Индивидуальный стиль деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Введение

Жизненный успех человека в целом напрямую зависит от его полноценной самореализации в жизни и эффективного использования им своих достоинств, при возможном компенсировании своих недостатков. Это достигается с помощью формирования и применения им оптимального для него индивидуального стиля деятельности. Стабильность его профессиональной деятельности и служебная карьера тесно связаны с его полноценной самореализацией в избранной профессии. Важнейшим условием для этого является эффективность его стиля профессиональной деятельности. Проблема индивидуального стиля и его эффективного применения изучается в дифференциальной психофизиологии. Рассмотрим это важное понятие.

Определение понятия

Стиль индивида проявляется в его способе жизни и деятельности, в организации своей окружающей среды, в коммуникации, в эмоциоральном реагировании, в самопрезентации и самореализации, а также в саморегуляции.

Стиль - это универсальная характеристика способа жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты его бытия.

Стиль человека проявляется во всем — от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) - это целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности её процесса для субъекта (Толочек В.А.).

Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия и приёмы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные для индивида). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовой атакующий стиль. Его приверженцы предпочитают бороться с обороняющимся, малоподвижным противником, используют атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергают контратакующую тактику, направленную на атакующего, высокоподвижного противника, ведущего бой на дальней дистанции.
При относительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществления у субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться собственный эффективный ИСД.

В.А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.
К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности. К бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, лёгкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.

Индивидуальные стили деятельности (ИСД)

Источник: Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // ПАСС МирПс 082006 ж. Мир психологии, 2006, № 3, с. 127 – 142. [ сайт ]

Иерархия стилей

2. Стиль поведения.
3. Стиль деятельности.

4. Стиль профессиональной деятельности

5. Стиль коммуникации.

6. Стиль саморегуляции

Стиль саморегуляции. Под саморегуляцией произвольной активности понимают системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А. 1980, Морасанова В.И. 1998, Сперанский В.И., 1991). К стилевым или индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относят: 1) индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирования - выдвижения целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; 2) стилевые особенности целостной системы саморегилирования, выступающей в качестве личностных свойств (например, самостоятельность, надежность, гибкость) (Морасанова В.И., 1998). Источник: [ сайт ]

7. Стиль самопрезентации (самовыражения).
8. Стиль самоактуализации.
9. Стиль преобразования окружающей среды.

Психофизиологическая основа индивидуального стиля - это уникальная индивидуальная комбинация из совокупности свойств нервной системы и качеств личности, которая позволяет добиваться успеха и эффективности в жизни и деятельности своим определенным характерным способом.

Выбор определённого способа достижения успеха и эффективности зависит от задатков, качеств, склонностей, способностей и одаренности индивида, а также от влияния на него окружающей среды.

Адекватный адаптивный стиль позволяет наиболее эффективно приспособиться к конкретным условиям жизни и деятельности.

Адекватность реализуется по трем направлениям:
1. По отношению к собственному набору способностей.
2. По отношению к социальному окружению.
3. По отношению к деятельности, ее целям, задачам и способам достижения.

Способы достижения одной и той же цели могут быть разными, поэтому к совершенно одинаковым результатам могут приводить совершенно разные стили.

Формирование стиля опирается на систему внутренних ценностей, способностей и ресурсов.

По мере использования определенного стиля происходит адаптация человека к самому стилю, формируются соответствующие навыки, привычки, и данный стиль становится для него ещё более предпочтительным.

Группировка людей по стилю

1. Подготовительный стиль
Наибольшее внимание уделяется подготовительным действиям. У людей с таким стилем преобладают драйв-рефлексы. Наиболее важно для них – оказаться в нужное время в нужном месте в нужном состоянии и с нужными средствами. Соответственно, их действия направлены на упреждающее обеспечение всего этого. Подготовительному стилю соответствует слабый тип нервной системы.

2. Исполнительский стиль
Предпочтение отдается исполнительской деятельности в конкретной ситуации. Адаптация идёт в рамках самой этой ситуации и при её повторах. Исполнительскому стилю соответствует сильный тип нервной системы.

Ни у одного стиля нет явных преимуществ перед другим. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Дополнительные материалы

Стиль человека. Психологический анализ / Под ред А. В. Либина. - М.: Смысл, 1998. 310с. [скачать]

Так, для Мерлина индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) является системообразующим звеном, формирующим интегральную индивидуальность человека. Основываясь на идеях Б.Г. Ананьева о целостном изучении индивидуальности человека, Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических различиях и в рамках концепции интегральной индивидуальности выделил три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровень индивидуально-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений.

На уровне организма биохимические свойства индивидуальности человека характеризуются уникальными для каждого организма особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эндокринными железами. Общесоматические свойства индивидуальности отражают особенности тела как биомеханической машины: вес, рост, мышечную массу, давление крови, объем легких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний. Нейродинамические свойства характеризуют скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели. Под функциональной асимметрией мозга понимается доминирование одного из полушарий коры головного мозга. У леворуких доминирует правое полушарие, у праворуких – левое. Асимметрия затрагивает также работу глаз, слухового анализатора, управление движением ног, функции восприятия запахов левой и правой половиной носа. Есть данные о том, что у людей с преобладанием правого полушария чаще встречается талант художника, чем ученого, и наоборот.

В системе индивидуально-личностных (по Мерлину, индивидуально-психических) свойствпредставлены темперамент и психические свойства личности. Темперамент рассматривается Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека. Характер в системе интегральной индивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ поведения, эмоционального реагирования. Если темперамент отражает формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека, то характер связан с поступками человека, содержательными особенностями отношения человека к жизненным обстоятельствам. Черты характера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности. Они представляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к разным сторонам действительности. Характер в известной мере может быть изменен самим человеком в процессе самовоспитания или под влиянием изменений в организме, т.е. непроизвольно (например, у хронически больных людей).

Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отражает спецификуличностного и социального статуса человека, понимаемую как совокупность особенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивидуальности Мерлин обозначает также термином метаин-дивидуальность, ибо здесь имеются в виду психологические характеристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми. Мерлин полагает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности(относительно автономных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека – сложно опосредованная, непрямая. Человек представляет собой целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Индивидуальный стиль определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности, под влиянием вышележащих иерархических уровней происходят направленные изменения в проявлениях нижележащих уровней индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. Индивидуальный стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях продукта деятельности. Могут быть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД (типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний (Е.А. Климов, В.И. Моросанова и др.).

Индивидуальный стиль деятельности выполняет функцию приспособления человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности (О.Г. Носкова) и представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности. Учет и формирование ИСД является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности. Связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью необходимо учитывать уже при проведении профориентационной работы с молодежью. Проектирование трудового пути учащихся предполагает выявление их индивидуальных особенностей и прогнозирование на этой основе индивидуально-своеобразных способов деятельности в зависимости от требований профессий.

Проблемы индивидуального стиля имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Особое значение приобретает задача выявления условий, обеспечивающих управление формированием индивидуального стиля. Знания о строении и внутренней организации ИСД являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Хотя механизмы адаптации и компенсации играют очень важную роль в индивидуальном стиле, они не всегда обеспечивают достижение необходимого результата деятельности. Кроме этих механизмов, существенное значение имеют особые механизмы, обеспечивающие выполнение трудовых действий в оптимальных границах (М.Р. Щукин). Необходимость доведения характеристик трудовых действий до таких границ связана с тем, что в ряде случаев некоторые негативные особенности деятельности, обусловленные свойствами нервной системы, невозможно компенсировать другими особенностями, а также с тем, что благоприятные возможности человека не всегда реализуются в трудовой деятельности. Так, М.Р. Щукиным обнаружено, что инертность нервной системы может иметь явно нежелательные проявления, выражающиеся в чрезмерной растянутости выполнения как отдельных операций и действий, так и заданий в целом. Отмеченная особенность может закрепиться, стать привычной и в конечном счете отрицательно влиять на уровень производительности труда. Наряду с этим некоторые подвижные субъекты деятельности проявляют торопливость, что выражается не только в быстром темпе деятельности, но и в недостаточной тщательности выполнения действий и ослабленном контроле. Редкое выполнение контрольных действий в ряде случаев приводит к ухудшению качественных показателей работы. Недостатки в выполнении контрольных действий наблюдаются и у инертных лиц, они проявляются в многократных повторениях отмеченных действий и медленном их выполнении.

Описанные случаи следует характеризовать как нерациональный индивидуальный стиль, или псевдостиль (М.Р. Щукин), так как особенности выполнения тех или иных трудовых действий явно выходят за пределы оптимальных границ, что приводит к низким или односторонним результатам (низкая производительность при высоком качестве или наоборот).

Индивидуальный стиль деятельности связан прежде всего с выделением индивидуально-своеобразных приемов деятельности, характеризующих разные ее стороны. Во многих исследованиях в первую очередь отмечаются типологически обусловленные особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий: лица с подвижной и лабильной нервной системой обладают повышенными скоростными возможностями в выполнении различных действий, а лица с инертной нервной системой обладают благоприятными возможностями для выполнения медленных и однообразных действий. Кроме того, у инертных лиц и лиц со слабой нервной системой наблюдается развернутая ориентировочная деятельность. Таким образом, у одних лиц имеются более благоприятные возможности для достижения высокой производительности труда, а у других – для достижения высокого качества. Однако благодаря использованию механизмов компенсации и коррекции обеспечивается достижение высоких результатов по обоим названным показателям деятельности.

Особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий занимают центральное место в системе трудовых приемов, так как они в первую очередь влияют на результаты деятельности. Вместе с тем эти результаты зависят и от особенностей деятельности, относящихся к другим ее сторонам.

У субъектов труда обнаруживается избирательность в отношении различных ситуаций и заданий, базирующаяся на тенденции создавать более удобные, соответствующие своим индивидуальным особенностям условия деятельности. Так, лица с подвижной и лабильной нервной системой склонны варьировать, разнообразить работу, в то время как представители инертной нервной системы охотно выполняют задания, требующие однообразных многократных действий.

Еще одна сторона деятельности, в которой обнаружены типологически обусловленные различия, связана с организацией рабочего места. Если у инертных наблюдается склонность заранее расположить инструмент и приспособления в определенном и привычном порядке и запастись материалом, то у подвижных в расположении инструмента и обеспечении будущей работы строгой организации не наблюдается. Эти особенности, несомненно, связаны с тенденцией создавать удобные условия деятельности.

Индивидуальные особенности существуют также в соблюдении предъявляемых к работе требований (в том числе и правил техники безопасности). Лица с инертной и слабой нервной системой более тщательно и пунктуально выполняют эти требования, в то время как у лиц с подвижной и сильной нервной системой наблюдаются более частые отступления от них. Это, естественно, приводит к более частому возникновению ошибок и брака в работе.

Трудовые приемы зависят не только от свойств нервной системы. Проявления этих свойств испытывают на себе влияние мотивов и отношений личности. Известно, что сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента. Положительное отношение к деятельности, высокий уровень мотивации способствуют более полному использованию благоприятных, типологически обусловленных возможностей, облегчают компенсацию недостаточно выраженных особенностей и позволяют доводить характеристики трудовых приемов до требуемых оптимальных границ. Типологически обусловленные особенности деятельности, обеспечивающие достижение высокого успеха, активизируют мотивационную сферу и закрепляют положительное отношение к работе. Таким образом, взаимодействие между свойствами личности и свойствами нервной системы имеет непосредственное отношение к управлению формированием индивидуального стиля трудовой деятельности, в связи с чем возникает необходимость в учете психологических механизмов, обеспечивающих это взаимодействие.

Одним из таких механизмов является эмоциональный фактор. В индивидуальном стиле он выступает в нескольких аспектах. Во-первых, эмоциональное состояние является показателем соответствия выполняемых действий, заданий, а также ситуаций деятельности типологическим особенностям человека. Во-вторых, в зависимости от свойств нервной системы ситуации напряжения (возникновение неполадок в работе, контрольная работа и т.д.) по-разному влияют на деятельность. Если у лиц с сильной и подвижной нервной системой в этих ситуациях деятельность улучшается, то у лиц со слабой и инертной системой – ухудшается. В-третьих, индивидуальное своеобразие в эмоциональных реакциях определяется устойчивыми эмоциональными качествами, связанными с типом нервной системы и темперамента (тревожность, высокая или низкая эмоциональная возбудимость и т.д.). Эти качества могут существенно обусловливать особенности трудовых приемов. В частности, повышенная тревожность, характерная для лиц со слабой нервной системой, выступает как фактор, способствующий более развернутому проявлению ориентировочных действий.

Другими компонентами индивидуального стиля, играющими связующую роль между личностным и нейродинамическим уровнями индивидуальности, являются самооценки и установки. У лиц с противоположными типологическими особенностями были обнаружены достаточно отчетливые различия в самооценках и установках: подвижные в целом оценивают себя выше, чем инертные. Особенности в самооценках и установках требуют проведения дифференцированной работы с обучающимися с целью нейтрализации внушенных негативных оценок своих динамических качеств, формирования уверенности в своих возможностях, показа достоинств и недостатков в работе, создания благоприятного эмоционального фона при критическом анализе деятельности, перестройки неправильных установок. Такая работа способствует более глубокому осознанию выполняемой деятельности и созданию установок на овладение рациональными трудовыми приемами, обеспечивает положительную мотивацию в учебно-производственной деятельности.

Таким образом, индивидуальный стиль представляет собой систему приемов работы, характеризующих различные стороны деятельности: особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий, выбора ситуаций и заданий, организации рабочего места, подготовки к работе и соблюдения предъявляемых требований. В качестве определяющего компонента в этой системе выступают особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий. В основе системы трудовых приемов лежат механизмы адаптации, компенсации и коррекции. Своеобразие выполнения трудовых действий, их соотношение и взаимосвязь обусловлены влиянием свойств различных иерархических уровней индивидуальности, прежде всего личностного и нейродинамического уровней. В качестве связующих звеньев между этими уровнями выступают такие компоненты индивидуального стиля, как эмоциональный фактор самооценки и установки. Они позволяют осуществлять направленное влияние свойств личностного уровня (как вышележащего) на проявления свойств нервной системы (как нижележащего уровня) (М.Р. Щукин).

Индивидуализированные рекомендации психологов в процессе профессионального консультирования должны быть направлены, во-первых, на максимальное использование благоприятных типологически обусловленных возможностей, во-вторых, на компенсацию нежелательных проявлений свойств нервной системы и, в-третьих, на коррекцию трудовых действий с целью доведения их характеристик до оптимальных границ. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения трудовых приемов может привести к появлению псевдостиля, препятствующего успешному выполнению деятельности.

Важно также учитывать индивидуальные различия в овладении трудовыми умениями и навыками. Скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками.

К.М. Гуревич выделил два типа профессий. К профессиям первого типа он отнес виды деятельности, в которых либо отсутствует зона неопределенности, т.е. жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны, в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения), либо деятельность выполняется в экстремальных условиях, либо деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности. Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем для обеспечения высокопродуктивной деятельности полезен профессиональный отбор. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда Гуревич называет абсолютной профессиональной пригодностью.

Несмотря на то что стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности (В.А. Толочек).

В большинстве случаев индивидуальный стиль деятельности формируется у субъекта деятельности стихийно. Однако варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профессиональной адаптации.

Достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не результативностью.

Так, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "индивидуальный стиль деятельности" в других словарях:

Индивидуальный Стиль Деятельности — достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не его результативностью. Например, при необходимости работать в повышенном темпе человек с… … Психологический словарь

индивидуальный стиль деятельности — individualus veiklos stilius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kuriam nors žmogui būdinga veiklos įgūdžių, tikslo siekimo metodų, priemonių, uždavinių sprendimo būdų sistema. atitikmenys: angl. individual style of activity vok … Sporto terminų žodynas

индивидуальный стиль деятельности — (в труде, учении, спорте) – характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. * * * характерная для данного индивида… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Он позволяет людям с разными индивидуально типологическими особенностями нервной системы, разной… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности [66, c. 131; 67, c. 137; 82, c. 263] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Индивидуальный стиль деятельности — характерная для данного индивида система навыков, методов, приёмов, способов выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное её выполнение … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Индивидуальный стиль деятельности — индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями… … Психология человека: словарь терминов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в труде, учении, спорте) — (англ. individual style of performance) характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных… … Большая психологическая энциклопедия

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ — совокупность задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, напр., ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя. Поскольку И. с. определяется соотношением задач и способов деятельности … Педагогический словарь

Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др.

Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Он позволяет людям с разными индивидуальнотипологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами.

Механизмами становления индивидуального стиля деятельности являются адаптация, компенсация и коррекция.

Структура индивидуального стиля деятельности состоит из ядра и пристройки. Ядро включает в себя особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) возникают в данной деятельности на основе имеющихся у человека качеств (прежде всего, свойств нервной системы). Ядро состоит из особенностей деятельности группы А (благоприятствуют успеху) и группы Б (препятствуют успеху). Составляющие группы А и группы Б могут меняться местами в зависимости от вида деятельности. Ядро обеспечивает первый приспособительный эффект. Затем, в меру необходимости, возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение более или менее продолжительных поисков. Эта группа является пристройкой к ядру.

Особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности, с течением времени обрастают компенсаторными механизмами. Так, например, обусловленная инертностью медлительность, нерасторопность возмещается предусмотрительностью, обусловленная подвижностью низкая сопротивляемость монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность. Назовем эту категорию особенностей, имеющих компенсаторное значение, группой В.

В то же время имеет место и тенденция, заключающаяся в поиске и максимальном использовании всех возможностей, которые открываются в связи с определенной особенностью деятельности. Например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются именно в этом направлении наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе и т.д.

Особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей, относятся к группе Г.

Таким образом, индивидуальный стиль деятельности является тем в большей степени сформированным, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к

  1. группе А (особенности деятельности, благоприятствующие успеху);
  2. группе В (особенности, имеющие компенсаторные возможности);
  3. группе Г (особенности деятельности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей) и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей группы Б (особенности, препятствующие успеху деятельности).

В то же время далеко не всегда удается скомпенсировать в достаточной мере особенности группы Б. Особенно это относится к тем видам деятельности, успешность в которых в большой степени детерминирована свойствами нервной системы. В других же случаях возможностей компенсации гораздо больше.

Выработка стиля деятельности, неадекватного психофизиологическим особенностям человека, приводит к замедлению роста мастерства — худшему усвоению определенных техник, более медленному формированию двигательных навыков, общей неудовлетворенности процессом обучения, большей утомляемости, временным и энергетическим затратам.

Читайте также: