Игра как средство формирования ууд в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024


Новое время вынуждено диктовать новый подход к образованию, ориентированный на успешность обучения. Самообучение, самоопределение, саморазвитие являются основой успешности обучающихся.

В связи с постоянным увеличением объёмов информации, которая должна быть усвоена учащимися, на первое место выходит не передача информации как таковой, а формирование навыков работы с разнообразными информационными потоками. Это важнейшая задача современного школьного образования. Для её эффективного решения в Федеральные образовательные стандарты второго поколения [16] было внесено требование формирования у учащихся системы универсальных учебных действий, отражающих умения приобретать и присваивать знания. Уверенное овладение универсальными учебными действиями — основа успешного обучения.

Сегодня проблематика эффективного и результативного формирования универсальных учебных действий у учащихся средней школы является очень важным направлением исследований не только в педагогике, но и в методике преподавания отдельных дисциплин, в том числе истории.

Проведённый нами анализ методической, психологической и педагогической научной литературы позволил определить существующие на сегодняшний день подходы к определению понятия универсальных учебных действий, условий их формирования у разных возрастных групп школьников

На всех этапах обучения учащиеся активно включаются в образовательный процесс, проявляя инициативу и совершая творческую работу. Таким образом, в современной системе школьного образования незаменимым становится обучение на основе дидактических игр.

Дидактические игры успешно помогают достичь поставленных в образовательных стандартах целей обучения [2]. Разнообразие форм и методов игрового обучения даёт возможность эффективного применения игры на уроках истории в любом классе и практически на любом материале.

Игра может стать эффективным средством формирования универсальных учебных действий лишь при условии её систематического применении в процессе обучения [12].

Формирование у учащихся устойчивых навыков применения на практике универсальных учебных действий является сложным и длительным процессом. Поэтому для более наглядного представления системы формирования УУД на уроках истории средствами игрового обучения имеет смысл представить данный процесс в виде трёх взаимосвязанных этапов: I этап — вовлечение учащихся в игровой процесс, формирование базовых навыков в рамках каждой из категорий УУД, игра как приём закрепления изученного материала и применения полученных знаний; II этап — игра как способ получения новых знаний, формирования УУД более высокого порядка игра как средство получения новых знаний; III этап-игра как средство совершенствования и диагностики сформированности умений. Рассмотрим содержание каждого этапа.

Во-вторых, простые и понятные правила игр-предложений и высокая динамика игрового процесса способствуют активизации познавательного интереса учащихся, что способствует более эффективному формированию УУД. Наглядность результатов подобных игр способствует созданию ситуации успеха на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся на изучение истории [4]. Кроме того, школьники лучше усваивают правила поведения в классе во время игры, что является немаловажным условием для применения технологий игрового обучения в дальнейшем.

Для реализации задач первого этапа на уроках истории можно рекомендовать использовать следующие дидактические игры:

Это лишь небольшая часть дидактических игр, применение которых возможно на уроках истории на первом этапе. Учитель самостоятельно может конструировать дидактические игры подобного типа. Применение современных информационно-коммуникативных и интернет-технологий способствует повышению эффективности дидактических игр подобного типа.

Главная цель второго этапа — комплексное развитие УУД. На данном этапе постепенно вводятся все более сложные виды дидактических игр. Особую роль на втором этапе играют командные и ролевые игры. Вместе с тем не следует отказываться и от более простых игр-предложений.

Нельзя не упомянуть набирающие популярность в последнее время игры-квесты, сочетающие в себе преимущества ролевой игры и викторины. Дидактический потенциал данного вида игр очень велик, но возможности их применения на уроках требует дальнейшего изучения.

Наибольшее значение игры-квесты, ролевые и деловые игры приобретают на третьем этапе, где перед учителем стоит задача поддержания сформированных у учащихся УУД в актуальном состоянии и их дальнейшее совершенствование. На этом этапе целесообразно применять сложные игры, требующие комплексного применения полученных знаний и навыков. Так же, на третьем этапе учащимся может быть предложено, самостоятельно, разработать и провести игру. Это способствует дальнейшему развитию УУД и повышению мотивации к самостоятельному изучению истории. Такая работа может быть реализована как в рамках проектной деятельности учащихся по предмету, так и во внеурочной работе в форме КТД.

Предложенная система может стать базой для разработки учителями-предметниками собственных рабочих программ по истории для средней школы, с учётом не только требований ФГОС, но и специфики технологии игрового обучения.

1. Акуленко, В.Л., Методические рекомендации по формированию компетенции учителя [Текст] / В.Л., Акуленко, Л. Л. Босова. — М. — 2006.-

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]/ Н. П. Аникеева. — М: 1987.- 144 с.

3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова. — М: Просвещение, 2013.- 152 с.

4. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие [Текст] / М. Г. Ермолаева. — 2-е изд., доп. — СПб.: СПб АППО, 2005. — 112 с.

5. Игры — обучение, тренинг, досуг. [В 7 кн]. Кн. 5: Педагогические игры [Текст] / ред. В. В. Петрусинский. — М.: [б. и.], 1994. — 136 с.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с.

8. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты общего образования [Текст] / Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова. — М:, 2009. — 128 с.

9. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. Проблемы культуры [Текст]/ Т.А Кривко-Апинян. — СПб: Эйдос 1992г. — 160с.

10. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О. Е. Лебедев// Школьные технологии. — 2004. — № 3. -12 с.

11. Муравьева, Г. Е. Проектирование технологий обучения [Текст] / Г. Е. Муравьева. — Иваново: 2001. -124 с.

12. Пидкасистый, П.И., Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. — М: Рос. пед. агентство. 1996. — 269 с.

13. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст]/ Г. К. Селевко. — М: Народное образование, 1998. — 256 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст]. — М. 2014.- 64 с.

15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 120 с.

16. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Стандарты 2-го поколения. — М. — 2009. — 79 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, урок истории, игровой процесс, вид игр, игровое обучение, навык, ролевая игра, учащийся, этап, подобный тип.

Читайте также: