Идеи внешкольного образования и развития школы как центра культурной жизни детей и взрослых

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

В сельской местности прослеживается тенденция в том, что, с одной стороны, общеобразовательная школа традиционно функционирует как образовательно-воспитательное учреждение, с другой стороны, так как нет других культурно-образовательных центров, учреждений дополнительного образования, то школа должна стать центром детского творчества на территории поселения и координировать связи с окружающим социумом и учреждениями дополнительного образования.

Важная задача образовательного учреждения – это не только формирование знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение этого постулата мы видим в расширении культурно-образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности.

Мы определяем для себя стратегическую цель деятельности школы:

обеспечение доступности и качества образования детей;

создание условий для развития способностей ребенка;

формирование личности, ориентированной на преобразование села как своей малой Родины с учетом ее природного, экономического, исторического и культурного потенциала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования школы-центра единого культурно-образовательного пространства.

Выявить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива школы новые формы, методы и приемы работы с учащимися.

Предоставить каждому ребенку, исходя из потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса.

В процессе реализации идеи функционирования и развития школы предполагается, что школа становится центром единого культурно-образовательного пространства на селе.

Школа-центр единого культурно-образовательного пространства на селе – это особая форма объединения сельских учреждений и организаций, работающих с детьми и молодежью. Эта форма состоит из связей, которые взаимосвязаны между собой. Внутренние связи - это совместная деятельность всех школьных структур. Внешние связи - это связи с учреждениями и предприятиями, находящимися на территории Старокарасукского сельского поселения.

Школа-центр культурно-образовательного пространства на селе позволяет обеспечить единство и целостность воспитания духовно-нравственной личности. С одной стороны, она использует воспитательные, образовательные, кадровые ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой – способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села.

При реализации данной модели в практике деятельности сельской общеобразовательной школы можно достичь определенных результатов:

для ребенка – обеспечить доступность качественного образования, воспитать конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей;

для педагога – повысить профессионализм, социальную активность, социальную защищенность, стимулировать сотрудничество с коллегами;

для образовательного процесса – обновить содержание, создать учебно-методическое обеспечение, разработать вариативные программы с учетом специфики работы школы, внедрить новые педагогические технологии, реализовать вариативность построения образовательного процесса, обусловленную интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума;

для родителей и окружающего социума – повысить образовательный уровень сельского населения; удовлетворять жителей поселения, родителей образовательными услугами; сохранять и развивать положительные традиции сельского поселения; обогащать духовный и культурный потенциал сельского жителя; использовать воспитательный потенциал окружающей среды; взаимодействовать с учреждениями поселения, муниципального района.

В состав культурно-образовательного центра с. Старокарасук входят:

Дом культуры с. Старокарасук (кружковая деятельность и сельская библиотека)

Основные направления в работе Старокарасукского культурно-образовательного центра:

Приобщение населения к духовным ценностям на основе изучения интересов, эстетических и досуговых потребностей населения

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения

Повышение образованности, информированности и общей культуры жителей

Общеобразовательная подготовка, эстетическое образование и воспитание детей

Изучение истории села, изучение и возрождение народной традиционной культуры, этики и эстетики

Распространение краеведческих знаний среди детей и молодежи в целях воспитания чувства национальной гордости, обеспечение преемственности боевых, трудовых, культурных традиций села

Развитие форм приобщения всех слоев населения к музыкальному, театральному, хореографическому, изобразительному искусству, книге, кино, народной традиционной культуре

Подготовка и проведение мероприятий, посвященных памятным датам

Для реализации данных направлений на базе культурно-образовательного центра действует Спортивный центр и Центр искусств. Работа Центра искусств – это целый комплекс кружков:


На сегодняшний день прослеживается тенденция, согласно которой, с одной стороны, общеобразовательная школа традиционно функционирует как образовательно-воспитательное учреждение; с другой стороны, имеются предпосылки становления школы как культурно-образовательного центра – центра объединения учреждений и организаций основного и дополнительного образования, работающих с детьми и молодежью. Новый взгляд на деятельность школы позволит координировать её связи с окружающим социумом, но для этого важно выстроить совместную деятельность всех школьных структур, наладить взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и предприятиями через практику деятельности организаций всей социальной сферы (учреждений культуры, здравоохранения, спорта, досуга).

Педагогический потенциал – это совокупность возможных результатов образования, реально достижимых в конкретных социальных условиях на основе использования имеющихся ресурсов (кадровых, материальных, финансовых, интеллектуальных). По мнению О.Е.Лебедева, педагогический потенциал может быть увеличен как за счет возрастания ресурсов системы, так и путем изменений в структуре и взаимодействия между элементами системы.[2,с.34]

Реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого города возможна в рамках организационной модели, элементы которой будут функционировать в режиме взаимодополнения и компенсации, т.е. социализирующие ресурсы образовательных институтов будут объединены с возможностями культурно-досуговых учреждений. Наиболее оптимальной формой реализации воспитательного потенциала школы и культурно-образовательной среды является культурно-образовательный центр, обеспечивающий единство процессов социализации и самореализации личности.

Культурно-образовательный центр – это многокомпонентная система развивающих сред, формирующих нравственную, творчески активную, созидательную личность, создающая условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья всех участников образовательного процесса.

Целью работы культурно-образовательного центра является обеспечение не только образовательных запросов обучающихся, но и решение задач культурно-просветительского характера.

- совершенствование системы управления образовательным процессом;

- формирование содержания образования, обеспечивающего развитие личности;

- совершенствование системы мер по обеспечению сохранения здоровья учащихся (здоровый образ жизни);

- координация деятельности учителей отдельных дисциплин, усиление межпредметных связей при едином требовании контроля и качества образования;

- активное воздействие на социальную среду района.

Наиболее общими, обладающими большим запасом вариативности и возможностями взаимной интеграции в условиях малого города, с нашей точки зрения, с являются следующие четыре направления:

Указанные направления позволяют в полной мере раскрыть принцип всеобщности, комплексности и системности образовательного и воспитательного пространства с широкой межпредметной интеграцией различного порядка.

Изучение опыта современных педагогов (В.А.Караковского, Г.П.Поспеловой, А.А.Захаренко, А.Н.Тубельского), работавших над проблемой интеграции воспитательных воздействий, привел к идее создания в образовательном учреждениии творческих центров.

Творческий центр – это объединение родственных форм и видов урочной и внеурочной работы с целью их координации и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, осуществляющий планирование и координацию всей работы с классными руководителями, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования, родителями, администрацией школы, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта (по профилю объединения).

Общие цели творческих центров:

· сделать досуговую деятельность учащихся управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания и развития;

· продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях;

· удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;

· предоставить детям дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.

На базе МОУ СОШ №2 г.Ливны Орловской области функционируют 4 творческих центра: интеллектуальный, эколого-валеологический, краеведческий, эстетический.

Краеведческий центр

· воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине;

· развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;

· освоение культурных, духовных традиций своего народа;

· формирование стремления участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества;

· развитие навыков поисковой и исследовательской деятельности.

Интеллектуальный центр

· создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

· создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;

· развитие научно-исследовательские навыков и творческих способности детей.

Эстетический центр

· формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся;

· мотивация познания и творческого самовыражения;

· обеспечение условий и содержания деятельности, в наибольшей степени способствующих гармонизации подростков;

· интегрирование процессов воспитания и обучения через уроки, литературные гостиные, фестивали искусств, тематические праздники;

· выявление творчески одаренных детей, оказание помощи в их жизненном самоопределении и успешной социализации.

Эколого-валеологический центр

· привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей;

· формирование у учащихся здорового образа жизни на основе мониторинга экологического состояния окружающей среды;

· создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами;

· создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

Основные направления: уроки биологии и валеологии, факультативы, элективные курсы, лекторская группа, Классы культуры сбережения здоровья, экологический бюллетень, социальные проекты, спортивные мероприятия.

Реализация принципа единства обучения и воспитания также основывается на точном понимании возможностей воспитательного влияния различных учебных материалов на формирующуюся личность школьника, его усиления за счет привлечения интегративных сведений. Важным моментом является комплексность в организации учебно-воспитательного процесса, процессов воспитания в семье, районе во внеурочное время.

Таким образом, модель культурно-образовательного центра рождает новое представление о школе как посреднике, призванном исполнять роль организатора и координатора образовательных воздействий различных субъектов культуры и социума малого города. Новая роль – новое взаимодействие – новый институт (культурно-образовательный центр) – так можно определить один из путей развития школы, функционирующей в условиях малого города в образовательном пространстве России. Школа из транслятора культуры превращается в созидателя собственной культурно-образовательной среды, интегратора и созидателя новых сетевых образовательных взаимодействий.

2. Лебедев О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших школьников / О.В.Лебедев. - М., 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): культурно-образовательный центр, дополнительное образование, направление деятельности, образовательный процесс, педагогический потенциал, условие малого города, жизненное самоопределение, лекторская группа, образовательное пространство, общеобразовательная школа.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

В центре дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности.

Кроме того, дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс самоопределения ребенка.

Развивающий потенциал воспитательного пространства.

Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения. Автор: Искрин Никита Сергеевич.

Согласно В.И. Слободчикову, образование – это «всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения.

Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого.

- выбор направлений деятельности, образовательной программы; - творческий характер процесса освоения дополнительных образовательных программ

- социализирует (создает условия для общения со сверстниками, самоутверждения, самоопределения, возможности.

Взаимодействие образовательной организации с социальными.

3. Структура управления образовательной организации, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо-культурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.

Культурно-познавательный туризм в образовательной.

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования. Авторы: Кирюханцев Кирилл Андреевич, Гизатова Ирина Алексеевна.

Развитие творческого потенциала детей в сфере.

Педагогическими условиями дополнительного образования детей, обеспечивающими их творческое развитие, самоопределение выступают соответствующее содержание деятельности, многообразие дополнительных образовательных программ.

Педагогическое проектирование — ведущая технология.

государственная программа, проект, Школа, образовательное учреждение, общеобразовательная организация, педагогический проект, дополнительное образование, проектная технология, Российская Федерация.

Исследовательская деятельность как эффективная форма.

исследовательская деятельность, образовательное пространство, окружающий мир, общее образование, образовательный процесс, модернизация образования, гуманное педагогическое мышление.

Актуализация роли дополнительного образования детей.

признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе возможностей самоопределения; применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности.



В 1907 году было создано Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в Петербурге и Общество содействия внешкольному образованию в Москве. А в 1912 – 1913 годах началась подготовка работников внешкольного образования: в Педагогической академии был открыт годовой курс внешкольного образования, в университете Шанявского – трехмесячные, а затем шестимесячные библиотечные курсы. С 1914 года подготовка работников внешкольного образования развернулась во многих губерниях России. Таким образом, к началу ХХ века сложились социально-экономические, политические, культурные, организационные предпосылки для создания внешкольного образования детей в России, в становлении которого выделяется три периода.

1) были созданы первые внешкольные учреждения, началась разработка и апробация форм и методов внешкольного образования;

2) самообразование, саморазвитие, самореализация личности стали рассматриваться как основная цель внешкольного образования;

3) содержание педагогической деятельности во внешкольном образовании определялось как создание условий для реализации ребенком своего потенциала;

4) образовательная практика инициировала развитие теории внешкольного образования, в том числе педагогической деятельности, способствующей развитию личностного потенциала ребенка.

Педагогическая деятельность в учреждениях внешкольного воспитания была направлена на коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Проблема педагогической деятельности, ориентированной на самореализацию личности, не ставилась. Однако несмотря на приоритет целей коллективизма учреждения внешкольного воспитания (в силу своей специфики), педагоги частично продолжали ориентироваться на индивидуальные интересы ребенка, его саморазвитие и самореализацию, накапливая практический опыт работы в этом направлении. К концу второго этапа сложились следующие предпосылки:

1) в учреждениях внешкольного воспитания сформирована многопрофильность направлений деятельности, создающая условия для удовлетворения разнообразных познавательных и творческих потребностей детей, выходящая за рамки воспитательной работы;

2) накоплен практический опыт педагогической деятельности по самореализации ребенка в условиях внешкольных учреждений;

3) разработаны разнообразные формы и методы деятельности во внешкольных учреждениях;

4) возобновлены научные исследования в области самообразования, саморазвития, самореализации во внешкольных учреждениях.

Задания для самостоятельной работы:

1. В чем основные отличия системы дополнительного образования детей от системы общего образования?

2. .Каковы предмет, цели и задачи дополнительного образования детей?

3. Укажите возможности системы дополнительного образования для реализации всестороннего и гармоничного развития личности.

В 1907 году было создано Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования в Петербурге и Общество содействия внешкольному образованию в Москве. А в 1912 – 1913 годах началась подготовка работников внешкольного образования: в Педагогической академии был открыт годовой курс внешкольного образования, в университете Шанявского – трехмесячные, а затем шестимесячные библиотечные курсы. С 1914 года подготовка работников внешкольного образования развернулась во многих губерниях России. Таким образом, к началу ХХ века сложились социально-экономические, политические, культурные, организационные предпосылки для создания внешкольного образования детей в России, в становлении которого выделяется три периода.

1) были созданы первые внешкольные учреждения, началась разработка и апробация форм и методов внешкольного образования;

2) самообразование, саморазвитие, самореализация личности стали рассматриваться как основная цель внешкольного образования;

3) содержание педагогической деятельности во внешкольном образовании определялось как создание условий для реализации ребенком своего потенциала;

4) образовательная практика инициировала развитие теории внешкольного образования, в том числе педагогической деятельности, способствующей развитию личностного потенциала ребенка.

Педагогическая деятельность в учреждениях внешкольного воспитания была направлена на коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Проблема педагогической деятельности, ориентированной на самореализацию личности, не ставилась. Однако несмотря на приоритет целей коллективизма учреждения внешкольного воспитания (в силу своей специфики), педагоги частично продолжали ориентироваться на индивидуальные интересы ребенка, его саморазвитие и самореализацию, накапливая практический опыт работы в этом направлении. К концу второго этапа сложились следующие предпосылки:

1) в учреждениях внешкольного воспитания сформирована многопрофильность направлений деятельности, создающая условия для удовлетворения разнообразных познавательных и творческих потребностей детей, выходящая за рамки воспитательной работы;

2) накоплен практический опыт педагогической деятельности по самореализации ребенка в условиях внешкольных учреждений;

3) разработаны разнообразные формы и методы деятельности во внешкольных учреждениях;

4) возобновлены научные исследования в области самообразования, саморазвития, самореализации во внешкольных учреждениях.

Задания для самостоятельной работы:

1. В чем основные отличия системы дополнительного образования детей от системы общего образования?

2. .Каковы предмет, цели и задачи дополнительного образования детей?

3. Укажите возможности системы дополнительного образования для реализации всестороннего и гармоничного развития личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете В современном мире одной из основных жизненно важных гражданских ценностей является возможность получения качественного образования, ориентированного на формирование культуры личности, ее ценностно-смысловое самоопределение.

МОУ "Кривецкая средняя общеобразовательная школа"


учитель музыки и ОПК

1 квалификационной категории

Пшеничных Оксана Александровна

В современном мире одной из основных жизненно важных гражданских ценностей является возможность получения качественного образования, ориентированного на формирование культуры личности, ее ценностно-смысловое самоопределение.

Культурно-образовательное пространство – это особым образом организованная система культурных и образовательных ценностей и путей поведения личности в учебно-образовательном процессе и в общественной жизни в целом, направленная на разрешение различных ситуаций и проблем. Культурно-образовательное пространство – это развивающая целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.
Культурно-образовательное пространство школы служит источником развития личности, общности детей, как совокупности образцов и ценностей успешного решения жизненных задач. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, целенаправленно стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов – всех субъектов образовательного процесса, это среда развития, обучения и воспитания личности.

Сегодня вновь, как и более семи десятков лет назад, педагогическая общественность активно обсуждает вопросы о том, что формирование и развитие личности ребёнка идут не столько при помощи изучаемых тем, параграфов, теорем и формул, закономерностей и аксиом, сколько под воздействием культурно-образовательной среды образовательного учреждения и личности самого учителя. Эта тенденция объективно обусловлена повсеместным введением с сентября 2011 года образовательных стандартов нового поколения. И если концептуальная позиция нового стандарта в целом понятна, то вопросы эффективной организации и содержания внеурочной деятельности в условиях современной школы имеют дискуссионный характер.

Новый подход к организации внеурочной деятельности учащихся - возможнсть разработки каждым образовательным учреждением своей модели на основе сложившейся системы внеурочной деятельности и существующих требований, к которым относятся:

1) интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, обеспечивающая достижение общих образовательных целей;

2) системность организации внеурочной деятельности школьников, обеспечивающая взаимосвязь выделенных направлений в ФГОС с общепринятыми направлениями в сфере дополнительного образования детей;

3) вариативность организации внеурочной деятельности учащихся, учитывающая особенности потенциала школы;

4) оптимальность модели, позволяющая использовать в организации внеурочной деятельности возможности социального партнёрства;

5) использование норм организации дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. При этом вариант модели также определяется режимом работы школы во вторую половину дня. Практика показывает, что сегодня возможно, по крайней мере, три варианта организации внеурочной деятельности:

1. Внутришкольный вариант: школа без ГПД, где основная нагрузка ложится на классное руководство; школа с группой (группами) продленного дня; школа с группами дополнительного образования детей (кружковая, секционная работа).

2. Вариант на основе социального партнёрства: школа с группами дополнительного образования детей от УДОД на базе школы; школа с группами дополнительного образования детей на базе УДОД.

Наиболее распространённая — смешанная форма, использующая возможности школы и учреждений социума. Так, варианты организационной структуры и формы внеурочной деятельности могут быть следующими:

объединения по интересам (кружки, секции, студии др.), действующие на основе разработанных программ дополнительного образования;

объединения по интересам (ДОО, клубы, научные общества и др.), действующие на основе разработанных программ деятельности;

временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, КТД). При комплектовании групп детей целесообразно опираться на право выбора учащимися направлений внеурочной деятельности, учитывать их занятость в учреждениях дополнительного образования, состояние здоровья и использовать нормы, применяемые в учреждениях дополнительного образования детей (от 12 до 15 человек).

Для разработки оптимальной модели организации внеурочной деятельности учащихся необходимо:

1. Изучить основные нормативные и распорядительные документы по организации неаудиторной занятости (внеурочной деятельности) и соотнести:

насколько избранные направления, формы и виды неаудиторной занятости (внеурочной, деятельности) способствуют реализации целей и задач своего образовательного учреждения;

какие направления, формы и виды неаудиторной занятости учащихся можно осуществлять Непрерывно от начальной школы до старшей.

2. Выявить при помощи анкетирования запросы детей и родителей на образовательные услуги в рамках урочной и внеурочной деятельности.

творческий потенциал учителей, родителей, учащихся;

ресурсы и материально-технические возможности образовательного учреждения и пути их совершенствования;

4. Изучить дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями (соседними образовательными учреждениями, в том числе дополнительного образования), и продумать возможные варианты совместной заботы с ними:

какие направления внеурочной деятельности можно вывести на базу специализированных учреждений, а какие можно оставить в своей школе;

какие направления внеурочной деятельности можно реализовать с помощью учителей, приглашённых специалистов, родителей.

В условиях внедрения ФГОС, необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации и социальной адаптации. Дополнительное образование как особый самостоятельный тип государственного образования сегодня из всех возможных направлений внеурочной работы максимально разработано нормативно и методологически. Оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, характер.

Взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.) осуществляется на регулярной договорной основе и совместно разработанной программе деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. Формы сотрудничества могут быть следующими:

совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей;

совместное проведение медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

В качестве интегрирующих форм взаимодействия можно выделить проектную деятельность, профильные школы, творческие лаборатории, ассоциации, лагеря и экспедиции, клубы, объединения по интересам, научные общества и т. п. 4. Программное обеспечение внеурочной деятельности Полнота и качество внеурочной деятельности обуславливаются реализацией дополнительных образовательных программ нового поколения. Разработка таких программ предполагает учёт следующих принципов:

ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

развитие познавательной, социальной, творческой активности ребёнка, его нравственных качеств;

обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

реализация единства образовательного процесса.

Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процесса и его индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом других педагогов, собственном опытом. Программы могут быть комплексными, тематическими, индивидуальными.

Содержание программы должно быть ориентировано на организацию культурной и социальной практики. Культурная практика — это организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. К мероприятиям такой направленности относятся экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. Они организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.

Социальная практика — деятельность, направленная на формирование опыта конструктивного гражданского поведения учащихся. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности учащегося

Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объёмом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающем 340 часов для каждой возрастной группы учащихся) и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать. Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить, что

• разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утверждённым СанПиН;

• приступать к разработке программы необходимо с чётким и внятным представлением о предполагаемом результате;

• выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определённого уровня;

• при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;

• выбор типа программы должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами;

• процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико- аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.

Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является контролируемость и наличие системы диагностики её эффективности. Организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребёнка во внеурочное время. И задача этой технологии заключается в обеспечении максимально полных условий для реализации культурно-образовательных, спортивно - оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации. Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

Читайте также: