Инновации в оценивании образовательной деятельности обучающихся основной и средней школы

Обновлено: 05.07.2024

Введение ФГОС остро ставит вопрос о необходимости пересмотра системы оценивания деятельности обучающегося.

Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у ребенка способности к оценке границ своих знаний и умений .

Центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе ее ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Для ее воспитания совершенно необходим радикальный пересмотр системы оценивания. В настоящее время в практику начальной школы активно внедряется безотметочная система оценивания, использующая:

В практике начального общего образования используются следующие виды оценивания:

1. Рейтинговая контрольная работа.

Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга при безотметочной системе оценивания важна для родителей и детей. Их волнует не только то, продвигается ли ребенок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по сравнению с другими детьми. Родителям рейтинг демонстрируется уже в 1-м классе, а для детей он вводится позднее. Время открытия рейтинга для детей определяет учитель. Ему следует помнить, что это может быть сделано только при следующих условиях:

  • во-первых, все ученики имеют положительную динамику в подавляющем большинстве результатов и она (динамика) видна детям, то есть они понимают, что их учебный труд приносит плоды, и улучшают учебные показатели;
  • во-вторых, когда в детском коллективе утвердились толерантные отношения: мир разнообразен и мы разные, кто-то быстр, а кто-то медлителен, и это нормально.

Рейтинговая контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа, она может быть проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти. Непременное условие – рейтинг анонимный: на доске демонстрируется столбик индивидуальных сумм баллов во главе с максимально возможным (идеальным) результатом, а далее детские результаты следуют в порядке убывания. Дети имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов и по ней могут найти свое место в рейтинге. (родители – на собрании или при индивидуальном собеседовании)

Работая совместно с детьми по определению суммы баллов сделать оценку накопительной.

Особо следует отметить важность совместного составления рейтинговой контрольной работы. Контрольная работа может быть составлена и по типу заданий в тестовой форме, тестовых заданий, теста.

  1. Формы работ и виды заданий, не требующие внешней оценки.

Любому человеку неприятно получать оценку, если она невысокая.

Конечно, и у ученика портится настроение и он, пусть на короткое время выбивается из рабочего ритма и теряет оптимистический настрой. Поэтому работа должна показывать ученику, верно или неверно он ее выполнил, если при такой оценке отсутствует внешний оцениватель, оценка становится поддерживающей. Она способствует исправлению ошибки и принятию нового учебного задания. Человек готов сделать шаг дальше, оценка создает условия для прогрессивного движения.

3. Развернутая устная и письменная оценка учителя.

Кроме мест для вывешивания детских работ в ответственном пространстве, есть другие места для представления детьми своих выполненных работ. Так, попробовав или потренировавшись в каком-либо задании, ученик может выполнить его на центральной доске, может перед классом рассказать о том, как он делал задание, показать его выполнение на листе бумаги. Такое место и будет местом презентации детских работ, показа выполненных заданий. Ответственное пространство не задается учителем, но инициируется им.

5. Разработка средств содержательной оценки.

В области художественного творчества содержательная оценка строится в следующих формах:

  • групповое обсуждение;
  • участие в школьных и классных выставках, концертах;
  • презентация проектов художественной направленности.

В области интеллектуальных, творческих и инициативных проявлений ребенка формами содержательной оценки стали:

Ученик (самооценка) ставит:

Учитель (оценка) ставит:

! - знаю или умею очень хорошо

+ - знает, умеет применять на практике

* - знает, но иногда ошибается

? - пока самостоятельно не выполняю

? - пока испытывает трудность

Особое внимание уделяют совместному определению критериев оценивания различных видов работ, на это на уроке тратится 3-4 минуты, но время окупается: учащиеся становятся участниками процесса оценивания.

4. Презентации исследовательских проектов.

Оформление результатов проектов в виде газет, сборников заданий, сценариев праздников.

Отслеживание развития навыков самоконтроля. Проводится в начале каждой четверти. Методика эта трудоемка, так как используется индивидуально. Используемый материал - карточки с заданиями типа: задача на содержание одного из учебных предметов; текст с грамматическими или орфографическими ошибками на изученное правило; математическая задача с неправильным решением.

Ученики, неуспешные в учебе, могут быть успешными в других видах деятельности. Чтобы поддержать ситуацию успеха, учителя изучают, в каких областях ребенок считает себя успешным.

Для итоговой аттестации используются:

(Чему научился? Как я оцениваю свои знания? Взгляд в будущее). Работая с этим листом, учитель может определить направление развития и пути работы над возникшими у
ребенка проблемами. Лист самооценки заполняется в начале изучения темы и в конце.

  • выявление уровня владения умениями и навыками;
  • выявление пробелов в подготовке;
  • выработка положительной мотивации и интереса к учению;
  • развитие самоанализа и самооценки.

6. Формирование самооценки (работа с домашним заданием).

Домашнее задание является одной из форм становления самооценки младших школьников. При выполнении домашнего задания ребенку необходимо удержать само задание, критерии оценивания того типа задания, которое он выполняет, сформировать для себя и удержать свои претензии на оценку его работы. (Например, ребенок сделал работу правильно, но неаккуратно, но он не претендует на пятерку, в которой учитывается и аккуратность). Чтобы сформировалась адекватная самооценка, необходимо осмысленное отношение ребенка к учебной работе, то есть способность ставить учебные цели, пусть небольшие, но для него осмысленные и важные. Важно, чтобы ребенок мог выбрать формы работы под свою цель, мог пробовать разные виды работ для формирования новой цели.

В начале заполнения таблицы все задания, которые выбирали дети, можно было разделить на несколько типов: неучебные задания из игрового, дошкольного опыта (нарисовать, раскрасить, слепить и т.д.); учебные учительские задания; детские учебные задания, похожие на учительские. Учитель хвалит всех учеников, выбравших и сделавших дома какое-либо задание. Постепенно дети начинают отделять учебные задания от игровых, и их выбор сводится к двум последним пунктам.

Общая работа по заполнению таблицы показывает значимость для детей выполнения каких-то заданий и дома. Постепенно все дети включаются в выполнение домашнего задания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методический семинар «Инновации в системе оценивания в условиях реализации ФГ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методический семинар «Инновации в системе оценивания в условиях реализации ФГ.

Цели семинара Актуализировать требования ФГОС по вопросу оценивания результат.

Цели семинара Актуализировать требования ФГОС по вопросу оценивания результатов учащихся. 2.Познакомить с разными видами оценивания и техниками их проведения.

Актуальность Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт.

Актуальность Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему основного образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования

Чего мы хотим для наших учеников? Мы все хотим, чтобы наши ученики имели высо.

Чего мы хотим для наших учеников? Мы все хотим, чтобы наши ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, ставили перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего.

«Чтобы переворот в педагогике стал необратим, ученику необходим доступ к оце.

Проблемы традиционного оценивания В основе - нормативный подход: сравнение ин.

Проблемы традиционного оценивания В основе - нормативный подход: сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников. Отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика

Типичные недостатки оценки на уроке сегодня Жестко ориентированы на ЕГЭ и ГИА.

Основные противоречия процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично; п.

Основные противоречия процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично; предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам учащихся, а оцениваются только предметные; развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оценивается только во время урока; цель оценивания – развитие ребенка, а проводится оно только для констатации факта его обученности.

Новые умения, которые должен освоить педагог в части оценивания Различать фун.

Новые умения, которые должен освоить педагог в части оценивания Различать функции оценки (контроль, поддержка) Освоить современные технологии внутриклассного оценивания Проводить комплексный анализ всех результатов ученика Вести оценку динамики результатов Изучить формы и способы предъявления результатов ученикам и родителям Планировать образовательное продвижение каждого ученика

Основа системы оценивания ФГОС Критериальное оценивание Формирующее (текущее).

Основа системы оценивания ФГОС Критериальное оценивание Формирующее (текущее) оценивание Суммативное (итоговое) оценивание

Два подхода к использованию оценивания Формирующее оценивание Оценка применя.

Два подхода к использованию оценивания Формирующее оценивание Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения Итоговое оценивание (суммативное Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период

Когда соус пробует шеф-повар – это формирующее оценивание, Когда его пробует.

Когда соус пробует шеф-повар – это формирующее оценивание, Когда его пробует покупатель – это суммативное оценивание

Текущее Поддерживающее Диагностирующее Формирующее оценивание

Текущее Поддерживающее Диагностирующее Формирующее оценивание

Характеристики формирующего оценивания Задания соответствуют по содержанию пр.

Характеристики формирующего оценивания Задания соответствуют по содержанию пройденному материалу ; Используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий; Задания составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика; Задания составлены таким образом, чтобы был очевиден процесс размышления, который привел к данному ответу; Четкие критерии оценивания.

 Используется самооценка; Взаимооценка; Наличие обратной связи и рефлексии.

Используется самооценка; Взаимооценка; Наличие обратной связи и рефлексии.

Формирующее (поддерживающее) оценивание на уроке Оценивание в процессе обучен.

Формирующее (поддерживающее) оценивание на уроке Оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда ученика ориентируют на дальнейшую учебу, планирование целей и путей их достижения.

Технология формирующего оценивания Спланировать образовательные результаты уч.

Технология формирующего оценивания Спланировать образовательные результаты учащихся по темам. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.

Приемы формирующего оценивания 1. Светофор 2.Тезисы 3.Таблица сравнений 4.Кар.

Приемы формирующего оценивания 1. Светофор 2.Тезисы 3.Таблица сравнений 4.Карточки 5.Кейсы 6.Хлопки 7.Ученик в роли учителя 8.Перевод информации и др.

Принципы использования формирующего оценивания Формирует учебный процесс. Цел.

Принципы использования формирующего оценивания Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок. Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого. Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.

Типичные ошибки Неправильная постановка целей и задач урока. Трудные критерии.

Типичные ошибки Неправильная постановка целей и задач урока. Трудные критерии оценивания. Временные затраты. Подмена взаимооценки взаимопроверкой. Результаты самооценки. Оценивается результат, а не процесс. Формальная рефлексия и обратная связь.

Почему оцениваем таким образом? Формирующее оценивание позволяет согласовать.

Почему оцениваем таким образом? Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с поставленными целями. Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом: перевести цели в измеряемые учебные результаты; определить необходимый для них уровень достижений; отобрать и содержание, и техники оценивания; выбрать и реализовать соответствующие методы обучения; провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

Общие идеи использования Учителю - для того, чтобы совершенствовать преподава.

Общие идеи использования Учителю - для того, чтобы совершенствовать преподавание, нужно прежде всего определить и представить ученикам учебные цели и задачи, а затем наладить обратную связь. Полученная информация покажет ему, в какой степени эти цели и задачи реализованы, и что ему целесообразно сделать или изменить, чтобы ученики достигли следующих уровней овладения материалом. Учащимся - чтобы совершенствовать учение, необходимо получить вовремя и во всей полноте соответствующую обратную связь, а также научиться самостоятельно оценивать то, как они учатся.

Условия: Первое и самое главное: использование различных инструментов формиру.

Техники формирующего оценивания Беседы-обсуждения наиболее интересных или нео.

Как работают с информацией дети? Первое, чему должны научиться дети, – это со.

Принципы оказания обратной связи 1. Показывать, что получилось хорошо. Учител.

Варианты методик для организации самооценивания учеников Методика «Карта оцен.

Виды портфолио Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за оп.

Виды портфолио Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы. Портфолио процесса или оценочный. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося.

Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.

Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средств.

Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.

Суммативное оценивание Итоговое Внешнее

Суммативное оценивание Итоговое Внешнее

Суммативное оценивание Оценивание, проводимое с целью определения соответстви.

Суммативное оценивание Оценивание, проводимое с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения. Констатирует факт обученности учащихся.

Основа системы оценивания ФГОС Критериальное оценивание Формирующее (текущее).

Основа системы оценивания ФГОС Критериальное оценивание Формирующее (текущее) оценивание Суммативное (итоговое) оценивание Определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала. Определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

Новые требования к системе оценивания Цель оценивания не в определении, кто л.

Новые требования к системе оценивания Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого. Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов. Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время. Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой образец – эталон.

Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному.

Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

Литература Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки уч.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Сегодня, когда федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования переходит из разряда теоретических задач в практическую реальность, необходимо изменить систему педагогических ценностей, и в первую очередь это должно коснуться системы оценивания, которое является одной из важнейших сторон образовательного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом. Можно сказать, что система оценивания – это естественный внутренний механизм саморегуляции образовательного процесса. Становится очевидным, что субъективизм при оценивании крайне отрицательно влияет на успешность образовательного процесса.

Основные особенности системы оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС:

  1. Планируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки.
  2. Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов.
  3. Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
  4. Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.).
  5. Проектная деятельность как элемент итоговой оценки.
  6. Оценка динамики учебных достижений.
  7. Введение мониторинговых исследований на разных уровнях (сбор контекстной информации, использование неперсонифицированных данных и др.

Одна из основных инновационной оценочной деятельности является овладение школьником оценочными умениями (рефлексией)., что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя. Оценка себя как субъекта деятельности есть, по существу, определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности.

В инновационном обучении используются различные способы оценивания:

1. Оценка деятельности учащихся в проекте (в новом Стандарте одно из важнейших мест занимает выполнение учащимися учебного проекта);

2. Оценка умения работать с различными поисковыми системами;

3. Оценка умения работать с информацией;

4. Оценка умения представлять информацию

6. Оценка собственных образовательных результатов – эссе;

7. Самооценка учащегося – рефлексия.

Таким образом, в современных условиях от учителя требуется использование инновационных способов оценивания достижений обучающихся, предоставление учащимся возможности для проявления необходимых умений и ключевых компетенций.


Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.

Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.

Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:

‒ Оценивание — это постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

‒ Оценивание должно быть только критериальным. Критериями могут выступать результаты, соответствующие учебным целям.

‒ Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно.

‒ Обучающиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, при этом приобретая навыки и привычку к самооценке.

По словамТ.И.Тишиной: «Принципы современной системы оценивания:

‒ в центре оценивания — ученик;

‒ учитель определяет, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

‒ оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

От того как правильно я оцениванию, зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание — залог нашей успешной работы ученика и учителя.

Методы иприемы, которые использую я для привлечения учащихся в процесс оценивания, могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям и имеют универсальный характер.

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.

С какими же трудностями сталкиваются учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?

Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, не хватает времени на уроке. Однако — дорогу осилит идущий, мы с этим ничего не сможем сделать: не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но вместе искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой багаж знаний методик — вполне в наших силах.

  1. Учимся ставить и вспоминать цель работы на урок.
  2. Учимся сравнивать результат с целью.
  3. Учимся находить и признавать ошибки.
  4. Учимся оценивать сам процесс.

В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои первоклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке. Работая на уроке, после каждого этапа, ребенок ставит пометку, сначала это были +, моим детям нравилась фигура звезда, 5 заданий- 5 плюсов, я — звезда


Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке

Оценка урока

Я на уроке

Моё отношение кгерою:

3. Помогал другим

4. Свое мнение__________

Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.

Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики ирусского языка идругих на начальных этапах

На уроке я работал

Своей работой на уроке

я доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Материал на уроке для меня

понятен/ не понятен

Домашнее задание мне кажется


Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.


Мои чувства:

Моё отношение кгерою:

У Д И В Л Е Н И Е

О Г О Р Ч Е Н И Е

Оценка урока

Я на уроке

Итог урока

1. Понял материал

2. Узнал больше о …..

3. Помогал другим

4. Свое мнение__________

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.

Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности. Практикую на своих уроках парное взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.

Я часто использую на уроках чтения карточкуТ.А.Тишиной:

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части

Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст прочитан с необходимой громкостью

Удачно нарисован голосом словесный образ…

Слушателям понятно то, о чём было прочитано

Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность ученику правильно, логично построить свою работу, работать на свой результат. В любой момент ученик может улучшить достижения.

Зная критерии оценивания, дети уже осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения и достижения своих одноклассников.

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей, и я слежу за тем, чтобы оценка была адекватной.

В конце урока обучающиеся проводят самооценку своей деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.

‒ Мне больше всего удалось.

‒ Что я получил от этого урока, мероприятия?

‒ За что ты можешь себя похвалить?

‒ За что ты можешь похвалить одноклассников?

‒ За что ты можешь похвалить учителя?

2. Мои достижения на уроке.

Сегодня на уроке я (мне):

‒ навел меня на размышления.

4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

‒ они мне нравятся больше остальных;

‒ я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими заданиями;

‒ они легче (труднее) остальных заданий.

Лучшим учителем, как известно, является свой собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим, своей головой и собственными руками, всегда дает конкретный результат и плюс еще индивидуальное развитие.

Далее проверку осуществляю я — либо соглашаюсь с оцениванием, либо нет. Не совпадение оценки — это предмет разговора между учителем и учеником.

Портфолио — это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки — значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было показать и научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и, конечно же, пути их исправления.

Но главный успех моей деятельности вижу в том, что ребята с удовольствием идут на урок, хотят учиться, не боятся высказывать свои мнения, оценки, самостоятельно добывать информацию и стремятся знать больше.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, ребенок, ученик, начальная школа, оценивание, задание, оценка, процесс оценивания, учитель, мое отношение.

Читайте также: