Игрушки как средство общения детей младшего школьного возраста

Обновлено: 30.06.2024

Оценить 1219 0

Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста

Существуют различные классификации игрушек по тематике и видам игр:

Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.), которые определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Это развивает творчество, расширяет кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди игрушек особое место занимает кукла, которая является источником разнообразных переживаний малыша.

Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и т. д. Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, которые содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары.

Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны и направлены на укрепление мышц, развитие координации движений.

Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. Взрослый является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами.

Итак, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре. Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания. Манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление.

К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображения имеет большое значение для умственного развития, тому же способствуют правильно подобранные игрушки.

Таким образом, велико воздействие игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Главное - соблюдать требования по отбору современных игрушек. Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление.

Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Они оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка и его способностей. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки. Это поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Игрушки оказывают огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка. Важно знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, побуждающих чувства насилия, жестокость, агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. Полезная игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка. Главной игрушкой, влияющей на эмоционально-нравственную сферу, является кукла. Она может быть другом, партнером, слугой и т.д. Играя с куклой, ребенок легче проявляет свои эмоции и чувства, он не боится открыться. Уже в дошкольном возрасте можно увидеть, какие игрушки и игры предпочитают мальчики, а какие девочки, что является первым признаком отождествления ребенком себя с конкретным полом.

Важное значение в жизни ребенка-дошкольника имеет любимая игрушка. Вспомнив про любимую игрушку, оживляются взрослые люди. Многие с горечью рассказывают, что с детской игрушкой им пришлось расстаться.

Почему так важна для ребенка игрушка? Она играет в его жизни тройную роль.

Во-первых, она является для него идеальным Другом, принимает и любит его таким, какой он есть. Игрушка готова слушать его и никому не расскажет об этом. Она может быть такой, какой хочет видеть ее ребенок. Он через игрушку компенсирует дефицит общения со взрослыми или сверстниками, учится жалеть другого, заботиться, сопереживать.

Во-вторых, игрушка является идеальным Я для него самого. На нее ребенок проецирует свои желания. Она может быть сильной и красивой и делать то, что хочется самому ребенку. Поэтому, при расставании с любимой игрушкой, ребенок испытывает боль, поскольку при этом теряется значимая часть самого себя.

В-третьих, игрушка – это символический ключ к внутреннему миру ребенка. Через нее он выстраивает свой мир, подвластный ему. Во взрослом мире от ребенка ничего не зависит, потому что он мал. А в мире игрушек он большой и сильный и делает то, что хочет. Можно сказать, что игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка, развитию его самосознания. Поэтому взрослым необходимо уважительно относиться к игрушкам детей и быть внимательными к ситуации, когда ребенок проявляет безразличие или жестокость к игрушкам. Это может говорить о его внутреннем неблагополучии.

Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также сказать о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка, которая помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Игрушки открывают возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Они несут в себе огромное психологическое и педагогическое значение, учат добру и красоте, пониманию и сопереживанию. На это стоит обращать особое внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_7d2b0c47.jpg

Игры и игрушки в жизни младшего школьника

Выполнил: Бурдин Данила Михайлович

МБОУ СОШ № 49, г.Новосибирска

Руководитель: Нестерова Л.А.

Роль игры в жизни ребёнка

Роль игрушки в жизни ребёнка

Игры и игрушки в жизни младшего школьника

Известно, что игра – вид деятельности, присущий больше всего детям-дошкольникам. Игра для малышей – это и учёба, и труд, и способ познания окружающего мира. У чёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Но разве играют только малыши и дошкольники? Перестают ли ребята играть в игры, едва переступив порог детского сада? Играют ли в игры и игрушки ребята школьного возраста? Если играют, то в какие? И зачем им это нужно?

Цель исследования : изучить вопрос об играх ребят младшего школьного возраста

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Изучить литературу по теме.

Выяснить играют ли в игрушки дети школьного возраста

Узнать какие игры и игрушки предпочитают современные школьники

Использованы соответствующие методы исследования :

Подбор и анализ литературы.

Объект исследования: игровая деятельность младших школьников

Гипотеза: предположим, что дети школьного возраста играют в игры и в игрушки.

hello_html_m1ee3f481.jpg

Роль игры в жизни ребёнка.

Детство для того и даётся, чтобы играть. Значение детской игры трудно переоценить. В играх ребёнок готовится к жизни взрослых людей. "Он играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет"-подчёркивал С.Рубинштейн. Без игр в детском возрасте невозможно развитие и воспитание ребёнка. Игру ничем не заменить, ей нет альтернатив.

В играх ребёнок постигает всё то, о чём словами не рассказать, - счастье, любовь, восторг, позор, печаль. Всё это ребёнку нужно пережить, и он переживает это в игре. Игра учит через радость, восторг, слёзы, через споры до хрипоты, в игре нет места лени. Игра учит преодолевать самого себя, свою слабость и недомогание. В игре развивается смекалка, находчивость и предприимчивость. Игра развивает кругозор и будит воображение.

В детской игре кто-то командует и учится делать это справедливо; кто-то подчиняется и учится делать это без унижения, толково, быстро.

Дети, привыкшие играть в одиночку, требуют, сталкиваясь со сверстниками, подчинения себе, а сами не способны ни руководить, ни подчиняться.

Пассивный, беспомощный, не способный к общению с другими детьми - это ребёнок, который не играл с детьми. У него есть любящие родители, книги, дорогие игрушки, но он не знает детской игры, он одинок в детстве и может остаться одиноким, став взрослым.

Играя в группе, ребёнок учится терпимости, способности к уступкам без потери чести и достоинства, к компромиссу. Игра учит великодушию, она учит проигрывать достойно, не оспаривать своё поражение.

Игра развивает лидерские качества. В групповой игре лидеры появляются спонтанно. Они разумнее всех в группе, могут организовать игру, у них богаче воображение. Лидерские качества начинают проявляться в возрасте пяти-семи лет . Но лидер может иметь и отрицательные качества и плохо влиять на группу детей, потому что он проказливый или плохо воспитанный ребёнок. Он прямо устремлён к дурному и не видит доброго. Ребятам стоит остерегаться таких лидеров.

hello_html_mff83041.jpg

Роль игрушки в жизни ребёнка

История игрушки

В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Паяца мы встречаем в древних могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Иногда руки и ноги в виде тонких палочек, с нарезками на местах кисти и щиколотки; иногда же встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем, сложной прической, а руки и ноги имеют плечевой, локтевой и коленный суставы. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Игры и игрушки младшего школьника

Поступление в школу ребенка 6–7 лет вовсе не уменьшает его потребности в играх. Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младшего школьника уменьшается, но не исчезает совсем. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами – интеллектуальные и подвижные, в которых продолжают развиваться важнейшие качества и способности: речь, произвольность и внутренний план действия.

Младший школьный возраст (6–10 лет) – это этап, где основной деятельностью ребенка является учение. Именно учебная деятельность определяет его дальнейшее психическое развитие, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человека к собственной деятельности. Он позволяет мысленно наедине с самим собой рассматривать (т.е. рефлектировать) и изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания, чувства, формулировать мысли, соответствующие конкретной ситуации. Это является основой процесса самоизменения и самосовершенствования человека.

Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического развития ребенка. Поэтому у детей этого возраста должны еще оставаться игры и игрушки из дошкольного детства, а также время для свободного досуга и совместных игр.

Для того чтобы игра младшего школьника носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, т.е. способствовала развитию рефлексивной способности, это должна быть:

игра по правилам или с правилами;

коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;

в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;

в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

В играх младшего школьника может быть использован любой материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них (викторина). Игрой может стать любой вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная, речевая, двигательная и др.). Это могут быть настольные, подвижные, режиссерские игры.

А какие же игрушки интересны младшим школьникам? Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо.

Игрушки можно поделить условно на следующие группы:

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

hello_html_m1aa71bc4.jpg

Школьная жизнь все же оказывает свое влияние и уже после первого полугодия ребёнок меняет свои взгляды на игрушки.

hello_html_54e96ac4.jpg

5. Практическая часть

Для того, чтобы исследовать игровую деятельность младших школьников, мы прибегнем к методу анкетирования. Посредством анкеты нами были опрошены 20 ребят младшего школьного возраста (9,10 лет), учеников

4 класса. Для этого была разработана следующая анкета.

Играешь ли ты в игрушки? а) Да б)Нет

Какие игрушки у тебя самые любимые?_________________________

Часто ли ты играешь со своими игрушками?

а)Часто б)Иногда в)Редко

Какую игрушку ты хотел бы получить в ближайшее время?

Представь, что все игрушки на свете исчезли. Что ты будешь делать? а)Совсем не будешь играть б)сам будешь мастерить игрушки

Мы получили следующие результаты анкетирования.

1. Играешь ли ты в игрушки? а) Да - 17 человек

б) Нет – 3 человека

3.Часто ли ты играешь с игрушками? а) часто - 9 человек,

б) иногда - 5 человек

в) редко - 5 человек.

5. Представь, что все игрушки на свете исчезли. Что ты будешь делать? а) Совсем не будешь играть - 3 человека

б) сам будешь мастерить игрушки – 13 человек

в) другой вариант – 4 человека (двое написали, что будут гулять на улице,

и двое – ничего не будут делать)

Эти три вопроса анкеты помогают нам понять, играют ли ребята – школьники в игрушки.

Проведя исследование, мы изучили вопрос об играх младших школьников, выявили предпочтения детей в этой области. Изучив литературу, мы узнали о важности игровой деятельности для ребёнка, о неотъемлемом атрибуте детства – игрушке, о её происхождении и историческом развитии. На основе полученных нами данных можно сделать вывод, что большинство ребят младшего школьного возраста продолжают играть в игрушки и будут играть в них несмотря ни на что, даже когда на земле не останется ни одной игрушки. Они готовы сами изготовить для себя игрушки. Сведения из литературы и результаты нашего исследования совпадают.

Мы также выяснили, что фаворитами у детей являются игрушки из 1 и 2 группы ( Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию и игрушки из реальной жизни) Игрушки же 3 группы (для развития творческой фантазии и самовыражения) среди любимых не встречаются.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что дети младшего школьного возраста играют в игрушки, полностью подтвердилась. Ребятам-школьникам необходимы игрушки. Ведь они выполняют очень важные функции и по-прежнему остаются необходимым элементом жизни ребёнка.

Перспективы данной работы заключаются в дальнейшем изучении следующих вопросов :


В данной статье автор раскрывает смысл детской игровой деятельности и описывает его влияние на развитие личности ребенка.

Ключевые слова: игровая деятельность, личность ребенка, развитие, социализация младшего школьника.

Организация социализации младших школьников в коллективных играх и совместной трудовой и художественной деятельности способствует развитию их социального интеллекта, помогает учителю создавать в группе детей атмосферу дружбы, доверия, взаимопомощи, отрытого общения, облегчает тем самым процесс совместного обучения.

Научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях этнопедагогики, и чем полнее в педагогической практике отражался опыт народного воспитания, тем эффективнее оказывалась система.

Детский коллектив — единство организации и психологической общности, в лоне которой происходит развитие личности.

Виды школьных коллективов, представленных ниже, показывают перспективы социализации личности школьника:

 учебно-познавательное сообщество класса,

 сообщество классных друзей,

 сообщество группы продленного дня,

 сообщество разновозрастное общественное объединение (отряд),

 сообщество участников детского движения,

Игра как средство социализации стимулирует исследовательскую активность, решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте используются в интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной деятельности.

Дети младшего школьного возраста легко входит в образы, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, они легко вовлекаются в игру, самостоятельно организуются в групповую игру.

Игра стимулирует учебно-познавательную деятельность младших школьников. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса — это одно из самых сложных действий педагога. Развивающий потенциал заложен в самой природе игры. В ней одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, фантазия и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность [2].

По мнению К. Фопеля, педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, в ней ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. В дидактической игре мотив учения и мотив игры совпадает. Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Игровая ситуация с ее двуплановостью, и даже многоплановостью, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения [2].

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через проведение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Младшие школьники действуют по игровым правилам, по логике разыгрываемой роли. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, роль учителя балансирует между ролью организатора и ролью соучастника игры. Итоги игры также выступают в двойном плане — и как игровой, и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой (имитационной) модели и реальности [2].

В современном мире агрессивной информационной среды и гаджетов, когда дети не становятся обладателями опыта игры в дошкольном детстве, поступившие в школу не готовы исполнять новые социальные роли. Учитель должен больше времени уделять дисциплине, поскольку им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, он устанавливает все более строгие порядки. Это, в свою очередь, подготовленным к школе и дружелюбным детям достается все меньше и внимания учителя, и свободы общения с ним. В результате даже беспроблемные дети ведут себя все хуже и хуже, а учитель все жестче, и жестче.

Таким образом, использование коллективных форм игры прекрасно осуществляют функции социализации. Игровая деятельность применима и в учебной, и во внеучебной работе.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший школьный возраст, игровая деятельность, исполнение ролей, ребенок, игровая ситуация, младший школьник, народное воспитание, проблемная ситуация, совместное обучение.

Читайте также: