Информатизация образовательной среды школы как ресурс нового качества образования

Обновлено: 05.07.2024

3 НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4 ЧТО ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА, СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

5 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО- КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

6 ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ И ОДНОВРЕМЕННО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ИНФОРМАЦИОННО– ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС)

7 ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ФГОС Эффективность учебно- воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно- образовательной средой системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

8 ИОС ВНЕДРЕНИЕ ИКТ–ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

9 ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННАЯ ИОС? С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННАЯ ИОС – ЭТО: ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПОДСИСТЕМА), НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

10 ИОС должна обеспечивать информационно –методическую поддержку образовательного процесса планирование, организацию образовательного процесса и его ресурсное обеспечение проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса

11 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СИСТЕМНО- СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИОС СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИОС ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ (ПОДСИСТЕМ): ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

12 СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ИОС

13 Средства обучения Средства – материальные орудия, предметы, с помощью которых осуществляются какие-либо действия. Средства обучения – специальные дидактические предметы, с помощью которых осуществляются процессы преподавания, учения; это оборудование процесса обучения. Это материальные и идеальные объекты, используемые учителем и учащимися для усвоения новых знаний; дидактические орудия и предметы.

14 Средства обучения Материальные средства обучения Идеальные средства обучения Учебники, пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, спортивный инвентарь, расписание занятий, предметно- пространственная среда школы, микроклимат. Речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, интеллектуальные средства, приемы (приемы запоминания, правила решения задач)

15 Ряд педагогических технологий наиболее эффективных на сегодняшний день: Информационно-коммуникативные технологии Личностно-ориентированные технологии Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения и воспитания Развивающие технологии Технология обучения и воспитания без насилия Технология проблемного обучения и воспитания Технология сотрудничества Технология коллективного взаимодействия

16 Компьютерные технологии Совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью

17 Информационные технологии Педагогические технологии, которые используют специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией

18 СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОЙ БАЗЫ СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К РАЗНООБРАЗНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ ДИСТАНЦИОННОСТЬ МОБИЛЬНОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНИМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ ЧТО ДАЮТ ОБРАЗОВАНИЮ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?

19 Направления использования ЦОР Использование мульти-медиа ресурсов Использование электронного учебника Использование собственного программного продукта Урок диагностики ЗУН учащихся с использованием программ

20 Умения учителя для использования ИКТ 1. Обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических 2. создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point (или другие) и демонстрировать презентацию на уроке; 3.использовать имеющиеся готовые программные продукты по предмету; 4.применять учебные программные средства 5.осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; 6.организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете; 7. самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

21 Анкетирование учителей Навыки работы с компьютером: -удовлетворительные -67% -хорошие -26% Прошли курсы – 92% Используют компьютер в профессиональной деятельности -97%

22 Анкетирование учителей Опыт использования ЭОР: -небольшой – 82% - достаточный -15% Использование ЭОР: - для предъявления информации -89% - для практической работы по закреплению материала -64% -для самостоятельной работы по изучению нового материала – 38% - для контроля знаний -36%

23 Анкетирование учителей Федеральные образовательные порталы (Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и т.п.) -72% Иные Интернет-ресурсы -59% Приобретенные самостоятельно диски – 38% Разработанные самостоятельно – 31%

24 Анкетирование учителей Использования ЭОР, являющихся приложением к используемому учебнику / УМК - 21%/2% Использования ЭОР, размещённых на федеральных образовательных порталах – 31%/5% Создания и редактирования текстов – 15%/13% Создания и редактирования презентаций – 51% /13% Поиска информации в Интернете – 23% / 41% Сетевой коммуникации между учениками и/или учителем- 5% Создания web-страниц и сайтов -0%

25 Материально –техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечить доступ: -к информационным ресурсам Интернета -учебной и художественной литературе -коллекциям медиа –ресурсов -множительной технике

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности.

Этот материал может быть изложен на педагогическом совете школы, чтобы познакомить учителей с основными целями и направлениями информатизации образования, с существующими поблемами внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающими модернизацию нашего образования. В докладе показаны "плюсы" использования в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися.

ВложениеРазмер
Информатизация образования 252.64 КБ
Информатизация образовательной среды школы 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ , ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания .

В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:

— повышение эффективности образования;

— повышение гибкости и доступности образования;

— развитие информационной культуры.

В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования:

· информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

· информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

· информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

· информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”, которое является одним из центральных.

Средства информационных и коммуникационных технологий

(средства ИКТ): программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .

Проблемы информатизации образования

Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;

— усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести также:

— неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

— большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

— слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;

— отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;

— отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

— недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

— неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

— несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

— бесплановость, случайность применения ИКТ;

— перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики и программирования, требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения ИКТ, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности и деятельности своих коллег, значительных временных затрат на подготовку уроков.

Достоинства информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— во время проведения урока;

— в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

— при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

— в процессе создания и передачи общешкольной информации;

— в процессе научной деятельности;

— при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— для более глубокого восприятия учебного материала;

— в проектной деятельности;

— при создании мультимедийных сочинений;

— в презентационной деятельности;

— в локальной и глобальной сети.

Выстраивая рейтинг мотивов, побуждающих педагога использовать ИКТ на уроке, можно, опираясь на данные анкетирования, проведенные некоторыми авторами (Алашеев С.Ю., Антипова А.В. и др.), сделать вывод о том, что ведущей движущей силой для учителей в этом направлении является повышение уровня профессиональной культуры.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:

· повышение уровня профессиональной культуры;

· снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

· развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

· возможность использования чужого опыта и методических разработок;

· повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

· переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора ( преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях) ;

· возможность самореализации и самоутверждения;

· возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

· повышение авторитета среди учащихся;

· повышение авторитета среди коллег;

Что дает информатизация образованию:

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

· повысить у учащихся интерес к предмету;

· облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

· подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

· выявлять и развивать способности;

· овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

· интеллектуально развивать учащихся;

· подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

· использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т.д.;

· расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего — в русле совместной предметной деятельности;

· повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т.п.).

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует:

— развитию интереса к изучаемому предмету;

— стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, внеклассной работе;

— формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся;

— обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

ИКТ в учебном заведении — это:

— обучающие лазерные диски, электронные энциклопедии;

— электронный архив школы, архив самых разных мероприятий, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Электронный архив выпускников, конкурсов, спектаклей, телевизионных передач, открытых уроков;

— фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям, радиопрограммы школьного радиоузла, интервью с гостями школы и многое другое;

— электронная история школы, фотографии, интервью и видеофрагменты с выпускниками прежних лет;

— школьный сайт в Интернете;

— интегрированные уроки преподавателей;

— оформление спектаклей и концертов, тематических вечеров и встреч;

— проектная деятельность учащихся;

— выставки работ, ярмарки идей и отчеты об экспедициях и походах;

— создание и пополнение медиатеки школы.

Основными направлениями использования ИКТ в информационной среде образовательного учреждения могут быть:

· использование ИКТ в качестве объекта изучения;

· использование ИКТ в качестве средства представления и получения знаний;

· использование ИКТ в качестве инструмента контроля знаний;

· использование ИКТ для систематизации и распространения передовых педагогических технологий;

· использование ИКТ в целях управления образовательным процессом.

Дело в том, что все больше учителей начинают применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, в реализации которого четко вырисовываются два аспекта. Первый аспект заключается в применении ИКТ на конкретном уроке. В этой роли компьютерное и мультимедийное оборудование используются как современные технические средства обучения (ТСО); цель их применения — повысить наглядность предъявляемого материала, расширить рамки урока за счет использования всего богатства мультимедиа, усилить контроль знаний, применяя различные виды тестирования, повысить мотивацию учащихся к освоению новых знаний и закреплению имеющихся. К сожалению, использование на конкретном уроке всего богатства ИК-технологий вообще и компьютерной и мультимедийной техники в частности, как правило, сводится к демонстрации отдельных картинок или простеньких презентаций, созданных самим преподавателем или взятых из многочисленных цифровых источников (лазерных дисков, Интернета и т.п.).

У каждого урока, на котором применяются информационно-коммуникационные технологии, в частности, компьютерная и мультимедийная техника, должен быть свой сценарий, должна быть четко продумана режиссура урока еще на стадии его замысла. Проектируя мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Ему надо продумать вопрос о том, как он будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения

Второй аспект использования ИК-технологий — внеурочная деятельность, в процессе которой и у учащегося, и у преподавателя появляется больше свободы в выборе средств, путей и способов достижения образовательных целей, реализации познавательных интересов, практического применения ранее полученных знаний, приобретения новых навыков, умений, компетентностей.

Имеется и третий аспект — информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением.

Эти три аспекта применения ИКТ в школе являются объективными факторами и позволяют конкретизировать модели использования информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении. Основные модели приведены ниже:

· уроки с компьютерным сопровождением — обычный урок в предметном кабинете, оборудованном одним компьютером с презентационными возможностями;

· уроки в специализированном компьютерном кабинете, проводимые с использованием обучающих и тестирующих программ, материалами Интернета по различным предметам;

· внеурочная и внеклассная работа учащихся с использованием персонального компьютера и мультимедийной техники;

· методическая подготовка учителей к урокам — подбор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации;

· использование компьютерных технологий в управлении школой и для организации работы педагогического коллектива.

Сайт школы сегодня является не только важным звеном единой информационной среды учебного заведения, но и его представительским лицом, зеркалом, отражающим для пользователей многие процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Система обучения школьных учителей должна являться следствием общей системы методической работы в школе, отвечать профессиональным запросам личности учителя и соответствовать специфике школы.

Учитель перегружен уроками, тетрадками, отчетами и т.п. При занятости в 1,5–2 ставки, совмещении еще нескольких обязанностей учитель должен иметь сильную мотивацию, чтобы начать изучение и применение мультимедийных технологий, необходимых в его профессиональной деятельности;

Основными мотивационными моментами при организации обучения преподавателей могут быть следующие:

— необходимость аттестации на более высокую квалификационную категорию;

— возможность расширить свой кругозор в области информационных технологий;

— желание бесплатно получить навыки работы с компьютером и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда;

— стремление внедрить новые “безмеловые” технологии образования в учебный процесс и повысить его качество.

Как отмечают многие ученые и практики информатизации, дистанционное обучение — шаг вперед по сравнению с заочным обучением. Сохраняя главные достоинства заочного обучения — возможность учиться на дому, в удобные для себя часы и независимо от того, где вы живете, — дистанционное обучение обладает большей гибкостью и интерактивностью. Сегодня уже практически не осталось сомнений в том, что дистанционное обучение станет важнейшей учебной технологией XXI века.

Цифровые образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационной среды образовательного учреждения.

Следует помнить, что компьютер не заменяет преподавателя. Компьютер лишь моделирует деятельность преподавателя. “Машинное” и человеческое мышление существенным образом различаются: мышление человека значительно шире и богаче.

Со временем будут появляться все новые и новые информационно-коммуникационные технологии, которые можно будет применять в общеобразовательной школе. Следовательно, можно будет и дальше расширять информационную среду школы, а значит, будут и темы для продолжения разговора.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Информатизация включает в себя: компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации; медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации.

Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательных и дидактических компонентов.

Социальный запрос направлен на бизнес ориентированное применение информационных технологий, формирование пользовательских навыков работы на персональных компьютерах, умения ориентироваться в современном информационном потоке.

Сформировать информационную компетентность – это одно из основных приоритетов в современном общем образовании, которое носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.

Отмеченные обстоятельства требуют перехода школы к новому уровню образования на основе информационных технологий, основательной подготовки в сфере современных информационных и коммуникационных технологий всего педагогического коллектива, формирования школьного информационного пространства.

В данный момент накоплен значительный опыт в части применения компьютеров при выполнении лабораторных практикумов, моделировании процессов по физике, химии, биологии, экологии, что в значительной степени компенсирует слабость физической лабораторной базы в нашей школе.

На уроках используются электронные энциклопедии, которые позволили наполнить новым содержанием естественнонаучную, культурологическую, историческую и географическую составляющие образования.

На уроках и во внеурочной деятельности применяются здоровьесберегающие технологии, информационные технологии и проектная деятельность. В связи с этим изменяется и роль учителя: он выполняет функцию организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.

Еще одним немаловажным достоинством ИКТ является полноценный доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, что в целом, способствует повышению качества образования.

Основной особенностью виртуальных лабораторий, включенных в состав мультимедийных изданий, является работа в режиме конструирования лабораторной работы, практикума, возможность моделирования, интерактивного воздействия на модели и процессы, сопровождающие обучение.

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

В электронных мультимедийных изданиях предусмотрено расширение информационного блока за счет визуализации процессов и явлений; введение большого числа иллюстраций; анимированных объектов; виртуальных лабораторий для проведения практических и лабораторных работ, предусмотрена система генерации большого количества разноуровневых тестовых заданий, что позволит реализовать индивидуальные траектории обучения.

Введение в состав мультимедийных изданий готовых уроков, сопровождаемых дикторским текстом и визуальным рядом, позволит лучше усвоить новое при подготовке домашних заданий, а также при самостоятельном изучении материала. Учащиеся получат возможность построить собственное информационное пространство из объектов, входящих в программу, дополнить их, освоить материал в рамках образовательного минимума, а также изучить отдельные темы и раздела курса на углубленном уровне, используя интерактивные элементы, проверить знания через систему тестирования, провести различные эксперименты.

Возможность построения индивидуальных образовательных траекторий обусловлена наличием избыточности информации, передаваемой посредством аудиовизуальных объектов. Изучив материал на базовом уровне, учащийся получает дополнительную информацию из справочников, энциклопедий, входящих в качестве информационных объектов в состав образовательной программы. Способ подачи нового материала в виде интерактивных объектов призван стимулировать интерес к изучению нового.

Возможность использовать следующие методические приемы: 1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс. 2. Использование компьютера учениками. При изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос. 3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой. 4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Ожидаемые результаты: формирование единого информационного пространства школы, создание общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, объединяющего информационные потоки и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса.

Ожидаемые результаты: Повышения качества образования. Повышения информационной компетенции. Повышение коммуникативной компетенции. Повышение кооперативной компетенции. Повышение проблемной компетенции.

Этапы информатизации преподавания предметов: 1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п. 2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями. 3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д. 4. Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях. 5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

Школа ставит перед собой задачу полного внедрения информационных технологий в свою образовательную систему: создание единого информационного пространства; формирование информационной культуры; создание глобального информационного канала; разработка и апробирование в условиях школы модели новой информационной среды; пополнение школьной медиатеки, обеспечивающей широкий доступ учащимся и педагогам к различного вида информационным ресурсам; внедрение новых информационных технологий обучения в различных предметных областях; максимальное использование ресурсов; обеспечение открытости и "прозрачности" деятельности школы (отражение работы и результатов деятельности на сайте школы).

Сценарий педагогического совета с целью определения приоритетных направлений и разработки этапов развития информационно-образовательной среды школы, способствующей повышению качества образования.

Данный сценарий был предствлен на региональном конкурсе методических разработок "Педсовет 55" (1 место)

Содержимое разработки

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Блюменштейн Елена Геннадьевна,

Оконешниковского муниципального района Омской области

Актуальность темы:

Изменения, происходящие в разных сферах жизни российского общества, охватывают и систему образования: меняются ее цели, содержание, организация, социальные функции, ценности.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) [4] .
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Одним из способов повышения качества образования является использование современных информационных и коммуникационных технологий.

Созрела необходимость формирования в школе информационной образовательной среды, в основе которой лежит информационное взаимодействие ее субъектов, направленное на повышение качества учебных достижений учащихся.

Определить приоритетные направления и разработать этапы развития информационно-образовательной среды школы, способствующей повышению качества образования

анализ модели управления развитием информационной образовательной среды образовательного учреждения Блюменштейн Е.Г.;

разработка этапов развития информационно-образовательной среды школы.

Подготовительный этап:

Создание инициативной группы по проведению педсовета.

Анализ литературы по проблеме развитием информационной образовательной среды образовательного учреждения.

Посещение уроков и воспитательных мероприятий в 1-11 классах с целью изучения практики применения ИКТ в образовательном процессе.

Анализ уровня ИКТ-компетентности педагогов МКОУ.

Анализ дистанционного взаимодействия МКОУ с другими организациями.

Инвентаризация технологических средств ИКТ, обеспечивающих использование ИКТ в образовательном процессе.

Анализ основных элементов ИОС МКОУ, информационных ресурсов, степени использования информационных ресурсов школы участниками образовательного процесса.

Подготовка наглядного материала к педсовету: мультимедийных презентаций.

Составление инициативной группой проекта решения заседания педагогического совета.

Оборудование:

Кафедра, мультимедийный комплекс.

Рабочие места для четырёх творческих групп (материалы исследований инициативной группы на бумажных и электронных носителях, ноутбуки).

Ход педсовета:

1.Вступительное слово

Краткое выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в котором раскрывается актуальность проведения педсовета.

З а м е с т и т е л ь д и р е к т о р а п о У В Р.

Потребность в повышении качества общего образования приобретает сегодня особое значение с введением ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Федеральные государственные стандарты общего образования среди информационно-методических условий реализации основной образовательной программы называет обеспечение образовательного учреждения современной информационно-образовательной средой.

Созрела необходимость формирования в школе информационной образовательной среды, в основе которой лежит информационное взаимодействие ее субъектов, направленное на повышение качества учебных достижений учащихся. В связи с этим в центре внимания ставится процесс развития информационной образовательной среды школы.

Таким образом, актуальность нашего педсовета определяется повышением значимости качества образования, необходимостью формирования в школе информационной образовательной среды как средства повышения качества образования.

Объявление темы, цели и задач педагогического совета.

2.Информационно-теоретическая часть

З а м е с т и т е л ь д и р е к т о р а п о У В Р// з а м е с т и т е л ь д и р е к т о р а п о и н ф о р м а т и з а ц и и

Информационное образовательное пространство представляет собой неразрывное единство информации, средств её хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования [5]. По своей сути информационное образовательное пространство – это функциональное предназначение информационного пространства.

В современной методологии проблема соотношения образования и среды рассматривалась преимущественно с позиций учёта влияния среды на образовательный процесс. Однако не менее значим процесс организации среды, оказывающей благоприятное влияние на образование детей.

В исследованиях отечественных ученых в последнее время процесс образования также рассматривается как процесс организации образовательной среды, в которой обучение и воспитание органично соединены с исследовательской деятельностью и встроены в культурно-исторический контекст (С.И. Гессен, В.В. Давыдов, Ю.П. Громыко, В.П. Зинченко, П.Г. Щедровицкий и др.) [5].

В.И.Слободчиков, Н.А.Спичко, Е.В.Оспенникова [18] рассматривают образовательную среду как один из факторов, обеспечивающих саморазвитие личности ученика.

По мнению группы учёных (Р.П.Мильруд, Е.И.Пассов, И.А.Зимняя) [1], образовательная среда является системой условий, создаваемой в целях достижения конкретного уровня учебной компетенции. Она включает в себя предпосылки для личностного развития учащихся, обусловлена социальным и пространственно-предметным окружением, используемыми в учебно-воспитательном процессе средствами, а также приёмами и технологиями.

В последние годы образовательный процесс все больше ориентируется на обеспечение оптимального взаимодействия всех его участников. Образовательная среда обладает материальным, психологическим и содержательным потенциалом взаимоотношений и деятельности субъектов образовательного процесса.

В современном научном знании информационная среда трактуется в трёх вариантах: 1) одна из сторон деятельности, при которой человек рассматривается как участник коммуникационного процесса; 2) система исторически сложившихся форм коммуникации; 3) созданная всем обществом информационная инфраструктура, позволяющая осуществить коммуникационную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества [11].

Обратимся к Толковому словарю понятийного аппарата информатизации образования И.В.Роберт, в котором содержится следующая формулировка:

В.И.Солдаткин утверждает, что информационно-образовательная среда представляет собой созданную субъектами процесса обучения интеграцию: информации на традиционных и электронных носителях; ИКТ-технологий взаимодействия, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределённые базы данных; дидактико-методические комплексы [2].

В центре информатизации образовательного процесса, единой информационной среды школы должны находиться ученик и учитель как специалист, реализующий на практике идеи информатизации образования.

Информационная среда образовательного учреждения создается ради того, чтобы учащийся мог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал в кружки, секции, на курсы и каток, в кино и почитать книгу [7].

А.Кондаков в одной из своих статей указывает на связь целей создания информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения с основными целями его деятельности. В то же время, существует и обратная связь: процесс информатизации оказывает существенное влияние на цели общего образования. Эта взаимозависимость отражается в выработке новых требований к современной школе, которая уже сегодня должна становиться “Школой будущего” [3]. А.Кондаков приводит перечень таких требований:

обновлённое содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;

активные формы учебной деятельности;

инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация;

новая роль педагога в школе;

образовательная среда, в том числе — школа информатизации, включающая цифровые учебные инструменты и электронное цифровое хранилище работ учащихся и учителей, записей уроков, доступное внутри и вне школы;

новые подходы к управлению школой [3].

При внимательном рассмотрении приведенных выше требований можно сделать вывод о том, что они опираются на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Иначе говоря, реализация современных требований к общеобразовательной школе возможна только на основе внедрения ИКТ во все “клеточки” школьной жизни. Причем следует отметить, что приведенные элементы “Школы будущего” имеют не декларативный характер, а очень мощный креативный потенциал, будучи сформулированными в качестве основных требований к современной российской школе.

Основными направлениями использования ИКТ в информационной среде образовательного учреждения могут быть:

использование ИКТ в качестве объекта изучения;

использование ИКТ в качестве средства представления и получения знаний;

использование ИКТ в качестве инструмента контроля знаний;

использование ИКТ для систематизации и распространения передовых педагогических технологий;

использование ИКТ в целях управления образовательным процессом [3].

Таким образом, главная цель создания единого образовательного пространства учебного заведения - радикальное повышение эффективности собственно образовательного процесса, т.е повышение качества образования, включая и процесс управления образовательным учреждением.


Цель современного образования — в создании информационно-образовательной среды[1], в формировании компетентностной личности, т. е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у неё знания и умения. Содержание образования в этом подходе отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Учитель теряет исключительное право на владение информацией, и его главной задачей становится не вооружение информацией ученика, а помощь ученику в самостоятельном овладении этой информацией. Необходимо воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т. е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

− планирование образовательного процесса;

− размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

− фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное, посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

− контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

− взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Информационная среда школы предоставила много новых возможностей в развитии методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, профильные интересы детей, то есть повсеместно в массовой школе реализовывать педагогику развития ребенка. Традиционные методики обогатились новыми мощными визуально-наглядными средствами обучения (мультимедиа проектор, интерактивная доска, графический планшет, документ-камера, цифровой микроскоп), которые позволяют не только усилить визуальный ряд по предмету, особенно при работе с картами, видео, слайд-шоу, но и реализовать фронтальную демонстрацию мелкой моторики вживую: моторики манипуляций с реактивами, проведения опыта, демонстрации исследовательского наблюдения, небольших демонстраций по химии, биологии, физике, технологии.

Можно выделить несколько разнообразных направления деятельности учителя по применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Рассмотрим их более подробно на примерах.

  1. Использование в образовательном процессе интерактивной доски является актуальным. Эта работа помогает преподавателям заинтересовать учеников, повысить интерес к предмету, облегчить усвоение материала. При этом можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи, так как работают различные каналы восприятия. Как утверждал американский психолог Уильям Глассер, мы воспринимаем:

− 10 % из того, что мы ЧИТАЕМ; 20 % из того, что мы СЛЫШИМ;

− 30 % из того, что мы ВИДИМ; 50 % из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ;

− 70 % из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими;

− 80 % из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично;

− 95 % из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще.

Но при этом большинство преподавателей сталкиваются с проблемой освоения интерактивной доски, несмотря на умение работать с компьютером. Преподаватели, не знающие возможностей интерактивной доски, воспринимают её, как экран. Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, учитель должен изучить ее возможности.

Цифровой микроскоп — это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим возможность передачи на компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в том числе и в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.

ЛабДиск — это беспроводная лаборатория, имеющая до полутора десятков встроенных в корпус датчиков и порты для подключения внешних датчиков. Аккумулятор на 150 часов непрерывной работы обеспечивает проведение регистрации данных в полевых условиях.

  1. Интерактивный стол дает учащимся возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Уникальная технология позволяет считывать более 40 одновременных касаний, что делает его незаменимым для совместной работы небольших групп учащихся. С помощью программного обеспечения педагог может наблюдать за всем происходящим на столе через экран своего компьютера
  2. Система голосования позволяет мгновенно проверить понимание учащимися материала на любом этапе урока при максимальном участии класса; она упрощает оценивание, выставление отметок и ведение записей.
  3. Персональный мобильный компьютер — призван помочь в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время; с его помощью можно охватить разные предметы — от математики до рисования. Технические особенности нетбука, в т. ч. возможность подключения различных цифровых устройств, позволяют сделать учебный процесс ярким, наглядным и интересным.

Бесспорно, что с каждым годом растет оснащение школ компьютерной техникой. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их.

Все согласятся, что главные действующие лица на уроке — это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом успешного процесса обучения. На личность ученика огромное влияние оказывает личность учителя. Применяемые в разумных пределах электронные средства освобождают время для творчества, создают более благоприятные условия для усвоения учебного материала учениками. Роль и место на уроке электронных наглядных средств, так же как и других средств обучения, должны тщательно продумываться и проектироваться.

Как бы ни развивалось общество, уже сейчас влияние информационно — образовательного пространства на процесс обучения велико, поэтому важно выстраивать обучение на основе компетентностного подхода, в котором участвуют два практически равноправных партнера: учитель и ученик. Понимание процесса обучения в информационном обществе не требует полного отказа от традиционных дидактических представлений, но требует их развития, рассмотрения с новых позиций, в том числе и с позиций различных дидактических подходов.

[1] Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, возможность, информационная образовательная среда, образовательное учреждение, процесс обучения, цифровой микроскоп.

Похожие статьи

Учебный процесс в информационно-образовательной среде.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение.

Психологическая специфика образовательной среды.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение, цифровой микроскоп.

Подходы к повышению качества педагогического образования

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение, цифровой микроскоп.

Дистанционное обучение в информационной образовательной.

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Единое информационно-образовательное пространство школы.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение.

Медиаобразовательная среда как важная составляющая.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение, цифровой микроскоп.

Изучение возможностей информационной среды.

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога.

образовательной системой до обучения и воспитания школьников. С этой целью в школах разрабатываются локальные программы информатизации.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах. Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы.

Читайте также: