Информационно медийное сопровождение вожатской деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Виды деятельности
Интеллектуальная (Формы работ, с помощью которых дети
включаются в деятельность: учеба, проблемные мастерские,
лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная
рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты.)
Практическая (Формы работ, с помощью которых дети
включаются в деятельность: профессионально-творческая
работа, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки.)
Художественная (Формы работ, с помощью которых дети
включаются в деятельность: прикладные мастерские, музыка,
театр, живопись, импровизация.)
Спортивно-оздоровительная (Формы работ, с помощью которых
дети включаются в деятельность: купание, прогулки, спорт,
туризм.)
Досуговая (Формы работ, с помощью которых дети включаются в
деятельность: игровые формы творческого развития, отдых,
самообразование, саморазвитие, развлечения, праздники,
творчество.)

3. Способность и готовность вожатого

СПОСОБНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ ВОЖАТОГО
Строить отношения с детьми на основе принципов диалогичности,
эмпатичного понимания, доверия к возможностям и способностям
ребенка, безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности,
конгруэнтного самовыражения (открытости для ребенка нравственных
убеждений, личностных ценностей, интересов учителя).
Выстраивать на основе сотрудничества и сотворчества совместную
деятельность с детьми как воспитательную.
Создавать воспитывающие ситуации в учебной, трудовой, игровой,
художественной, спортивной и других видах деятельности.
Взаимодействовать с детьми как с субъектами самоуправления.
Поддерживать процессы самопознания, саморазвития, ценностносмыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и
индивидуальную работу.
Представить реальные возможности для личностной самореализации
жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной
системы организации.
Транслировать гуманистическую культуру отношений к другим, себе,
окружающему миру.
Быть открытым к воспитывающему влиянию детей на него самого.(

5. Предлагаемый алгоритм работы вожатого

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
ознакомление — включает в себя систему
познавательных (викторины, дискуссии, лекции,
диспуты, тематические беседы, экскурсии,
массовые игры по станциям), развивающих
(коллективные творческие дела, труд, спорт),
тренинговых (сюжетно-ролевые,
коммуникационные игры, игры на взаимодействие,
межотрядные игры, тренинги общения) форм
работы.
привлечение — включает в себя организацию
различных конкурсов (конкурс актерского
мастерства, прикладного творчества, играттракционов), создание (разработка) мастерских:
прикладных (оригами, лепка, различные техники
рисунка, аппликация и т. п.), творческих
(театральная, песенная, игровая), организация игр
на местности, проведение тематических и итоговых
огоньков.

погружение — включает в себя создание системы
соуправления, организацию системы чередования
творческих поручений (ЧТП), проведение занятий,
направленных на познание детьми самих себя
(тренинги, тестирование, релаксации), проведение
различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастерклассов творческих коллективов, организацию клубов
по интересам, тематических и творческих вечеров,
развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр
кинофильмов, шоу-программы, праздники).
закрепление — включает в себя проведение
фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к
участию в мероприятиях известных людей, выставку
творческих работ, награждение отличившихся отрядов и
детей (система личностного роста).
передача опыта — включает создание условий для
реализации ребенком своего творческого, духовного,
интеллектуального потенциала — ребенок ставится в
активную позицию, позицию организатора деятельности
для других (КТД, конкурсы, викторины и т. п.)

Коллективное творческое планирование, коллективные
творческие дела – познавательные, трудовые,
организаторские, спортивные – это то, что делает общую
жизнь старших и младших, воспитателей и
воспитанников полнокровной. Здесь и забота о своем
коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях, и о
далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное,
общественно необходимое дело.
Оно – коллективное, потому что планируется, готовится,
совершается и обсуждается совместно воспитанниками и
воспитателями – как младшими, так и старшими.
Оно - творческое, потому что планируется, готовится,
совершается и обсуждается каждый раз в новом
варианте, в результате поиска лучших способов, средств
решения определенных жизненно важных задач.

Через коллективную творческую деятельность
происходит развитие коллективистских основ
жизни, самостоятельности, инициативы ребят,
самоуправления, активного гражданского
отношения к другим людям, миру.
КТД является способом организации яркой,
наполненной трудом и игрой, совместным
творчеством и личной радостью, жизни.
И чем полнее, богаче жизненное содержание
коллективного творческого дела, тем сильнее его
воспитательный эффект в плане формирования
мировоззрения, нравственного, трудового,
эстетического, умственного и физического
воспитания.

11. Варианты разработки КТД

14. План общих дел коллектива

ПЛАН ОБЩИХ ДЕЛ КОЛЛЕКТИВА
План общих дел коллектива на определенный
очередной срок (месяц, четверть) составляется на общем
собрании. Здесь определяется, кто будет участвовать в
деле (весь коллектив или микроколлективы),
коллективы по желанию или сводные коллективы
(добровольные объединения), кто будет организатором:
совет дела, инициативная группа или командир
сводного коллектива, совместно с кем будет сделано дело
и для кого.
В плане каждого коллектива должны быть:
- дела для каждого коллектива (школы, класса);
- для окружающих людей, города, района и т.д.;
- для далеких друзей.
Дело должно быть продумано всесторонне, в итоге
необходимо определить: Что сделаем? Для кого сделаем?
Кто участвует? С кем сделаем? Кто организует? Когда
сделаем? Где сделаем?

15. Методика коллективного планирования

16. Роль взрослых в организации и проведении КТД

РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ
В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
КТД
Технология проведения КТД такова, что дети сами ищут дела
по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их
планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют),
сами оценивают их, обсуждают, если есть в этом
необходимость, сами выбирают роли, поручения в деле.
Взрослый же (воспитатель, учитель, вожатый) лишь подводит
ребят к пониманию задач, к ответам на вопросы: что будем
делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет
участвовать, с кем вместе, передает им свой опыт по ходу дела.
Взрослый принимает все предложенные детьми варианты,
идеи, придумки, относится к ним с уважением и пониманием.
Взрослый ищет место в деле каждому школьнику,
поддерживает любой поиск, начинание, порыв, побуждает
ребят к добросовестному творческому и самостоятельному
поиску в осуществлении коллективного замысла.
Взрослый постоянно опирается на микроколлективы своего
класса: звенья, команды, советы дела, творческие
объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в
том или ином КТД.

17. микрогруппы

18. Роль взрослого в КТД

19. ВИДЫ И ФОРМЫ КТД

3.1. Общественно – политические дела
3.2. Трудовые коллективные дела
3.3. Познавательные коллективные дела
3.4. Экологические коллективные дела
3.5. Спортивные коллективные дела
3.6. Художественные коллективные дела
3.7. Досуговые коллективные дела

20. РАБОТА С АКТИВОМ

21. Примеры тренингов

24. Условия успешного проведения КТД

Уровень и качество образования определяют развитие страны – ее экономику, качество жизни людей, место в мировом сообществе, безопасность, социальные достижения. Диспропорция между декларируемым высоким уровнем российского образования, которое считалось нами едва ли не лучшим в мире, и низким уровнем жизни, социальной, правовой, коммуникационной безграмотностью населения, потерей интереса к получению образования – все эти глобальные проблемы имеют свои корни именно в системе образования, а не в личностных и профессиональных качествах конкретного учителя.

Экстенсивный путь развития образования, воспитания, увеличение полученных знаний за счет расширения перечня изучаемых тем и предметов можно считать исчерпавшим свои возможности.

Какой же выход из ситуации? Переход на другой – интенсивный – путь развития образования и воспитания. Такой путь, в первую очередь, требует изменения в самих методах образования, поиске других, менее декларативных способов подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания, вот наиболее перспективное направление развития учебно-воспитательного процесса.

При таком подходе происходит смещение центра образовательного процесса от получения готовых, декларативно-правильных сведений и заучивания их к получению навыка поиска, обработки и трансформации информации от одной формы к другой.

Последнее время, с распространением персональных компьютеров прогрессирует приобретение знаний через Интернет и специальные учебные компьютерные программы. Первый из этих источников особенно нуждается в оценке доверия к полученным знаниям. Вопросы доверия к источникам получения информации вообще в традиционных методиках преподавания не обсуждаются. Нужно отметить влияние Интернет и средств массовой информации на понимание учеником картины мироздания. Искажения и ошибки вольно или невольно допущенные авторами документов и программ, ведущими шоу, корреспондентами и обозревателями и другими, способны воздействовать на адекватность восприятия реальности. Отстраненность школьного образовательного процесса от подобных проблем приводит к противоречиям в знаниях, полученных из разных источников, недоверию к полученным знаниям и т. п.

Включение в реальный учебно-воспитательный процесс разных источников получения информации, оценка доверия этим источникам знаний, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, должно привести к возрастанию самостоятельной работы учащихся.

В новых публикациях на эту тему, подготовленных педагогическими ассоциациями, отмечается, что ИКТ могут использоваться в школах более эффективно.

Цель работы – рассмотреть использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности старшей вожатой.

Её достижение возможно через решение следующих задач:

  • изучение литературы по данному вопросу;
  • рассмотрение возможностей эффективного использования ИКТ в профессиональной деятельности;
  • ознакомление с результатами использования ИКТ в профессиональной деятельности.

Предмет исследования – информационно-коммуникационные технологии.

Объект исследования – деятельность старшей вожатой (воспитательное пространство детского объединения).

Работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, перечень учебно-методического обеспечения.

Глава 1. Знакомство с информационно-коммуникационными технологиями

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги.

  • Интернет,
  • компьютерное оборудование,
  • электронная почта,
  • мультимедийные средства,
  • программное обеспечение и пр.

Все информационные и коммуникационные средства, которые используются в сфере образования, можно поделить на два вида:

К аппаратным средствам можно отнести компьютер, принтер, проектор. Компьютер – это универсальное устройство, предназначенное для обработки информации. Благодаря принтеру можно зафиксировать на бумаге созданную или найденную информацию.

В термине ИКТ можно заметить определенную повторяемость, ведь присутствие коммуникаций автоматически приводит к обмену информацией, а обмен информацией предполагает использование коммуникаций.

В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Значительные средства тратятся на компьютеризацию школ. Однако само понятие "компьютерная компетентность" остается достаточно расплывчатым. Можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни?

На все эти вопросы нужно ответить отрицательно. В большинстве школ компьютеры используются просто как современные аналоги традиционных пишущих машинок, калькуляторов или проекторов. Многие их возможности вовсе не используются или используются лишь в минимальном объеме.

Известно, что в 2000 г. Европейский совет поставил цель адаптировать европейское образование к потребностям общества. В связи с этим был сформулирован набор основных умений, которыми должен овладеть человек в результате обучения на протяжении всей жизни.

Одной из компетентностей, рассматриваемых в программе, является “цифровая компетентность”. Она подразумевает уверенное и критическое использование электронных средств массовой информации для работы, досуга и общения. Эта компетентность основана на логическом мышлении, высоком уровне владения управлением информацией и высокоразвитым мастерством общения.

На базовом уровне ИКТ-мастерство включает в себя использование информационных технологий современного общества (компьютерных, мультимедийных, Интернет, электронных средств массовой информации, банкоматов, мобильных телефонов и т.п.) для поиска, доступа, хранения, выработки, представления и обмена информацией, а также коммуникацию между людьми и работу с Интернетом.


Данные методические рекомендации по информационно-медийному направлению адресованы специалистам детских образовательных учреждений, общественных движений, основной миссией которых стала разработка и последовательная реализация технологий, ориентированных на прямое вовлечение детей, подростков. молодежи в медиаобразовательную деятельность. Информационно-медийное сопровождение является современным вектором развития вожатского дела: повышение информированности аудитории о механизмах функционирования образовательных учреждений, общественных организаций, о возможностях массовой коммуникации и ее воздействия на современное общество, развитие навыков свободного самовыражения, приобретение первого педагогического опыта.

ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для очной формы обучения

44.03.01 педагогическое образование

Направление подготовки: 44.03.05 педагогическое образование (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНИНИЕ

зав. каф. НООиСП, д.п.н., профессор,

к.п.н., доцент каф. НООиСП,

к.п.н., доцент каф. НООиСП

к.п.н., доцент каф. НООиСП,

к.п.н., доцент каф. НООиСП,

к.п.н., доцент каф. НООиСП

Череповец

ВВЕДЕНИЕ

Ключевой фигурой в организации детско-юношеского общественного движения становится старший вожатый - педагог, обладающий готовностью организовать целенаправленную, социально значимую жизнедеятельность детей – членов детско-юношеской организации.

Цель освоения дисциплины - подготовить обучающихся к работе в качестве старших вожатых в детско-юношеской организации, сформировать компетенции, необходимые для решения задач, стоящих перед Российским движением школьников.

2. Сформировать у обучающихся представления о роли и месте детско-юношеской общественной организации в системе социальных институтов воспитания.

3. Обеспечить овладение методами педагогического сопровождения деятельности школьников в детско-юношеской организации, деятельности органов детского самоуправления.

4. Обеспечить освоение способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления.

5. Создать условия для формирования опыта участия в деятельности детско-юношеской организации в качестве старшего вожатого.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Лекции

№ раздела (модуля) Тема лекции Количество часов
1 Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России 2
2 Правовые аспекты организации детского отдыха 2
3 Конфликты в детском коллективе 2
3 Методика формирования временного детского коллектива и управлением им. 2
3 Характеристика основных периодов смены 2
4 Технологии работы вожатого в образовательной организации 4
4 Технологии работы вожатого в детском лагере 2
5 Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности 2
6 Основы вожатской этики 2
6 Этика взаимоотношений вожатого с детьми, их родителями и коллегами 2
7 Алгоритмы поведения вожатого в экстремальных ситуациях 2
Итого: 24

Практические занятия

№ раздела (модуля) Тема практического занятия Количество часов
1 Современные тенденции развития вожатской деятельности 2
2 Нормативно-правовые основы вожатской деятельности 2
3 Педагогическое мастерство вожатого 2
3 Работа вожатого с одаренными детьми 2
3 Работа вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации 2
3 Работа вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2
3 Сопровождение деятельности детского общественного объединения 4
4 Формирование ценностей здорового образа жизни Организация спортивных мероприятий 2
4 Формирование навыков безопасного и экологичного поведения на воде 2
4 Туризм и краеведение. Экологическое воспитание 2
4 Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела 2
4 Организация и проведение массовых мероприятий и линеек 2
4 Организация дискуссионных мероприятий 2
4 Основы деятельности вожатого по направлению профориентация 2
4 Игротехника 2
4 Проектная деятельность в детском объединении или детском лагере 2
4 Песенное и танцевальное творчество в развитии детей 2
4 Формирование осознанной гражданской позиции и патриотизма в детском коллективе 2
5 Организация работы пресс-центра 2
5 Деятельность вожатого по обеспечению информационной безопасности 2
5 Игры с использованием информационных технологий 2
6 Корпоративная культура детского объединения или детского лагеря 2
7 Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива 2
Итого: 48

Методические рекомендации к изучению дисциплины

(практические занятия, самостоятельная работа студентов)

Задания для зачета

(работа в группах по 4-5 человек)

Кейс 1.

7. Составить таблицу с характеристикой нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность вожатого

Читайте также: