Инфекционные заболевания человека план урока

Обновлено: 01.07.2024

  • сформировать знания о причинах высокой смертности;
  • обеспечить усвоение учащимися проблемы долголетия связанными с инфекционными заболеваниями;
  • продолжать развивать навыки совместной работы в группе, умение высказывать собственное мнение;
  • формировать навыки работы с игровыми элементами, видеофрагментами, иллюстративными материалами;
  • формировать культуру здоровья на уроках биологии;
  • воспитывать культуру речи учащихся;
  • воспитать экологическую культуру и мышление учащихся.
  • вести словарную работу, пополнять словарный запас;
  • соблюдать сурдопедагогические цели.

Тип урока: конференция.

Вид урока: урок с применением компьютера (с использованием мультимедиа-средств обучения)

Оборудование: компьютер, иллюстративный материал, игровые элементы, видеосюжеты, таблицы, иллюстрации,

I. Работа по слухо-зрительному восприятию речи (словарная работа с материалом прошлого урока).

Учитель: На прошлом занятии мы начали изучать тему болезней человека. Сейчас вспомним и повторим основные термины к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока

Учитель: Наверное, потому, что мы мало имеем информации и данных по этому вопросу. Сегодня мы попытаемся приоткрыть тайную дверь в царство инфекций.

– Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок-конференция. На нашей конференции сегодня присутствуют врачи, советники при Всемирной организации здравоохранения, народный целитель – представители, изучающие различные аспекты медицины.
Мы попытаемся понять причину возникновения инфекций, их распространение, а также методы борьбы с ними.

III. Основная часть

Учитель: Человек рождается, живёт, взрослеет с мыслью, что жизнь бесконечна. В более взрослом возрасте мы понимаем, что это далеко не так. Существует много болезней способных унести жизнь как пожилого, так совсем юного организма. Почему это происходит и с чем связано мы и попытаемся разобраться сегодня.
– Сейчас перед нами выступит советник ВОЗ и расскажет нам о статистике средней продолжительности жизни.

  • Подолжительность жизни в странах СНГ и некоторых странах Европы.
  • Рождаемость, смертность и естественный прирост в странах СНГ. Слайды 3-4.

Учитель: Что же является причиной такой печальной статистики?

Учитель: Что же это за болезни, способные уносить жизни людей? Почему сейчас, в мирное время, каждый год от различных заболеваний умирают более 18 млн. человек, причем большая часть – дети? На эти вопросы нам постарается ответить специалист.

Врач-инфекционист: Да, это верно, существует множество болезней, способных лишить жизни человека, среди них: сердечно-сосудистые, онкологические заболевания. Не малую роль в этой печальной статистике играют инфекционные болезни. Слайд

Учитель: А что же означает само слово – инфекция? Что скрывается под этим понятием?

Врач-инфекционист: Инфекция – заражение живых организмов микроорганизмами. Слайд 8.
Инфекции бывают бактериального, вирусного происхождения, а также вызванные простейшими. Слайд 9.

Инфицирование простейшими (словарная работа к уроку).

Бактериальные: (строение бактерии) слайд 13.

– шаровидные – кокки;
– палочковидные – бациллы;
– извитые формы – спириллы.

Вирусные – это инфекции, возбудителями которых являются неклеточные формы жизни – вирусы (строение вируса) слайд 15.

Слайд: (вирус ОРВИ, полиомиелит, СПИДа) слайды 16, 17, 18.

Вирусолог:Вирусы – это опасные и коварные внеклеточные частицы, которые не имеют ни клеточной оболочки, ни клеточных структур. Вирус – это нить ДНК или РНК (генетический материал), окружённый капсидом. Вне организма вирус не размножается и не подаёт признаков жизни, но стоит ему попасть в организм человека, животного или растения, как капсид вируса растворяется и он начинает свою жизнедеятельность. Слайд 20.

Учитель: (работа со словарём к уроку) Из рассказа врача, мы можем судить о том, что вирусы и многие бактерии и правда очень опасны. Какие же существуют пути распространения инфекций?

Врач-инфекционист: слайд 21. Все инфекции можно разделить на следующие группы:

– инфекции верхних дыхательных путей;
– инфекции нижних дыхательных путей;
– кишечные инфекции;
– мочеполовые инфекции;
– кожные инфекции.

Учитель: Каким же образом эти частицы попадают в организм?

Врач-инфекционист: слайд 22. Путей распространения существует несколько, это:

– воздушно-капельный (ОРВИ, туберкулёз и др.)
– через укусы насекомых, животных (малярия, бешенство, энцефалит)
– грязные руки, немытые продукты питания, нечистоты (гепатиты)
– кровь, слизистые оболочки (СПИД).

Учитель: Итак, ребята, обратим внимание и запомним причины возникновения болезней.
И всё же, почему человек заболевает? Что является причиной того, что одни люди переносят болезни в лёгкой форме, другие – в тяжёлой форме, а некоторые люди вообще не болеют? Ваше мнение – почему так происходит? (Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что, по всей видимости, должна быть какая-то защита).
– Что же это за защита? Попросим рассказать об этом врача иммунолога.

Иммунолог: Эта защита называется иммунитетом. А изучает его отдельная наука иммунология. Слайд 23

Иммунология – наука о защитных реакциях организма, направленных на сохранение его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.

Иммунология зародилась, как наука по борьбе с инфекциями во второй половине 19-го и начале 20-го века. Совсем недавно, всего каких-нибудь 100-150 лет назад люди буквально вымирали от эпидемий инфекционных болезней. Например, во время русско-японской войны сражения останавливались, так как войска с обеих сторон вымирали от дизентерии Григорьева-Шига, которая протекает по типу холеры, с кровавым поносом. И то, что мы сейчас чувствуем себя достаточно благополучно, это всё результаты достижений иммунологии.
В 19-м веке стало понятно происхождение очень многих болезней. Было открыто, что микроорганизмы, простейшие, гельминты, вирусы и микоплазмы (открыты позже), способны вызывать болезни. А отвечают за иммунитет специальные клетки крови.
Как мы уже знаем, кровь человека состоит из: плазмы, эритроцитов, тромбоцитов, а также лейкоцитов. За обезвреживание чужеродных тел в крови и организме в целом, отвечают специальные клетки лейкоцитов – лимфоциты. Именно лимфоциты и отвечают за иммунитет организма. Форменные элементы крови. Слайд24.

Учитель: Теперь мы знаем – что бы не болеть, необходимо иметь крепкое здоровье, как сказал врач сильный иммунитет против инфекций. Но как же укрепить организм, что бы быть жизнерадостным и работоспособным?
На этот вопрос существует два противоположных мнения, мнение врача-терапевта и мнение врача, занимающегося нетрадиционной медициной, а также гомеопатией.

Врач-терапевт: Действительно, на сегодняшний день существует много инфекционных болезней, распространяющихся по всему миру. Поражают они как взрослый, так и детский организм, а особенно детский, так как дети имеют слабый иммунитет. Поэтому я вижу единственный выход – вакцинация населения. Болезни легче предупреждать, нежели потом лечить. Слайд 25

Врач-гомеопат: То, что болезни, вызванные инфекциями, необходимо предотвращать, я согласен, а вот вопрос вакцинации – спорный вопрос.
Бактерии, существуют как в окружающей среде, так и в организме человека, но они не должны вызывать болезни. И наша задача помочь организму, укрепив свои силы, самому бороться с инфекциями. А помощниками в этом являются только растения и животные, то, что нам дарует сама природа. Вакцинация же не является панацеей. Слайд 26

IV. Обобщение

Учитель: Вопрос вакцинации и требует детального рассмотрения и изучения, поэтому мы рассмотрим его на следующих занятиях. А сейчас подытожим результаты сегодняшней конференции. Слайд 27.

– Что же представляет собой инфекция?
– Какие пути распространения инфекций существуют?
– Что является основным в защите организма от инфекций?

  • сегодня я ознакомился с …
  • эта тема мне была …
  • больше всего понравился материал …
  • непонятным осталось …

Домашним заданием будут ответы на следующие вопросы:

– влияет ли образ жизни и культура поведения на долгожительство?
– какой вы видите профилактику:

а) кишечных инфекций;
б) половых инфекций, СПИДа.

Тема. Источники возбудителей инфекционных заболеваний. Меры профилактики. Эпидемии.

Цель: изучить разнообразие инфекционных заболеваний, выявить источники передачи возбудителей, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи: 1)формировать понятия: возбудителей инфекционных заболеваний, профилактика, эпидемия, иммунитет, бациллоноситель

2) воспитывать научное мировоззрение, коммуникативность, толерантность;

3) развивать умения и навыки: сравнивать, работать с дополнительными источниками информации, выделять гланое, применять знания для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

I .Объявление темы постановка, задач

Сегодня мы поговорим еще об одном факторе, влияющим на наше здоровье, работоспособность, хорошее настроение, желание творить и радоваться жизни. Речь пойдет о следующих оргнизмах, которые врываются в нашу жизнь, вносят изменения в наши планы..

Посмотрите на этот список, что вы можете о них сказать?

- бацилла Люффнера, которая является причиной развития дифтерии;

- сальмонелла, которая вызывает развитие сальмонеллеза;

-бацилла антрацис, которая является причиной сибирской язвы;

- бледная трепонему, которая вызывает сифилис;

- гонококки, которые являются пусковым моментом для возникновения гонореи.

Итак, тема нашего урока …..

II. Актуализация опорных знаний.

К какому царству живого мира относятся эти организмы? Чем отличаются Вирусы и Микроорганизмы? Какие заболевания они вызывают?

. III. Изучение новых знаний, умений и навыков

Инфекционные заболевания — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью , то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

- Какие виды иммунитета вы знаете? (врожденный, приобретенный)

- Что входит в иммунную систему?

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунитетом называют способность человека бороться с инфекционными заболеваниями. К инфекционным заболеваниям относят болезни, причиной возникновения которых являются различные микроорганизмы,грибы, вирусы, паразитические черви, насекомые.

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода , то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. (рот, кожа и т. д.)

На сегодняшний день медикам известны около 1200 различных инфекций, в той или иной мере опасных, поскольку не все они изучены до конца и не от всех из них существует средство спасения. Есть такие инфекционные заболевания, причины возникновения которых не совсем ясны, а лечение осложнено тем, что лекарства от болезни еще не были созданы.

Пути передачи инфекции.

Инфекционые болезни делятся на четыре группы в зависимости от места локализации инфекции, грибка, вируса или паразита:

- кишечные инфекции
- инфекции кожных покровов и слизистых оболочек
- инфекции дыхательных путей
- инфекции крови.
Возбудитель кишечных инфекций (дизентерия, холера, брюшной тиф, инфекционные гепатиты, ботулизм) выделяется во внешнюю среду с фекалиями, рвотными массами. В организмы здоровых людей возбудитель кишечных инфекций попадает с зараженной водой и пищей, с немытыми руками или при помощи мух.

Возбудитель инфекций дыхательных путей (коклюш, дифтерия, корь, ОРВИ ) выделяется во внешнюю среду при кашле, при отхождении мокроты, при чихании и просто с выдыхаемым воздухом.

Возбудитель инфекций крови (лейшманиоз, флеботомная лихорадка, малярия, энцефалит (клещевой и комариный), чума, лихорадка, тиф) обитает в крови членистоногих. Здоровый человек заражается при укусах членистоногих: клещей, комаров, слепней, блох, вшей, мух, мошек и мокрец.

Возбудитель инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки. Здоровый человек заражается данными инфекциями при половых контактах с больными людьми, при бытовых контактах (использование полотенец и постельных принадлежностей, белья), при ослюнении и укусах зараженных животных, при ссадинах и царапинах, и попадании на поврежденные участки кожи зараженной почвы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

2. Развивать умение избегать инфекционных заболеваний

3. Закрепить имеющиеся знания по профилактике инфекционных заболеваний

Место проведения занятия: учебный кабинет

Продолжительность проведения занятия: 45 минут

Вступительная часть

Организационные моменты.

проверка готовности учащихся к уроку.

Повторение пройденного материала.

Модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему

Основные нормативно-правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Основная часть

Изучение нового материал

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

Как вы думаете, какова причина возникновения инфекционной болезни?

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Рассмотрим основные пути передачи инфекции и их характеристику


Существует так же классификация основных инфекционных болезней

Инфекционные заболевания, которыми болеет только человек, передаются от человека к человеку (антропозы)

Инфекционные заболевания, общие для животных и человека

Кишечные инфекции

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз

Кровяные инфекции

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление)

Инкубационный период это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период – выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Эпидемия - массовое распространение инфекционных заболеваний, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Пандемия - эпидемия, охватывающая несколько стран или материков

Профилактика инфекционных болезней – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска. Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические).

Специальные мероприятия – противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия направленные на предупреждение, уменьшение размеров и последствий эпидемий.

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый.

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно – путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время – в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды – токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции – лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы – антитела.

III. Закрепление материала

Что такое инфекционные заболевания, чем они опасны, пути передачи инфекций?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ § 15 Инфекционные заболевания человека.docx

План-конспект по биологии 10 класс

Тема урока: Инфекционные заболевания человека

Тип урока: комбинированный

Цель: формировать знания об различных группах инфекционных заболеваний человека

Задачи: образовательные: организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о наиболее распространенных инфекционных заболеваниях человека, о группах таких заболеваний, путях их передачи и профилактике заражения;

развивающие: способствовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, анализировать; научить учащихся различать инфекционные заболевания по их симптомам; развивать навыки профилактики инфекционных заболеваний;

воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры здоровьясбережения.

Методы: словесные, словесно-наглядные, практические.

Материалы и оборудование: учебное пособие для 10-го кл. учреждения общ. сред, образования с рус. яз. обучения / С. С. Маглыш - Минск : Народная асвета, 2019. - 280 с., рабочая тетрадь, презентация, подборка заданий для изучения темы.

Структура урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

2.2. Как вариант, можно дать индивидуальные карточки: до 6 баллов – по материалу параграфа (за правильный ответ о,6 б), до 8 баллов – материал параграфа + простой вопрос, до 10 баллов – материал параграфа + сложный вопрос.

1. Изменение температуры на 3-4 градуса является для организма:

а) Слабым б) Нормальным в) Умеренным г) Резким д) Средней величины

2. Восприятие температуры связано с:

а) работой только головного мозга б) физиологическими особенностями человека

в) физическим состоянием человека г) утомляемостью человека

3. Восприятие температуры происходит при помощи:

а) фоторецепторов б) терморецепторов в) головного мозга г) спинного мозга д) кожи

4. Какой орган при изменении температуры начинает проходить цикл непроизвольных сокращений:

а) гладкие мышцы артериол б) потовые железы в) скелетные мышцы г) кожа

5. Какой орган приспосабливается к изменению температуры при помощи выделения гормонов тироксина и трийодтиронина:

а) надпочечники б) потовые железы в) поджелудочная железа г) щитовидная железа

6. При помощи какого органа происходит расходование тепла при помощи выведения веществ:

а) стенок артериол б) скелетных мышц в) потовых желез г) надпочечников

7. С помощью каких гормонов происходит сужение сосудов кожи, изменяя уровень теплоотдачи:

а) тироксина б) адреналина в) инсулина г) глюкогона д) трийодтиронина е) норадреналина

8. Ускоряет обмен веществ для теплообразования:

а) надпочечник б) поджелудочная железа в) щитовидная железа г) вилочковая железа

9. Расширяют просвет для теплоотдачи:

а) скелетные мышцы б) гладкие мышцы стенок артериол

в) потовые железы г) протоки надпочечников

10. Закаливание - это

1. Изменение температуры на 3-4 градуса является для организма:

а) Слабым б) Нормальным в) Умеренным г) Резким д) Средней величины

2. Восприятие температуры связано с:

а) работой только головного мозга б) физиологическими особенностями человека

в) физическим состоянием человека г) утомляемостью человека

3. Восприятие температуры происходит при помощи:

а) фоторецепторов б) терморецепторов в) головного мозга г) спинного мозга д) кожи

4. Какой орган при изменении температуры начинает проходить цикл непроизвольных сокращений:

а) гладкие мышцы артериол б) потовые железы в) скелетные мышцы г) кожа

5. Какой орган приспосабливается к изменению температуры при помощи выделения гормонов тироксина и трийодтиронина:

а) надпочечники б) потовые железы в) поджелудочная железа г) щитовидная железа

6. При помощи какого органа происходит расходование тепла при помощи выведения веществ:

а) стенок артериол б) скелетных мышц в) потовых желез г) надпочечников

7. С помощью каких гормонов происходит сужение сосудов кожи, изменяя уровень теплоотдачи:

а) тироксина б) адреналина в) инсулина г) глюкогона д) трийодтиронина е) норадреналина

8. Ускоряет обмен веществ для теплообразования:

а) надпочечник б) поджелудочная железа в) щитовидная железа г) вилочковая железа

9. Расширяют просвет для теплоотдачи:

а) скелетные мышцы б) гладкие мышцы стенок артериол

в) потовые железы г) протоки надпочечников

10. Закаливание - это

11. В зимнее время вы могли наблюдать следующую ситуацию. Если выйти из теплого помещения на улицу, где температура воздуха около – 25 0 С, кожа на щеках сначала краснеет, а спустя некоторое время белеет. Если оставаться на улице при такой температуре воздуха 20-30 минут без движений (на автобусной остановке, например), то человек начинает покрываться дрожью. Попытайтесь объяснить описанные явления, опираясь на материал учебного пособия.

1. Изменение температуры на 3-4 градуса является для организма:

а) Слабым б) Нормальным в) Умеренным г) Резким д) Средней величины

2. Восприятие температуры связано с:

а) работой только головного мозга б) физиологическими особенностями человека

в) физическим состоянием человека г) утомляемостью человека

3. Восприятие температуры происходит при помощи:

а) фоторецепторов б) терморецепторов в) головного мозга г) спинного мозга д) кожи

4. Какой орган при изменении температуры начинает проходить цикл непроизвольных сокращений:

а) гладкие мышцы артериол б) потовые железы в) скелетные мышцы г) кожа

5. Какой орган приспосабливается к изменению температуры при помощи выделения гормонов тироксина и трийодтиронина:

а) надпочечники б) потовые железы в) поджелудочная железа г) щитовидная железа

6. При помощи какого органа происходит расходование тепла при помощи выведения веществ:

а) стенок артериол б) скелетных мышц в) потовых желез г) надпочечников

7. С помощью каких гормонов происходит сужение сосудов кожи, изменяя уровень теплоотдачи:

а) тироксина б) адреналина в) инсулина г) глюкогона д) трийодтиронина е) норадреналина

8. Ускоряет обмен веществ для теплообразования:

а) надпочечник б) поджелудочная железа в) щитовидная железа г) вилочковая железа

9. Расширяют просвет для теплоотдачи:

а) скелетные мышцы б) гладкие мышцы стенок артериол

в) потовые железы г) протоки надпочечников

10. Закаливание - это

11. Известно, что при гипотермии жизнедеятельность организма снижается, это приводит к уменьшению потребности в кислороде. Как вы думаете, где может применятся данное обстоятельство? Назовите факторы развития гипотермии. Какую помощь можно оказать человеку с гипотермией?

Целеполагание, актуализация знаний

3.1 Учитель предлагает учащимся посмотреть за окно и описать погоду, которая сейчас на улице. В процессе писания учащимися погоды, учитель подводит к тому, что за окном сейчас осень, скоро будет зима, а это значит что начинается сезон заболеваний ОРВи. Учитель задает вопрос: а что такое ОРВи? (острая респираторная вирусная инфекция).

3.2 Озвучивается тема; формулирование цели урока учащимися.

Изучение нового материала

4.2. Выполнение задания №1 из карточки заданий на уроке. Учащиеся могут работать парно: обсудить какие биотические факторы могут влиять на организм человека. Афиширование результатов. По ответам учащихся, учитель подводит ребят к тому, что возбудителями и переносчиками инфекционных заболеваний могут быть самые разнообразные живые организмы и в зависимости от пути передачи, возбудителя и переносчика выделяют определенные группы инфекционных заболеваний (слайд презентации).

4.3. Выполнение задания №2 в карте заданий урока: самостоятельное выполнения (индивидуальное или парное – по желанию учителя). Учащиеся должны на основе своего опыта и знаний (без использования книги) попробовать соотнести группу заболевания, путь его передачи и инфекцию.

4.4. Физкультминутка: в рамках такого урока можно провести дыхательную гимнастику с закрытыми глазами (поднимает руки вверх – глубоко вдыхает, опускаем вниз – выдыхаем).

4.5. Афиширование результатов выполнения задания №2 с сопровождением презентации. Учитель комментирует и корректирует ответы (при необходимости).

4.7. Профилактика инфекционных заболеваний (ориентируясь на время, учитель либо демонстрирует слайд с рекомендациями и проводит небольшое обсуждение или дает время на групповую работу, где составляется памятка о профилактике).

Систематизация и закрепление изученного материала

5.1. Работа с вопросами № 3 и №4 по карточкам работы на уроке.

5.2. Работа с вопросом №5 (если осталось время; можно задать как дополнительное задание домой)


Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Эта истина всем знакома, именно поэтому урок об основных инфекционных заболеваниях обязательно будет вам полезен. Он позволит вам узнать, какие бактерии и вирусы существуют, а также какие созданы методы борьбы с ними.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика"

Каждый из вас хоть когда-нибудь болел, и чаще всего это происходило из-за различного рода инфекций. Сегодня мы познакомимся с инфекционными болезнями и с методами борьбы с ними. Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями, такими как болезнетворные бактерии, вирусы или простейшие грибки.

Профилактика инфекционных болезней – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска.

Инфекционная болезнь возникает вследствие внедрения в организм человека одного из вышеупомянутых возбудителей и вступления их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Большинству болезней свойственна периодичность развития. Таким образом, различают следующие периоды болезни: инкубационный, то есть, скрытый, когда возбудители уже находятся в организме, но нет никаких внешних признаков их деятельности; начальный, то есть период проявления внешних признаков заболевания; период основных проявлений, то есть разгар болезни, наиболее тяжёлое состояние организма; и, наконец, угасание симптомов, то есть, выздоровление.

Периоды развития большинства инфекционных болезней

Существует классификация основных инфекционных болезней по преимущественно поражаемым возбудителем органам, путям поступления, передачи и способам его выделения во внешнюю среду.

Классификация инфекционных болезней

Различают кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции и инфекции наружных покровов. Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека, для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Существует два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. Врождённый иммунитет передаётся по наследству вместе с другими генетическими признаками. Приобретённый иммунитет, по наследству не передаётся; он вырабатывается в результате перенесённой болезни или вакцинации (вакцинация – это, как раз и есть пример профилактического мероприятия). В свою очередь приобретённый иммунитет может быть активным или пассивным. Под активно приобретённым иммунитетом подразумевается перенесение определённой болезни или вакцинации. Пассивно приобретённый иммунитет может быт создан искусственным путём посредством введения в организм антител, полученных от переболевших той или иной болезнью или прошедших вакцинацию.

Виды иммунитета

Однако такой иммунитет не сохраняется надолго: как правило, на три-четыре недели, в то время как активно приобретённый иммунитет может сохраниться на всю жизнь, например, к таким болезням как корь или ветрянка.

Чтобы следить за здоровьем, полезно иметь хотя бы общие понятия об иммунной системе. Иммунная система – это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма. Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом или вирусом. Попав в тело человека, микроб-возбудитель начинает размножаться и, вместе с тем, выделять токсины. В какой-то момент концентрация этих токсинов становится критичной, и проявляется реакция организма. Иммунная система мобилизует лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы, называемые антителами. Именно антитела нейтрализуют активность токсинов, вирусов и бактерий.

Сопровождается такая борьба с микробами, как правило, повышенной температурой и учащённым пульсом; именно поэтому мы чувствуем недомогание во время болезни.

Давайте подведём итоги нашего урока. Инфекционные болезни – это патологическое состояние человеческого организма, вызванное болезнетворными микробами. Иммунная система человека мобилизует организм на борьбу с микробами. Замечено, что люди, ведущие здоровый образ жизни менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Читайте также: