Инновационная деятельность директора школы

Обновлено: 02.07.2024

Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в ОУ.

Предназначение инновационных процессов - развитие школы как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности ОУ.

Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т.п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития.

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления. Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления.

Под управлением инновационным процессом в общеобразовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования.

Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление инновационной деятельностью - процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.

Но главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение педагогов; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды. Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации.

  • работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
  • работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
  • работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
  • совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;
  • осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;
  • осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
  • осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями.

Чем более мощным стратегическим и системным ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия в управлении ОУ. Ведь инновационный процесс - это процесс вероятностный, а поэтому характеризующийся повышенной непределенностью и рисками, неприменимостью жесткого целеполагания, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Данные свойства важно учитывать в управлении.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обуславливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода "идейного вдохновителя" и "генератора" будущих идей.

Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.

Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

  • разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;
  • определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;
  • разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;
  • подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;
  • обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;
  • обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
  • внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;
  • реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;
  • осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
  • внедрение методики экспертизы инноваций;
  • разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;
  • внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;
  • введение дополнительных образовательных услуг.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самокоррекцию.

Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты - качество, эффективность работы, развитие организации.

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

В управленческой практике известны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала организации, вовлечения учителей в инновационную деятельность. Это стажировка, повышение квалификации педагогов; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа учителей в школьных, районных МО; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др.

Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы.

Результат инновационной деятельности - конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управаленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Образовательное учреждение – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомндовано для предачи опыта работы по органзации инновационной деятельности в школе.

Инновационная деятельность в школе

Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:

абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);

псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:

цель и содержание образования;

технологии, методы, средства организации педагогического процесса;

формы организации обучения и воспитания;

система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);

По способу возникновения и протекания инноваций:

По глубине и ширине осуществления инноваций:

массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;

частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.

По характеру происхождения:

По признакам масштабности:

частные (локальные и единичные, не связанные между собой);

модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);

системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

Возникновение или зарождение идеи нового.

Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Разработка путей реализации цели и проектирование.

Распространение новой практики.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

интуиция творческого руководителя, педагога;

опыт, рожденный в данной школе;

педагогический опыт, рожденный в других школах;

директивы и нормативные документы; .

мнение потребителя образовательных услуг;

потребности педагогического коллектива работать по-новому;

потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;

достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:

изменения в организации образовательного процесса;

изменения в технологиях обучения и воспитания;

изменения в управлении образовательными учреждениями.

В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.

Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития.

КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №

Цель инновационной деятельности:

Сущность инновационной деятельности:

Область применения инновации, нововведения: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, валеология, междисциплинарная область, другое .

Инновация прошла стадии (подчеркнуть):

определение цели (целей);

разработка проекта (программы) осуществления инновационной деятельности;

освоение и реализация проекта или программы;

распространение созданного инновационным путем опыта;

переход к функционированию в новом режиме или к новой инновации, эксперименту.

Нововведение прошло апробацию в форме: выступления на конференции, защиты проекта, доклада на педагогическом совете, методическом объединении или написания статьи, пособия и др.

Трудности, которые встретились в процессе осуществления инновационной деятельности

Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения

Автор (авторский коллектив и его руководитель) инновационной деятельности: Ф.И.О., возраст, образование, специальность, стаж.

Критерии (от греч. kriterion) - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами в рамках всех уровней! (федерального, регионального, муниципального, но, прежде всего, в: рамках образовательного учреждения) на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде.

Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.

Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их сущностный характер.

Качественная характеристика критериев при рассмотрении и оценке инновационных процессов исходит из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости. Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего практическим работникам как субъектам инновационной деятельности.

Такими критериями являются:

актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);

новизна (степень оригинальности инновационных ; подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);

образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);

общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);

полезность (практическая значимость инновационных процессов);

реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

В литературе встречаются следующие определения показателей инновационной деятельности:

Показатели оценки инновационной деятельности образовательного учреждения: обновление содержания образования (обновление базисного учебного плана, программы обучения и воспитания); обновление методов, форм работы (рефлексивные методики, модульная и циклоблочная система организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм работы); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности и др.

Показатели организации воспитательно-образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров (ответственность за результаты воспитательно-образовательного процесса разделяется между учеником и учителем); высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися и др.

Показатели оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов с запланированными: высокоположительный уровень воспитанности и обученное учащихся (более 75%); отношение к учебе, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе и др.

Критерии оценки инновационных процессов как условие повышения эффективности управления развитием образовательных процессов и повышения их качества вместе с тем выступают как средство поддержки и социальной защиты тех, кто участвует в педагогических инновациях.

При эффективности управления инновационными процессами с помощью объективных критериев становится возможным строить прогнозы на изменение ситуации в образовании, определять перспективы его развития в каждом конкретном образовательном учреждении.

Инновационная деятельность школы

Направления развития школы

Разработка и внедрение модели управления качеством современного образования.

Реализация Программы информатизации образовательного процесса.

Создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников.

Использование информационных технологий в системе управления школой.

Обеспечение качественного образования школьников.

Направления инновационной деятельности

Создание современной инновационной среды в школе.

Управление качеством современного образования.

Информатизация учебно-воспитательного процесса.

Наша школа имеет оборудованный компьютерный класс, медиатеку, 19 компьютеров, 2 ноутбука, интерактивную доску, 2 медиапроектора. В школе 2 единицы множительной техники, 2 сканера, 4 принтера, ламинатор. Информатика и ИКТ преподается с 2 класса. Свыше 70 процентов педагогов участвуют в методических мероприятиях по ИКТ, 75 процентов предметов преподаются с применением ИКТ.

Электронная методическая копилка школы включает разработанные учителями и учащимися многочисленные презентации по всем базовым (старшая школа) курсам, уроки с применение мультимедиаучебников, обучающие и контролирующие программы.

Инновационная деятельность школы

На протяжении ряда лет школа работает в инновационном режиме. С 2009 года основой реализации инновационной деятельности являются ИКТ. В школе функционирует единое информационное образовательное пространство, основой которого является школьный сайт, придается большое значение вопросам формирования информационной грамотности всех участников образовательного процесса. Результатом внедрения ИКТ во все сферы жизни школы является повышение качества образовательного процесса. Выпускники успешно продолжают обучение в высших и средних учебных заведениях и не теряют связи со школой.

Применение ИКТ осуществляют с различными целями:

В качестве иллюстративного материала при объяснении новой темы.

Для закрепления знаний, умений и навыков, для самостоятельной работы учащихся,

Для проверки знаний учащихся.

При оформлении творческих работ.

На этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации;

В реализации поисково-творческих возможностей учащихся;

В систематизации и эффективному использованию дополнительных знаний по предмету;

В подготовке к предметным олимпиадам;

В стимулировании познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Презентации, фотофильмы и информационные буклеты используется для проведения классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

Инновационная деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий и методик;
- инновации в организации образовательного процесса;
- организация интеллектуально-творческой деятельности учителей;
- организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся;
- организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;
- реализация инновационных педагогических проектов и программ;
- работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.

Проведенное микроисследование показало, что даже в достаточно зрелом школьном коллективе, имеющем опыт экспериментальной деятельности, имеются проблемы, сопровождающие исследовательскую работу учителей. Данное микроисследование не только помогло их выявить и устранить, но и решило еще ряд дополнительных задач: во-первых, разработанный алгоритм действий позволил школьному руководству скорректировать контроль за качеством образования в школе; во-вторых, анализ выявленных проблем научил учителей в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в типичных ситуациях их профессиональной деятельности, то есть повысился уровень профессионального мастерства учителей. Как видим, система управления качеством образования, безусловно, должна включать в себя научно разработанный инструментарий для осуществления его контроля.

Использованная литература

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.

3. Мосунова Л.А. Организация педагогического эксперимента в школе: Учебно-методическое пособие. - Киров, Изд-во ВГПУ, 2000.

4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 1998.

Приложение 1

Анкета для изучения

готовности учителя к педагогическому эксперименту

1. Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической
деятельности для Вас устойчиво привлекателен?

а) Да; б) Нет; в) Затрудняюсь ответить.

3. Отметьте, пожалуйста, те причины, которые, на Ваш взгляд, тормозят внедрение в массовую практику новых педагогических идей, методов, форм и приемов работы:

а) слабое финансирование инновационного движения, нет мате­риального стимула;

б) отсутствие информации о новых идеях и методах в обуче­нии и воспитании;

в) слабая связь науки и практики;

г) недостаток времени и сил для создания и применения педаго­гических нововведений; д) консервативная сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по-старому;

е) боязнь неудач при использовании нового;

ж) отсутствие поддержки со стороны руководства школы;

з) не вижу необходимости заниматься новым, поскольку тради­ционная методика дает достаточно эффективные результаты.

4. Чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:

а) интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было;

б) повышается интерес детей к учению и воспитанию;

в) возрастает авторитет учителей среди родителей и детей;

г) вдохновляет поддержка администрации, равноправные отношения
с ней;

д) приобретается новый статус среди коллег;

е) в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;

ж) возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.

5. Определите свои сомнения, которые возникают при создании или применении нового:

а) новые идеи трудно практически реализовать;

б) неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно;

в) сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх;

г) не хватает воли и терпения довести новое до совершенства;

д) нет уверенности в том, что новое принесет практическую пользу;

е) неизбежны потери времени для работы по-новому, а это ни­кто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия;

ж) часто чувствую неуверенность в себе: а смогу ли я это новое применить?

6. Определите, пожалуйста, признаки своей готовности к созданию новшеств:

а) ориентируюсь в структуре и психологии личности;

б) знаю новые педагогические идеи и Я-концепцию;

в) владею нестандартным мышлением;

г) обладаю психологическим видением жизни детей;

д) умею использовать психодиагностику;

е) знаю технологию и культуру эксперимента.

7. Определите, пожалуйста, факторы, которые, на Ваш взгляд, могут помочь Вам в реализации жизненных планов:

а) семейные традиции, поддержка родных и близких людей.

б) надежда на собственные силы и способности;

в) большая личная трудоспособность;

г) умение самореализоваться в деле;

д) полезные связи и знакомства.

8. Чему Вы отдаете приоритет в достижении жизненных целей:

а) общекультурному и профессиональному саморазвитию;

б) качеству профессиональной подготовки в вузе;

в) удачной семейной жизни;

г) физическому и психическому здоровью;

д) доброжелательным отношениям к людям;

е) полезным знакомствам;

ж) профессиональному сотрудничеству;

з) изобретательности и творчеству своего Я.

9. Что Вы считаете слагаемыми успеха в жизни и достижении цели:

а) целеустремленность, умение сосредоточиться на главном;

б) организованность: максимальное использование в интересах будущего рабочего и личного времени, бытовых условий и образа жизни;

в) реалистичность и конкретность задач по достижению цели;

г) полная самоотдача в любом деле;

д) здоровый образ жизни и забота о здоровье;

е) умение переделывать некачественную работу, исправляя ошибки;

ж) использование опыта профессионалов в избранном деле;

з) ориентирование в обстоятельствах и умение найти свое место в данной ситуации.

10. Умеете ли вы использовать обстоятельства для реализации планов:


Изменения, происходящие в экономической и социальной сферах современной России, вхождение нашей страны в общеевропейское и мировое образовательное пространство, требуют новых подходов к образовательной политике России, затрагивают все уровни образования (дошкольное, общее, профессиональное, постдипломное).

Инновационное развитие государства ставит перед системой образования дополнительные задачи, решение которых требует создания принципиально новых, отличных отныне действующих подходов к совершенствованию профессиональной квалификации руководителей общеобразовательных учреждений. Особую важность в современных условиях приобретает решение задачи подготовки руководителей школ к управлению инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения.

Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день учеными изучены различные аспекты инновационных процессов в образовании: теоретически осмыслена сущность инноваций как процесса создания и использования нового опыта, сопряженного с изменениями в социально-образовательной среде (Т.Т. Браже, Л.Л. Горбунова, Т.К. Донская, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин, Г.С. Сухобская и другие); осуществлена классификация инноваций по различным основаниям (В.С. Лазарев, А.В. Лоренсов, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, Т.И. Пуденко, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, О.Г. Хомерики, П.В. Худоминский и другие); выявлены общие и специфические особенности инновационной деятельности педагогов (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.Д. Ни­кандров, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Л.М. Фридман, А.И. Щербаков и другие); определены основные тенденции инновационной деятельности школ (В.С. Лазарев, А.В. Лоренсов, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник и другие); изучены некоторые особенности инновационной деятельности на территориальном уровне (В.П. Ларина, М.Д. Малахов, П.И. Третьяков, В.З. Юсупов и другие).

Отмечая значимость и актуальность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории на сегодняшний день недостаточно полно изучены аспекты, связанные с подготовкой руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационными процессами и осуществлению ими инновационной деятельности.

Вполне логично говорить о том, что в настоящее время существует противоречие между необходимостью управления инновационными процессами и недостаточной профессиональной готовностью руководителей общеобразовательных учреждений, т.к. они не обладают достаточной степенью профессиональной готовности к управлению инновационными процессами.

В условиях обязательной реализации вышеназванных документов инновационная деятельность становится обязательной для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Инновационная деятельность приобретает массовый характер: каждое общеобразовательное учреждение должно быть готово к внедрению стратегических инноваций в сфере образования.

Таким образом, нами выявлено второе противоречие, которое существует между массовым характером инноваций и готовностью к управлению инновационной деятельности отдельных (но не всех) руководителей.

В приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н указано, что руководитель образовательного учреждения должен создавать условия для внедрения инноваций, обеспечивать формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования. Таким образом, осуществление инновационной деятельности рассматривается как одна из профессиональных компетентностей руководителя.

Подготовка руководителей школ к управлению инновационной деятельности является задачей учреждений дополнительного образования (повышения квалификации). Однако система повышения квалификации в настоящее время направлена на подготовку отдельных руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью.

Сложилось противоречие между необходимостью подготовки каждого руководителя общеобразовательного учреждения к управлению инновационной деятельностью и отсутствием в системе повышения квалификации соответствующих программ.

Ряд выявленных частных противоречий позволяет нам сформулировать общее противоречие между необходимостью массовой подготовки руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для подготовки руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью.

Стремление найти пути решения указанного противоречия и определило проблему нашего исследования: какие пути являются наиболее эффективными для массовой подготовки руководителей общеобразовательных к управлению инновационной деятельностью? В соответствии с обозначенной проблемой был определен объект исследования – развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью. Предмет исследования – модель развития профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью в условиях массового характера инноваций. Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке модели развития профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью в системе повышения квалификации. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1) выявить сущность и особенности инновационной деятельности общеобразовательных учреждений на современном этапе; 2) выявить и научно обосновать особенности развития профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью; 3) разработать модель развития профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью; 4) экспериментально проверить модель развития профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью. На первом (подготовительном) этапе (2006-2009 г.г.) нами была определена проблема исследования; осуществлялось ее теоретическое осмысление; изучалась и анализировалась философская, социологическая, психологическая и педагогическая литература. На основе полученного материала были выявлены концептуальные идеи, составлена программа опытно-экспериментальной работы по подготовке руководителей общеобразовательных учреждений к осуществлению инновационной деятельности.

Поведенный нами анализ научной литературы позволил констатировать тот факт, что в целом в ней под инновационными процессами понимаются комплексные управляемые процессы, направленные на создание (рождение, разработку), освоение, использование и распространение новшеств.

Важным условием эффективной инновационной деятельности общеобразовательных учреждений является профессиональная готовность их руководителей к ее осуществлению (к управлению инновационной деятельностью).

Исследуя готовность с точки зрения включенности личности в деятельность, которая как психическое состояние характеризует степень вхождения человека в систему требований, норм, ролей, прав, обязанностей и ожиданий, предъявляемых ему сферой его деятельности, Б.Д. Парыгин выделяет около десяти ее составляющих. На их основе он раскрывает структуру готовности как сплав установки на действие и способности к его осуществлению: установка и способность к полному включению в деятельность; установка и способность к нестереотипной деятельности; установка и способность понятия обоснованного решения; установка и способность выдержать испытание.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают готовность как качество личности и трактуют её как совокупность компонентов: мотивационного (положительного отношения к деятельности); операционного (владения способами и приемами профессиональной деятельности); волевого (самоконтроля, умения управлять действиями); оценочного (самооценки подготовленности к деятельности).

Общим является то, что практически все ученые выделяют такие ее компоненты, как 1. знания (теоретический компонент готовности); 2. отношение (психологический компонент готовности); 3. умения (практический (технологический) компонент готовности). Отметим, что при этом, возможно, ученые по-разному называют тот или иной компонент готовности. [1, с.47 ]

Основы менеджмента [Текст]: учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова [и др.]; под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. школа, 2002. – 367 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, профессиональная готовность руководителей, учреждение, управление, общеобразовательное учреждение, научная литература, инновационный процесс, образовательное учреждение, руководитель, профессиональная деятельность.

Читайте также: