Игра как средство развития памяти детей младшего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

Самым любимым занятием детей является игра, поэтому они, возможно, смогут лучше усвоить материал, занимаясь любимым делом. Оценивание детей будет проходить в баллах, самая высокая оценка – 10 баллов. Мы выбираем комплекс игр, которые могут способствовать развитию словесной памяти детей:

Количество игроков: 10

Оборудование: предметные картинки (фрукты, овощи, игрушки, цветы, одежда, посуда и т. д.)

Эта игра направлена на развитие словесной памяти детей. Как известно, запоминание слов затрудняет ребенка больше, чем запоминание предметов. В силу конкретности детского мышления ребенку трудно запомнить услышанное слово без связи с его предметным содержанием. Для этого требуются особые усилия. Данная игра как раз и создает условия, которые, с одной стороны, учат прилагать такие усилия, а с другой — облегчают их. Опорой для целенаправленного и осмысленного запоминания слов в этой игре являются предметные картинки и игровое общение с воспитателем.

Игра носит сюжетный характер. Преподаватель берет на себя роль мамы, которая дает своим детям (помощникам) поручения — запомнить и принести то, что нужно для дома. Такой сюжет очень близок повседневному опыту детей и удовлетворяет их потребность в общении со взрослыми. Он обеспечивает эмоциональную включенность детей в игру, побуждает к условным игровым действиям. Очень важно и то, что взрослый перечисляет не отдельные, разрозненные предметы, а предметы, объединенные общим игровым смыслом.

Осмысленное и целенаправленное запоминание слов подготавливает детей к успешному осмысленному запоминанию словесных указаний взрослого. А это очень важно для обучения детей на занятиях и для их дальнейшей жизни.

В процессе игры мама поручает своим детям принести самые разные предметы (три-четыре вида), каждый раз объясняя их назначение. Например: нужно купить игрушки детям (машинку, куклу, мишку, мячик) или посуду, чтобы накрыть стол (чашку, чайник, сахарницу), вазу с цветами для красоты или принести то, что нужно для уборки в комнате (веник, совок, ведро с водой).

Постепенно, при повторении игры, можно расширять число запоминаемых слов (до пяти-семи) и обогащать содержание устанавливаемых связей, например, к овощам для супа добавляется кастрюля, среди одежды может быть расческа или щетка для чистки одежды, к фруктам можно прибавить кувшин с водой (чтобы их помыть) и пр.

Выполнение всех поручений оценивается и учителем и детьми. Принесенные картинки используются в воображаемых игровых действиях — дети понарошку варят суп, лакомятся фруктами, играют с игрушками, одеваются на прогулку и пр.

1. Выполнять мамино поручение самостоятельно, ничего не путая и не забывая.

2. Подсказывать не разрешается.

3. Если кто-то не полностью выполнил поручение и что-то забыл принести, дети напоминают ему и он отправляется снова за недостающим предметом.

Из букв детям нужно составить несколько слов с условием, что все эти буквы составят только пятибуквенные слова. Ниже приводятся группы букв, из которых вам надо составить как можно больше слов:

К заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе):




Эта игра на измерение словесной памяти методом определения отсутствующего элемента. Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые используются в эксперименте. Затем эти стимулы предъявляются им в случайном порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы определить, какой из элементов ряда отсутствует в предъявленной последовательности. В качестве стимулов для запоминания выступают ряды слов, предметы, картинки:

Ряд слов: машина, верблюд, кольцо, очки, фотография, стул.

Предметы: ложка, сережки, ручка, книжка, шарик, кружка.

Картинки животных: слон, кошка, кенгуру, зайчик, волк, медведь.

Называешь ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предлагается ребенку вставать каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединяется первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Результаты эксперимента: в контрольной группе не было детей, которые бы получили меньше 7 баллов, таким образом, дети очень хорошо запоминали материал, игра способствовала этому. В экспериментальной группе так же у детей только высокие баллы. У детей не возникало больших проблем в запоминании материала.

От 0 до 5 баллов – ребенок с низким уровнем развития словесной памяти.

От 6 до 8 – ребенок со средним уровнем развития словесной памяти.

От 9 до 10 – ребенок с высоким уровнем развития словесной памяти.

Данные проведенного эксперимента в приложении 4.

Средний уровень: 3 человека

Высокий уровень: 7 человек

Самым любимым занятием детей является игра, поэтому они, возможно, смогут лучше усвоить материал, занимаясь любимым делом. Оценивание детей будет проходить в баллах, самая высокая оценка – 10 баллов. Мы выбираем комплекс игр, которые могут способствовать развитию словесной памяти детей:

Количество игроков: 10

Оборудование: предметные картинки (фрукты, овощи, игрушки, цветы, одежда, посуда и т. д.)

Эта игра направлена на развитие словесной памяти детей. Как известно, запоминание слов затрудняет ребенка больше, чем запоминание предметов. В силу конкретности детского мышления ребенку трудно запомнить услышанное слово без связи с его предметным содержанием. Для этого требуются особые усилия. Данная игра как раз и создает условия, которые, с одной стороны, учат прилагать такие усилия, а с другой — облегчают их. Опорой для целенаправленного и осмысленного запоминания слов в этой игре являются предметные картинки и игровое общение с воспитателем.

Игра носит сюжетный характер. Преподаватель берет на себя роль мамы, которая дает своим детям (помощникам) поручения — запомнить и принести то, что нужно для дома. Такой сюжет очень близок повседневному опыту детей и удовлетворяет их потребность в общении со взрослыми. Он обеспечивает эмоциональную включенность детей в игру, побуждает к условным игровым действиям. Очень важно и то, что взрослый перечисляет не отдельные, разрозненные предметы, а предметы, объединенные общим игровым смыслом.

Осмысленное и целенаправленное запоминание слов подготавливает детей к успешному осмысленному запоминанию словесных указаний взрослого. А это очень важно для обучения детей на занятиях и для их дальнейшей жизни.

В процессе игры мама поручает своим детям принести самые разные предметы (три-четыре вида), каждый раз объясняя их назначение. Например: нужно купить игрушки детям (машинку, куклу, мишку, мячик) или посуду, чтобы накрыть стол (чашку, чайник, сахарницу), вазу с цветами для красоты или принести то, что нужно для уборки в комнате (веник, совок, ведро с водой).

Постепенно, при повторении игры, можно расширять число запоминаемых слов (до пяти-семи) и обогащать содержание устанавливаемых связей, например, к овощам для супа добавляется кастрюля, среди одежды может быть расческа или щетка для чистки одежды, к фруктам можно прибавить кувшин с водой (чтобы их помыть) и пр.

Выполнение всех поручений оценивается и учителем и детьми. Принесенные картинки используются в воображаемых игровых действиях — дети понарошку варят суп, лакомятся фруктами, играют с игрушками, одеваются на прогулку и пр.

1. Выполнять мамино поручение самостоятельно, ничего не путая и не забывая.

2. Подсказывать не разрешается.

3. Если кто-то не полностью выполнил поручение и что-то забыл принести, дети напоминают ему и он отправляется снова за недостающим предметом.

Из букв детям нужно составить несколько слов с условием, что все эти буквы составят только пятибуквенные слова. Ниже приводятся группы букв, из которых вам надо составить как можно больше слов:

К заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе):

Эта игра на измерение словесной памяти методом определения отсутствующего элемента. Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые используются в эксперименте. Затем эти стимулы предъявляются им в случайном порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы определить, какой из элементов ряда отсутствует в предъявленной последовательности. В качестве стимулов для запоминания выступают ряды слов, предметы, картинки:

Ряд слов: машина, верблюд, кольцо, очки, фотография, стул.

Предметы: ложка, сережки, ручка, книжка, шарик, кружка.

Картинки животных: слон, кошка, кенгуру, зайчик, волк, медведь.

Называешь ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предлагается ребенку вставать каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединяется первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Результаты эксперимента: в контрольной группе не было детей, которые бы получили меньше 7 баллов, таким образом, дети очень хорошо запоминали материал, игра способствовала этому. В экспериментальной группе так же у детей только высокие баллы. У детей не возникало больших проблем в запоминании материала.

От 0 до 5 баллов – ребенок с низким уровнем развития словесной памяти.

От 6 до 8 – ребенок со средним уровнем развития словесной памяти.

От 9 до 10 – ребенок с высоким уровнем развития словесной памяти.

Данные проведенного эксперимента в приложении 4.

Читайте также: