Инквизитор кто это простыми словами кратко

Обновлено: 03.07.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 52 инквизитор

1. Человек, проявляющий жестокость и с холодной расчётливостью выведывающий что-либо у кого-либо.

2. Употребляется как порицающее или бранное слово.

ИНКВИЗИ́ТОР, инквизитора, муж. (лат. inquisitor - следователь).

1. Судья инквизиции (ист.).

2. перен. О человеке, с холодной жестокостью, мучительством выведывающем что-нибудь у кого-нибудь.

ИНКВИЗИ́ТОР, -а, муж.

1. Судья инквизиции (в 1 знач.).

2. перен. Человек, обращающийся с кем-н. с холодной жестокостью, мучитель.

| жен. инквизиторша, -и (ко 2 знач.; разг.).

| прил. инквизиторский, -ая, -ое. И. взгляд (угрожающе жестокий).

ИНКВИЗИ́ТОР 1́ , -а, м Перен.

Человек, который отличается крайней изощренной жестокостью, причиняет мучения, страдания кому-л.;

Син.: истязатель, палач, мучитель.

// ж Разг. инквизи́торша, -и.

Калинов - не руководитель, а инквизитор.

ИНКВИЗИ́ТОР 2́ , -а, м

Человек, занимающий должность судьи инквизиции - судебного и карательного органа римско-католической церкви (в XIII-XIX вв.).

Инквизитор ни на секунду не забывал о справедливости, и назначенное наказание всегда соответствовало тяжести совершенного преступления.

ИНКВИЗИ́ТОР 3́ , -а, м Перен.

Человек, обращающийся с кем-л. с холодной жестокостью, беспощадно, бессердечно, сурово; изощренно-жестокий человек, чье поведение подобно поведению судей во времена инквизиции по отношению к еретикам;

Син.: мучитель, изверг, изувер.

// ж Разг. инквизи́торша, -и.

Ревизор оказался сущим инквизитором.

ИНКВИЗИ́ТОР -а; м. [лат. inquisitor]

1. Судья инквизиции. Средневековые инквизиторы.

2. Изощрённо-жестокий человек; мучитель. Изобретательность маленького инквизитора.

◁ Инквизи́торша, -и; ж. Разг. (2 зн.). Она была настоящей инквизиторшей.

1. Судья инквизиции.

Вот в черных рясах сонм судей, Сонм инквизиторов собрался; Пред ним, в оковах, Галилей. Богданов, E pur si muove.

Тот, кто с крайней жестокостью выпытывает что-л. у кого-л.; мучитель.

инквизи́тор, инквизи́торы, инквизи́тора, инквизи́торов, инквизи́тору, инквизи́торам, инквизи́тором, инквизи́торами, инквизи́торе, инквизи́торах

сущ., кол-во синонимов: 14

аспид, злодей, живодер, ирод, кровопивец, мучитель, изувер, палач, судья, истязатель, изверг, кровопийца, живорез

начиная с Петра I; см. Смирнов 120. Через нем. Inquisitor или польск. inkwizytor заимств. из лат. inquīsītor.

ИНКВИЗИТЕР, ИНКВИЗИТОР а, м. inquisiteur m., нем. Inquisitor, пол. inkwisitor <, лат. inquisitor. Следователь церковного суда? Понеже в инструкции моей, в 3-м пункте, изображено, что смотреть мне над всеми протоинквизитерами и инквизитерами, дабы в своем звании ревностно поступали .. инквизитерские доношения синоду предлагать и инстиговать, чтобы по них исполнено было. 1745. Шаховской Зап. 280.

2. перен. Об изощренно-жестоком человеке; о мучителе. БАС-1. Как презирал я угнетение, как твердо переносил все и как твердо выдержал все искушения инквизиторов! 5. 12. 1835. Герц. - Н. А. Захарьиной. - Лекс. Ян. 1803: инквизитор; Соколов 1834: инквизИтор; Сл. 18: инквизитор 1721.

ИНКВИЗИТОР (лат. inquisitor, от inquirere - опрашивать). 1) член инквизиции. 2) жестокий судья. 3) в России в XVIII в. должность духовного фискала, следившего за поведением духовн. лиц.

- Палач для еретика.

- Член религиозного трибунала.

инквизитор xx века

сущ., кол-во синонимов: 1

инквизиторски

I нареч. качеств.-обстоят.

Так, как характерно для инквизиторов [инквизитор I] - судей инквизиции.

II нареч. качеств.

Так, как характерно для инквизиторов [инквизитор II 1.] - людей, проявляющих жестокость и с холодной расчётливостью выведывающий что-либо у кого-либо.

нареч, кол-во синонимов: 2

инквизиторский

1. соотн. с сущ. инквизитор I, связанный с ним

2. Свойственный инквизитору [инквизитор I], характерный для него.

3. Принадлежащий инквизитору [инквизитор I].

1. соотн. с сущ. инквизитор II 1., связанный с ним

2. Изощрённо жестокий, крайне суровый.

ИНКВИЗИ́ТОРСКИЙ, инквизиторская, инквизиторское.

1. прил. к инквизитор (ист.). Инквизиторский допрос.

2. перен. Подозрительно испытующий, утонченно жестокий (книжн.). Инквизиторский взгляд. Инквизиторский тон.

ИНКВИЗИ́ТОР, -а, м.

ИНКВИЗИ́ТОРСКИЙ -ая, -ое.

1. к Инквизи́тор (1 зн.). И. допрос.

2. Подозрительный, испытующий. И. взгляд.

3. Беспощадно-жестокий, суровый. И-ие законы. И-ие методы.

◁ Инквизи́торски, нареч. (2-3 зн.). И. жестокий. И. посмотреть на кого-л.

1. прил. к инквизитор (в 1 знач.).

- Разве они [дела] у вас в беспорядке? - перебила старуха, бросив на гостя инквизиторский взгляд. Григорович, Похождения Накатова.

Особенно поражал ее взгляд: в нем сверкал ум, а вместе с тем и какая-то инквизиторская недоверчивость и даже подозрительность. Достоевский, Униженные и оскорбленные.

инквизи́торский, инквизи́торская, инквизи́торское, инквизи́торские, инквизи́торского, инквизи́торской, инквизи́торских, инквизи́торскому, инквизи́торским, инквизи́торскую, инквизи́торскою, инквизи́торскими, инквизи́торском, инквизи́торск, инквизи́торска, инквизи́торско, инквизи́торски

Происхождение слова

кто такой инквизитор

Кто такой инквизитор

Появление инквизиции датируется началом XII века. До этого времени никто еще не знал, кто такой инквизитор и не имел понятия о том, что веру нужно отстаивать довольно страшными способами. В конце XII века начинается рост различных оппозиционных христианских течений, которые ставили под сомнение некоторые догматы церкви, а вместе с тем снижали влияние папства на ум католиков. Эта тенденция не могла не тревожить католиков, ведь вызов им бросали не бедные язычники прошлого, а представители достаточно знатных и богатых семейств.

Одно из течений христианства называлось альбигойством. Катары представляли серьезную угрозу могуществу Рима. Именно для борьбы с ними были учреждены первые суды веры.

Первоначально роль инквизитора сводилась к дознанию. Представители инквизиционных отрядов направлялись в различные местности, где задавали множество вопросов в настроениях, царивших на данной территории. Понятно, что такой сбор сведений открывал широкие возможности для неправедного доноса.

Всех подозреваемых в инакомыслии приводили к епископу, чтобы тот вершил суд и выносил приговор. А вот приводить приговоры в исполнение поручалось уже светским властям. Нередко приговоренные так и не были казнены из-за своевременного побега в другую провинцию.

инквизитор это кто

Такое легкомысленное отношение к ересям вынудило церковь пойти на крайние меры. Начиная с XIII века преступления против веры стали считаться одним из тягчайших, и тех, кто был признан виновным, ждала ужасная смерть – сожжение на костре. О том, кто такой инквизитор, узнали все, ведь указы папства разрешали казнить даже детей уже с семилетнего возраста. Даже могила не спасала от приговора. Тела умерших нередко быть выкопаны, а затем сожжены на костре.

Инквизиторы и ведьмы

Последний очаг инакомыслия был подавлен в Лангедоке. В этой провинции на юге Франции было обвинено в ереси и казнено одновременно более двухсот человек. Официально церковь победила, целые институты инквизиторов искали новые жертвы. Ими стали женщины и девушки, уличенные в колдовстве.

инквизитор значение слова

Современное значение слова

О том, кто такой инквизитор, наши современники узнают из книг или фильмов. Большое распространение получила тема инквизиции в фэнтези и научной фантастике. Древние обязанности ревнителей веры, разумеется, могли частично измениться, но иногда инквизиторы в фантазиях автора выполняют абсолютно несвойственные им функции, например, принимают участие в сражениях.

Следует понимать, что инквизиция – это часть тайной церковной полиции, и по смыслу своему она была далека от власти светской. Поэтому инквизиторы не могли активно принимать участие в боевых действиях. За веру Христову сражались совсем другие представители церкви, например, рыцари ордеров.

инквизитор синонимы


1. Судья инквизиции. Вот в черных рясах сонм судей, Сонм инквизиторов собрался; Пред ним, в оковах, Галилей. Богданов, E pur si muove.

2. перен. Тот, кто с крайней жестокостью выпытывает что-л. у кого-л.; мучитель.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ИНКВИЗИ'ТОР, а, м. [латин. inquisitor — следователь]. 1. Судья инквизиции (истор.). 2. перен. О человеке, с холодной жестокостью, мучительством выведывающем что-н. у кого-н.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: панк — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?


И карательный орган, и пытка

Испанская инквизиция

  1. Первое представляет собой исторический термин, который описывает созданный в начале XIII века католической церковью орган, одновременно и следственный, и карательный. Он предназначался для борьбы с ересью.
  2. Второе употребляется в переносном смысле, когда речь идет о жестоком, изощренном издевательстве, пытке.

И судья, и жестокий человек

Этимология

Пытки инквизиторов

Слово имеет латинское происхождение. Оно образовалось от латинского существительного inquisitor, которое имеет такие значения:

  • сыщик;
  • исследователь;
  • изыскатель.

А существительное в свою очередь происходит от глагола inquirere, значения которого:

  • разыскивать;
  • искать;
  • отыскивать.

Молот еретиков

Торквемада с Изабеллой и Фердинандом

Он родился в семье священника в 1420 году. Получил богословское образование и отличался аскетическими наклонностями. Торквемада стал членом доминиканского ордена. Его характер был суров и непреклонен, его характеризовал религиозный энтузиазм и богословская начитанность. Благодаря этому ему удалось даже папу римского подчинить своему влиянию. В 1483 году Томас де Торквемада был назначен великим инквизитором. Главной его задачей было объединение Испании в религиозном и политическом плане.

Чтобы достигнуть цели, он расширил и реорганизовал деятельность инквизиции. Себастьян де Ольмедо, один из хронистов того времени, называл Торквемаду честью своего ордена, спасителем страны и молотом еретиков. Имя его стало нарицательным, обозначая жестокого религиозного фанатика.

Сожжение на костре

Во время Торквемады общее число аутодафе оценивают в цифру 2200. Под этой церемонией подразумевается ряд последовательных действий. Речь идет о таких мероприятиях:

  1. Процессии.
  2. Богослужении.
  3. Выступлении проповедника.
  4. Публичном покаянии осужденных еретиков.
  5. Чтении и исполнении приговора (обычно – сожжение на костре).

Торквемада умер в 1498 году в городе Авила, пробыв на посту великого инквизитора 15 лет.

Художественный фильм

События фильма относятся к 2014 году. В небольшом российском приграничном городке Мельберге происходит череда зловещих убийств, похожих на казнь. Она потрясает его жителей. Городок является бывшей территорией Финляндии, которая в 1944 году вошла в Состав Советского Союза.


Святая инквизиция — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви для борьбы с ересью.

Содержание

Происхождение термина

История создания

Цели и средства


Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

Судебная процедура

IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора [4] .

Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно подразделить на три этапа 1) додоминиканский (преследования еретиков до XII в.) 2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.) 3) испанская инквизиция. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.

Преследования еретиков до XII в.

Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.

Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.

В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большою энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.

Доминиканский период

Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.

Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198—1216), Григория IX (1227—1241) и Иннокентия IV (1243—1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов, диоцезы южной Франции и Испании, для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерианцев, из монастыря Fontevrault — Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело, в 1209 г., к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.

Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против ее не выступил Доминик Гусман (X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать, безусловно, в папских интересах и не давать пощады еретикам.

Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне, а в 1242 г. — в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на сев. Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей; начиная с XIV в., французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходить в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против реформации.

Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.

Испанская инквизиция

Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке, как отголосок современных событий в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.


Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены поздние), регулировавший инквизиционный процесс.


Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за нами религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 г. В 1502 г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 г. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 миллионов до 6.

Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Инквизиция введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V, в 1522 г., и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа.

Другие страны


Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Действовала система шпионства и доносов. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду инквизицией, начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, — что обыкновенно и случалось, — то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания, вместе со всеми уликами; передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой инквизиции.

Кроме религиозного фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и личная месть отдельных членов трибунала. Раз намеченная жертва уже не могла ускользнуть из рук святого трибунала: ее не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно нравственная жизнь. Перед инквизицией трепетали даже государи. Ее преследований не могли избежать даже такие лица, как испанский архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой мысли преследовалось, как ересь: это видно на примерах Галилея, Джордано Бруно, Пико делла Мирандола и др.

Особенно гибельным становится влияние инквизиции на умственное развитие Европы в XVI в., когда ей, вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII в. число её жертв значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец полной отмены инквизиции во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2 — 3, и даже меньше, в год. В Испании инквизиция была уничтожена указом Жозефа Бонапарта 4 декабря 1808 г. По статистическим данным, собранным в труде Лорьенте, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанской инквизиции с 1481 до 1809 г. было 341 021 чел.; из них 31 912 были сожжены лично, 17 659 — in effigie, 291 460 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям.

В Португалии инквизиция сильно была ограничена в министерство Помбаля, а при Иоанне VI (1818 — 26) совсем уничтожена. Во Франции она уничтожена в 1772 году, в Тоскане и Парме — в 1769 г., в Сицилии — в 1782 г., в Риме — в 1809 г. В 1814 г. инквизиция была восстановлена в Испании Фердинандом Vll; вторично уничтоженная кортесами в 1820 г., она снова на некоторое время возрождается, пока, наконец, в 1834 г. не упраздняется навсегда; имущество ее обращено на погашение государственного долга. В Сардинии инквизиция просуществовала до 1840 г., в Тоскане — до 1852 г.; в Риме инквизиция восстановлена Пием VII в 1814 г. (просуществовала до 1908г.)

Основные исторические даты

В 1184 году папа Луций III и император Фридрих I Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами; светские же власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры.

В 1215 году впервые об Инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе, установившем особый процесс для преследования еретиков (лат. per inquisitionem ), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи.

В период с 1231 по 1235 год папа Григорий передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным — инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев).

В 1481 году вступил в должность первый Великий Инквизитор Испании Томас Торквемада.

В 1542 году папа римский Павел III учредил Священную Римскую и Вселенскую Инквизицию.

В 1587 году, с реформой папы Сикста V, была учреждена Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции. В таком неизменном виде она просуществовала до 1908 года.

1820 год — упразднение инквизиции в Португалии.

1834 год — упразднение инквизиции в Испании.

В 1908 году папа Пий Х переименовал это ведомство в Священную Конгрегацию Священной Канцелярии. Священная Канцелярия просуществовала до 1967 года, когда папа Павел VI переименовал Священную Канцелярию в Священную конгрегацию доктрины веры, существующую и поныне.

В 1992 Папа Иоанн Павел II реабилитировал Галилея и официально признал, что инквизиция совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника.

Жертвы инквизиции. Критика

Животные

Читайте также: