Информационная база анализа затрат на качество продукции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по дисциплине

Тема: «Методы анализа затрат на качество продукции.

Разработан преподавателем

ГБПОУ КК ККЭП

Тема: «Методы анализа затрат на качество продукции.

Понятие и принципы ФСА.

В зависимости от целей анализа затрат на качество, и возможностей получения данных, необходимых для его осуществления, аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение продукцией определённого эта­па деятельности предприятия, и её место в цепочке формирова­ния затрат в конкретный момент.

На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА).

ФСА – это метод сис­темного исследования функций отдельного изделия или процесса, ори­ентированный на повышение эффективности использования ресурсов, путём оптимизации соотношения между потребитель­скими свойствами объекта и затратами на его разработку, произ­водство и эксплуатацию.

Основными принципами ФСА являются:

функциональный подход к объекту исследования;

системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;

исследование функций объекта и их материальных носи­телей на всех

стадиях жизненного цикла изделия;

соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;

коллективное творчество.

Функциональные признаки изделий.

Выполняемые изделием функции можно сгруппировать по ряду признаков.

По области проявления функции подразделяются на:

1) Внешние - это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой.

2) Внутренние - это функции, которые выполняют какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта.

По роли в удовлетворении потребностей, среди внешних функ­ций различают: главные функции, отражающие главную цель создания объекта, и второстепенные функции, отражающие побочную цель создания объекта.

По роли в рабочем процессе, внутренние функции можно под­разделить на:

1) Основную функцию, которая подчинена главной и обусловливает работоспособность объекта.

2) Вспомогательные функции, с помощью которых реализуют­ся главные, второстепенные и основные функции.

По характеру появления, все перечисленные функции делятся на:

1) Номинальные, которые задаются при формировании и создании объекта, и обязательны для выполнения.

2) Потенциальные - отражают воз­можность выполнения объектом каких-либо функций при изме­нении условий его эксплуатации.

3) Действительные - это факти­чески выполняемые объектом функции.

Все функции объекта могут быть полезными и бесполезными, а последние - нейтральными и вредными.

Основные этапы проведения ФСА.

Цель функционально-стоимостного анализа состоит в разви­тии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление, то есть в выборе наиболее благоприятного для потре­бителя и производителя решения.

Математически, цель ФСА можно представить, как:

где ПС – потребительская стоимость объекта,

З – затраты на достижение необходимых потребительских свойств.

Функционально-стоимостной анализ проводят в несколько этапов.

1) Подготовительный этап.

На подготовительном этапе уточняют объект анализа - носитель затрат.

Это особенно важно при ограниченности ре­сурсов производителя.

Например, выбор и разработка или усовершенствование про­дукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно.

Данный этап завершается, если найден вариант с низкой (по сравнению с другими) себестоимостью и высоким качеством.

2) Информационный этап.

На информационном этапе собираются данные – информация - об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические ха­рактеристики) и его составляющих (функции, материалы, себестоимость деталей).

Данные идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети.

В процессе работы, исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, про­ходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта (А).

3) Аналитический этап.

На аналитическом этапе подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности её уменьшения путём отсечения второстепенных и бесполезных функций.

Для этого целесообразно использо­вать принцип Эйзенхауэра - принцип АВС:

- А - функции главные, основные, полезные;

- В - функции второстепенные, вспомогательные, полезные;

- С - функции второстепенные, вспо­могательные, бесполезные.

Одновременно, отсекаются прежние затраты.

Использование табличной формы распределения функций облегчает ана­лиз.

Далее можно построить таблицу стоимости деталей по смете, и оценить весомость функций каждой детали во взаимосвязи с затратами на их обеспечение. Это позволит выявить возможные направления снижения издержек путём внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены одного вида мате­риала другим, более дешевым, и т. д.

Группировка затрат на функции по факторам производства по­зволит выявить первоочередность направлений снижения стоимости изделия.

Сопоставив удельный вес затрат на определённую функцию в общих затра­тах, и значимость этой функции, можно вычис­лить коэффициент затрат по функциям.

Оптимальным считается Кз/ф ≈ 1, причём желательно, чтобы Кз/ф

При существенном превышении коэффициен­та единицы, необходимо искать пути удешевления данной функ­ции.

Результатом проведённых этапов ФСА являются варианты реше­ния, в которых необходимо сопоставить совокупные затраты на изделия с какой-либо базой (например, с минимально возможными затратами на изделие).

Теория ФСА предлагает исчис­лять экономическую эффективность, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально воз­можной величине, и называется КФСА – коэффициент снижения текущих затрат:

где Ср – реальные затраты,

С min – минимально возможные затраты на изделие.

4) Исследовательский этап.

На исследовательском этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.

5) Рекомендательный этап.

На рекомендательном этапе отбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия.

С этой целью можно рекомендовать построение матричной таблицы.

С учётом значимости функций изделия, уровня затрат, потребительского спроса на данную продукцию, определяется уровень её рента­бельности.

Далее, принимается реше­ние о запуске в производство конкретного изделия или направ­лениях его усовершенствования.

Прочие методы анализа затрат на качество продукции.

1) Методы технического нормирования.

Основаны на расчёте подетальных норм и нормативов мате­риальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий), расчёте трудоемкости и иных затрет, включаемых в себестоимость продукции (технологии изготовления, хранения, транспортировки, гарантийное и сервисное обслуживание).

Методы технического нормирования позволяют доста­точно точно определить затраты как на новое изделие, так и на усовершенствование продукции.

2) Индексный метод.

Является одним из методов, позволяющих проанализировать измене­ние затрат, связанных с изменением качества продукции.

Сложность его применения заключается в том, что оба признака сравнения должны быть выражены количественно. Качество же не всегда имеет количественное значение. Например, продукция, прошедшая и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая ТУ и др.

3) Метод балльной оценки.

Применяется для оценки качества и конкурентоспособности изделия.

В соответствие с этим методом, каждому качественному параметру изделия вы­ставляется балл, с учётом значимости этого параметра для изде­лия в целом, по избранной для оценки шкале - 5-, 10- или 100-балльной.

После этого, определяется средний балл изделия, ха­рактеризующий уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия на средний балл, исчисляют стоимость одного среднего балла.

Подобный расчёт целесообразно проводить при сравнитель­ном анализе изделий, для решения вопроса об их запуске в про­изводство или эффективности предлагаемых усо­вершенствований.


Анализ себестоимости продукции, работ и услуг представляет собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. С помощью анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления.

Основной целью проведения анализа себестоимости продукции, работ и услуг является определение нерациональных, низкоэффективных затрат, а также разработка направлений, способствующих их снижению и исключению.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

– объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

– исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

– содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

– выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.

Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные пути развития организации, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчетности и позволяет оценить работу объединений, организаций и их подразделений за месяц, квартал и год.

Задачами текущего анализа являются:

– анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению себестоимости продукции,

– выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели себестоимости продукции,

– объективная оценка работы отдельных подразделений и организации в целом.

Информационной базой текущего анализа служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет.

Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости.

Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях.

Задачи оперативного анализа:

– определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня,

– своевременное предоставление полученной информации управляющей системе для принятия решений.

Оперативный анализ максимально приближен к производственным процессам. Его информационной базой служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Его объектами являются обеспеченность материальными ресурсами, использование производственного оборудования, уровень производственного брака, непроизводственных потерь и затрат, уровень затрат на производство отдельных изделий, узлов, деталей, услуг, работ.

Анализ себестоимости проводится в следующих основных направлениях:

– анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям,

– анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции,

– факторный анализ отклонений по статьям калькуляции,

Таким образом, анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установит резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Читайте также: