Илья муромец и соловей разбойник план урока 5 класс

Обновлено: 15.05.2024

Цели обучения

5.1.3.1 понимать основное содержание произведений фольклора и литературы/ фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять тему; 5.1.4.1 определять основную мысль текста на основе вопросов

5.3.1.1 понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания; 5.3.3.1 формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них

пони м а т ь т е р ми ны: х у дожес т ве н ная л и т е р а т у р а , фольклор, ге р о ический эпос , былина, сказка, литературная сказка, сюжет, к о м поз и ц и я, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, р а сс к а з ч ик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

дава т ь к р а т ки й и полный о т вет на воп р ос

иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

Результаты изучения темы

Все учащиеся смогут:

понять содержание прослушанного текста и выявить главную и второстепенную информацию.

Узнать об особенностях ХВ и в ходе проекта описать былинное время

Большинство учащихся будут уметь:

Различает главную и второстепенную информацию

Некоторые учащиеся смогут:

понимать основное содержание текста

выполнить творческое задание, научиться доказывать свою точку зрения.

Языковая цель

Словарная работа: богатырь, былина, устное народное творчество, гусли, гусляр, Древняя Русь, эпос, песня-сказание, доблесть, стольный (столичный город), прямоезжая(прямая), заколодела (дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)), лазоревый(красивый), величать(называть или прославлять (в зависимости от контекста)), в особину (отдельно), воспеть (прославить в песне)и т.д.

Привитие ценностей

Формирование интереса к истории

Воспитание патриотических чувств посредством чтения и анализа учебного материала

Межпредметная связь

Предыдущее обучение

знать особенности жанра былины, уметь отличать ее от сказки, уметь определять композицию, проводить литературный анализ текста

Добрый день. Присаживайтесь. Поскольку нам сегодня повезло и у нас с вами сегодня целых три урока, предлагаю следующий план действий. Сейчас мы доделываем русский язык. Затем анализируем результат контрольной работы по литературе. Следующий шаг – взгляд на известную былину про Илью Муромца с точки зрения литературоведа. А затем – те, кому необходимо, дописывают / переписывают к/р по литературе, а остальные делают домашнее задание по русскому языку. (доделали РЯ, записали дз)

Слово о контрольной.

С первой и второй частью справились все. Как ни странно, затруднения вызвало задание, в котором требовалось написать значение слов. При том, что все слова были известны и проговорены заранее. Это говорит о манкировании своими обязанностями при подготовке к контрольной работе и довольно скудном лексиконе. Я делаю вывод, что необходимо акцентировать внимание на увеличении словарного запаса. Будем учить слова всевозможными способами.

А теперь выкинули из головы все эти организационные дела, открыли свои тетрадочки и записали красиво, большими буквами – Илья Муромец и Соловей-разбойник. Жанровые особенности былины.

Вы уже изучали былину про Илью Муромца. Расскажите, что вы про нее помните? А про самого Илью, кто он такой? Какова его история? Откуда и куда направляется? С кем борется?

Каким предстает Илья – реальным человеком, с плюсами и минусами? (нет, он ИДЕАЛЬНЫЙ герой) Запишите: Илья – богатырь. ИДЕАЛЬНЫЙ – то есть _нереальный_, наделенный лучшими и желаемыми чертами. Посмотрим, так ли это.

Свойства былины как жанра:

  1. постоянные эпитеты. И выпишите пару примеров из былины.

Вы заметили, что эпитеты повторяются. А всё остальное? (много всего повторяется). Это еще одно свойство.

  1. Художественное преувеличение (гипербола ). Слово ГИПЕРБОЛА выделили маркером и выучили.

Кстати, о Соловье. Знаете ли вы, кто такой Соловей-Разбойник? Это вообще человек? (есть несколько версий: 1) это татарин или иной какой нерусский человек, знатный, богатый, который жил недалеко от дороги на Киев (а это, считайте, правительственная магистраль – все купцы и прочие люди ездили в столицу по этой дороге, а значит, с них можно было взять денег или еще какую выгоду) и собирал дань – пошлину – с проезжавших. А по-честному – просто грабил. 2) это один из удельных князей, который не желал подчиниться князю Владимиру, а стремился обособиться) В тот промежуток, который мы оставляли после записи про Илью, запишите: Соловей-разбойник – 1)… 2)…

Смотрите, Илья – однозначно положительный герой. А Соловей? (отрицательный) можно ли сказать, что они противопоставляются друг другу? (Да) еще одно свойство былины:

Вот мы говорили, что Илья изображен идеально. А события – реальные? (да, получается, что взяты реальные события и люди и художественно переосмыслены) Значит, можем ли мы сказать, что в основе сюжета былины лежит историческое событие? Да, можем. Записываем еще одно свойство былины

  1. В основе сюжета – реальное историческое событие. (эпос)

Раз мы произнесли слово сюжет, значит, в былине есть события, которые так или иначе располагаются. А значит, пришло время говорить о композиции.

  1. Как элемент композиции обязателен зачин и бой богатыря с врагом.

Теперь вспомнили, что мы говорили в самом начале об авторстве и исполнении былин. Как их исполняли? Пели, под музыкальное сопровождение – гусли. А было ли там индивидуальное, личное отношение? Нет. Поэтому последнее свойство былины мы запишем от противного:

  1. НЕ лирический (то есть НЕ личный) жанр, хотя и в стихах.

Наконец, настало время подвести итог занятия. И этим итогом станет сформулированное вами определение жанра былины. Взяли маркеры / цветные ручки, большими буквами красиво записали слово

Поставили ТИРЕ. Окинули взглядом все свойства, которые мы записали. Вспомнили определение жанра БАЛЛАДЫ. И заполняем пропуски. (на доске написана фраза с пропусками, куда надо выбрать и вставить верное слово)

- произведение (лирического или эпического?) эпического жанра (письменного или устного) устного (личного или народного) народного творчества, основанное на (выдуманном или реальном) реальном (историческом или легендарном) историческом событии; ему свойственна (постоянная или индивидуальная) композиция и худ.приемы (постоянные эпитеты, гипербола, антитеза).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Илья Муромец и Соловей-Разбойник: от Киевской Руси до наших дней

на уроке проводится сравнительный анализ текста былины и двух мультипликационных фильмов: 1978 и 2007 гг.


Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи.

Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник

Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова.


Илья Муромец и Соловей-разбойник

Данная презентация поможет на уроках в 7 классе по литературе.


Илья Муромец и Соловей Разбойник. Словарь эпохи


Тест по содержанию былины "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

Проверка знания содержания былины.


Конспект урока по литературе для 6 класса "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Данный файл содержит конспект урока (литература, 6 класс, тема "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник") по этапам с описанием видов деятельности учителя и ученика, а также формируемы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задачи : 1) закрепить основные понятия, выделить сюжетную композицию, раскрыть тему, идею, художественные особенности былины;

2) развивать умения анализировать, речь устную и письменную;

3) воспитывать любовь к художественному слову.

Подлинную историю трудового народа

нельзя знать, не зная устного народного творчества.

Построить сюжетную линию, раскрыть тему, идею былины, художественное своеобразие произведения, образ Ильи Муромца – любимого народного героя.

Проверка домашнего задания

- Что называется былиной?

- Какие виды былин вы знаете?

- Назовите элементы композиции былины?

- Как исполнялись былины?

Сжатый пересказ 1-2 былин.

1). Беседа по прочитанному произведению.

2) В ходе беседы (разбора) выделить композиционные части былины, составить план, заполнить таблицу, удобную для работы над темой, композицией и идеей былины.

- Какие подвиги совершил Илья Муромец по дороге в Киев? О чём рассказывает былина? Каковы её основные темы?

- Какой враг страшнее - силушка под Черниговом или Соловей Разбойник? Докажите свою точку зрения, используя текст былины и свои познания в истории (класс делится на 2 группы)

Так выразительно и лаконично

Былина создаёт образ врага,

несущего русской земле опасность, гибель, разорение и печаль.

Как былина воспроизводит бой Ильи Муромца с вражеским полчищем?

Всего три строки передают

великое богатырство Ильи Муромца.

Сколько раз былина изображает

Как называется былина? Почему Илья Муромец привозит в Киев Соловья Разбойника, а не побеждённого полководца из- под Чернигова?

Где Логово Соловья Разбойника?

Желательно привести приблизительную схему поездки Ильи Муромца в Киев – град.

- Какой же враг страшнее и опаснее и почему? Внешний или внутренний враг?

Соловей Разбойник злодействует не на окраине, не на границе русского государства, а в самом центре его, не встречая сопротивления. Учёные высказывают мнение, что былина отражает события X –X|| веков: набеги половцев, кочевников, а Соловей Разбойник – это удельный князь, не желающий объединяться. Поэтому князь Владимир не мог не прийти на помощь Чернигову, хотя и знал об осаде города, о чём говорит богатырю при встрече. Смысл второго подвига Ильи Муромца имеет государственное значение: богатырь – устроитель государства, уничтожает преграду между стольным Киев – градом и городами северо – восточной Руси, объединяет Русь.

Основные идеи былины:

Кульминационный эпизод в былине. Какое значение ему придавал народ?

Почему Илья Муромец стремился в Киев – град? Почти сто строк былина посвятила приезду Ильи Муромца в Киев и его разговору с князем Владимиром. Почему?

7. Выразительное чтение заключительного отрывка былины.
 Какое впечатление произвела на вас былина?
 Какие чувства вызвали у вас герои былины?
 Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца?

8. Физкультурная минутка

2. Лексическая работа.
 К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?

3. Словарная работа.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото.
Ремни сыромятные – прочные ремни из невыделанной кожи животных.
Дружина – княжеское войско в Древней Руси.
Дорога заколодела – завалена попадавшими деревьями.
Покляпая берёза – наклоненная, кривая.
Палаты княжеские – большое богатое помещение.
Тын – забор.
Кафтан – мужская верхняя одежда.
Сыть – пища, еда.
Живот – жизнь, достаток.
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слёзы, печалиться.

V. Обобщение.
 Какова тема былины?
 Какова идея былины?
 Чем былина отличается от других произведений устного народного творчества?

VII. Рефлексия
Продолжите фразу:
На уроке я узнал……
Осталось непонятным…..
Было интересно…..
Хотел бы узнать….

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа: богатырь, былина, устное народное творчество, гусли, гусляр, Древняя Русь, эпос, песня-сказание, доблесть, стольный (столичный город), прямоезжая(прямая), заколодела (дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)), лазоревый(красивый), величать(называть или прославлять (в зависимости от контекста)), в особину (отдельно), воспеть (прославить в песне)и т.д.

Привитие ценностей

Обучение на протяжении жизни

Запланированные

этапы урока

Запланированная деятельность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся.

Работа с эпиграфом.

Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

- Мы продолжаем разговор о фольклоре. Прочитайте эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы понимаете слова И.В. Гёте?

Совместное целеполагание.

- Какова наша цель при изучении устного народного творчества? Запишите цель у себя в тетрадях и два человека у доски - на стикерах.

Проверка домашнего задания

И: учащиеся отвечают на вопрос и объясняют свое понимание цитат

Д: более сильные учащиеся отмечают языковые средства, которые производят впечатления на слушателя или читателя

К: вместе с учителем формулируют цели урока, определяют ожидаемые результаты.

П: учащиеся в парах ответят на вопрос, чем отличается литература от фольклора.

Просмотр видеоряда.

Учитель предлагает учащимся посмотреть мультфильм и ответить на вопросы, во время просмотра записывают незнакомые слова.

- Какое впечатление произвела на вас былина?
- Какие чувства вызвали у вас герои былины?
- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца?

Работа с текстом былины. Составление плана.

Выезд Ильи Муромца из

1.Победа над силушкой великой под Черниговом и выбор пути

2.Встреча на прямоезжей дорожке с Соловьём - Разбойником и пленение его.

Приезд в Киев и диалог с Князем Владимиром

Казнь Соловья - Разбойника

Учитель предлагает обменяться работами.

И: учащиеся записываю в тетради виды плана. Затем составляют простой план к тексту.

Д: более сильные учащиеся составляют сложный план к тексту.

Стикеры для комментариев

Учитель предлагает вопросы:

Почетно ли наше время быть богатырем? Не просто физически сильным, но и сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?

А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в ВОВ? Почему?

Что вы почерпнули из былин для себя?

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

Учащиеся обсуждают предложенные вопросы.

ФО: словесное поощрение

Дифференцированное домашнее задание:

1 вариант – выучить отрывок из былины.

3 вариант – нарисовать рисунок по сюжету былины.

ФО: выбирают фразу из рефлексивного экрана и продолжают ее.

Рефлексивный экран, стикеры

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Будут использованы нижеследующие виды оценивания работы учеников:

ФО: словесное поощрение - наблюдение учителя

История Древнего мира, русский язык

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов.

ИКТ: использованы видеоролики, презентации

Рефлексия по уроку

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Цели обучения:

Цели обучения:

Объясняет значение терминов

- дает определение устному народному творчеству;

Дает развернутый ответ на вопрос

- определяет значение терминов;

- приводит аргументы, подтверждающие собственное мнение

- приводит примеры, подтверждающие ответ

Понимают художественное произведение

- определяет ответ в соответствие с вопросом

- выделяет главные события произведения

- комментирует детали событий

Оценивают произведение

- находит цитаты, отражающие главную мысль произведения

- дает оценку произведению

- выражает собственное отношение к поступкам героя (ев)

Былины. Виды былин. Мир былины.

Былины. Виды былин. Мир былины.

Былина -рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили.

Былина -рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили.

Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город. Сказители былин

Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Сказители былин

СКАЗКА ОБЩЕЕ БЫЛИНА

НЕ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ; ВЫМЫСЕЛ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ;

КОМПОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ЕДИНООБРАЗНАЯ; КОМПОЗИЦИЯ;

ГЕРОИ - ЛЮДИ, ЦАРЕВИЧИ, ГЕРОИ – БОГАТЫРИ

ВИДЫ БЫЛИН 1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ). 2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ ( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)

1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ).

2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ ( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)

МИР БЫЛИНЫ.

МИР БЫЛИНЫ.

Герои былин.

ИМЕНА

ОБЩЕЕ

ОТЛИЧИЯ

ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,

ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Герои былин. ИМЕНА ОБЩЕЕ ОТЛИЧИЯ ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Герои былин.

ИМЕНА

ОБЩЕЕ

ОТЛИЧИЯ

ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Герои былин.

ИМЕНА

ОБЩЕЕ

ОТЛИЧИЯ

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,

АЛЁША ПОПОВИЧ

ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

АЛЁША ПОПОВИЧ

АЛЁША ПОПОВИЧ

КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.

КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.

ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА.

Учитель русского языка и литературы КШДС №33 г. Караганды Садвакасова Д.А.

Цели обучения:

Критерии оценивания

Понимают художественное произведение

- выделяет главные события произведения

- комментирует детали событий

- находит цитаты, отражающие главную мысль произведения

Составляют простой план

- делит текст на смысловые части

- озаглавливает пункты плана

- оформляет план в соответствие с требованиями.

Дают развернутый ответ на поставленный вопрос

- приводит аргументы, подтверждающие собственное мнение

- приводит примеры, подтверждающие ответ

- определяет ответ в соответствие с вопросом

Виды планов

Виды планов

Как составлять простой план.

1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

Как составлять сложный план . 1.Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как составлять сложный план .

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Примерный сложный план:

Примерный сложный план:

Вопросный план .

Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как. сколько. когда. почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).

Цитатный план. Цитата- это дословная передача чужого высказывания. Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект. В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например: 1-й вариант: 1. (цитата); 2.(цитата); 3.(цитата). 2-й вариант Основные вопросы. Доказательства (цитаты)

Цитатный план.

Цитата- это дословная передача чужого высказывания.

Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.

В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

Примерный цитатный план:

Примерный цитатный план:


-75%

Читайте также: