Игровая деятельность на музыкальных занятиях в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Артюшина Елена Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: рабочий поселок Линево Искитимсксий район Новосибирская область
Наименование материала: "Методическая разработка"
Тема: "Музыкально - игровая деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Искитимский район Новосибирская область

Мастер – класс на тему:

«Музыкально – игровая деятельность

Подготовила :

Артюшина Е.Г. –

музыкальный руководитель

1 категории

В.А. Сухомлинский писал:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Музыкально – игровая деятельность в детском саду является

важнейшим средством развития и формирования личности ребенка.

ФГОС ДО (п.2.6) определяет : «Содержание образовательных областей

строится в соответствии с возрастными и индивидуальными

способностями ребенка, может реализоваться только в общении, игре,

познавательно – исследовательской деятельности - как сквозных

Основной вид деятельности дошкольного возраста - игра, игра

творческая и это школа жизни для ребенка, его естественное состояние.

Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни.

В детском саду создана благоприятная предметно – развивающая

среда для развития музыкальной игровой деятельности. Предметная

среда должна быть разнообразной, интересной, хорошо оборудованной,

что способствует поддержанию эмоционального благополучия детей,

их эстетическому развитию. Хорошо подобранная музыкальная среда

побуждает ребенка к действию, вызывая интерес к познанию и

Музыкальная игра в повседневной жизни детского сада является

ценным средством музыкального и всестороннего развития детей.

Психологи давно доказали положительное влияние музыки на ребёнка.

Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, им

необходима практика, где они могли бы упражнять приобретенные

знания: повторять песни, танцевать, играть на ДМИ, экспериментировать

с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим

музицированием. Поэтому музыкальная игровая деятельность должна

присутствовать не только на музыкальных занятиях (два раза в неделю),

но и на утренниках, занятиях в группе , в режимных моментах и

просто в свободное время.

Значение музыкальной игры для дошкольников:

1) Обеспечивает развитие двигательных, умственных, вокальных,

2) Способствует всестороннему развитию личности ребенка.

3) Расширяет кругозор и сферу интересов, побуждает к действию.

4) Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции

5) Воспитывает и закрепляет волевые качества личности, эстетический

вкус, способствует социализации детей, повышает контактность.

6) Оздоровительное значение – укрепление дыхательной и сердечно –

сосудистой систем, костно – мышечного аппарата, мелкой моторики,

снятие мышечного напряжения.

Виды игровой музыкальной деятельности детей в группе:

1. Игра на ДМИ.

Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, они могут

исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или

придумывают и исполняют свои мелодии, услышанные дома, на улице,

проявляя творчество, импровизацию.

Воспитатель должен поощрять творческую активность детей, учить

договариваться кто на каком инструменте играет, следить за

дисциплиной во время игры.

В группе обычно для игр на ДМИ используются детские металлофоны,

барабаны, бубны, дудки, ложки. Самые оригинальные инструменты

можно изготовить из использованных дома материалов : киндеры, банки,

коробки, пробки и т.д с помощью родителей. Такие инструменты у

детей вызывают особенный интерес и побуждают к творчеству.

2. Игра под фонограмму.

Воспитатель подбирает детскую песню и вместе с детьми играет на

ДМИ ритмический аккомпанемент к песне.

3. Импровизация звуковых картин на заданную тему.

Дети озвучивают картины природы, действия предметов, звуки, шумы.

4. Озвучивание стихов.

5. Сказки – шумелки.

6. Музыкальная игра - фонограммы музыкальных игр, игры с пением,

игры с танцами, игры с движением под музыку, сюжетно – ролевые

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной

деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение

детей действовать самостоятельно, применяя усвоенное на

музыкальных занятиях в новых условиях. Под влиянием радостного

звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей

будут возникать яркие положительные эмоции. Всё это способствует

развитию эмоциональной сферы дошкольников, и выражению эмоций

во время пения, в танце, игре, а также способствует формированию

интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

Типы музыкальных игр:

Игра состоит из :

Музыкально – игровая деятельность детей на занятиях по музыке.

По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к

дидактическим. На музыкальном занятии используются музыкально –

дидактические игры, которые имеют свои образовательные задачи.

Виды музыкально – дидактических игр:

- для развития звуковысотного слуха

- на развитие чувства ритма

- на развитие тембрового слуха

- на развитие диатонического слуха

- на развитие памяти и слуха

- на развитие детского творчества

- на развитие навыков игры на ДМИ

Все пособия условно разделены на три группы:

1) пособия, которые дают детям представление о характере музыки

( веселая, грустная) музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

Например, я использую музыкально – дидактическую игру «Три

характеру звучания к какому жанру она относится – распевная и

мелодичная песня, подвижный и веселый танец, бодрый и энергичный

цветов радуги, дети слушают музыку, определяют характер музыки и

подбирают соответствующий цвет к характеру музыки.

2) пособия, которые дают представления о содержании музыки, о

слушают музыку и определяют какое настроение она выражает –

которая знакомит детей с видами танцев : вальс, народный танец, полька.

Дети слушают музыку определяют характер музыки и вид танца,

соответствующие к танцу движения.

3) пособия, которые формируют у детей представления о средствах

музыкальной выразительности, например «Два Брата – мажор и

игра которая знакомит детей в игровой форме с длительностями нот :

бегемоты шагают – целыми нотами, медвежата шагают – половинными,

волк – четвертными, белочки – восьмыми.

Для ознакомления с музыкальными инструментами использую в

фото и краткое описание музыкальных инструментов, загадки про

инструменты, примеры стихов для озвучивания, правила игры на

музыкальных инструментах, понятие об оркестрах и дирижерах.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные

способы, средства познания детьми музыкального искусства ( а через

него и окружающей жизни, и самого себя) Основной принцип

музыкально – игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения

используются как средство более глубокого проникновения и

понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям

определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую

эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует

ребенка и поддерживает его интерес к знаниям и действию.

Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает

понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает

смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как

Виды музыкальных игр :

СЮЖЕТНЫЕ – наличие несложного сюжета, персонажей и музыки к ним

дети передают образы, согласуют движения с музыкой

НЕСЮЖЕТНЫЕ – игры соревновательного типа, после фиксированных

последовательных движений соревнования на

ИНСЦЕНИРОВКИ ПОД МУЗЫКУ – на основе конкретного сюжета,

характерные движения под музыку по действию сюжета

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСЕН – действия детей определяются

НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ – русские фольклорные игры, из

На музыкальных занятиях часто использую подвижные музыкальные

В соответствии с календарными праздниками и временами года

В настоящее время музыка и игра чрезвычайно важны для ребенка.

Погружаясь в них, он узнает свой внутренний мир и успешно познает

внешний мир. В музыкально – игровой деятельности происходит

активное общение со сверстниками, поиск различных приемов и

способов взаимодействия с ними, закрепление целесообразных навыков

Современный стандарт образования стремится к использованию

музыкальных игр, которые предусматривают развитие всех способностей

ребенка, формируют художественный вкус и эстетические эмоции,

приобщают детей к прекрасному как в искусстве, так и в окружающей

Практическая часть.

1. Ознакомление с музыкально – дидактическим игровым материалом.

Заключение: Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

1.Какими нотами можно измерить расстояние ?(Ми Ля Ми)

2. Какие две ноты растут в огороде? (Фа Соль)

3. Какая песня про насекомое звучит в сказке «Незнайка в солнечном

4. Придумайте слова, в которых спрятались ноты ДО, РЕ, МИ, ФА,

СОЛЬ, ЛЯ, СИ ? (Помидор, дорога, река, лягушка, сирень)

а) Внутри –пустой, а голос – густой.

Сам молчит, а бьют - ворчит. (Барабан)

б) У какого инструмента есть и струны и педаль.

Что же это? Несомненно наш … (Рояль)

в) Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека поёт про ветер лунный.

Звучит мечтательный мотив, его названье… ( Скрипка)

г) Ящик на коленях пляшет, то поёт, то громко плачет. (Баян)

д) На листочке, на страничке то ли точки, то ли птички -

Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты)

е) Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий называется …. (Свирель)

ж) Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

Слышен будет перезвон: динь –дон -дон, динь - дон – дон (Колокольчик)

6. Кто пишет музыку, а кто слова? (Композитор, поэт)

7. С помощью чего можно записать музыку? (Ноты)

8. Кто исполняет музыку? ( Музыкант)

9. Как называется одновременное звучание нескольких инструментов?

10. Как зовут человека, который руководит оркестром? (Дирижер)

11. Как называются люди, которые выступают на сцене? (Артисты)

13. Назовите виды искусств, взаимодействующие с музыкой? (Поэзия,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр Развития Ребёнка детский сад

Из опыта работы

1 кв. к. Иванова С.И.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел.

Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Слайд №2

Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребенка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Слайд №3

Музыкально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и игровые технологии не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал . Творческие проявления детей в игровой деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность.

Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка.

Слайд №4

Слайд №5

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в кружках.

Слайд №6

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами музыкально - игрового искусства, в разработке форм и методов работы с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, в обозначении основных направлений организации музыкально- игровых технологий.

Игровые технологии могут использоваться на музыкальных занятиях как: самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве занятия или его части, или как технология культурно-досуговой работы.

Слайд №7

Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме посредством музыкально-игровой деятельности.

• Способствовать усвоению знаний в музыкальной и игровой деятельности.

• Развивать природную музыкальность детей через игровую деятельность .

• Использование игровой технологии во всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.

• Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.

• Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые через музыкальные игры на занятиях.

• Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

Алгоритм музыкального занятия и использование игровой деятельности в моей практике.

Приветствие.

Музыкально- ритмические движения.

Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.

Пальчиковая гимнастика.

Слушание музыки. Изобразительные движения и жесты, мимика.

Распевание, пение.

В своей практике стараюсь ориентироваться на элементы театральной импровизации, зрелищности.

Процесс игровой деятельности, на музыкальных занятиях, неразрывно связан с песенным творчеством, в музыкально-ритмических движениях, в музицировании, слушании музыки ,т.е. элементы игровых технологий присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.

Поэтому игровой технологии в моей работе отведено особое место. Она охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами.

Приветствие: Здороваемся с петушком, курочкой и цыплёнком - подражая их голосам.

Музыкально- ритмические движения. Ходим маленькими шажочками как цыплята, как курочка, и как петушок – высоко поднимая ножки. Машем крылышками.

Играем на шумовых инструментах: Петушок в руках воспитателя пляшет.

Пальчиковые игры : показываем - как петушок и курочка открывают клювики.

Слушание: Курочка . Н. Любарского

Пение: Петушок Р.Н.П., Цыплята муз. А.Филиппенко сл. Т Волгиной. (Разучиваем, инсценируем)

В конце занятия Петушок прощается с детьми.

Слайд №11 Приветствие.

Зашагали ножки прямо по дорожке - дети идут маршевым шагом.

А в конце дорожки встали наши ножки – останавливаются.

Всем кто рядом здравствуй, говори.

Здравствуй! Здравствуй! – снова повтори. -2 р.

При использовании игровой технологии в музыкально — ритмических движениях выбираю наиболее доступный и эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

Слайд №13 Например: ПРУЖИНКА.

На полянке два жука Танцевали гопака.

Приседали, приседали, Подперев свои бока.

РАСПАШЕНКА.

Шире руки распахните Друг на друга поглядите,

Распахните не спеша, Будет пляска хороша!

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ кошечка (мягкий шаг), мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, осваиваем движения прыжок, пружинка, подскоки.

СТАРШАЯ ГРУППА пружинка с лодочкой,

А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ осваивая всё новые и новые движения, знакомимся с танцами: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить .

Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.

Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.

Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально – ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулировать их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях

Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.

Развитие чувства ритма, игра на музыкальных инструментах.

Работу над ритмом провожу с музыкальными (шумовыми) инструментами и без.

Объясняю, что ритм есть во всём: в музыке, в движениях и словах. Прошу проговорить и прохлопать, свои имена, знакомые стишки и т.д.

Считаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах. Детям помогаю самим выбирать тот или иной инструмент, и с моей подсказкой решают, как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее).

Слайд №15 фото

Слайд №16 Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.

В этом я опираюсь на специально подобранную систему пальчиковых игр, упражнений, этюдов на расслабление мышц, выразительность жестов, умение владеть своим телом (аудио-пособия С. и Е. Железновых .)

Слайд №18 Слушание музыки.

Слайд №19

В слушании основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна побуждать ребенка к творчеству. Если дети умеют слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они легко могут передавать характер музыки в пении, в движениях. Малыши учатся слышать начало и окончание музыкальных фраз, небольших музыкальных построений, а в средней группе дети могут уже анализировать прослушанное, учатся составлять образный рассказ, используя средства музыкальной выразительности.

Слайд №20; 21; 22.

Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.

Слайд №23-26. Песня

В своей работе я использую сначала более простые по содержанию песни — попевки, песенки — шумелки , провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, использую элементы артикуляционной гимнастики, игровые песенки.

Чтобы песня понравилась детям, стараюсь преподнести ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.

Слайд №27-30. Танец

В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики др.

Слайд №31-32. Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством музыки, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Показать какие бывают музыкальные инструменты, познакомить детей с музыкальными профессиями и т.д. Также используем экран мультимедиа для создания различной фоновой обстановки необходимой для развлечений (лес с появляющимися животными и птицами – передающие атмосферу весеннего леса, или как Фон к 9 мая и т.д.).

Для меня важно вносить в жизнь детей театрализованные игры, упражнения, этюды, чтобы дети могли пользоваться этими навыками в свободной деятельности.

Слайд №35; 36; 37.

Включение игровых технологии в музыкальную деятельность приносит положительные результаты, так как она тесно связана со всеми разделами музыкального воспитания – пением, движением под музыку, слушанием.

Безусловно, в работе необходима тесная связь с педагогами, контакт с родителями. В них я всегда нахожу опору и взаимопонимание.

Слайд №38. Результаты использования игровых технологий на муз. занятиях:

- дети легче усваивают и запоминают материал занятий;

-получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

-в процессе игр дети получают специальные знания умения, навыки.

-повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

Слайд №39.Методическая литература.

В процессе написания опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.

Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни.
Так как в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща оказывать помощь друг другу формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела.

В игре ребёнок самосознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности.

Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития музыкальной игровой деятельности.

Цели, задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
Эстетическое отношение к окружающему;
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес к действованию;
Саморегуляцию и самоконтроль;
Внимание, память, мышление;
Ориентировку в пространстве.

Педагогическая направленность музыкальных игр

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.

Малоактивность здорового ребёнка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.
Я предлагаю музыкально-развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением.

Можно выделить три группы музыкальных игр.

  • Первая группа- игры на развитие внимания.
  • Вторая группа- игры на развитие памяти.
  • Третья группа- игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность.

Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третей группы содействуют развитию умственных действий- сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяются на:
— статистические (стоя или сидя);
— игры с движением;
— речедвигательные игры;
— игры- шутки;
— игры- песни;
— артикуляционные игры;
— игры- забавы;
— игры- загадки;
— ритмические игры.
Статистические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речью развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры- шутки активируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально- слуховых представлений.

Игры- песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры- забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры- загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно.

Условно можно выделить три этапа.

На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание.

На втором идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.

На третьем- осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводиться без музыки, а затем с музыкальном сопровождением. Цель этих упражнений- подготовить тело ребёнка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы- сгибатели и мышцы- разгибатели, участвующие в возникновении движения.

Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и чёткому выполнению игровых правил.

Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей.

Метроритмическая единица — доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса,- вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.

Дети, с которыми перед игрой проводились данные подготовительные упражнения, показывали положительные результаты через две- три недели.

Динамика у проблемных детей проявлялась в возникновении быстроты реакции, длительности внимания, запоминания и сохранения информации с незначительной её потерей, проявлении отдельных элементов выразительности в голосе и движения.

Игры на развитие внимания

Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание- одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т. к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

Небо, воздух, земля.

Игры на развитие памяти

Память развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.
Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребёнка- что- то запомнить для того, что- бы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

Заяц с барабаном.

Цель. Развивать и активизировать зрительную память.
Оборудование. Стол, игрушки по выбору, колокольчик.
Ход игры. Дети сидят полукругом у стола. Педагог даёт установку на запоминание правила игры:
Чтобы память развивать,
Будем с вами мы играть.
Новое вы назовите,
Что изменилось- покажите!
На звучание ритмической пьесы в умеренном темпе педагог каждый такт ставит на стол в один ряд игрушки. С окончанием музыки в четырёхдольном размере на столе стоит восемь игрушек. Дети закрывают глаза, пока игрушки переставляются местами. По звуковому сигналу колокольчика они открывают глаза и наблюдают, что изменилось в расположении предметов.
Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.

Игры на развитие мышления

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи- слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни- сенсорный, смысловой, понятийный. Ребёнок живёт в мире самых разных звуков- природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребёнку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.

По какому предмету стучу?

С кем дружит зайчонок

Игры- забавы

Хороводные игры (Части тела)
Младший дошкольный возраст

Физическая культура (ФК) — развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
Социализация (С) — содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.
Коммуникация (К) — формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение
Большие и маленькие ножки
Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ топ топ то топ,
Топ топ топ то топ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Части тела)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

По ровненькой дорожке
Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,
по камушкам,
По камушкам, в яму – бух!
На последней строчке присядьте.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
(Насекомые, Домашние животные)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Водят пчелы хоровод
Выполнять соответствующие движения.
Водят пчелы хоровод —
Брум, брум.
В барабан ударил кот —
Трум, трум.
Стали мыши танцевать —
Тир-ля-ля,
Так, что начала дрожать вся земле.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Игрушки)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Матрешки
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Себя показали.
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Животные, Зима)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Ровным кругом
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Деревья и кусты, Рыбы)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

На реке камыши
Возьмитесь за руки и идите по кругу:
На реке –
Камыши.
Расплескались там ерши.
Круг – постарше,
остановитесь и повернитесь лицом в центр круга
Круг – помладше, сделайте шаг к центру
Круг – совсем
Малыши! сомкните круг.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Деревья и кусты, Лето)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Тишина
Играющие идут по кругу и говорят:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши.
Засыпайте, малыши!
По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении они находятся до 10 с. Те, кто пошевелится, не удержит равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 2 – 3 раза.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Домашние животные)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Конь – огонь
Дети передвигаются по кругу поскоком – как лошадки. По мере передвижения воспитатель ритмично читает четверостишие:
Гоп – гоп – гоп!
Ты скачи, скачи в галоп!
Все в галоп, все в галоп!
Гоп – гоп – гоп!
После паузы задание повторяется.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Весна, Лето)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Солнышко и дождик
Дети идут по кругу и проговаривают:
Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
На сигнал дождь идет, скорей домой
дети бегут к воспитателю под зонтик.
Воспитатель говорит:
Дождь прошел. Солнышко светит.
Игра повторяется.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
(В гостях у сказки, Комнатные растения, Праздник мам)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Аленький цветочек.
Аленький цветочек,
словно огонечек дети идут хороводным шагом
Раз, Два, три –
повернись, Алена ты
названный ребенок поворачивается спиной в круг
Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.
Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:
Аленький цветочек, словно огонечек
Раз, два, три, четыре. пять — повернулись все опять!
все дети поворачиваются лицом в круг

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Игрушки, Праздник мам, Новый год)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Подарки
Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в
центре. Играющие идут по кругу и говорят:
Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет
С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу
называет, какой из перечисленных подарков он хочет
получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу –
пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу
выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
(Моя семья, Продукты питания, Мамин праздник)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Каравай
Сделать круг. На середину круга выходит Петя.
После этого все идут справа налево и поют песенку:
— Как Пете на рожденье
Испекли мы каравай!
— Вот такой вышины!
Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай.
— Вот такой нижины!
Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать.
— Вот такой ширины!
И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Петю и петь:
— Вот такой ужины!
Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:
— Каравай, каравай,
Кого любишь, выбирай!
Петя станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:
— Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Кого Петя выберет, тот выходит на середину круга, и можно игру начать сначала.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Игрушки)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Флажок
Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:
Дети стали в кружок,
Выйди, Оля, в кружок,
Увидали флажок.
Возьми, Оля, флажок!
Кому дать, кому дать?
Выйди, выйди, возьми,
Кому флаг поднимать?
Выше флаг подними!
Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Одежда и обувь)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Колпачок и палочка
Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,
надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до
самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за
руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова
Скок, скок, скок.
Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.
Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

Как на нашем на лугу
Пляшет Олечка в кругу,
А мы песенку поем
и в ладоши громко бьем.
Оля, Оля веселей!
Своих ножек не жалей
Поклониться не забудь,
выбирай кого-нибудь.
Как на нашем на лугу
Заплясали все в кругу.
мы все пляшем и поем
и в ладоши громко бьем.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Мой дом)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Осень, Труд человека)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (В гостях у сказки)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ (Лето)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

Список литературы

Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Анисимова Г.И. Худож.: Е.А. Афоничева, В.Н.Куров.- Ярославль: Академия развития, 2008.-96 с.
Бодраченко, И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет / Ирина Бодраченко.- М.: Айрис- пресс, 2009.- 176 с.
Гомонова Е.А. Весёлые песенки для малышей круглый год. Ярославль: Академия К, Академия Холдинг, 2006.-110 с.

Автор-составитель: Навроцкая Людмила Викторовна,
музыкальный руководитель МБДОУ ЦРРДС-№17
г. Анжеро-Судженск Кемеровская обл., Россия.

Автор: Савинова Светлана Фёдоровна

Населенный пункт: Республика Коми, п. Водный

Игра — незаменимый элемент любого занятия в ДОУ, независимо от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист. Игровая деятельность на музыкальных занятиях используются педагогом как средство развития всех музыкальных способностей ребёнка и помогают решению поставленных руководителем задач:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкальные способности, активизировать слуховое восприятие.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности (громко – тихо, быстро – медленно, весело – грустно) и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность).
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.
  • Отталкиваясь от возрастных особенностей дошкольников, задачи музыкальных игр можно конкретизировать:

Музыкальные игры для старших дошкольников становятся более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне могут освоить командные игры с установленными правилами, а будущие школьники (6 –7 лет), способны самостоятельно проводить без педагога подвижные и хороводные игры, подбирая и используя необходимые атрибуты.

Методические рекомендации по использованию игр в образовательной деятельности дошкольников

Пособие подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) рекомендован музыкальным руководителям, инструкторам по физическому воспитанию дошкольников, воспитателям групп и родителям воспитанников.

В пособие включены организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства Водящего и музыкальные подвижные игры с атрибутами.

Можно использовать в ООД, режимных моментах, досуге, в домашних условиях. Место проведение игр зависит от выбора педагога: в группе, в музыкальном и спортивном залах, на свежем воздухе.

Направлены на достижение целей:

  • Развитие творческих и музыкальных способностей, образного мышления, ритмического слуха, памяти.
  • Воспитание культуры общения и взаимодействия у дошкольников в совместной деятельности.
  • Формирование навыков драматизации в сюжетно – ролевых играх.

При проведении игр следует учитывать:

  • Возрастные и психологические особенности детей.
  • Направленность на развитие основных движений и качеств дошкольников.
  • Сферу интересов и потребностей детей.
  • Постепенное и поэтапное усложнение игровых целей, правил и условий игры.

Организация рабочих условий:

  • Перед проведением игр педагогу рекомендуется подготовить место для игры, наметить условные границы, подготовить атрибуты и инвентарь к играм (по необходимости)
  • Если место проведения игр оснащено ТСО, можно использовать музыкальное сопровождение.
  • Большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей, она должна быть удобной, не стеснять движения, в соответствии с температурой воздуха.

На начальном этапе разучивания игры Педагог объясняет правила игры, активно участвует в них в качестве Руководителя, затем, постепенно подводит детей к самостоятельной игре.

Приложение: Музыкальные подвижные игры

Подвижная игра на развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, звуковысотности.

1 вариант: (в роли Коровы – педагог)

Вышла на лужок Корова,

Рано – рано, по утру.

И зовёт телят Корова,

Громко, звонко, му –му –му –у! (громко, протяжно произносит му –му)

На лужок пойдём гулять.

Мы побегаем немного, надо ножки нам размять. (бегают врассыпную)

В круг скорее соберёмся, можно нам опять поспать. (выстраиваются в круг, засыпают)

2 вариант: (С усложнением. В роли Коровы – педагог, на повтор - ребёнок)

Вышла на лужок Корова,

Рано – рано, по утру.

И зовёт телят Корова,

Громко – му –у, и тихо – му –у! (громко и тихо поёт му –му)

На лужок пойдём гулять.

Мы побегаем немного, надо ножки нам размять. (бегают врассыпную)

В круг скорее соберёмся, можно нам опять поспать. (выстраиваются в круг, засыпают)

Игра на развитие слухового восприятия, звуковысотности, образного мышления. (Музыкальные фрагменты и герои меняются, в зависимости от темы занятия)

Мы тихонько постоим, (стоят в кругу)

Чтоб героя нам сыграть, (качают головой)

Музыку нам надо отгадать (обе руки вперёд)

Ты ребяток удивляй. (пожимают плечами)

Мы – ребята, смелые, (показ на себя)

Артисты все умелые. (хлопают)

Музыку мы отгадаем, (кружатся 1 раз вокруг себя)

(Звучит музыка, дети изображают героя сказки)

Игра на развитие звуковысотного слуха (низкий – средний – высокий голос) (Герои меняются, в зависимости от темы занятия)

В лесу, на опушке, гуляли зверушки, (идут друг за другом по кругу в образе героя)

Гуляли зверушки, дружной семьёй.

И папа, и мама, Мишутка - ребёнок, (Зайчонок, котёнок, бельчонок и т. д.)

В прятки играли, в лесу меж собой. (поочерёдно закрывают – открывают ладошками глазки)

Весь день проиграли и сильно устали, (идут друг за другом по кругу в образе героя)

Решили пойти всей семьёй домой.

Подвижная игра на развитие творческих способностей, образного мышления, развития умения держать круг во время выполнения различных действий.

Рыжие лисички, братики – сестрички,

Вышли по лесу гулять,

Следы зайчика искать (идут по кругу друг за другом, в образе лисы)

Смотри, здесь зайка пробегал,

Он следы оставил нам (останавливаются, принюхиваются)

Быстро мы за зайкой побежим,

Мы догнать его хотим (бегут по кругу)

Зайчика мы не догнали, (останавливаются, качают головой)

Только зря мы все устали. (вытирают лоб)

Дальше по полю пойдём,

Следы новые найдём (идут по кругу друг за другом, в образе лисы)

Подвижная игра на развитие творческих способностей, образного мышления.

Весёлые белки на ёлке живут, (прыгают, ручки перед собой)

Танцуют, (выставляют ножку на пяточку)

играют, (кружатся 1 раз)

спать не хотят, (качают головой)

В лесу нет игривей наших бельчат. (прыгают, ручки перед собой)

Подвижная игра на развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей.

(На повтор - Лису играет ребёнок, подкрадывается, облизывается, догоняет мышек)

Мышки по полю бежали, (лёгкий бег на носочках по кругу)

Мышки зёрнышки искали.

Пи –пи –пи, пи –пи – пи, (останавливаются, высоко проговаривают слог: пи)

Сколько зёрен, посмотри! (разводят руками)

Собирали, собирали, (собирают зёрна)

Что вокруг – не замечали.

Вдруг лиса подкралась к ним…(мышки дрожат)

Подвижная игра на развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие творческих способностей, образного мышления.

Лягушки – подружки в болоте сидели, (сидят на корточках, ладошки на полу)

Лягушки – подружки спать не хотели. (встают)

Хотим мы по кочкам болотным скакать (прыгают по кочкам)

Скакали – устали, (останавливаются, вытирают лоб)

Уселись кружочком, (собираются в кружок, садятся)

Нелёгкое дело – прыгать по кочкам! (качают головой)

Подвижная музыкальная игра на развитие образного мышления, навыков драматизации в сюжетно – ролевых играх.

(Оборудование: цветы из бумаги, зелёная ткань)

На лужок, на лужок!

Ищут, ищут бабочки,

Где же жук, наш дружок?

Не гуляет, не жужжит, (останавливаются, разводят руками)

Может просто где – то спит. (ладошки под щёчку)

На цветочке посидим,

И оттуда поглядим. (разлетаются по цветочкам)

Тут вдруг лист зашевелился,

Жук: Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

С бабочками я дружу.

Бабочки ко мне летите,

Поиграть меня возьмите. (прилетают бабочки, поднимают Жука, пляшут)

«Руки – ноги – голова!

Хороводная игра на закрепление умения держать ровный круг,

1 часть: Руки – ноги – голова,

Мы по кругу пойдём, (хоровод)

И с тропинки не свернём.

Мы идём, идём, идём,

На полянке отдохнём. (останавливаются)

2 часть (Лето) По полянке погуляем, (идут врассыпную)

Мы цветочки собираем. (собирают цветочки)

Вот букет цветов собрали, (расправляют пальчики)

А цветы не посчитали.

Раз, два, три, четыре, пять, (считают пальчики)

Нужно снова в круг нам встать. (встают по кругу, берутся за руки)

Повтор 1 части.

2 часть (Осень) По полянке погуляем, (идут врассыпную)

Мы листочки собираем. (собирают цветочки)

Листьев мы букет собрали, (расправляют пальчики)

Листья мы не посчитали.

Раз, два, три, четыре, пять, (считают пальчики)

Нужно снова в круг нам встать. (встают по кругу, берутся за руки)

2 часть (Зима)

По полянке погуляем, (идут врассыпную)

Вылепили мы снежок, (встают)

Много мы снежков собрали, (расправляют пальчики)

Мы снежки не посчитали.

Раз, два, три, четыре, пять, (считаю пальчики)

Нужно снова в круг нам встать. (встают в круг)

2 часть (Весна)

По полянке погуляем, (идут врассыпную)

Через ручейки шагаем. (ходят, высоко поднимая ножки)

Будем через них скакать, (прыгают, ножки вместе)

Не забудем посчитать. (останавливаются)

Раз, два, три, четыре, пять, (считаю пальчики)

Нужно снова в круг нам встать. (встают в круг)

Игра – приветствие на развитие творческих способностей детей

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте! (руки подняты вверх, машут ладошками)

Педагог: Здравствуйте, котята!

Дети: Здравствуйте! (поочерёдно выставляем ручки вперёд)

Педагог: Здравствуйте, зайчата!

Педагог: Здравствуйте, слонята!

Педагог: Медвежата, здравствуйте!

Педагог: И мышата, здравствуйте!

Педагог: Любим мы здороваться, я и ты! (показывает на себя – на детей)

Сядем все на стульчики – молодцы! (дети садятся)

Подвижная игра на развитие творческих способностей, активности детей

Все ребята в круг вставайте, (идут в хороводе)

И про космос помечтайте.

Чтобы космонавтом стать, (останавливаются)

Нужно многое узнать. (грозят пальчиком)

Нужно сильным быть, умелым, (показ движений по тексту – дети придумывают сами)

Умным, ловким, честным, смелым.

Спортом надо заниматься,

Приседать и отжиматься.

Прыгать, бегать, и гулять,

Свежим воздухом дышать.

Кашу нужно есть и суп,

В здоровом теле – здоровый дух!

Дружно в космос полетим, (идут в круг, держась за руки)

Все планеты посетим. (расходятся)

Подвижная игра на развитие творческих способностей, активности детей

Лепим мы Снеговика, вылепим ему глаза, (дети сидят на корточках, собирают снег, медленно поднимаются)

Нос морковкой (прикладывают раскрытую ладошку к носику)

Рот (широко улыбаются)

Метлу (кулачок на кулачок)

Хорошо Снеговику! (выставляют большой палец)

Снеговик, Снеговик, (хлопают)

Ты не мал и не велик! (присаживаются – встают)

Поиграй, поиграй, всех ребят ты догоняй!

(дети убегают на стульчики, Снеговик догоняет)

Подвижная игра на закрепление правил безопасности в весенний период

(атрибуты: льдинки – белые пазлы – 6 шт., песок - круги жёлтого цвета из картона)

Читайте также: