Имидж учителя как постоянная работа над собой кратко

Обновлено: 30.06.2024

К педагогу во все времена предъявлялись высокие требования. Педагог должен быть интересен как личность. Без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять.

Составляющие имиджа педагога :

· использование вербальных и невербальных средств общения;

· стилевые особенности педагогической деятельности;

Внешний облик. Старинная пословица гласит: “ Встречают по одежке, а провожают по уму”. Первые 20 секунд педагога внимательно оглядывают: обувь, прическу, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо. Следующие 20 секунд оценивают умение говорить и слушать, затем определяют коммуникабельность и следят за жестами.

Необходимо выработать свой стиль в одежде, поскольку мода переменчива, а стиль остаётся. Специалисты в области моды советуют носить то, что действительно украшает, то, в чём вы выглядите элегантно. Элегантность – это проявление хорошего вкуса. Одежда является своеобразной визитной карточкой.

В одежде педагога не допускаются :

· слишком откровенные (декольтированные и обтягивающие фигуру) платья, блузки, юбки, брюки;

· слишком узкие или широкие брюки.

Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Образ педагога сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках.

Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – всё это влияет на восприятие нас другими людьми.

Педагог, взаимодействуя с детьми, должен соблюдать основные профессиональные требования к общению: быть приветливым, быстро запоминать имена детей, показывать значимость каждого в детском коллективе.

Речь педагога должна быть :

· без употребления слов - паразитов;

Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Это чаще всего – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса.

Внутренний образ – это прежде всего культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем и мн. др

Стилевые особенности педагогической деятельности

Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются:

› темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональный отклик);

› характер реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки воспитанников;

› выбор методов обучения;

› выбор средств воспитания;

› стиль педагогического общения;

› применение средств психолого-педагогического воздействия на детей, в том числе предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний

Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.

Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который педагог применяет для решения педагогических ситуаций, которые определяются самим педагогом во взаимодействии с детьми и их взаимодействии между собой.

Педагогическое мышление и интуиция необходимы педагогу для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.

Педагогическая импровизация поможет найти педагогу неожиданные решения и мгновенное воплощение. Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.

Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование педагога о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа педагога для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение педагогом основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение педагога и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.

Необходимо формировать имидж современного педагога. Это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты.

1) Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.

2) Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.

3) Петрова Е. А., Коробцева Н. А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.

4) Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.

5) Шепель В. М. Имиджелогия : секреты личного обаяния. М., 1997.

Прикреплённые файлы:

Имидж руководителя ДОО Эффективное управление образовательным учреждением, как специфического социального социума, немыслимо без привлекательного облика того,.

Имидж в Дошкольной образовательной организации Имидж ДОО – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными.

Консультация для педагогов. Деловые игры в курсовой системе повышения квалификации педагога В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы.

Готовясь к докладу, я использовала газетные публикации, книги по психологии, информацию из Интернета, также я провела собственные исследования среди учащихся, которые являются непосредственными участниками нашей работы, субъектами нашей учебно-воспитательной деятельности.

  1. На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?
  2. Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?
  3. Важно ли для вас как выглядит учитель?
  4. Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
  5. Важны ли для вас личные качества учителя?
  6. Интересует ли вас личная жизнь учителя?
  7. Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?

Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Кто же создает имидж?

Во-первых, сам человек, который придумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры-профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т. п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками.

В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения.

Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

…Я обращаю внимание на лицо, на прическу, на одежду (на макияж, если это женщина), (10 кл, жен.)

…Я обращаю внимание на характер, манеру общения, отношение к ученикам. (10 кл., жен.)

… На возраст, на одежду и прическу и конечно же на то, как она относится к ученикам (10 кл., жен.)

…Возраст, лицо, характер, голос, прическа (7 кл., муж.)

…Я обращаю внимание на то, как она разговаривает, как объясняет тему, на внешний вид (7 кл., муж.)

…На характер человека, на его умение преподавать уроки (7 кл., муж.)

… Когда учитель накрашен, выглядит красивее, поэтому приятней сидеть на уроках

…Для меня важен внешний вид учителя, но все должно быть в меру (10 класс, муж.)

…Мне приятно смотреть на ухаживающих за собой женщин (10 класс, жен.)

…Для меня учитель должен быть всегда опрятным, т. е не обязательно, чтобы была дорогая одежда, самое главное, чтобы было все чистое. А макияж только подчеркивает прекрасные черты лица. (10 класс, жен.)

Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, оно означает “образ”. Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.

Американский психолог Миллер отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников:

…. Я конечно понимаю, что они учителя, но обидно, когда они кричат. (7 кл., жен.)

…. Самое главное качество в учителе, что она не кричит. (7 кл., жен.)

Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши “хитрости”. Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена “невидимыми чувствительными волосками”, как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. “Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней. ”

  • Высокая самооценка и уверенность в себе
  • Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека
  • Социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”)
  • Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж – и вас ждет успех!

Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.

Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: “Встречают по одежке, провожают по уму”? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным “банком данных” о человеке, и на этом основании они выстаивают свои отношения с другими людьми. И, чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками.

С чего надо начинать? С улыбки!

Ведь это так просто: чуть-чуть сократить некоторые мышцы лица, чуть-чуть изменить брови – и все, ты начинаешь нравиться людям. Улыбка “открывает” нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

О, улыбка! Беглая, смутная, щедрая, ангельская, лисья, лучистая, небесная, хладная, шалая, доверчивая, любезная, милая, страдальческая, суровая, усталая, отчаянная, резиновая, грустная, глупая, несмелая, ослепительная, тесная, широкая, вялая, горячая…

Необходимо подчеркнуть, что наши дети высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Вот что они пишут в своих анкетах:

… Почаще улыбаться (7 кл., жен.)

… Для меня очень важны личные качества учителя, особенно юмор! Ведь если все время без него, то можно стать унылым. (7 кл., жен.)

… Когда видишь учителя в хорошем настроении, то тебе сразу радостно и хорошо на душе. (7 кл., жен.)

… Мне бы хотелось, чтобы у каждого учителя было чувство юмора. (7 кл., муж.)

…Всегда образ хорошего настроения. (8 кл., жен.)

…Самое главное, чтобы учитель относился к нам хорошо и могла, где надо пошутить (8 кл., муж.)

…Нельзя прийти и без эмоций провести урок, нужно в меру пошутить… (10 кл. жен.)

… Лучше, когда учитель веселый, а не скучный. (7 кл., жен.)

В одном из исследований десятилетним девочкам предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Девочки достаточно уверенно и согласованно определяли и социальный слой “носительницы” одежды, и даже ее личные характеристики.

Наиболее ясные знаки – знаки превосходства. Прежде всего это цена одежды, которая определяется качеством одежды, модностью.

С социальным статусом, кроме цены. Связан и силуэт одежды. многие люди называют одежду высокого статуса “строгой”, “официальной”. (Высокостатусным считается силуэт. Приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным – приближающийся к шару. С высоким статусом не совместим пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы без стрелок и т. д.)

Также важен цвет одежды. В нашей стране признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.

Надо сказать, что все факторы действуют только в сочетании.

Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).

В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Как же комментируют учащиеся ответы на вопросы о внешности и о моде?

… Учитель должен выглядеть красиво и молодежно (7 кл., жен.)

…Честно говоря, я считаю, что учитель должен быть одет современно, но в умеренных пределах, но конечно, лучше, если учителя носят деловую одежду, соответствующую своей профессии (7 кл., жен.)

…По учителю и мы одеваемся также, ставим себя, как учитель (7 кл., жен.)

…Я считаю, что учитель должен выглядеть строго, в деловом костюме, с красивой прической (7 кл., жен.)

…Учительница должна подавать пример своим ученицам (7 кл., жен.)

…Все зависит от вкуса, может быть учителю не идет модная одежда (7 кл., жен.)

…Каждый учитель одевается по-своему, ученик не должен судить учителя по одежке, а должен по знаниям (8 кл., жен.)

…Он может модно одеваться в школе и на улице. (8 кл., жен.)

…Это не самое главное. Некоторые учителя одеваются не модно, зато уроки ведут хорошо (7 кл., жен.)

…Желательно, правда все упирается в финансы. (10 кл., муж.)

…Было бы здорово, но у каждого свой стиль, поэтому это личное дело каждого. …Возможно ему хотелось бы быть одетым по моде, но не хватает средств, и никто не может его судить. (10 кл., жен.)

…Конечно. Ведь если учитель одет в соответствии с современной модой, то он более современный, более схож с подростками, и значит, лучше понимает их, и соответственно быстрее сможет найти подход к своим ученикам (10 кл., жен.)

…Не обязательно, но мы живем в городе, и учитель не должен выглядеть, как работник колхоза. (10 кл., жен.)

… Да. Но не совсем, ведь это учитель и должен подавать пример. А если учитель придет в драных джинсах, с дыркой в носу или пирсингом в пупке, будет не очень приятно. (8 кл., жен.)

…Нет. Можно просто носить строгий костюм (8 кл., жен.)

… Мне кажется, что учитель имеет право одеваться, как он хочет. (8 кл., жен.)

… Нет. Если учителю много лет, и он будет одеваться по модному, то есть носить брюки на бедрах, то это получается не школа, а дурдом. (8 кл., жен.)

…Конечно, а то подумают, какая-то бабушка старомодная пришла. (8 кл., жен.)

…Пусть учитель может не носить современную одежду, но главное, чтобы человеку она шла, и соответствовала прическа на голове. (7кл., муж.)

Многие учащиеся, встречаясь первый раз с учителем, обращают внимание на … глаза.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников:

… Самое главное – глаза, если они выглядят добрыми, то человек добрый. (7 кл., жен.)

… Глаза – в них увидишь все, что необходимо (10 кл., жен.)

Многозвучным и разным должен быть и наш голос. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают друг друга, шумят, отвлекаются в конце концов) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает такой голос, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью).

Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет начинающему учителю создавать ритм своей речи (т. е. повышение и понижение громкости и длительности звуков), страдает и мелодика речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр, изменение частей фраз, родственных по смыслу фраз, их согласование и объединение (гармонию речи).

А ведь при бедной мелодике речь бессмысленна, при бедном ритме речь бесчувственна, ибо мелодика есть музыкальное начало мысли, ритм - музыкальное начало энергии, тембр – музыкальное начало чувств. Чем ярче выявляются эти элементы, тем речь становится более музыкальной, более художественной, более выразительной и интересной. Самое красивое, что звучит на земле, - это человеческий голос. Но не будучи обработан, он походит на расстроенный инструмент.

К особенностям нашего общения с учащимися относится появление “любимчиков”.

Также плохая профессиональная память (когда после нескольких недель работы с классом учитель не в состоянии назвать школьников по именам и путает анкетные данные и характеристики), отсутствие четких границ и дистанции в отношениях с учениками (особенно это проявляется в фамильярном отношении учеников к начинающему учителю).

Вопроса об этом к учащимся не было, но многие дети обратили внимание на этот факт, как недостаток личностных качеств учителя:

…Я считаю, что самое плохое в учителе то, что некоторые из них любят подхалимов. (8 кл., жен.)

…Учитель должен одинаково относиться к детям, а не выделять кого-то. (8 кл., жен.)

… Есть учителя, у которых есть любимчики, это не честно. (8 кл., жен.)

… Если учитель вредный, злой, занижает оценки, то становится не интересно учить этот предмет. (7 кл., жен.)

Все это конечно ведет к потере привлекательности учителя.

Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни. Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер. Как ни странно школьники проявляют живой интерес к личной жизни учителя. На вопрос “Интересует ли вас личная жизнь учителя?” только 43% ответили “нет”, 67% ответили положительно (подавляющее большинство - девочки).

…Нет, но по учителю часто видно, что у него происходит в семье. (10 кл., жен.)

…Мне интересно, сколько детей у учителя, даже иногда хочется побывать у него дома. (7 кл., жен.)

…Да. Есть ли у учителя дети, муж, какова семейная обстановка, ссорятся они или нет. (7кл., муж.)

…Нет, но если учитель будет рассказывать о своей жизни или фактах биографи, то можно послушать. (7 кл., жен.)

…Нет. Личная жизнь у каждого своя, поэтому она и называется личной (8 кл., жен.)

…Да, потому что есть такие учителя, которые приходят расстроенные, избитые, и мне из-за этого интересно. (8 кл., жен.)

…Да, чтобы понимать, что в семье происходит, сочувствовать. (8 кл., жен.)

…Да, но не нужно совать свой нос слишком далеко. (8 кл., жен.)

…Нет. Зачем влазить в чужие дела. (8 кл., жен.)

…Да, меня волнует личная жизнь учителя. Вдруг дома какие-то проблемы, а ученик всегда может чем-то помочь (7кл., муж.)

…Лично меня нет. А если учитель готов сам рассказать, то пожалуйста, всегда готовы выслушать! (7 кл., жен.)

…Да, так как если в семье что-то не так пошло или какой-нибудь случился скандал, то учитель будет злой в этот день. И всю эту ненависть будет разбрасывать на нас. (7 кл., жен.)

…Нет. Это ваша жизнь (10 кл., муж.)

Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи). Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.

В заключение хочу сказать, что уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа напрямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.



Проблема индивидуального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не изучалась.
Действовал внешний фактор имидж профессии, который, как предполагалось, должен создаваться государством.

Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего преподавателя. Проблема индивидуального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не изучалась. Действовал внешний фактор имидж профессии, который, как предполагалось, должен создаваться государством. Сегодня роль индивидуального имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности педагога, становится одной из актуальных проблем.

Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. Как мне представляется, в качестве таковых могут выступать следующие принципы:

  • принцип гармонии визуального образа;
  • принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия;
  • принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души);
  • принцип речевого воздействия.

Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.

Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объем аналитико-синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.

Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Для профессионала очень важен контакт с окружающим миром, поэтому важной частью его имиджа являются:

  • высокая самооценка, уверенность в себе;
  • вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
  • социальная и личная ответственность ("я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни");
  • желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж - и вас ждет успех!

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Внешний вид педагога

  • Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе.
  • По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху.
  • Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.
  • Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание.
  • Арома-имидж включает в себя запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты.
  • Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
  • Запахи обладают и лечебными свойствами:
    • эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде;
    • фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают;
    • базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память;
    • сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность.
    • Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
    • Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
    • В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
    • Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
    • Мимика должна быть только доброжелательной.
    • Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.
    • Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек.
    • Главная характеристика строгого стиля - особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к "свободной" профессии.
    • Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный "прямоугольный" силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.
    • Учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении.

    Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.

    Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди:

    Семь шагов технологии успешного имиджа учителя

    Учитель призван не только изучать с учениками определенную учебную дисциплину – литературу или математику. Он должен управлять процессом развития и формирования личности школьника, используя для этих целей и преподаваемый предмет, и все многообразие форм и видов вариативной части учебного плана, внеучебной воспитательной работы. Сможет он это сделать только обладая высоким уровнем профессионализма.

    Насыщенность современной жизни информацией повлекло разрыв человека с прошлым. Раньше эти связи были крепкими, т.к. человек зависел от сложившихся правил и традиций. Старики были ближе к молодым и влияли на становление личности молодого человека. Сегодня влияние старшего поколения ослабевает. Сегодня людей можно отнести к внешне-ориентированному типу, когда человек все нормы поведения получает извне (Интернет, телевидение, реже – книги). Современный молодой человек больше ориентирован на внешнее признание и не может существовать без поддержки окружающих. Внешне ориентированный человек смотрит на людей как на клиентов. А клиент у нас всегда прав. Восполнить этот пробел может только высококвалифицированный учитель. А таким учитель может стать каждый, кто хочет работать над собой.

    В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж, что и подтвердил наш опрос, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!


    Профессия "педагог" – особенная.

    Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги.

    Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, оно означает “образ”.

    Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности и всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

    Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

    Под элементами имиджа следует понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.

    Внешний облик учителя для большинства учеников 8А класса не главное. Зато они ценят то, как преподаватель относится к своим ученикам, а также обращают внимание на его манеру общения с ними.

    К одежде учителя ребята не предъявляют жёстких требований, они считают, что учитель имеет право одеваться так, как хочет, но большее расположение вызывают у них преподаватели, которые предпочитают современную, но деловую одежду. Ученики не хотят видеть своего учителя в очень короткой юбке и с глубоким декольте. Недопустим также, по их мнению, слишком яркий макияж.

    Преподаватель всегда должен помнить о том, что для большинства учеников его имидж влияет на отношение школьников к тому предмету, который он преподаёт.

    Что касается личной жизни учителя, то многие ученики осознают, что для них это запретная тема. Хотя есть и любопытные дети, которых интересует семья учителя и которые хотели бы побывать у учителя в гостях.

    Имидж учителя - своеобразный инструмент, помогающий ему выстраивать отношения с окружающими: учениками, родителями, коллегами.

    Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.

    Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке.

    Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
    - высокая самооценка и уверенность в себе;
    - вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
    - социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”);
    - желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

    Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж – и вас ждет успех!

    Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.

    С улыбки!
    Ведь это так просто: чуть-чуть сократить некоторые мышцы лица, чуть-чуть изменить брови – и все, ты начинаешь нравиться людям. Улыбка “открывает” нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

    Как одеться?
    В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.

    С социальным статусом, кроме цены, связан и силуэт одежды. Многие люди называют одежду высокого статуса “строгой”, “официальной”.

    Высокостатусным считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным – приближающийся к шару.

    С высоким статусом не совместим пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы без стрелок и т. д.)

    Также важен цвет одежды. В нашей стране признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.

    Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня).

    Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, то есть надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза.

    Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

    Самое красивое, что звучит на земле, - это человеческий голос. Но не будучи обработан, он походит на расстроенный инструмент.

    Слишком громкий голос очень утомляет и раздражает, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью.

    Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр.

    При бедной мелодике речь бессмысленна, при бедном ритме речь бесчувственна. Чем ярче выявляются эти элементы, тем речь становится более музыкальной, более художественной, более выразительной и интересной.

    Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер.

    Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи).

    Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.

    В заключение хочется сказать, что уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д.

    Секрет успеха вашего профессионального имиджа напрямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

    Большое спасибо Головко Ольге Николаевне, автору статьи "Имидж современного учителя (советы начинающим)", за предоставленную информацию.

    Читайте также: