Имеет ли школьная мебель полезный потенциал

Обновлено: 06.07.2024

В задачу школьного учреждения входит не только обучение подрастающего поколения, но и сохранение его здоровья, поэтому школьная мебель должна соответствовать установленным гигиеническим нормам.

На протяжении учебного процесса каждый школьник вынужден длительное время находиться в определенном рабочем положении. Если мебель сконструирована неправильно, нагрузка на его организм увеличивается в разы, что может спровоцировать развитие близорукости, нарушение осанки, возникновение сколиоза. Решить этот вопрос поможет эргономичная мебель, которая должна отвечать ГОСТу и характеризоваться:

– соответствием физическим параметрам ребенка (рост, телосложение, возраст и прочие);

– полной безопасностью для здоровья школьника (это касается материалов, из которых она изготовлена, и параметров конструкции);

– устойчивостью и надёжностью;

– простотой уборки и мытья поверхности.

Учебную мебель изготавливают из древесины, ЛДСП, мебельного щита или фанеры. Её поверхность не должна быть ни чрезмерно шероховатой, ни зеркально-гладкой, иначе глаза ребенка будут быстро уставать, снизится острота зрения, упадет работоспособность.

Кроме конструкции, немаловажную роль играет и цвет мебели, влияющий на зрительные функции, работоспособность ученика, способность в период учебного процесса адекватно воспринимать информацию. Например, наличие в помещении светлых парт и стульев способно повысить уровень освещённости процентов на 20, а в классе с тёмной мебелью освещенность наоборот снижается, к тому же, очень тёмный цвет мебели оказывает негативное влияние на психо-эмоциональное состоянии ребенка. Помимо этого, школьную мебель нельзя окрашивать в белый цвет из-за повышения утомляемости организма.

Также нужно учитывать срок использования школьной мебели, по истечении которого её необходимо заменить. Больше всего служат шкафы – не менее 20 лет, чаще всего замены требуют стулья (примерно, каждые 5 лет).

Приложение 1. Цифровая маркировка мебели соответственно росту школьников по ГОСТУ…………………………………………………………….

Приложение 2. Рост учащихся МБОУ Калининская СОШ………………………..

Приложение 3. Рекомендации для учащихся по профилактике нарушений

осанки во время занятий в школе……………………………………………….

Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоит нарушение осанки. Соответствие школьной мебели всем гигиеническим нормам, качество развития телесной вертикали определяют меру свободы раскрепощения и реализации видового генетического плана человека и играют первостепенную роль не только в функциональном состоянии внутренних органов и систем, но и духовно-психическом. Вот почему контроль над динамикой этого показателя в период учебы имеет сверхважное значение и является первейшей задачей школьных медработников, руководства школы, учителей и родителей. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования [1]; [5].

Цель работы : выявление нарушений опорно-двигательного аппарата школьников, связанного с несоответствием гигиеническим нормам школьной мебели.

1)выяснить, как важна школьная мебель, соответствующая всем гигиеническим нормам, для растущего организма;

2)выяснить, соответствует ли школьная мебель росту обучающихся школы;

3) составить рекомендации для учащихся по профилактике нарушений

осанки во время занятий в школе.

Объект исследования - опорно-двигательный аппарат учащихся МБОУ Калининская СОШ.

Предмет исследования - влияние школьной мебели на формирование опорно-двигательного аппарата школьника.

Глава 1. Значение правильной осанки для формирования

опорно-двигательного аппарата школьника

Опорно-двигательный аппарат объединяет скелет и мышцы . Некоторые части скелета, как например, грудная клетка, таз, позвоночник являются вместилищем и защитой жизненно важных органов – лёгких, сердца, кишечника, мозга. Отклонения позвоночного столба от анатомической формы сопровождаются изменением формы тела, взаиморасположения головы, туловища, таза, рук, ног [2].

По разным данным от 30 до 60% современных школьников имеют те или иные нарушения осанки. Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной.

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. (Рисунок 1).

Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Неправильная осанка может превратиться в стойкое искривление позвоночника, которое трудно поддается исправлению. ( Рисунок 2).

Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед - лордоз, или назад - кифоз, плоская спина) и сколиоз встречаются весьма часто среди детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста.

Сколиоз - это боковое отклонение линии позвоночника от оси туловища.

t1604933816ad.jpg
t1604933816ae.jpg

Рисунок 3. Рисунок 4.

Он отличается от нарушения осанки тем, что изменения затрагивают уже кости и связки. При этом происходят деформация межпозвоночных дисков, самих позвонков и зон их роста. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма [2].

Самым опасным периодом сколиоза являются периода роста ребёнка (6 – 8 лет, 10 – 14 лет) и период полового созревания (девочка 10 – 13 лет, мальчики 11 – 14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребёнок уже имеет I степень сколиоза, подтверждённую рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов) [3].

t1604933816af.jpg

Давно известно, что дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают нарушениями остроты зрения, чаще болеют острыми респираторными заболеваниями, нередки и заболевания органов дыхания, нервной системы, вегето-сосудистая дистония и заболевания органов пищеварения. Формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода формирования и закрепления двигательно-статистических навыков. Одной из причин этих заболеваний является несоответствие школьной мебели росту ребенка [3]; [4].

Глава 2. Результаты исследования

Исследования проводились с учащимися 1-10 классов МБОУ Калининская СОШ.

На протяжении нескольких лет рост ребенка увеличивается, а школьная мебель остается прежней, это способствует нарушению опорно-двигательного аппарата.

За период обучения в школе учащиеся претерпевают значительные изменения центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Кроме того, сами темпы этого развития не одинаковы в различные возрастные периоды. Следует особенно отметить значение нормального формирования позвоночника в этот период жизни человека. Значение его в организме настолько велико, что даже незначительные отклонения от нормального развития могут повлечь за собой последствия на протяжении всей жизни [3]; [4].

Большинство школ оборудованы школьной мебелью , не приспособленной к тому, чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц. В результате число детей с нарушениями осанки растет день ото дня. При этом большинство родителей обращают внимание на состояние своего ребенка только тогда, когда процесс заходит достаточно далеко и лечение требует длительного времени и больших усилий, как со стороны врача, так и со стороны ребенка и его родителей. Все это должно учитываться при подборе школьной мебели для различных школьных возрастов (Приложение 1).

В ходе исследовательской работы мы провели замеры школьной мебели, чтобы убедиться соответствует ли она росту школьников, обучающихся в кабинетах. Для этого мы использовали данные размеров мебели кабинетов 301, 306, 307, 210, 204, 205, 206, 202, 102. Результаты замеров школьной мебели занесли в таблицу 1, рост учеников по классам - приложение 2.

Несмотря на то, что мебель в нашей школе постоянно меняется, все - таки есть кабинеты, где мебель одних и тех же размеров: высота стола 79 см, высота стула 45 см, хотя рост учащихся 5-10 классов колеблется от 130 до 181 сантиметров. Мебель, которую мы измерили, должна соответствовать росту ребенка от 175 сантиметров и выше, следовательно, школьная мебель не соответствует росту всех учащихся.


Первый критерий: срок полезного использования имущества больше 12 месяцев. Если срок 12 месяцев и менее, учитывайте его как материальные запасы.

Второй критерий: учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления, по договору лизинга или по другим договорам неоперационной (финансовой) аренды.

Третий критерий: объект будет приносить экономическую выгоду или имеет полезный потенциал. То есть учреждение будет использовать имущество для госуслуг, работ, в платной деятельности, для управленческих нужд. Например, школа закупила мебель для кабинетов. Сама по себе мебель денег не принесет, но школа будет использовать мебель, чтобы оказывать образовательные услуги. Значит, это имущество имеет полезный потенциал.

Четвертый критерий: вы можете надежно оценить стоимость объекта. Первоначальная стоимость основного средства в бухучете может быть любой. Но, чтобы принять объект к учету, его стоимость нужно документально подтвердить. Например, если имущество купили, стоимость подтвердит накладная, договор, а если получили безвозмездно – заключение комиссии, экспертизы. Исключение – активы культурного наследия.

Решение комиссии может не совпадать с мнением проверяющих. Но если оно основано на положениях учетной политики и действующего законодательства, то опасаться ответственности не нужно. Ведь порядок, который прописан в учетной политике, обязано применять как само учреждение, так и контролирующие ведомства при проверке учета. Это разъяснил Минфин в письмах от 10.07.2015 № 02-05-10/39839, от 21.09.2012 № 02-05-11/3866.

Жукунова А. Л.

С 2018 года учреждения и организации госсектора учитывают основные средства по правилам федеральных стандартов бухгалтерского учета. Казалось бы, все просто: нужно работать в соответствии со стандартами. Но на практике у бухгалтеров возникают вопросы. Например, как учитывать основное средство, которое находится на балансе, но в деятельности не используется?

Что с 2018 года относится к основным средствам и учитывается на балансовом счете 101 00

В соответствии со Стандартом, основные средства — это материальные ценности:

  • являются активами;
  • независимо от их стоимости;
  • срок полезного использования — более 12 месяцев;
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления, праве владения, праве пользования имуществом, возникающем по договору аренды, имущественного найма, договору безвозмездного пользования.

Обратите внимание, объект относят к ОС, если он является активом. А это означает, что он приносит экономическую выгоду или имеет полезный потенциал. С выгодой все более или менее понятно. А что такое полезный потенциал?

Согласно Стандарту основное средство имеет полезный потенциал, если:

  • используется для выполнения государственных, муниципальных функций в соответствии с целями создания учреждения; для управленческих нужд;
  • необязательно обеспечивает поступление денежных средств;
  • его можно обменять на другие активы или погасить им обязательства.

Другими словами, если учреждение использует ОС при выполнении государственного или муниципального задания, то оно точно является активом.

Но учреждение может иметь имущество, которое не использует ни для выполнения госзадания, ни в приносящей доход деятельности. Вроде и не сломано, но устарело и никому не нужно, продать его невозможно. Или как в нашем вопросе: сломано, но стоит столько, что страшно списать.

Действия бухгалтера

Шаг 1. Провести инвентаризацию

В учетной политике учреждения с 2018 года должен появиться абзац:

Инвентаризационная комиссия будет выявлять ОС, не являющиеся активами. Поэтому в положение о работе этой комиссий нужно внести пункт:

Варианты заполнения граф 8 и 9 установлены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Можно установить дополнительные варианты. Можно при заполнении этих граф пользоваться условными обозначениями, кодами.

Пропишите в учетной политике:

Порядок заполнения граф 8 и 9 Инвентаризационной описи ф. 0504087 установлен:
– по наименованию; или
– по коду.

Обратите внимание: раньше ведомость расхождений по результатам инвентаризации ф. 0504092 заполнялась только, если были обнаружены излишки и недостачи. С 2018 года ее нужно заполнять, если в ходе инвентаризации комиссия выявила основные средства, не соответствующие условиям актива.

Во время инвентаризации комиссия учреждения выявляет оборудование, не являющееся активом, и приходит к выводу, что в дальнейшем использовать его невозможно.

Шаг 2. Списание с балансового учета

Списываем с балансового счета и учитываем на забалансовом? Не все так просто…

Во время инвентаризации определили основное средство, которое не является активом, — это начало процесса списания оборудования с балансового счета.

Поэтому чтобы согласовать списание с балансового счета, нужно собрать пакет документов, установленный учредителем — собственником имущества. Какие документы входят в этот пакет, нужно уточнить у собственника. Например, акт от экспертной организации, осуществляющей сервисное обслуживание медицинской техники, должен быть обязательно. Этот акт подтверждает причину списания — невозможность ремонта.

Выбытие с балансового учета оформляют актом о списании объектов нефинансовых активов ф. 0504104. В акте указывают причину списания: прекращение получения экономических выгод и полезного потенциала в связи с поломкой и невозможностью ремонта.

Для согласования списания к заполненному акту о списании объектов нефинансовых активов ф. 0504104, подписанному комиссией по поступлению и выбытию активов, прикладывают необходимый пакет документов и передают учредителю.

Если учредитель разрешил списать с баланса ОЦДИ, то в учете это нужно оформить проводками:

Шаг 3. Забалансовый учет

Ответ на этот вопрос — в Письме Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237. Если на оборудование амортизация начислена не полностью, то учет на 02 счете ведут по остаточной стоимости. Если остаточная стоимость отсутствует, оборудование полностью амортизировано, то в условной оценке: один объект — 1 руб.

Начислять амортизацию на имущество, которое переведено с балансового счета на 02 забалансовый, не нужно.

Учет материальных ценностей, принятых на хранение, ведут в Карточке учета материальных ценностей ф. 0504043 в разрезе материально ответственных лиц по видам, сортам, местам хранения, нахождения.

Обратите внимание: забалансовые счета, так же как и балансовые, нужно инвентаризировать. Поэтому хотя бы раз в год, во время проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности нужно проверять имущество на счете 02.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Школьная мебель и здоровье учащихся" выполнена ученицей 9 класса Кокоулиной Ольгой на районную научно-практическую конференцию "Шаг в будущее". Вработе проведено исследование влияния школьной мебели на опорно-двигательную систему учащихся. По результатам работы расчитано количество парт подлежащих замене исходя из общего числа учащихся школы и стоимости одного комплекта мебели для школьника.

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №3 г.Петушки

РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Школьная мебель и здоровье учащихся.

Не горбитесь, заботьтесь о своём скелете – это ведь всё, что от нас останется.

НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ: Рыбакова Юлия Николаевна, Манаенкова Людмила Васильевна

Что такое сутулость?

Расчет денежных средств.

Цель: определить материальные затраты школы в профилактике заболеваний ОДС учащихся среднего и старшего звена.

Создать комфортные условия для обучающихся.

Организовать профилактику возникновения сутулости у школьников.

Рассчитать количество материальных средств, необходимых для частичной замены школьной мебели.

Установить возможный источник финансирования.

Что такое сутулость?

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.

Правильная осанка – спина прямая, голова откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом, приводит к возникновению нарушений ОДС.


А – неправильное положение

Б – неправильное положение

В – правильное положение


Школьные парты, не соответствующие ростовым показателям.


Неправильное положение тела приводит к деформации и смещению хрящевых дисков. Если стол слишком низок, то это ведет к сутулости.

Сутулость – это деформация спины, возникающая чаще всего вследствие слабости мышц и отсутствия полезной привычки держать осанку.

Школьная статистика.

Мной были обследованы учащиеся 5-11 классов на выявление сутулости. Среди обследованных приблизительно 40 % оказались сутулыми.

Для организации мероприятий по профилактике заболеваний ОДС у учащихся нашей школы необходимо заменить имеющиеся школьные парты на парты современного типа, то есть на парты с поднимающейся крышкой. В настоящее время школьные кабинеты оснащены классными столами на металлокаркасе, высотой 750 мм, глубиной 650 мм, шириной 1200 мм.

Стол ученический 2-х местный


Габаритные размеры: 1200*550 6 рост. гр.
Материал: : МК профиль. ЛДСП

Читайте также: