Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

Игровые технологии — одна из уникальных форм обучения, которая позволяет не только работать с детьми интересно, увлекательно на творческом, поисковом уровне, но и совершать повседневные шаги в изучении того или иного предмета. Удовольствие от обусловленного мира игры делает монотонную деятельность запоминания, повторения, закрепления или усвоению информации позитивно эмоционально окрашенной, а эмоции игрового действия активизируют психические процессы, функции ребенка. Еще одним положительным аспектом игры является то, что она поощряет использование знаний в новой ситуации, то есть поощряет использование знаний в новой ситуации т.е. материал, пройденный детьми, — это практика, которая создает разнообразие и интерес к учебному процессу.

Проблемой данного исследования является развитие познавательных интересов у младших школьников средствами игровых технологий.

Цель исследования: теоретическое обоснование и изучение игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников для разработки занятий.

Объект исследования: познавательный процесс развития интересов младших школьников.

Предмет исследования: игровые технологии как средства развития познавательных интересов младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие познавательных интересов младших школьников будет более эффективным, если на уроках будут использоваться игровые технологии.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение за учебно-воспитательным процессом; метод математической обработки полученных результатов.

База исследования – в эмпирическом исследовании принимали участие 10 учащихся 1-4 классов на базе МБОУ ООШ с. Бегуч.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты, представлены в этой работе, могут быть использованы в практической работе учителя начальных классов.

Крупнейший специалист по детским играм, врач и педагог Егор Арсеньевич Покровский, живший в XIX веке, писал что детские игры представляют собой горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребенка.

Наблюдения специалистов прошлого подтверждают современные исследователи. Они сходятся в том, что детские игры обладают великолепным потенциалом развития эмоциональной, интеллектуальной, физической, коммуникативной и, наконец, нравственной сфер ребенка.

В игре дети, с одной стороны, приучаются к взаимному общению, учатся оказывать друг другу услуги, отстаивать интересы своей команды, а с другой стороны – в условиях соревнования получают опыт критических высказываний. Взаимное проживание детьми игровых ситуаций нередко приводит к возникновению прочных приятельских или дружеских союзов.

Я полагаю, что главное, коренной признак игры – это изменение, возможность внести разнообразие в привычный ход событий.

Действительно, любая игра – это погружение в особую среду, в которой действуют особые правила и достигаются особые цели.

Можно сказать, что идея родства игры и изменения или инновации все объясняет и многое упрощает. С этой точки зрения к игровым моментам на уроке можно отнести любой нестандартный ход, например необычную расстановку рабочих мест, неожиданное приветствие, новую систему оценки работы учеников и т.д.

К тому же из этой идеи неизбежно следует оптимистический вывод: мы все играем понемногу.

С помощью игры можно сделать скучную или малопонятную информацию доступной и занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного участника урока, а рассеянный класс – в чемпионов мира по внимательности.

Игра должна соответствовать определенным критериям. Назову основные.

Во-первых, в игре должна быть интрига, то есть исход игры не должен быть предсказуемым.

Во-вторых, участники игры должны преодолевать какие-либо трудности, решать непростые, но посильные задачи. Ведь игра-это всегда работа над собой, пусть даже веселая. А значит, в игре происходит личностное развитие, прогресс. Второе требование можно сформулировать и по-другому: в игре должна присутствовать соревновательность не только с другими участниками игры, но и с самим собой.

В-третьих, желательно чтобы у игры был интересный сюжет.

В-четвертых, правила игры должны быть понятны всем участникам и безоговорочно выполняться.

В-пятых для игры нужен позитивный настрой. Соблюдение всех этих критериев обеспечит игре важное качество – игровую сбалансированность.

Наверное, учитель может считать свою задачу выполненной, если после завершения игры школьники вышли на тот уровень знаний учебной темы, на который он хотел их вывести.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогают заинтересовать учеников новой темой и сделать содержание темы понятным. Введение в тему должно быть таким, чтобы дети поняли: то что будем изучать это интересно, важно, нужно. На первом уроке можно использовать интересные или парадоксальные факты, истории, головоломки, загадки, примеры из жизни, эксперименты, фокусы.

Привлечь внимание учеников к новой теме можно задолго до ее изучения с целью повысить заинтересованность, познавательность и активность. Например, я сообщаю детям:

– На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Как вы думаете, о ком? Ученики называют свои варианты.
– Нет, это животное – не хищник, не грызун и не ядовитая змея. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента, повергло в панику огромное число людей. Это животное. Впрочем, давайте подробно поговорим об этом на следующем уроке.

Игровые технологии особенно полезны на этапе закрепления материала. Ведь, как правило, повторять то, что уже знакомо, менее интересно, чем узнавать новое. Не случайно игры, которые помогают запомнить учебный материал, глубже разобраться в нем, крепко его усвоить, составляют большую часть дидактических игр.

Описание работы. Материал будет интересен моим коллегам – педагогам дополнительного образования. Из опыта работы я знаю, насколько важна роль дидактических игр на занятиях в детских объединениях. Играя, дети легче усваивают новый материал, так как происходит повторение изучаемого в его различных сочетаниях и формах.

Цель: поделиться опытом работы.
Задача: показать важную роль дидактических игр на занятиях в дополнительном образовании.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В. А.)

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:
- тренируют память, помогают выработать речевые умения и навыки;
- стимулируют умственную деятельность учащихся, развивают внимание;
- игра – один из приёмов преодоления пассивности детей.

Экологические игры, которые я использую на своих занятиях, это:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- соревновательные;
- игры-путешествия.

Ежонок: И тебе не хотелось есть?
Зайчонок: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
Бельчонок: А как же на следующие дни?
Зайчонок: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.[/i]

Автор: Ильясова Гульфинур Рауфовна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с.Турумбет

Развитие современного общества настоятельно требует особого внимания к проблемам обучения и воспитания. В настоящее время узловой темой является проблема формирования познавательного интереса у детей в процессе обучения. Одним из проверенных способов мотивации учения, формирования у младших школьников познавательных интересов является игра. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

В своей работе я применяю игровую технологию, которая не только является одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка нерусским детям в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, повышает активность и желание общаться на языке. В практике игровая деятельность выполняет не только развлекательную функцию, но и коммуникативную, игротерапевтическую. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет у ребенка мыслительную деятельность. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, чувство радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения.

По области деятельности игры бывают: физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические.

По игровой методике : предметные, сюжетно-ролевые, деловые.

По предметной области игры бывают: математические , литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические.

По характеру педагогического процесса игры бывают:

В игре той или иной роли должен участвовать каждый учащийся класса. Игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий и вычислительных приемов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойств, вычислительного приема.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что действует более глубокому усвоению пройденного.

Игры, используемые в период обучения грамоте, разделены на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие устную речь.

Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте становится формирование фонематического слуха:

Для уяснения лексического значения слова даются разные задания:

  1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам.(Пушистая, рыжая, хитрая…(лиса)
  2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (Лето, осень, неделя)
  3. Добавление нужного слова.(Пальто, шапка, шарф-…)

Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, орфографическую зоркость и многое другое.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
  2. Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и по использованию.
  3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
  4. Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Ожидаемые результаты использования игры на уроке:

  1. Игры активизируют мыслительную деятельность на всех стадиях изучения материала.
  2. Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала.
  3. Игры расширяют кругозор, повышают учебную мотивацию.
  4. С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.

В заключение можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя активизации мыслительной деятельности. Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Читайте также: