Ильина т а проектная деятельность в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Образование – это индустрия, направленная в будущее.

Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это не просто дань моде, а новый, ёмкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому.

В ходе реализации детских тематических проектов, успешно осуществляется комплексно – тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования СанПин, но емкой, что возможно, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество – это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединять различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагога, служит развитию креативного мышления.

О классификации проектов в ДОУ

В настоящее время проекты в дошкольных образовательных учреждениях различаются по тематике (творческие, информационные, игровые, исследовательские, по составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные, по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). В основе проекта лежит проблема, цель, вопрос, которые достигаются в процессе решения поставленных задач. И самое сложное, на наш взгляд, для педагога в проектной деятельности – это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом следует серьезно подумать на предварительном этапе работы.

Классификация проектов (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса)

Типы проектной деятельности по содержанию:

По составу участников:

По срокам реализации:

- Исследовательская проектная деятельность;

- Творческая проектная деятельность;

- Нормативная проектная деятельность (нормотворческая)

Ребенок и его семья;

Ребенок и природа;

Ребенок-общество и его культурные ценности;

Педагог–ребенок;

Педагог- родитель

Индивидуальный проект выполняется автономно;

Парный проект- осуществляется парой участников;

Групповой проект- осуществляется группой от 3 – 12 человек;

Коллективный – выполняется всем коллективом

Краткосрочные проекты (до 1 мес.);

Проекты средней продолжительности

(от 1,5 до 5 мес.);

Долгосрочные проекты

(от 6 мес. и более).

Исследовательский – это проект, основной целью которого являются выдвижение и проверка гипотезы.

Творческий – это проект, центром которого является творческий продукт: результат самореализации участников проектной группы.

Нормативный – это проект, основной целью которого является выработка детьми норм и правил поведения в детском саду.

Практико-ориентированный – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера (благоустройство группы, оформление и уход за клумбой).

Типы проектной деятельности по содержанию: (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса) [4]

Исследовательская проектная деятельность :

Обогащает знания детей;

Помогает объяснить ребенку то или иное явление;

Чаще всего носит индивидуальный характер;

Организатором проекта выступает ребенок.

Творческая проектная деятельность :

Ориентирована на создание нового творческого продукта;

Воспитатель и дети договариваются о форме представления результатов проекта;

Помогает дошкольнику развивать умение видеть позицию другого ребенка

Творческий проект по времени долгосрочный

Нормативная проектная деятельность :

Способствует созданию новых правил поведения в определенной ситуации;

Всегда инициируются педагогом;

Помогает снизить конфликтность между детьми в группе.

Этапы исследовательской проектной деятельности :

I этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке вопроса;

II этап –ребенок оформляет проект, родители оказывают помощь;

III этап – защита проекта вместе с родителями;

IV этап –организация выставки проектов в детском саду.

Этапы творческого проекта :

I этап – подготовительная работа (происходит выбор темы)

II этап- определяется мотив участников в предстоящей деятельности

III этап – дети высказывают свои идеи по реализации проекта

IV этап – дети зарисовывают свои идеи по реализации проекта

V этап – дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают сверстникам о том, что изображено на рисунках; выбор детьми одной идеи для реализации проекта;

VI этап- информирование родителей

VII этап – организация и проведение работы по реализации общего замысла

VIII этап - педагоги продумывают как представить полученный результат

IX этап – презентация продукта творческого проекта Этапы работы над нормативной проектной деятельностью :

I этап – воспитатель выявляет ситуации, с нежелательными формами поведения детей;

II этап – обсуждение вариантов поведения детей в данной ситуации;

III этап – дети изображают нежелательные последствия поведения;

IV этап – рассказ детей о своих рисунках, и тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация;

V этап – выбор одной идей в качестве правила поведения;

VI этап – дети зарисовывают правило, чтобы оно было понятно всем

VII этап - дети объясняют, что они нарисовали;

VIII этап - выполнение правила всеми детьми в группе.

Мл. возраст – поощрение исследовательского интереса. Средняя гр. Средняя гр., старшая гр., подготовительная гр. Средняя гр., старшая гр., подготовительная гр.

Метод проектов, по мнению исследователя Н. Ю. Пахомовой [14;10], также включает в себя несколько этапов, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в ДОО реализуется проектная деятельность :

1. Погружение в проект.

2. Организация деятельности.

3. Осуществление деятельности.

4. Презентация результатов.

Некоторые особенности проектной деятельности в группах младшего дошкольного возраста

Для детей младшего дошкольного возраста актуальны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с ними. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием: она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Таким образом, тематика краткосрочных проектов в младшей группе для детей четвертого года жизни может быть следующая [6;9] :

- Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).

- Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).

- Хлеб-соль (как с пользой для здоровья употреблять хлеб).

- Зонты и зонтики.

- Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).

- Такая разная обувь…

- Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).

- Такие разные машины…

- Любимая еда в детском саду и дома.

- Варим обед-накормим весь свет!

- Я катаюсь на качелях!

- Круглое, квадратное и треугольное!

- Эта книжечка моя!

- Снег, снежок, белая метелица!

- Наша елочка – красавица! Всем ребятам очень нравится!

- Мой веселый звонкий мяч! И т. д.

Автор пособия о проектной деятельности дошкольников В. А. Деркунская [6] предлагает рассматривать также коллекционирование, создание коллекций как продуктивную деятельность в рамках проектной деятельности. А именно: создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей - предметной и предметно – манипулятивной. Создание коллекций - это путь и возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, его разнообразных свойств и качеств, это знакомство с многообразием предметного мира в рамках одной темы или предмета. Учитывая возраст детей, их небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Именно такой подход позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителя с ребенком. [6;10].

Далее следуют теоретические обоснования и главы описанием нескольких образовательных историй, в которых автор аргументирует свою точку зрения. Так, под тематическим образовательным проектом она подразумевает отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. Эта работа основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей и не рассматривается как простое участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр. [10;4]

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [4, пункт 3.2.5 ФГОС ДО]. В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2е изд., испр. – М. : Мозаика-синтез, 2014.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.

5. Гулидова Т. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. - Волгоград: Учитель 2015.

6. Деркунская В. А. Проектная деятельность / Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе и др. – М. : Просвещение, 2012.

7. Звонкин А. К. Малыши и математика. – М. : МЦНМО, МИОО, 2006.

10. Метод проектов в образовательной работе детского сада : пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017.

11. Нурдквист С. Как Финдус потерялся, когда был маленький. М. : Белая ворона, 2014.

12. Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы) /авт. -сост. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.

13. Орлова А. Это грузовик, а это прицеп. М. : Росмен, 2015.

14. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. : АРКТИ, 2003.

15. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М. : Центр педагогического образования, 2016.

16. Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлева. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель.

17. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет/авт. -сост. Е. А. Румянцева. - Волгоград: Учитель, 2015.

18. Простые лабиринты. Кумон Тору, рабочая тетрадь. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.

19. Тимофеевский А. П. Веселая геометрия для самых маленьких. М. : ИД КомпасГид, 2016

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Выступление на тему: «Метод проектов как эффективная форма работы по экологическому воспитанию" В современных условиях, когда происходит.


Компетентная, социально-адаптированная личность, способная ориентироваться в информационном пространстве, защищать собственную точку зрения, а также продуктивно и конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками — всё это те требования, которые сегодня предъявляются к будущему первокласснику.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность

Использование метода проектов в ДОО дает возможность решить поставленную задачу, позволяет расширить образовательное пространство, развить творческое, познавательное мышление ребенка. Собственно, метод проектов позволяет детям вместо пассивного накопления знаний использовать различные способы их получения. Этому способствует личностно-ориентированный подход в воспитании и образовании. Метод проектов, основываясь на этом подходе, развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [3; 4; 5].

Проект в переводе с греческого — это путь исследования. Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ. Метод проектов — это комплекс действий, при которых дети, в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов, приобретают новые знания. Другими словами, метод проектов помогает детям в решении какой-либо проблемы [5]. Основой метода проектов, является самостоятельная деятельность детей. Это может быть исследовательская, продуктивная, познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает знания об окружающем мире и воплощает эти знания в жизнь.

Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в ходе которой дошкольники учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности, развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку. Работа над проектом предусматривает выполнение основных этапов: выбор цели проекта, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов. Взрослый играет роль помощника в выполнении этих этапов. Проекты бывают разных видов: творческие, исследовательские, игровые, информационные [3]. Тема и вид проекта выбирается в зависимости от интересов и возможностей ребенка.

Таким образом, проектная деятельность в детском саду — это одна из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Она дает возможность повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, любознательность, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает систему образования дошкольных организаций открытой для активного участия родителей.

1. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие / авт. Т. Ю. Артюгина. — Архангельск: АО ИППК РО, 2009. — 58 с.

2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2008.

5. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: — М.: АРКТИ, 2003.

7. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, знание, проект, творческое мышление.

Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО заключается в условиях, созданных дошкольной образовательной организацией. Проектная деятельность ориентирована на развитие поискового поведения дошкольника. Поиск стимулирует личностное развитие воспитанника, позволяет приобрести опыт ценностного отношения к миру. Предлагаемое пособие включает методические рекомендации воспитывающим взрослым по организации проектирования в дошкольной образовательной организации. Представленные авторские проекты помогут воспитателям и другим специалистам освоить технологию проектирования и правильного оформления готового проекта.
Предназначено воспитателям, педагогам дополнительного образования и специалистам дошкольных образовательных организаций.

Характеристики

Отзывы

Содержание

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОО 5

Конспекты проектов для детей дошкольного возраста 12

Откуда хлеб пришел? 12

Откуда пришла книга и для чего она нужна людям 23

Домашнее животное города – кошка 38

А.А. Бойко, Л.В. Чернова, О.В. Иванова

Что я знаю о Сталинградской битве? 43

Моя первая книга 51

Е.А. Татаренко, А.В. Битюцкая

Собака – друг человека 55

О.В. Трещева, Н.В. Зюзина

Птицы нашего двора 59

Проект педагогической поддержки семьи в воспитании здорового дошкольника 62

Т.В. Боченкова, Н.А. Мышкина

Дикие и домашние животные (экологический проект) 73

Организация образовательного процесса по развитию речи в младшей группе 81

И.В. Василенко, А.В. Халилулина

Как побудить детей вести здоровый образ жизни? 85

Безопасные дороги – детям 92

Наш любимый детский сад 106

Ж.В. Барышева, Т.Г. Галютина

Мой дом, мой район 111

Проектная деятельность в ДОУ. Методическое сопровождение (алгоритм построения проекта, библиография).

Проектная деятельность в ДОУ.

Методическое сопровождение

(алгоритм построения проекта, библиография).

Дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, принимают на себя роль основного помощника родителям в переходе ребёнка из семьи в более широкое социальное пространство, и, естественно, при этом необходимо идти в ногу со временем. Это позволяет осуществить использование инновационных педагогических технологий.

Инновационные технологии в ДОУ открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях. Это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является необходимыми составляющими разностороннего развития личности.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), и долгосрочные (на учебный год).

По составу участников - индивидуальные, групповые, фронтальные.

По тематике - творческие, информационные, игровые, исследовательские. Темой проектов могжет стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

В практике работы ДОУ используют такие виды проектов:

Исследовательско–творческие. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.

Ролево–игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)

Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)

Структура проекта:

- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

Этапы работы над проектами:

I. Подготовительный этап. (На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.)

II. Организация проектирования. (На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) воспитатель помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.)

III. Проектирование. (Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.)

IV. Презентация. (Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.)

Методическое сопровождение проектной деятельности. Список литературы по организации проектной деятельности в ДОУ.

Методическое сопровождение проектной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации носит комплексный характер и сформулировано на базе исследований К.Ю.Белой, Н.А.Виноградовой, Л.М.Волобуевой, Н.В. Микляевой, Л.В.Поздняк, Л.Д.Морозовой, Битюковской Н.П., Н.Е.Веракса, В.А.Деркунской и др.

Предлагаем здесь список рекомендуемой по освещаемой теме литературы:

1. Близнецова, В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] / В.С. Близнецов справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.

2. Виноградова, О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65.

3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

5. Давыдова, Л.Ю. Проектирование образовательного пространства в условиях инновационной деятельности [Текст] / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

6. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова – М,: ТЦ Сфера. 2006 – с. 64.

8. Бутенко, Н. Полихудожественные проекты как средство сотворчества педагога и ребенка // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 11. – С. 35-42

10. Гладковская, Л. М. Проектная деятельность логопедической работе с дошкольниками 6-7 лет // Логопед. – 2013. - № 5. – С. 26-31

11. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей (подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 24-28

12. Евграфова, Е. И., Корчагина Н. В. Проектная деятельность в ознакомлении дошкольников с родным краем // Воспитатель ДОУ. – 2013. - № 5. – С. 24-27

15. Лопатина, О. Г. Особенности организации проектной деятельности в современном детском саду // Управление ДОУ. – 2013. - № 2. – С. 42-47

16. Пономарева, О. Н. Социальный проект – форма взаимодействия детского сада и социума // Управление ДОУ. – 2013. - № 4. – С. 114-118

17. Салпыкова, И. Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. – С. 65-69

18. Сердитова, А. С., Сердитова, С. С. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. – 2014. - № 2. – С. 101-104

19. Шатверян, Т. С., Финк А. В. Семейные проекты в работе педагога-психолога // Управление ДОУ. – 2013. - № 6. – С. 63-67

Читайте также: