Индивидуальный план работы с ребенком овз в доу подготовительная группа
Обновлено: 01.07.2024
Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.
При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в психическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.
Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.
Индивидуальная диагностика психического развития.
На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.
Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.
Целью этих занятий является максимальное развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.
Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:
- развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
- коррекция отклонений в психическом развитии;
- формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:
- развитие сенсомоторной сферы,
- развитие речи, развитие мышления,
- развитие внимания и памяти.
В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.
На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.
Программа развития сенсомоторной сферы включает:
- развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
- развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
- развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
- развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
- развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;
Развитие памяти и внимания:
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие зрительного внимания и памяти;
- следовое конструирование по образцу.
Развитие мышления:
- Сравнение и установление тождества объектов;
- развитие способности соотносить часть и целое;
- классификация объектов по 2-м признакам.
Развитие речи.
- развитие речевого общения с окружающими;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- формирование связной речи.
Развитие эмоционально-личностной сферы:
- умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
- формирование самооценки;
- обучение навыкам саморасслабления.
Подготовка к овладению учебной деятельностью:
В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.
Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.
Индивидуальный план работы с ребенком ОВЗ (воспитанника подготовительной группы) на 2019-2020 уч.год.
Цель: Создание оптимальных условий для развития личности ребенка и активизации речевой деятельности посредством проведения индивидуальной работы с воспитанником группы.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю ( пятница, 07. 30 / 16. 15)
(игры и игровые упражнения в совместной деятельности, режимных моментах).
Оценить 3415 0
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.
Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.
Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.
Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.
Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях обеспечили возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.
Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.
В решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечается, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.
Для решения этой задачи от современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Маршрут составлен на основе комплексирования программ
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : програм.-метод. рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа , 2010.
В работе с ребенком использованы образовательные технологии:
Технология игрового обучения
Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)
Технология развития связной речи
Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)
По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.
ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения (с учетом программы « Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной )
Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Ф.И ребенка__ Д. Б.______________
Дата рождения 12.09.2015г.
Речевое заключение моторная алалия
Возрастная группа средняя
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях компенсирующей группы.
Ф.И.О. родителей (законных представителей)________________
Ф.И.О. специалистов сопровождения_______________________
Заключение и рекомендации ГПМПК
нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)
Общие задачи на период реализации ИОМ
Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, двигательной деятельности и компенсации нарушений в развитии.
Режим пребывания ребенка в ОУ
группа полного дня
Взаимодействие специалистов ОУ
Вторая группа здоровья
Характеристика проблем ребенка.
Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:
Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:
темп выполнения заданий очень низкий;
нуждается в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития познавательных процессов:
восприятия (цвет, форма, величина);
внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);
мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);
памяти (зрительная, слуховая);
низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).
Логопедическое обследование дало следующий результат:
Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР
Мониторинговые:
- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы
Воспитательные:
- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
- Воспитание положительных личностных качеств
Коррекционно-развивающие:
- Установление эмоционального контакта
- Развивать навыки коммуникации
- Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)
- Стимулирование познавательной активности
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка
- Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги)
- Формировать фразу (разные типы конструкций).
- Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм
- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха
Образовательные:
- Развитие познавательной активности ребенка
- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
- Развитие всех сторон речи.
- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
Организация образовательной деятельности
Основные направление логокоррекционной работы
Содержание работы в семье
Речевое развитие Коррекция нарушений
Развитие артикуляционной моторики
Самомассаж языка, губ:
Выполнение артикуляционной гимнастики
Уточнить произношение гласных звуков: А, У, О, И, Ы
Закрепление произношения звуков
Развитие фонематического слуха
Развивать фонематическое восприятие.
Обучать идентификации предмета (опознавать предмет по характерному звуку, издаваемому этим предметом).
Знакомить с играми, показ занятий
Развитие слоговой структуры слова
Учить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивание, отхлопывание).
Познакомить со словарём.
Совместный подбор иллюстративного материала
Развивать импрессивную речь.
Расширять пассивный словарь по лексической теме: Овощи, Фрукты, Сад-огород, Посуда, Обувь, Дикие животные существительные: название предметов, их части
прилагательные: большой, маленький, твёрдый, мягкий,
цвет: синий, красный, зелёный, желтый, мохнатый, деревянная, чайная…
форма: круг, квадрат
величина: большой, маленький; высокий-низкий…
Знакомить с играми.
Показ занятий с ребёнком
Совместный подбор иллюстративного материала
Формирование грамматических конструкций
- уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам:
- учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие?);
- учить понимать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными;
- учить различать пространственное отношение предметов, выраженных предлогами: в, на, под;
Знакомить с играми.
Показ занятий с ребёнком
Совместный подбор иллюстративного материала
Развитие связной речи
Введение в речь слов-указателей (тут, там, вот, это) Обучение согласованию существительных с прилагательными, существительных с местоимениями (Дай мяч. На мяч. Тут мяч. Вот мяч. Там мяч.).Учить обращаться с просьбами ко взрослым: дай, на.
Знакомить с играми.
Показ занятий с ребёнком
Развитие психологической базы речи
— расширение объема зрительной памяти;
Знакомство с играми
Психолого-педагогическое сопровождение
Педагог-психолог
- формировать навыки уверенного поведения (учить владеть собой в травматических ситуациях), повышать самооценку;
- учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Развитие психических процессов
- формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур;
- развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;
- развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем внимания.
Воспитатель
Ознакомление с окружающим миром:
1) ребенку о самом себе и окружающих людях;
2) ребенок и окружающий мир
- закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте;
- продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;
- учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды
- учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи.
-учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой-маленький) _
-учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
-учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска.
-временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь)
Развитие мелкой моторики
Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук и кистей рук.
Развивать силу пальцев рук.
Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.
Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.
Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая лист бумаги.
Музыкальный руководитель
Развитие ритма и ритмического слуха
- вызвать интерес к разным вида музыкальной деятельности;
- формировать культуру слушания музыка;
- формировать музыкально-ритмические умения и навыки.
Детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, металлофон, колокольчик, треугольник и т.д.
- воспитывать чувство ритма;
- вырабатывать точность и четкость движений;
- нормализация мышечного тонуса;
- координировать речь с движениями и музыкой.
- ходьба со сменой ритма;
- работа над координацией и переключаемостью движений.
Инструктор по физической культуре
Развитие основных движений
- формировать правильную осанку;
- развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;
- учить ползать, подлезать, перелезать через предметы.
Развитие физических качеств
- развивать активность, быстроту, выносливость, ловкость;
- развивать пространственную ориентировку.
Подвижные игры и упражнения.
II . Содержательный раздел
План работы сотрудничества с семьей
Мероприятия
Срок проведения и ответственный
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики
Корректировка ИОМ и ИОП
Сентябрь, февраль, май
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми
Совместная проектная деятельность
Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист
Определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку с ОВЗ (режим выполнения домашних заданий, единые требования воспитателя, родителей; формирование у ребенка самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.)
-получать онлайн консультации специалистов;
-участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ
-Знакомство с семьей (анкетирование, встречи – знакомства);
-Информирование родителей о ходе образовательного процесса (индивидуальные консультации, родительские собрания, оформления наглядных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте);
Организационный раздел ИОМ
Адаптированный индивидуальный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения
План-программа для индивидуальной работы с детьми имеющими низкий уровень развития.
Пояснительная записка
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей. Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Проблема воспитания и обучения дошкольников с низким уровнем в развитии является одной из наиболее важных и актуальных. Согласно ФГОС с такими детьми индивидуальная и коррекционная работа строится при опоре на данные направления. Основанием для включения детей в индивидуальную работу, является низкий уровень развития психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, сенсорно-моторной координации. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума МБДОУ определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия. Совершенствуется произвольная, зрительная и слуховая память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения. А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление. Для этого используются специальные дидактические игры. Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки. В индивидуальной коррекционной работе используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка. Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей а так же получения сведений об индивидуальных особенностях и поведенческих реакциях ребёнка, психологическом климате в семье, количестве членов семьи, взаимоотношениях между родителями. Особое внимание в данном случае следует уделять личностным особенностям родителей и их оценочном суждении о ребенке. Используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком; родительские собрания на группах . Данная программа разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения
Цель программы: повышение уровня развития психических процессов
Задачи программы:
1 .Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
2. Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.
Направленность программы : психологическая
Организация, формы и методы работы: Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
В работе используются следующие методы:
задания на зрительное восприятие;
упражнения для совершенствования графических навыков письма;
Эффективность использования программы: Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма..
Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения .
Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
обследование детей психологом: изучение познавательной сферы психики ребенка.
оценка уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
Возраст: программа адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет.
Формирование групп : по результатам диагностического обследования уровня развития психических процессов
Условия набора детей в группы: низкий уровень развития психических процессов
Форма и режим занятий: индивидуальная
Количество участников группы: один ребенок.
Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
Консультирование (по запросу педагогов).
Форма реализации программного содержания : игровая
При составлении программы использовались следующие технологии:
1.Методики диагностического обследования уровня развития психических процессов
2.Коррекционно-развивающие игры для дошкольников по А.Н Евстигнеевой
3.Сборник уникальных творческих заданий для детей дошкольного возраста в игровой форме П.Г Розумеева
Ожидаемые результаты реализации программного материала: повышение уровня развития психических процессов
Особые примечания: занятия с каждым ребенком планируются по определенному графику работы (см.приложение)
Содержание индивидуальной работы может корректироваться у той категории детей, которые могут испытывать в ходе работы повышенную утомляемость, сниженную работоспособность, повышенную отвлекаемость,застреваемость,устойчивую ригидность.
Приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной деятельности могут обеспечить:арттерапия,музыкотерапия,песочная терапия,сказкотерапия.
Читайте также: