Имеет ли право охранник в школе проверять паспорт

Обновлено: 02.07.2024

В последние годы в российском законодательстве наметилась тенденция к ужесточению правил обработки персональных данных и, в частности, к повышению санкций за их нарушение. Однако в обществе не перестают утихать дискуссии по поводу действий отдельных должностных лиц в отношении документов, содержащих персональные данные. Одним из таких вопросов является вопрос о том, законно ли требование частного охранника (например, охранника, сидящего при входе в образовательные организации или на предприятия, помещения которых сданы в аренду) предъявить паспорт для внесения данных из него в журнал учета посетителей?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но анализ норм федерального законодательства позволяет сделать определенные выводы.

Паспортные данные – персональные или нет?

Это подтверждает и обширная судебная практика. Так, суды, как правило, относят к персональным данным Ф. И. О., дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, данные об образовании, профессии, доходах – чаще всего для идентификации конкретного лица по указанным данным требуется их совокупность (определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2013 г. № 33-3815/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2014 г. № 33-5461/14, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29 января 2013 г. по делу № 33-500).

Кто вправе проверять паспорт?

Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники:

  • полиции (п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции«; далее – Закон № 3-ФЗ);
  • войск национальной гвардии при наличии определенных условий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации«; далее – закон № 226-ФЗ);
  • нотариусы (для установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия) (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I);
  • органов государственной охраны (п. 3 ст. 15 Федерального закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране«);
  • судебные приставы-исполнители (например, при производстве розыска по ч. 10 ст. 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве«);
  • федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов военного управления в рамках реализации мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение (подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении«) и т.п.

Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах.

Причем в ряде случаев возможность проверки паспорта существует не сама по себе, а связывается с определенными условиями – например, с наличием данных, дающих основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в установленных законом случаях. Такие оговорки содержатся, например, в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ и в п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ.

Требование охранника предъявить паспорт: законно или нет?

Законность требования охранника предъявить паспорт напрямую зависит от того, указан ли в Правилах соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов паспорт в качестве документа, дающего право на вход (выход) на объекты охраны (с объектов охраны), или нет. Если указан, то требование предъявить паспорт логично и обоснованно. Если же документом, дающим право на вход (выход) на объекты охраны является, например, постоянный пропуск, то запрос предъявления паспорта в данном случае будет уже избыточным. Однако, если на пропуске отсутствует фотография, то охранник может запросить у посетителя документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы убедиться, совпадают ли указанные на пропуске данные с теми, что содержатся в документе. Хотя, и в этом случае предъявление именно паспорта не требуется, поскольку получить необходимые для проверки сведения можно и из других документов – например, из временного удостоверения личности гражданина РФ, военного билета или водительского удостоверения.

Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет?

В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются:

  • снятие ксерокопии паспорта посетителя объекта охраны;
  • запись данных из документа, удостоверяющего личность, в журнале учета посетителей.

Исключения для случаев обработки персональных данных, необходимых для однократного пропуска на территорию

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 предусматривает особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Речь идет о тех случаях, когда действия с персональными данными (их использование, уточнение, распространение, уничтожение) в отношении каждого из субъектов персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека – например, когда на пункте пропуска посетители диктуют необходимую информацию сотруднику организации, осуществляющему контроль входа-выхода, или же сами заполняют специальные формы (бланки), отражая в них свои паспортные данные. Поскольку посетитель добровольно предоставляет информацию о себе в определенном объеме, тем самым выражая свое волеизъявление на ее обработку (в виде конклюдентных действий), то формально требование Закона № 152-ФЗ считается исполненным.

Но и здесь существует ряд условий. Так, при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, должны соблюдаться следующие правила:

  • необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;
  • копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;
  • персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию (п. 8 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Несмотря на то, что обработка персональных данных в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, может быть осуществлена без уведомления Роскомнадзора, организация пропускного режима в данном случае требует легализации – в частности, необходимо издание соответствующего локального акта, инструкции, положения и иных документов, регламентирующих порядок пропуска на территорию организации. Целесообразно урегулировать и порядок хранения персональных данных. Например, в отношении каждой категории персональных данных должны быть определены места хранения персональных данных (материальных носителей). Кроме того, необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, а при хранении материальных носителей – соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним (перечень конкретных мер по обеспечению условий хранения устанавливает сам оператор) (п. 13-15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Судебная практика

Решений судов, касающихся оценки правомерности сбора паспортных данных охранниками непосредственно в пунктах пропуска, не так много. Однако единичные примеры свидетельствуют об отрицательном отношения суда к закреплению в должностной инструкции охранников права на проверку документов, удостоверяющих личность. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 г. № 09АП-17918/2010 отмечалось, что подобные положения инструкции, равно как и право на осмотр имущества, вносимого (выносимого) на объект и задержанию граждан, противоречат закону, поскольку Закон № 2487-I таких правомочий для охранников не предусматривает. Суд подчеркивает, что проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр личных вещей и задержание граждан являются исключительной прерогативой сотрудников полиции.

Поскольку в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 2487-I на охранную деятельность распространяются ограничения, установленные ст. 7 Закона № 2487-I, а в последней прописан прямой запрет на осуществление действий, посягающих на права и свободы граждан, то рассматриваемые положения инструкции не соответствуют закону.

Защита персональных данных

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, запрещена.

В большинстве случаев цель сбора охранниками паспортных данных ограничивается отчетом перед начальством о проделанной за день работе. Тем более, что запись данных паспорта не свидетельствует о том, что человек, чьи данные переписаны, действительно проходил через пункт пропуска – в условиях развития информационных технологий доступны целые базы данных, содержащих необходимые сведения.

Вместе с тем, гражданам, чьи паспортные данные переписывает охранник, следует задуматься над сохранностью предоставляемых сведений. Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных. Поэтому, прежде чем предоставлять свои паспортные данные, следует удостовериться в наличии у охранника законных оснований для их получения. Если отказ в предоставлении паспорта препятствует проходу в здание, то можно обратиться в администрацию учреждения за разъяснениями и получением необходимой информации. А при наличии оснований для защиты нарушаемых незаконными действиями должностных лиц прав и интересов не лишним будет и подать жалобу в вышестоящие органы (если учреждение подконтрольно таковым), прокуратуру или суд.

Таким образом, несмотря на преследуемую охранниками цель обеспечения безопасности на объекте охраны, их требование к посетителям предъявить паспорт для проверки не всегда является законным и обоснованным. А действия по копированию или записи паспортных данных в журнале учета посетителей, как правило, прямо противоречат закону.

– Охранник при входе в школу требует от посетителей не только предъявить паспорт, но и переписывает из него данные! Скажите, законно ли это требование, и что делать человеку, столкнувшемуся с таким поведением охранника?

Право охранника требовать предъявить паспорт

В первую очередь, здесь речь идёт об удостоверениях, пропусках, личных карточках и т. п. Однако та же статья указывает, что охранник на объекте должен действовать в соответствии с должностной инструкцией и другими внутренними нормативными документами, установленными для конкретной охранной службы и конкретного объекта – до тех пор, пока эти акты не противоречат закону. Правило, согласно которому, на объект пропускаются только люди по заранее утверждённому списку, либо ведётся учёт всех входящих, нормы закона не нарушает.

В этом случае паспорт выступает как документ, который удостоверяет личность предъявителя. Вместо паспорта могут предъявляться:

  • загранпаспорт;
  • военный билет или удостоверение военнослужащего;
  • временное удостоверение, выдаваемое до оформления паспорта.

Просто потребовать предъявить документы охранник имеет полное право – хотя бы для того, чтобы удостовериться, кто перед ним и входит ли это лицо в список тех, кто вправе входить на охраняемый объект. Однако для этого в правилах режима на объекте должно быть прямо указано, что доступ осуществляется по удостоверению личности.

Если же для доступа требуется пропуск, а охранник дополнительно требует ещё и паспорт – это будет уже нарушением закона.

Можно ли записывать паспортные данные и снимать ксерокопии?

  1. Согласие субъекта на обработку. То есть для снятия ксерокопии или записи паспортных данных в журнал как минимум требуется, чтобы посетитель дал на это разрешение.
  2. Обработка должна вестись только для достижения предусмотренных законом целей. Однако обеспечить безопасность на вверенном объекте можно и без обработки персональных данных посетителей.
  3. Обработка может вестись для исполнения договора, выгоду по которому получает субъект персональных данных. Это тоже неприменимо, поскольку никакого договора с охранной структурой посетитель обычно не заключает.

Таким образом, обработка информации со стороны охранной службы не будет соответствовать требованиям законодательства.

Добрый день. У самого детей еще нет, но жена работает в школе. И оказывается, у них охранник при входе проверяет паспорта, личные данные, устанавливает личность, может и не пустить в школу.

Прошу ответить на вопрос - насколько это законно? Понятно, что это для безопасности детей делается, но все же.

Я так понимаю, что школа - это же общественное место. Как туда могут кого-то не пустить?

К примеру, может возникнуть такая ситуация.

1. Жена задержалась на работе.

2. Ее телефон не отвечает

3. Я хочу выяснить, в чем дело. Но меня не пускают, проверяют документы и т.д.

Имеют ли право меня не пускать, устанавливать личность и т.д?

Интересует также потому, что планируем детей, так что этот вопрос актуальный для нас.

Отделом образования вашего региона наверняка приняты соответствующие акты регулирующие вопрос о введении пропускного режима в общеобразовательных учреждениях в связи с угрозой терроризма.

В связи с этим, организацию пропускного режима следует признать законной мерой, направленной на защиту жизни и здоровья детей и педагогов.

Между тем, если родитель не представляет опасности для окружающих и у него есть при себе удостоверение личности, оснований для того чтобы не пускать его в школу конечно же нет, хотя бы как минимум потому, что он является законным представителем своего ребенка.

Понятно. Ну а меня, как мужа педагога, могут не пустить по законным основаниям?

А если речь о школе доп. образования? Похожая ситуация - мама педагогом работает. Могу я свободно к ней в кабинет заходить, или там тоже могут не пустить?

В любом случае, я так понимаю, что проверять документы, не пускать могут только сотрудники ЧОП. Явно же не бабушки-вахтеры? У них же нет таких полномочий?

Здравствуйте. Мой муж гражданин Болгарии. В настоящее время ему одобрили получение гражданства РФ, теперь назначат дату присяги. Но у него два дня назад закончился загран паспорт его государства. Территориально мы находимся очень далеко от консульств Болгарии. И соответственно билет на самолёт уже не купить по просроченному паспорту. Продолжат ли в МВД процедуру присвоения гражданства при наличии просроченного паспорта?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста можно ли заключить договор купли-продажи на дом,если в паспорте вырвана страница о семейном положение или нужно сначала заменить паспорт?

Здравствуйте. Я нахожусь в Корее более пяти лет нелегально и скоро закончится действие загранпаспорта. - Какие могут быть последствия с выездом в Россию с просроченным паспортом? - Какие штрафы за выезд с просроченным паспортом и за нелегальное проживание? - Могу ли я в посольстве в Сеуле продлить паспорт и не депортируют ли меня когда я там появлюсь? - Если я продлю паспорт, могу ли я поехать не в Россию, а сразу в Тайланд из Кореи?

Здравствуйте! У меня умер отец, но перед смертью он подарил свою долю на 1/2 дома и 1/2 земли мне и я стала единственной собственницей на дом и землю в городе Х. Но живу и прописана и плачу за вывоз мусора в другом городе М. Дом в городе Х закрыт. Никто там не проживает. Я единственная собственница живущая в другом месте. Я отправила письмо в фирму, которая собирает деньги за вывоз мусора, что собственник умер, и теперь там никого нет. Попросила не делать начисления, т.к. я живу в другом месте. Но мне ответили, что : согласно п.4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия. Я к сожалению не написала им, что я УЖЕ собственница и мне не надо открывать наследное дело. Меняет ли этот факт что-нибудь? Кроме того, когда человек не пользуется светом и не льет воду и куда-то уезжает - то с него не берут оплату. Неужели с мусором по другому? И ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ НАСЛЕДСТВО, ЕСЛИ НЕТ МУСОРА? т.е. НИКОГО НЕТ(свидетельство о смерти отца я им приложила) и никто не мусорит (могу выслать им фото своей прописки). Или надо выписку из домовой? Заранее спасибо!

У меня автомобиль 2017 года Нива Я изменил внешний вил автомобиля установил не заводские устройства света не заводские колёса установил дверные пороги улучил выхлопную систему улучшил здании тормозные системы гаи требует чтоб я устранил все эти улучшение и довёл авто до заводского состояние как мне быть и что требуется чтоб вести а тех паспорт техническое изменение и возможно ли это ?


R-ко ды и паспорта, другие бунтуют и заявляют, что это незаконно" title _">R-ко ды и паспорта, другие бунтуют и заявляют, что это незаконно" data-vox="https://static.ngs.ru/news/2015/99/preview/21f332e5a46a89b854572e8abcd6aec7199d9d615_640_480.jpg" itemprop="contentUrl">

Пока одни безропотно показывают охранникам в ТРК Qды и паспорта, другие бунтуют и заявляют, что это незаконно

Юрист признал, что четкого ответа на вопрос о том, имеют ли право работники частных охранных предприятий требовать QR-коды от посетителей, сейчас нет.

— С юридической точки зрения возможно двоякое толкование. Четкого регулирования этой проблемы в законодательстве пока нет, потому что проблема свежая, и, я так понимаю, государство еще не придумало, как с этим разбираться, — прокомментировал Илья Большаков. — С одной стороны, паспортные данные и QR-код с информацией о вакцинации относятся к персональным данным гражданина. Закон эти персональные данные охраняет. Они могут быть получены, обработаны, распространены только с согласия самого человека. С другой стороны, охранники могут требовать предъявить паспорт или иные персональные данные, если это установлено внутренними правилами организации — допустим, действует пропускной режим. Грубо говоря, если это офисное здание и собственником разработано правило, по которому сотрудники ЧОП должны пускать посетителей только при предъявлении паспорта, то тогда охранники имеют право требовать документы.

А если посетитель отказался предъявлять QR-код и прорвался в магазин, имеет ли право охранник его скрутить? Снова сложный вопрос.

— Максимум, что может сделать сотрудник частной охранной организации, — вызвать полицию и принять меры по задержанию человека, а досмотры, изъятия он не вправе проводить. Он обязан дождаться сотрудников правоохранительных органов, которые уже будут разбираться дальше, — рассказал адвокат. — Могут ли охранники задерживать? Да, если человек совершает противоправные действия. Можно ли говорить о том, что человек, прошедший без кода, совершил противоправное действие? Большой вопрос. Возможно, код у человека есть, но он его из принципа не захотел показывать. В случае если сотрудник ЧОП такого посетителя задержит физически и, не дай бог, причинит ему телесные повреждения или повредит его имущество, то, когда полиция приедет, крайним останется охранник.

Илья Большаков отметил, что в целом введение системы QR-кодов аналогично ситуации с самоизоляцией.

— Когда в прошлом году ввели режим повышенной готовности и ограничили свободу передвижения, ситуацию неоднократно разбирали в правовой плоскости. Вывод был всегда один: это законно, — сказал адвокат. — По аналогии с этим QR-коды вполне себе законная мера, единственное — реализована она очень сухо, грубо.

Юрист добавил, что такую меру, на его взгляд, нельзя расценивать как дискриминацию.

— В данном случае никто не запрещает этому человеку сходить в другой магазин за продуктами, посетить иную организацию для удовлетворения своих бытовых потребностей, — объяснил Илья Большаков. — При дискриминации полностью ограничивают в каких-то правах по социальному признаку, по признаку национальности, расы, цвета кожи.

Как QR-код пошел в народ

СЮЖЕТ

На прошлой неделе правительство ввело QR-коды по всей стране. До 1 февраля установили переходный период, в это время посещать общепит, магазины и совершать поездки можно будет по отрицательному ПЦР-тесту. В то же время в Госдуму внесли законопроекты о кодах на транспорте и в общественных местах.

В большинстве городов показать сертификат вакцинированного или переболевшего нужно для посещения любых зрелищных, культурных, досуговых и спортивных мероприятий, в кафе и ресторанах, при заселении в гостиницу.

Читайте также: