Информационно аналитическая деятельность руководителя доу

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управленческий опыт руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Медведевой Веры Владимировны.

1.Общие сведения о МБДОУ

Наш адрес: 357500, г. Пятигорск

Ввод в эксплуатацию -1912год.

Проектная мощность – 85 детей.

Наполняемость 3 группы

Режим работы образовательного учреждения – с 7.00 до 19.00.

Детский сад имеет музыкально-спортивный зал, оснащенные современным музыкальным и спортивным оборудованием и инвентарем, методический кабинет, медицинский кабинет, 3 групповых комнаты, кабинет дополнительных образовательных услуг, ряд служебных помещений.

Участок образовательного учреждения озеленен, оснащен спортивно-игровым оборудованием.

2. Приоритетные цели и задачи управленческой деятельности .

Мой управленческий функционал определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность, рынок образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. На их основе строю направления деятельности педагогического коллектива, ориентируясь на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования и поиск социальных партнёров в создании оптимальных и эффективных условий развития личности дошкольника.

Приоритетной целью моей управленческой деятельности является совершенствование образовательного пространства учреждения как среды детства со специфической субкультурой, обеспечивающей условия для развития духовности личности, познания культуры и традиций своего города, осознания ценности собственного здоровья, познания и самореализации потребностей (интеллектуальных, художественных, творческих, физических), формирование готовности к школьному обучению.

Основными задачами для достижения поставленной цели считаю:

- обеспечение конкурентоспособности учреждения в условиях рынка образовательных услуг за счёт эффективной реализации вариативных образовательных программ и технологий, соответствующих запросам детей и родителей; высоко ценю расположение детского сада в курортной зоне, самого сердца Пятигорска;

- модернизация управленческой деятельности, связанная с мониторингом состояния образовательной системы, проектированием модели образовательной среды, проектированием стратегии и тактики развития образовательного учреждения, интеграции новых управленческих ценностей (преемственности, компетентности, самообразования);

- стимулирование мотивации педагогического персонала на инновационные процессы в детском саду через развитие творчества, самообразование, желание внедрять инновационные технологии за счет интеграции с социальными партнёрами, участие в конкурсной деятельности);

- привлечение родителей к сотрудничеству по поддержке индивидуальных траекторий развития детей.

С этой целью я грамотно выстраиваю перспективные линии развития, апробирую новые механизмы управленческой деятельности:

- провожу систематическую работу по повышению имиджа учреждения информация об учреждении размещена на сайте детского сада;

- создаю условия для развития инновационных процессов в детском саду через систему стимулирующих выплат из фонда оплаты труда;

- привлекаю педагогов к разработке инициативных проектов с участием родителей.

3. Наличие программы развития ДОУ. Создание условий для реализации программы. Достижение целей программы развития. Характеристика полученных результатов .

Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей.

Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей.

Цель программы: преобразование детского сада в открытую социально-педагогическую систему. Создание единого развивающего пространства детского сада, семьи, социума, направленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в постоянно меняющемся окружающем мире, его условиях.

В соответствии с этой целью под моим руководством грамотно вытраивается система развития учреждения, что приводит к поэтапному достижению результатов. На данном этапе развития детского сада можно говорит о следующих достижениях целей программы развития:

- повысилось качество оздоровительной работы с детьми, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной деятельности (уровень заболеваемости детей ниже среднегородского уровня в течение 3-х лет);

- повысилась компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка (разрабатываются индивидуальные маршруты развития детей);

- взаимодействие педагогов с детьми строится на личностно-ориентированной модели (итоги мониторинга по определению стиля взаимодействия педагогов с детьми - 85% педагогов предрасположены к личностно-ориентированной модели взаимодействия);

- осуществляется квалифицированное консультирование родителей по вопросам оздоровления, образования и актуальным проблемам воспитания и развития детей (групповые родительские собрания, общие родительские собрания детского сада, родительские университеты, совместные терренкуры, консультирование родителей, дети которых не посещают детский сад);

-расширилось сотрудничество родителей в деятельности образовательного учреждения, в участии в образовательном процессе; в проведении совместных мероприятий;

- расширилась возможность для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов (кружковая работа);

- совершенствуется учебно-методическая и материально-техническая база учреждения, создана предметно-развивающая среда (сенсорная комната), способствующая укреплению психофизического здоровья;

4. Обеспечение образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с запросами потребителей. Разнообразие и обоснованность предоставляемых услуг.

Одним из направлений моей управленческой деятельности является информационно- аналитическая деятельность по изучению социального заказа родителей.

Инструментарием является анкетирование родителей, изучение опыта других учреждений, социологические опросы. Вместе с коллективом постоянно работаю над имиджем дошкольного учреждения, обеспечивающего его конкурентоспособность в условиях рынка образовательных услуг.

На формирование личности, способной к успешному жизненному, профессиональному самоопределению, большое влияние оказывают возможности дополнительного образования. Цель и задачи дополнительного образования детского сада – создание условий для социализации детей, максимально полного раскрытия потенциала ребенка через активное использование инновационных развивающих технологий. Реализуется через организацию кружковой дополнительной работы, которая приобрела ряд качественных характеристик, придающие этому виду образования уникальность и особую социальную значимость. В настоящее время в детском саду функционирует 7 дополнительных услуг, проводимых педагогами детского сада.

Полученные результаты демонстрируют высокую эффективность деятельности, заинтересованность детей и родителей.

5. Реализация механизмов государственно-общественного управления. Наличие документов, локальных актов, подтверждающих участие педагогов, родителей и общественных организаций в управлении ДОУ .

Я, как руководитель, понимаю, что одним из направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей, представителей гражданского общества, что определяется возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг.

Государственно- общественное управление образовательного учреждения осуществляется локальных актов и документов. Порядок выборов органов самоуправления и их компетентность определяются Уставом.

В детском саду существует следующие органы самоуправления:

- Совет дошкольного образовательного учреждения.

В него входят представители педагогических работников, заведующий, родители воспитанников. Родители совместно с педагогами и заведующим участвуют в обсуждении вопросов образовательного процесса, определении стратегии развития детского сада.

Состав: руководитель детского сада, педагогический коллектив, представители психолого-медико-педагогического сопровождения.

На заседаниях совета утверждаются учебные планы к образовательной программе учреждения, методические темы педагогов.

-Общее собрание коллектива.

Состав: коллектив образовательного учреждения.

Принимаются решения по социальной защите работников, договора по охране труда и соблюдению техники безопасности в детском саду.

Состав: представители родителей детей, руководство образовательного учреждения

С участием родительского комитета решаются вопросы оказания практической помощи в проведении массовых мероприятий, экскурсий, в укреплении материально-технической базы, совершенствовании образовательного процесса.

6. Наличие информационной базы, обеспечивающей процессы управления. Программа мониторинга. Мониторинг образовательных результатов ДОУ.

Информационно-аналитическая деятельность является для меня одним из основных инструментов управления дошкольным учреждением.

Информация выступает сегодня как один из главных ресурсов, наравне с материальными и кадровыми, поэтому я не только владею актуальной и точной информацией, но анализирую и применяю ее в своих управленческих решениях.

В своей работе я выделила такие уровни информации как:

-Административно-управленческий (необходимый для моих решений)

-Коллективно-коллегиальный (для коллектива)

-Общественный (для детей и родителей)

Для сбора информации использую различные способы:

изучение документов директивных, информативных, правовых, методических на основе которых я организую деятельность своего образовательного учреждения.

Анкетирование педагогов и родителей. Изучение опыта других учреждений;

Одним из важных способов получения информации является мониторинг, который проводиться мною по разным направлениям:

- мониторинг кадрового обеспечения дает мне возможность проанализировать рост профессионального мастерства, повышение квалификации педагогов, образовательный уровень педагогических работников;

- мониторинг психологического климата в коллективе, который даёт изучить профессиональное выгорание и желание работать;

7. Создание условий в ДОУ для профессионального роста педагогических кадров. Динамика профессионального роста педагогов.

Одной из моих главных задач как руководителя является создание условий для творческой самореализации личности педагога, оказание помощи воспитателям в обретении неповторимой индивидуальности, раскрытии творческого начала каждого педагога, поиска своего стиля деятельности.

Управление методической работой в детском саду направлено на профессиональное повышение компетентности, становление, развитие и саморазвитие воспитателей.

В систему методической работы детского сада входят разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую реализацию инновационных программ и технологий.

Основными направлениями работы являются:

- внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий, опыт работы других детских садов;

- учет индивидуальных возможностей и личных качеств педагогов и его профессиональных интересов;

- своевременная оценка результатов с целью внесения коррективов в процесс профессионального совершенствования.

Система, созданная в ДОУ для повышения профессионального мастерства педагогов, способствует постоянному росту педагогического мастерства. Проведенное анкетирование воспитателей с целью изучения потенциала педагогического коллектива по отношению к инновационной деятельности показало, что 64% педагогов постоянно проявляют стремление к творческому росту, активность по отношению к педагогической деятельности, работе методических объединений. Педагогические кадры дошкольного учреждения постоянно и систематически повышают свою квалификацию через непрерывное образование и курсы повышения квалификации, а так же методическую работу в детском саду и самообразование.

8. Результаты деятельности ДОУ

Я, как руководитель, вместе с педагогами детского сада активно работаю над созданием условий для качественной подготовки выпускников к школьному обучению. Результативность педагогической деятельности наглядно просматривается на примере развития детей подготовительной группы.

Уровень развития мышления, речи, памяти, мелкой моторики соответствует возрастным нормам. Дошкольники демонстрируют высокий уровень познавательного интереса, у основной массы детей сформирована мотивационная готовность к школьному обучению – 79,5%. Можно сделать вывод, что программа подготовки дошкольников к благополучному переходу от одного социального статуса к другому дает положительные результаты.

Результатом воспитательной системы детского сада является:

- проявление у большинства воспитанников эмоционально – положительного отношения к сверстникам, своей семьей;

- повышение любознательности, познавательного интереса к природе, культурному наследию малой Родины,

- развитие коммуникативных способностей детей,

- активное участие семьи в педагогическом процессе, включение родителей в совместную деятельность.

У выпускников детского сада сформирован познавательный интерес, операция анализа, классификации, обобщения. Дети, получив знания, применяют их в различных видах деятельности. Задания выполняют с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. Способны к самостоятельному решению творческих задач, сделать умозаключение и выводы на основе имеющихся знаний. Речь содержательна, эмоциональна, выразительна, фонетически и грамматически правильная.

У детей развита произвольность психических процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированы интеллектуальные умения, основы художественных способностей: музыкальных, изобразительных, танцевальных. Они желают учиться в школе, имеют познавательный и социальный мотив учения. Педагоги устанавливают с родителями доверительные отношения и постоянно обеспечивают родителей психологической и педагогической информацией, стремятся к тому, чтобы реализовывался единый подход к ребенку с целью его личностного развития.

В детском саду воспитываются дети нескольких поколений. Создано древо таких династий. Наш коллектив считает, что если родитель приводит ребенка в детский сад, который посещал сам, - это хороший показатель, значит, у него остались самые приятные впечатления о нем.

Состав и содержание функций управления, технология их реализации в практике работы руководителя дошкольного образовательного учреждения

1. Функции управления, их взаимосвязь.
2. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
3. Целостная система внутренней информации в ДОУ.
4. Мотивационно-целевая функция.
5. Планово-прогностическая функция.
6. Организационно-исполнительская функция.
7. Контрольно-диагностическая функция.
8. Регуляторно-коррекционная функция.
Вопросы и задания по теме.

Литература

1. Функции управления, их взаимосвязь

Схема. Взаимосвязь функций управления

2. Информационно-аналитическое обеспечение управления

3. Целостная система внутренней информации в ДОУ

Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в дошкольных учреждениях необходимо прежде всего определить ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Формирование системы информационного обеспечения управления дошкольным учреждением по результатам включает следующие блоки информации (табл. 1—8).

1. Блок — Здоровье и здоровый образ жизни.

2. Блок — Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами.

3. Блок — Готовность ребенка к обучению в школе.

4. Блок — Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

5. Блок — Работа с кадрами.

6. Блок — Взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью.

7. Блок — Преемственность в работе детского сада и школы.

8. Блок — Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ.

Таблица 1. Здоровье и здоровый образ жизни детей

Таблица 2. Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами*

Таблица 3. Готовность ребенка к обучению в школе

Таблица 4. Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Таблица 5. Работа с кадрами

Таблица 6. Взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью

Таблица 7. Преемственность в работе детского сада и школы

Таблица 8. Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ

По каждому из перечисленных блоков информации составляются технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения.

В каждом из восьми блоков определено содержание информации, кто, когда ее собирает и где она используется.

Эта система информационного обеспечения внедряется во многих дошкольных учреждениях Москвы, Смоленска, Ульяновска, Перми и др.

А — аттестация
АК — аттестационная комиссия
АС — административное совещание
АХЧ — административно-хозяйственная часть
ВР — врач
З — заведующая
Л — логопед
МС — медицинская сестра
МУ — муниципальное управление
МР — музыкальный руководитель
МО — методическое объединение
ПК — педагогический коллектив
Пс — психолог
ПР — производственное совещание
ПС — педагогический совет
РК — родительский комитет
СтВ — старший воспитатель
СТК — совет трудового коллектива
УО — управление образованием
Ф — воспитатель по физической культуре

4. Мотивационно-целевая функция

Она рассматривается с позиций характеристик целей и механизмов образования.

Итак, цель — это осознанный желаемый результат.

Считается, что выбор цели — наиболее творческая часть управления. По источнику и способу образования как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организационной системы цели могут быть либо внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Для педагогических систем цели задаются обществом.

Внешние и внутренние цели различаются между собой способом связи с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающими субъекта к достижению этих целей.

Между целями и потребностями (мотивами) существует связь: цель или выбирает мотив, или мотивы трансформируются в цели. Поэтому данную функциональную стадию называют мотивационно-целевой.

За процессом целеобразования следует поиск условий и путей реализации целей. При личностно-ориентированном подходе в управлении дошкольным образовательным учреждением основной смысл мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им полномочиями.

5. Планово-прогностическая функция

Она является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа. Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Подготовка плана работы дошкольного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Это единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания государственных и общеобразовательных начал, обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования, стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;

выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы на год.

В процессе развития плана проходит его уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.

Необходимым условием реального планирования работы является также учет специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, а также индивидуальных особенностей тех, кто будет осуществлять на практике намеченные мероприятия.

При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.

6. Организационно-исполнительская функция

Это особая функция во всей цепочке взаимосвязанных этапов управленческого цикла, от которой зависит качество развития объекта.

В процессе совместной деятельности между членами коллектива устанавливаются организационные отношения с учетом закрепленных за ними определенных функций. Важнейшей задачей организационно-исполнительской функции является повышение эффективности системы этих отношений.

Руководитель должен объединить усилия для коллективной творческой работы. А такая организаторская работа предполагает три взаимосвязанных между собой этапа.

Первый этап — разработка творческими группами исполнителей моделей предстоящей работы. Модели могут быть оформлены в виде планов, памяток, схем, с обозначением действий, от которых зависит решение задач.

Второй этап — перевод разработанных моделей предстоящей деятельности в решения с четким указанием, кто и что будет делать, какими средствами и в какие сроки — т.е. распределение обязанностей.

Третий этап организаторской работы связан с мобилизацией усилий исполнителей (воспитатель, обслуживающий персонал, родители) на выполнение разработанной программы. На этом этапе важно правильно определить и использовать стимулы общественной активности исполнителей и различные методы и средства регуляции их поведения и деятельности.

Чтобы качественно обеспечить внедрение всех нововведений, необходимо преобразовать и структуру управления дошкольным образованием на всех уровнях. (См. материал лекции № 1 и приведенные там схемы 3 и 4.)

В структуре управляющей системы большинства детских садов, работающих в режиме функционирования, выделяют три уровня управления:

1-й уровень — заведующая детским садом;
2-й уровень — заместители заведующей и другие члены администрации;
3-й уровень — специалисты и воспитатели.

Руководитель дошкольного учреждения должен понимать, что выполнить привычные действия в рамках устоявшейся педагогической технологии — это одно, а выйти за эти рамки, осваивая новые методики, — нечто совершенно другое. При функционировании образовательной системы в традиционном режиме используются имеющиеся возможности: финансовые, кадровые, программно-методические, материально-технические и др. В развивающемся учреждении происходит наращивание этих возможностей и повышение эффективности их использования, идет поиск новых моделей управления, форм взаимодействия управляющей и управляемой системы.

Изменения структуры управления происходят в процессе создания в педагогическом коллективе временных творческих групп, экспертных комиссий, школ педагогического мастерства и др. Все эти создаваемые структуры должны иметь четкий статус. Построение новых организационных структур управляющей системы в дошкольном образовании — сложный процесс, требующий от руководителя знаний основных положений современной теории управления.

Организационно-исполнительская функция хранит в себе огромные резервы повышения эффективности управления дошкольным учреждением.

К основным направлениям повышения эффективности реализации данной функции относится:

1. Реализация личностно-ориентированного подхода в организации деятельности.

2. Научное и практическое обоснование, распределение функциональных обязанностей между аппаратом органов управления, руководителями ДОУ и членами педагогического коллектива.

3. Рациональная организация труда.

4. Формирование относительно автономных систем внутрисадовского управления.

7. Контрольно-диагностическая функция

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, можно отметить, что контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Дошкольное учреждение получило право самостоятельно контролировать и нести полную ответственность за конечные результаты обучения, воспитания, развития детей и подготовки их к школе.

1 Рефлексия — обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний; осознание себя в собственной деятельности.

Информационно-аналитическая деятельность является одним из основных инструментов управления дошкольным учреждением. Компетентный заведующий учреждением дошкольного образования обязан всесторонне использовать возможности информационно-аналитической системы , поскольку она позволяет оценить целесообразность развития различных направлений работы и оказываемых образовательных услуг. Рассматривая управление учреждением дошкольного образования с позиций содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по планированию, организации, руководству и мониторингу образовательного процесса. Педагогический анализ позволяет системно изучить деятельность субъектов образовательного процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением: определить эффективность управления дошкольным учреждением, качество дошкольного образования воспитанников, оценить систему методической работы либо профессиональную деятельность того или иного педагогического работника и др.

В практике работы учреждения дошкольного образования может осуществляться полный анализ (например, анализ деятельности учреждения дошкольного образования в целом) или локальный (анализ качества функционирования методического кабинета либо анализ деятельности педагогических работников санаторной или специальной группы).

По повторяемости педагогический анализ может быть периодически повторяющийся (оперативный), например, анализ отдельных компонентов образовательного процесса, ограниченных во времени распорядком дня и доступных разовому наблюдению, или постоянный (систематический).

В зависимости от содержания анализ может быть комплексным, итоговым или тематическим. Тематический анализ – это анализ хода реализации одной из образовательных областей учебной программы дошкольного образования (либо ее отдельного компонента). Объектами контроля может выступать анализ планирования образовательного процесса, методического обеспечения определенной образовательной области, уровней профессиональных знаний педагогов в данной области, форм взаимодействия с родителями, условий безопасной жизнедеятельности детей в группе. Цель и содержание тематического анализа должны строго соответствовать теме педагогического совета (тематического).

Для проведения тематического анализа следует придерживаться определенного алгоритма:

включение в годовой план работы учреждения дошкольного учреждения темы, цели и задач тематического анализа. (Тема определяется исходя из выявленных в ходе анализа деятельности учреждения дошкольного образования за предыдущий учебный год недостатков в реализации определенного направления деятельности);

составление плана тематического анализа, в котором раскрываются цель, задачи, методы, сроки проведения тематического анализа и др.;

непосредственное выявление состояния образовательного процесса либо его компонента в соответствии с планом тематического анализа;

определение положительных сторон анализируемого процесса и его проблемных полей, анализ причин, выявление резервов для устранения выявленных проблемных полей и направлений дальнейшей реализации выявленных положительных результатов;

составление аналитической справки с конкретными рекомендациями;

обсуждение аналитической справки на педагогическом совете;

Подготовка материала для итогового анализа.

Итоговый анализ – педагогический анализ результатов деятельности педагогического коллектива учреждения дошкольного образования за определенный период времени: квартал, полугодие, год. Из всех видов педагогического анализа итоговый является самым сложным, по итогам которого и результатам всех видов контроля, осуществленных в течение года, планируются задачи работы учреждения дошкольного образования на новый учебный год.

Субъектами педагогического анализа (т.е. лицами, осуществляющими педагогический анализ) могут быть заведующий дошкольным учреждением, его заместитель, воспитатель и др. В зависимости от того, кто собирает, анализирует сведения и пользуется ими, можно выделить три уровня информации: административно-управленческий (руководитель и его заместитель); коллективно-коллегиальный (педагогический коллектив); общественный (законные представители воспитанников).

Методы педагогического анализа представляют собой систему правил и операций, необходимых для изучения хода и развития образовательного процесса, а также причин, находящихся в основе формирования главных его показателей и результатов. Основной формой организации педагогического анализа является мониторинг – организация, сбор, хранение, обработка и распространение информации (мониторинг кадрового обеспечения, социально-образовательного уровня родителей, здоровья детей). К методам проведения мониторинга (педагогического анализа) относятся:

анализ предметно-развивающей среды;

анализ качества планирования (определение педагогической целесообразности планирования и влияния его качества на результативность образовательного процесса);

анализ детских работ (результат детской творческой деятельности, динамика художественного развития каждого ребенка, выявление зависимости динамики продвижения ребенка от эффективности педагогических усилий);

наблюдение за ходом образовательного процесса (деятельностью педагогов и детей);

анализ социально-личностного взаимодействия детей со сверстниками и педагогическим работником;

изучение эмоциональной атмосферы детской группы;

беседа педагога с ребенком;

собеседование с педагогом (уточнение позиций, взглядов педагогов на процесс развития детей, выявление уровня владения педагогом самооценкой, педагогической рефлексией);

просмотр и анализ проведенного занятия;

анкетирование педагогов и родителей;

социологический опрос и др.

Информация, поступающая в дошкольное учреждение, характеризуется достаточно большим объемом. С целью ее рационального распределения, обработки и анализа целесообразно в учреждении образования разработать систему оптимального документооборота на основании действующих нормативных правовых документов и с учетом специфики деятельности учреждения.

Таким образом, грамотное планирование и осуществление информационно-аналитической деятельности в дошкольном учреждении позволит повысить качество дошкольного образования, выявить скрытые резервы, потенциальные возможности личности каждого педагога и коллектива в целом.


Контроль — одна из функций управления, существующих в тесной взаимосвязи и органическом взаимодействии с функциями планирования, организации, педагогического анализа, регулирования и коррекции.

Это определение можно отнести и к контролю в образовательных учреждениях и, в частности, в дошкольных учреждениях.

Контроль в дошкольном учреждении — это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Уже было отмечено, что особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями.

Контроль невозможен без определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.

 Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов.

 Устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

 Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

 Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.

Требования к осуществлению контроля:

1. Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса;

2. Следует не просто проверять состояние дед, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в учреждении;

3. Контроль необходимо планировать;

4. В процессе контроля важна не просто констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;

5. Контроль будет действенным только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются;

6. Следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;

7. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.

Алгоритм осуществления контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка программы (плана) контроля.

3. Сбор информации.

4. Первичный анализ собранного материала.

5. Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков.

6. Проверка исполнения рекомендаций.

К типичным нарушениям Татьяна Сергеевна Кабаченко относит следующие:

 отсутствие системности, которая ведет к фрагментарности контроля, не дает объективной картины состояния дел в учреждении;

 избыточность показателей, подлежащих контролю, и фиксация внимания на второстепенных показателях, что ведет к перегрузке каналов информации, большим экономическим издержкам;

 отсутствие оперативности, которое приводит к запаздыванию корригирующих действий, усугубляет положение;

 неправильное определение субъекта корригирующего действия, что приводит к конфликтам в трудовом коллективе;

 суетливость, противоречивость указаний, а также неадекватность указаний по силе, субъекту, ведущая к растерянности персонала, так как мероприятия не дают ожидаемого эффекта;

 представление информации и форме, затрудняющей ее осознание, приводит к ошибкам, обусловленным неверной идентификацией.

В теории управления выделяют множество видов контроля, классифицируя их следующим образом:

a)Фронтальный.Цель: общий анализ деятельности учреждения. Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю, глубокую проверку деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом. Данный вид контроля может осуществляться в любое время года, а продолжительность составляет от 3х дней до недели. в процессе фронтального контроля изучаются:

 нормативно-правовые документы ОУ;

 оснащение педагогического процесса;

 воспитательно-образовательная работа с воспитанниками;

 работа с родителями;

 повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности.

Итоги фронтальной проверки по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педагогических советах, планерках. Некоторые вопросы выносятся на совещания при заведующей.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы. Наиболее эффективным является комплексное планирование внутрисадовского контроляввиде графической схемы, где указано, когда, кто и у кого будет изучать состояние педагогического процесса, в каких видах детской деятельности, какие формы, методы контроля, способы информации будут использованы.

В плане-задании указывается:

 тема, цель, сроки проведения фронтального контроля;

 методика организации контроля;

План-задание утверждается приказом заведующего по учреждению.

В справке отражается следующая информация о том:

 когда проводился контроль;

 тема контроля, цель;

 возрастная категория воспитанников;

 сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;

 краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;

 указание рекомендаций и сроков исполнения;

Целью тематической проверки является анализ деятельности учреждения по определенному направлению; изучение выполнения программы по конкретным разделам; выявление уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контрольподразделяется на итоговый и персональный. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1–2 месяца. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своей деятельности.

Тематический контроль планируется в годовом плане работы ДОУ. Продолжительность — от 1 до 3-х дней.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

С планом педагоги знакомятся примерно за 2 недели до проведения. В плане указывается:

 тема, цель, задачи, сроки проведения тематического контроля, номер групп;

 методика организации контроля;

План утверждается приказом заведующего по учреждению.

В справке отражается следующая информация о том:

 когда проводился контроль;

 тема контроля, цель;

 возрастная категория воспитанников;

 сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;

 краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;

 указание рекомендаций и сроков исполнения;

a) Предварительный (предупредительный). Цель: определение готовности педагогов к реализации намеченных планов. Этот вид контроля может использоваться руководителем при принятии ДОУ для его управления.

b) Оперативный. Оперативный контроль и его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Задачей предупредительного контроля является предупреждение того или иного недостатка. В содержание предупредительного контроля входят:

 выявление готовности педагогов к рабочему дню;

 определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения;

 анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т. д.

Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.

Оперативный контроль включает в себя экспресс-диагностику, которая способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных.

ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

С планом оперативного контроля педагоги знакомятся примерно за 2 недели до проведения. В плане указывается:

 вопросы контроля (оптимально ставить до 5–6 вопросов на проверку, т. к. есть возможность не охватить весь объем):

План утверждается приказом заведующего по учреждению.

В справке отражается следующая информация о том:

 когда и кем проводился контроль;

 тема контроля, цель;

 возрастная категория воспитанников;

 сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;

 указание рекомендаций и сроков исполнения;

 дата и подпись исполнителя.

c) Итоговый (заключительный) проводится после того, как работа выполнена.

Цель: определение конечных результатов деятельности учреждения и степени реализации намеченных планов.

Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени.

a) Административный осуществляется руководством учреждения. Цель: определение выполнения административных распоряжений, регламентирующих деятельность организации. Он может включать отслеживание руководителем выполнения сотрудниками образовательного учреждения приказов, инструкций, распоряжений;

b) Коллективный предполагает, для его осуществления объединение ряда сотрудников учреждения (возможно включение представителей других организаций). Цель: распространение творческого опыта педагогов в процессе организации в дошкольном учреждении открытых занятий,на которых могут присутствовать воспитатели данного образовательного учреждения, родители, учителя школы;

c) Взаимоконтроль осуществляется сотрудниками учреждения. Цель: согласование, координация деятельности сотрудников учреждения;

d) Самоконтрольосуществляется непосредственно сотрудником. Цель: определение личной значимости выполненной работы и достигнутых результатов.

Основные термины (генерируются автоматически): контроль, ВИД КОНТРОЛЯ, план, срок проведения, дошкольное учреждение, оперативный контроль, педагогический процесс, фронтальный контроль, воспитательно-образовательный процесс, педагогический коллектив.

Похожие статьи

Функции планирования и контроля в деятельности современного.

контроль, ВИД КОНТРОЛЯ, план, срок проведения, педагогический процесс, фронтальный контроль, оперативный контроль, дошкольное учреждение, воспитательно-образовательный процесс.

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной.

Проект оценки контроля качества образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): контроль, ВИД КОНТРОЛЯ, план, срок проведения, педагогический процесс.

Организация педагогического контроля в комплексной.

Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе. Автор: Мальгин Валерий Евгеньевич.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический контроль, спортивная школа, вид спорта, воспитательный процесс, занятие, комплексная.

Организация образовательного процесса в дошкольной.

. контроль, дошкольная образовательная организация, образовательная организация, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, образовательное учреждение, контрольно-диагностическая деятельность.

Система контроля как условие управления образовательной.

образовательное учреждение, контроль, образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс, классификация контроля, образовательная деятельность, качество образования, педагогический коллектив.

Системное управление качеством образования

образовательное учреждение, контроль, образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс, классификация контроля, образовательная деятельность, качество образования, педагогический коллектив.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

образовательный процесс, деятельность педагогов, дошкольное учреждение, модернизация образования, Россия, ребенок, развивающееся дошкольное учреждение, педагог, дошкольное образование.

Проект оценки контроля качества образовательного процесса.

образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, воспитательно-образовательный процесс, балл, старший воспитатель, контроль, улучшение качества, выплата, детский сад, дошкольное учреждение.

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ

образовательная деятельность, педагогическая диагностика, образовательный процесс, психологическая диагностика, педагогический процесс, ребенок, группа детей, дошкольное образование.

Читайте также: