лабораторных и

исследовательских работ. Например, работая с микроскопом, на экране виден результат для

Становится все боле е поп улярно размещать в школах ин теракти вные ки оски. Они

вызывают большой интерес у детей, так как п озволяют им самим п роводить исследовательскую

работу. Ребенок сам для себя решает, что ему и нтересно и может расширить познания в данной

области, набрав заинтересовавшее его животн ое или событие и прочитав более полную

информацию. Далее он может заняться исследовательской работой, но уже под рук оводством

учителя. Если у ребенка есть образовательный продукт, п оявляется инноваци онная идея,

которую он может дальше развить, и в дальнейшем, он может нап равить свои доклады и на

Уже давно применяются видео лекции, с помощью камер и других технических

приспособлений, здесь не только техническая, н о и инн овационная деятельность. Лекции уже

недостаточно слушать, в свете последних технических дост и жений, возможно непосредственно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

В нашем, стремительно изменяющемся мире, выпускника школы необходимо снабдить, в первую очередь, умением находить и использовать нужную информацию, а не только набором фактов, понятий, алгоритмов – тем, что мы называли предметными ЗУНами. Это положение отражает структура образовательных результатов во ФГОС ООО – метапредметные результаты (обеспечиваемые общеучебными умениями) в стандартах прописываются перед предметными. Но перед метапредметными указаны еще и такие результаты, которые раньше были, в основном, результатами системы воспитательной работы. Речь идет о личностных результатах образования.

Сейчас важно обеспечить воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символиеские) и коммуникативные.

Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход. С позиции этого подхода деятельность рассматривается как своего рода система и включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Деятельностный подход противостоит методам догматической передачи готовой информации. Он не принимает монологичности словесного преподавания, отрицает пассивность учения школьников. Да и в предметном содержании этот подход требует изменений, выявляя бесполезность самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности. Следует согласиться с утверждением о том, что такие активно разрабатываемые в теории и реализуемые в практике подходы, как компетентностный, личностно ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и дополняют и ?поглощаются?, сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

В соответствии с новым методологическим подходом изменились структура и содержание стандартов. Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, выступают требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования. В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов (нормативное, методологическое, инструментальное, технологическое, информационно-методическое).

ФГОС общего образования должен обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ (далее – ООП) начального, основного и среднего (полного) общего образования.

ФГОС общего образования включает в себя требования:

  • к структуре ООП общего образования;
  • условиям реализации ООП общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным);
  • результатам освоения ООП общего образования.

Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. в связи с этим системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия к мысли.

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. Математическое образование играет важную роль как в практической так и в

духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интелектульным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.

Читайте также: