Художественное чтение как особый вид искусства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Литературное произведение всякий раз оживает, когда человек открывает книгу и начинает ее читать. Чтение про себя более быстрое: мы не проговариваем слова полностью, угадывая по началу их продолжение. Но если мы читаем вслух, то каждое слово оживает и звучит, воздействуя на чувства слушателей. Задумайтесь над тем, что значит прочесть литературное произведение выразительно. Что нужно выразить, как это сделать и как к этому подготовить маленького ребенка, еще не умеющего читать?

Процессы восприятия при чтении и слушании имеют ряд различий.

Читатель, в отличие от слушателя, может остановиться и даже вернуться к уже прочитанным эпизодам; может, стремясь быстрее узнать, как закончатся события и к чему приведет автор своих героев, “проглотить” произведение, прочитать его “по диагонали” или заглянуть в конец, даже не прочитав середины, и лишь потом спокойно вернуться в начало, интересуясь не только ходом событий, но и идеей, которую стремился высказать автор.

Слушатель же не может отвлечься, его внимание должно быть всегда активным, сосредоточенным на тексте, иначе он не воспримет детали содержания и формы, что может привести к неправильному пониманию произведения в целом.

Слушатель не может остановить процесс восприятия по своей воле, все непонятое в процессе слушания откладывается на потом и часто забывается в ходе дальнейшего восприятия. Поэтому осмысление произведения, воспринимаемого на слух, – деятельность более сложная, чем осмысление читаемого произведения. Обычно прослушанное произведение позже перечитывается самостоятельно для более полного и глубокого его понимания.

Читатель абсолютно самостоятелен, вступая в общение с автором один на один, а слушатель зависит и от мастерства исполнителя, и от его субъективного понимания произведения. Ведь чтец – тот же читатель, который осмыслил произведение и предлагает слушателю свою художественную интерпретацию (толкование) авторской идеи. Чем талантливее чтец как исполнитель, тем сильнее его воздействие на слушателя, тем больше вероятность подчинения слушателя интерпретации, которая не всегда оказывается адекватной авторской идее.

Выразительное (художественное) чтение – это вид художественной деятельности. Как у любой деятельности, у выразительного чтения (в дальнейшем – ВЧ) есть свои цели, мотивы, потребности, средства, свой предмет, свои поступки (действия, операции), свой результат.

Рассмотрим каждый элемент этой художественной деятельности.

Цель ВЧ. Чтец – исполнитель художественного произведения – оказывается посредником между автором и слушателем. Это означает, что цель чтеца – донести до слушателя не только содержание произведения, но и его подтекст (смысл) и идею.

Потребностью художественной деятельности является самовыражение личности. Потребность в ВЧ вызвана склонностями и способностями личности к этой деятельности, намерением раскрыть свой творческий потенциал именно в этой сфере художественной деятельности.

В педагогике потребность в выразительном чтении может вызываться не только внутренней жизнью личности, но и внешними обстоятельствами – задачами, связанными с воспитанием и обучением подрастающего поколения. В этом случае ВЧ само становится средством, педагогическим инструментом.

Осознанная потребность претворяется в мотивдеятельности, в данном случае мотивы могут быть социальными, вызванными желанием способствовать духовному, культурному развитию общества или его отдельной группы (детей в детском саду или школе), отдельной личности (ребенка), – и личностными, основанными на стремлении реализовать себя в художественном слове, донести до слушателей свое понимание произведения. В идеале социальные и личностные мотивы должны влиять на деятельность в комплексе и выступать как социально-личностные.

Средством достижения цели является исполнение произведения посредством речевого аппарата человека, его голоса.

Поступки, действия, операции чтения включают стадии подготовки к выразительному чтению (чтение произведения, его анализ, создание интерпретации, постановка задачи чтения, поиск выразительных речевых и неречевых средств для решения задачи; репетиции) и реализации деятельности в конкретном исполнении – выразительном произнесении текста, сопровождаемом при необходимости мимикой, жестами и движениями.

Результат деятельности – восприятие произведения слушателями и их эстетические реакции на произведение и на исполнение; повышение уровня культуры и уровня эстетического и духовного развития слушателей.

Цель чтеца

Рассматривая со своими учениками сценическую речь, К.С. Станиславский называл ее словесным действием.

Задания

1. Прочитайте фрагмент из книги К.С. Станиславского “Работа актера над собой” (М.; Л., 1948. – С. 125-127).

Нужно ли объяснять, что слово, не насыщенное изнутри и взятое отдельно, само по себе является простой внешней кличкой.

Текст состоящий из таких кличек, – ряд пустых звуков.

Вот, например, слово “люблю”. Оно только смешит иностранца непривычностью звуковых сочетаний. Для него оно пусто, так не слито с красивыми внутренними представлениями, возвышающими душу. Но лишь только чувство, мысль или воображение оживят пустые звуки, создается иное к ним отношение, как к содержательному слову. Тогда те же звуки “люблю” становятся способными зажечь страсть в человеке, изменить его жизнь.

Самые простые слова, передающие сложные мысли, изменяют наше мировоззрение. Недаром же слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли.

Слово может возбуждать и все наши пять чувств. В самом деле, стоит напомнить название музыкальных произведений, имя художника, название блюд, любимых духов и прочее, прочее, и вы вспоминаете слуховые и зрительные образы, вкусы, запахи или осязательные ощущения того, о чем говорит слово.

Оно может даже возбуждать болевые ощущения.

На сцене не должно быть бездушных, бесчувственных слов. Там не нужны безыдейные, так точно как и бездейственные слова. На подмостках слово должно возбуждать в артисте, в его партнерах, а через них и в зрителе всевозможные чувствования, хотения, мысли, внутренние стремления, внутренние образы воображения, зрительные, слуховые и другие ощущения пяти чувств.

Когда мы услышим мелодию живой души, только тогда мы в полной мере оценим по достоинству и красоту текста и то, что он в себе скрывает.

2. Ответьте на вопросы.

1. Какими возможностями обладает слово?

2. Какова главная задача актера (чтеца)?

3. Что может помочь актеру (чтецу) решить эту задачу?

Итак, цельчтеца (сверхзадача, по словам К.С. Станиславского) – донести до читателя идею произведения, его подтекст, воздействуя на слушателя словом.

Эта сверхзадача реализуется посредством решения целого комплекса подчиненных ей задач.

Задачи чтеца

(по К.С. Станиславскому)

Задача 1:оживить картины, созданные писателем.

К.С. Станиславский очень точно сформулировал это условие (Станиславский К.С. Работа актера над собой (Ч. II: Работа над собой в процессе воплощения): Дневник ученика. – М.; Л., 1948. – С. 130): “Природа установила так, что мы, при словесном общении с другими людьми, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное.

Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы.

Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу”.

Задача 2:возбуждать ощущения всех пяти чувств.

Задача 3:вызывать эмоции.

Задача 4:поддерживать внимание слушателя, вести его за собой.

Задача 5:выразить авторское отношение к событиям и персонажам.

Задание.Прослушайте аудиозапись выразительного чтения чтецом-профессионалом или актером любого литературного произведения. Проанализируйте его исполнение и обоснованно ответьте на вопрос: все ли задачи удалось решить чтецу?

ЗАКОНЫ РЕЧИ

Логика речи– явление, находящееся на стыке двух разных функций языка и речи. Оно может быть рассмотрено как грамматическое свойство, входящее в систему средств языка, и как коммуникативное свойство, осуществляющее “смысл” в системе речевого действия.

Выделяется два уровнялогики речи:

1) уровень информационный, иначе – уровень значения, очевидный в предложении (будем называть его информационным);

2) уровень словесного взаимодействия, иначе – смысла. Этот уровень реализуется во фразе и проявляется в живом процессе речевого общения (будем называть его смысловым).

В процессе речи уровни переплетаются, что обусловливает и взаимопроникновение законов речи.

Законы речи раскрыты и сформулированы К.С. Станиславским как законы искусства актера (См.: Петров А.Н. Сценическая речь. – М., 1981. – С. 94–96). Они носят общий и всеобъемлющий межъязыковой характер.

Общие законы речи

(по А.Н. Петрову)

1. Закон словесного воздействия. Речевое общение – это осмысленная деятельность, направленная на достижение внеречевой задачи.

2. Закон сверхзадачи. Всякое речевое общение имеет конкретную цель, ради которой оно осуществляется.

3. Закон сквозного действия. Речевое общение как деятельность осуществляется через систему конкретных последовательных действий.

4. Закон перспективы. Речевое действие всегда имеет необходимость последовательного разрешения цепи взаимосвязанных задач.

5. Закон актуализации фразы (предикативности). В системе речевого действия движение мысли осуществляется от известного к новому, к тому, что надо узнать или осуществить.

6. Закон сравнения и противопоставления. В речевом действии ход мысли идет от понятия к суждению и умозаключению. Путем анализа, сравнения мысль может быть утверждена, развита или отвергнута.

8. Закон создания в воображении четкой последовательной линии видений. Речевое общение осуществляется на основе конкретно-чувственного, образного представления о действительности и воздействия на партнера своими видениями.

Свободное владение законами речи открывает возможность овладения логикой сценической (в нашем случае выразительной) речи и определяет последовательность работы над текстом.

Рассмотрим вытекающие из общих законов законы речи, действующие на первом, информационном, уровне.

Логические законы речи

1. Порядок слов в русском языке обладает смыслоразличительной функцией. При нейтральном (неэкспрессивном) порядке слов как главное автоматически воспринимается то слово, которое стоит в конце предложения.

Задание.Сравните содержание трех фраз: что влияет на изменение их значения (В заданиях использованы предложения из рассказа Радия Погодина “Сима из четвертого номера”)?

Мальчишка недавно переехал в этот дом.

Мальчишка переехал в этот дом недавно.

Недавно в этот дом переехал мальчишка.

2. В предложении выделяется слово или сочетание слов, несущее новую информацию, развивающее мысль (закон нового). Например: “Дальше был нарисован парусный корабль – бригантина, как определил Мишка. Бригантина неслась на всех парусах. Нос ее зарылся в кипящую густо-синюю волну”.

Задание.Выделите в каждом предложении слово, вносящее новый смысл.

Неподалеку от Кешкиного дома протекала речка. Пахло от нее пенькой, водорослями, смолой, рыбой. И это был удивительный запах – лучше, чем аромат конфет и пирожных, – речка дышала морем.

Неуклюжие баржи навозили сюда целые горы морского песка и желтых камней. А в начале лета крикливые буксиры забили всю речку лесом. Намокшие за долгое путешествие бревна жались к берегу, как стадо усталых молчаливых тюленей.

3. Нарушение привычного, прямого порядка слов воспринимается как новый оттенок мысли. Инверсия (нарушение прямого порядка слов) заостряет внимание на особых подробностях и придает им определенный смысловой оттенок. Прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены распределяются согласно связям внутри устойчивых словосочетаний. Рассмотрим примеры.

1. Прямой порядок: “Ребята прозвали его Семафором”; “Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе”.

2. Обратный порядок (инверсия): “Днем дул с Финского залива теплый ветер”; “И вот в эти по-весеннему теплые дни опять появился Сима”.

Задание.В каком предложении использован прямой порядок слов, а в каком он нарушен? Как это влияет на смысл предложения?

Мишка и Круглый Толик плечом к плечу тронулись вперед. Тронулись вперед плечом к плечу Мишка и Круглый Толик. Еще несколько ребят пристроилось к трем приятелям. К трем приятелям пристроилось еще несколько ребят.

3. В предложениях с нейтральным порядком слов второстепенные члены принимают на себя фразовое ударение, когда становятся носителями новой информации и находятся в конце предложения.

Задания

1.Проследите, как развивается мысль и как меняется значение предложения в зависимости от наличия второстепенных членов и их позиции в предложении.

Листы в альбоме были связаны.

Листы в альбоме были связаны лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны белой шелковой лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой, белой, шелковой.

2.В каком предложении возникает инверсия? Сравните логические акценты, возникающие при изменении порядка слов.

Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова.

Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные слова, насмешливые, а подчас и оскорбительные.

3.Как изменяется смысл предложения в зависимости от места второстепенного члена?

Сима покраснел еще гуще.

Сима еще гуще покраснел.

4. Усилительные и выделительные частицы переносят ударение на слова (словосочетания), при которых они стоят, и ограничивают передвижение ударений. Например: Она уже третий годв школе не работает. ; Только из-под поленницпродолжали бежать реки грязной воды.

5. Принимают на себя ударения усиливающие, подчеркивающие слова тоже, тут же, это, все, совсем, очень, еще, сам и др. Например: “Сима тоже выставил кулаки, но по всему было видно, что драться он не умеет”; “Сима получил ещеодну затрещину”; “Но я же сама видела. ”.

Задание.Расставьте в предложениях логические ударения, основываясь на законах речи.

1. Кирпичная плотина протекла.

2. Вода в водохранилище не держалась.

3. Реки норовили обежать его стороной.

4. Только Кешка не успел.

5. Зрители при драке очень переживают.

6. Разговоры тотчас смолкли.

7. На другой день в небе хозяйничало солнце.

8. Кешка подпрыгивал от восторга.

9. Прошел месяц, два.

10. Ребята уже не заглядывали сюда.

11. И только Сима из четвертого номера остался верен заднему двору.

12. Я тоже знаю, – ответила Людмилка и поймала на варежку большую снежинку.

13. Он еще не придумал, что сказать, а Людмилка уже выпалила: “Кешка-Головешка. ”

6. Ударение падает на слово-вопрос. “Что же нам с ним делать?”; “Зачем я это сделал?”

7. Ударение падает на обобщающее слово при однородных членах. “Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб” (Паустовский К.Г. “Кот-ворюга”).

Задание.Расставьте во фрагменте из рассказа К.Г. Паустовского “Кот-ворюга” логические ударения.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Реферат на тему:

” Искусство художественного чтения ”

ГБОУ СОШ №572 Структурное подразделение: Дошкольное (8)

Учитель-логопед: Гурина А. Е.

Сила звучащего слова.

Этапы становления и развития искусства художественного чтения.

Выразительные средства искусства художественного чтения.

Значение искусства художественного чтения.

Сила звучащего слова.

Владимир Набоков.

Художественное чтение – это своеобразное искусство творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове.

Для того чтобы проникнуть в отобранное для исполнения произведение, необходимо внимательно вчитаться в то, что написал автор, проникнуть в его

мир мыслей, образов, понять его отношение к изображаемой им жизни, свериться с его мировоззрением, выявить его особенности языка и стиля, не пропустить ни одной авторской интонации. Все это и представляет собой длительный и сложный творческий процесс последовательного воссоздания в воображении всего, о чем говорится в предложении. Такая предварительная работа приводит чтеца к определенной интерпретации произведения, его творческой трактовке, в соответствии с которой это произведение воплощается в звучащее слово.

2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ

Искусство художественного чтения имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило общество.

Рассказчики были уважаемы и популярны у всех народов задолго до зарождения письменности. У древних греков декламация пользовалась особым почетом. Это искусство имело даже государственное значение. Обучали декламации лишь особо одаренных юношей. Текст не просто читался, а декламировался сперва учителем, потом учеником. Обращалось внимание не только на правильность произношения, но и на гармонию и ритм. Обучение декламации органически соединялось с обучением музыки. Обычно и музыке и декламации обучал один и тот же педагог. А такими педагогами являлись известные древнегреческие чтецы: Неоптоль, Аристодем, Ахиас. Строжайшее выполнение свода правил чтения не ограничивалось годами ученичества: специальные судьи (ребдофоры) сурово следили за тем, чтобы чтец не смел нарушать раз и навсегда установленных правил декламации. Этот суровый свод правил был прогрессивным для своего времени. Создавалась культура звучащего слова.

Воинствующая церковь средневековья грубо уничтожила культуру древнегреческой декламации. Но в эпоху Возрождения в странах Западной Европы попытались реконструировать древнегреческое искусство декламации. Классицизм создал свои правила, близкие к тому, что было у древних эллинов, но заново переосмысленные. Чтец не выражал чувств, а изображал их при помощи обязательных внешних приемов: приподнятостью текстовещания и канонических жестов, символизирующих чувства.

В дальнейшем время резко изменило требования к искусству живого слова, и в первой половине девятнадцатого века началась борьба с ложноклассической декламацией. Одним из первых бросил вызов ее омертвевшим канонам великий французский трагик Тельма. Вскоре в Германии, Франции, Северной Америке Художественное чтение стало неотъемлемой частью воспитания и образования юношества.

Что должен делать чтец, готовясь к публичному чтению произведения, как разделить искренне с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу? В решении этого вопроса вся суть методики художественного чтения.

Передовые педагоги, посещая выступления Закушняка , Яхонтова и Сережникова, учились у них и в меру своих возможностей переносили усвоенное в свою педагогическую практику. Десятилетие с 1931 по 1941 годов ознаменовались значительным прогрессом в постановке чтения: в работах Артоболевского и Рыбниковой педагогам были даны ценные методические рекомендации; работали кружки, в которых словесники обучались искусству звучащего слова под руководством мастеров.

В 50-70-е годы нашего столетия профессиональное искусство звучащего слова приобрело широчайший размах. Стали обычными вечера художественного чтения. Радио и телевидение открыли перед чтецами миллионную аудиторию. Важнейшим началом было положительное решение вопроса о применении в чтецком искусстве положений системы Станиславского. Таким образом, искусство, уходящее корнями в далекие времена, оказалось вдруг самым молодым. Нынешний день искусства живого слова – это поиски, споры, разведка, новых путей, эксперименты.

Шигина Светлана Александровна

Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы – трудно это или легко для школьника? В чём особенность искусство звучащего слова?

Творческая деятельность, а художественное чтение – это один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях, чтобы быть, плодотворной, она должна воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий.

Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение, а художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.

Ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача художественного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Она всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.

Что делает речь выразительной? Почему мы стремимся построить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и постараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь достигает цели все же быстрее, чем речь просто правильная.

Чтобы убедиться в актуальности данной темы , необходимо провести социологический опрос.

С этой целью была разработана вопросная анкета для школьников разного возраста: для учащихся 1-5 классов и для учащихся 6-9 классов.

Результаты соцопроса показали, что интерес к художественному чтению у ребят начальной школы гораздо выше, чем у учеников среднего и старшего звена.

80% детей младшего возраста любят читать стихи и учить наизусть тексты. Это на 24% больше, чем у старшеклассников. Но ребята старшего возраста лучше осознают, что художественному чтению нужно специально учиться. Также они понимают, что художественно прочитанное произведение может производить на человека б о льшее впечатление, воздействуя на его чувства и глубоко раскрывая замысел писателя, пробуждая интерес к дальнейшему чтению и постижению искусства живого слова.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данной работы является актуальной , так как в настоящее время она важна для развития детей. Художественное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.

Цель работы – исследование особенностей искусства художественного чтения.

Объект исследования – процесс развития и совершенствования навыка звучащей речи при чтении литературных произведений.

Предмет исследования – средства и способы действий при подготовке к чтению текстов художественных произведений.

Исходя из цели, объекта, предмета выдвинута гипотеза : если понять замысел писателя и систематически использовать специальные средства в процессе подготовки, то можно овладеть искусством выразительного чтения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :

1) рассмотреть исторические и теоретические основы художественного чтения

2) раскрыть сущность процесса обучения художественному чтению;

3) проанализировать научную литературу по проблеме;

4) описать процесс организационной работы, а также использование средств обучения художественному чтению произведений при подготовке к творческим конкурсам чтецов.

5) доказательным путем подтвердить выдвинутую гипотезу.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовать следующие методы исследования:

  • изучение научной литературы по проблеме;
  • соцопрос в учебном заведении;
  • наблюдение, описание, сравнительный анализ полученных результатов;
  • структура исследования: работа состоит из двух глав, заключения;
  • списка литературы, приложений.

Глава I История вопроса: этапы становления и развития искусства художественного чтения

  1. Становление и развитие западноевропейского искусства художественного слова

Искусство художественного чтения имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило общество. Рассказчики были уважаемы и популярны у всех народов задолго до зарождения письменности. У древних греков декламация пользовалась особым почетом. Это искусство имело даже государственное значение. Обучали декламации лишь особо одаренных юношей. Текст не просто читался, а декламировался сначала учителем, потом учеником. Обращалось внимание не только на правильность произношения, но и на гармонию и ритм. Обучение декламации органически соединялось с обучением музыке. Обычно и музыке и декламации обучал один и тот же педагог. А такими педагогами являлись известные древнегреческие чтецы: Неоптоль, Аристодем, Ахиас. Строжайшее выполнение свода правил чтения не ограничивалось годами ученичества: специальные судьи (ребдофоры) сурово следили за тем, чтобы чтец не смел нарушать раз и навсегда установленных правил декламации. Этот суровый свод правил был прогрессивным для своего времени. Создавалась культура звучащего слова. Воинствующая церковь средневековья грубо уничтожила культуру древнегреческой декламации. Но в эпоху Возрождения в странах Западной Европы попытались реконструировать древнегреческое искусство декламации. Классицизм создал свои правила, близкие к тому, что было у древних эллинов, но заново переосмысленные. Чтец не выражал чувств, а изображал их при помощи обязательных внешних приемов: приподнятостью текстовещания и канонических жестов, символизирующих чувства. В дальнейшем время резко изменило требования к искусству живого слова, и в первой половине девятнадцатого века началась борьба с ложноклассической декламацией. Одним из первых бросил вызов ее омертвевшим канонам великий французский трагик Тельма. Вскоре в Германии, Франции, Северной Америке художественное чтение стало неотъемлемой частью воспитания и образования юношества. [4]

Ю. Э. Озаровский ставит развитие чтецкого мастерства в зависимость от общего и эстетического развития, близко подходя к мысли о необходимости гармонического, всестороннего развития, хотя и не формулирует этого положения. [7]

Десятилетие с 1931 по 1941 годов ознаменовались значительным прогрессом в постановке чтения: в работах Артоболевского и Рыбниковой педагогам были даны ценные методические рекомендации; работали кружки, в которых словесники обучались искусству звучащего слова под руководством мастеров. В 50-70-е годы 20 столетия профессиональное искусство звучащего слова приобрело широчайший размах. Стали обычными вечера художественного чтения. Радио и телевидение открыли перед чтецами миллионную аудиторию. Важнейшим началом было положительное решение вопроса о применении в чтецком искусстве положений системы Станиславского.

В рамках Конкурса участники в возрасте от 10 до 17 лет читают вслух отрывки из своих любимых прозаических произведений.

Вывод: Искусство, уходящее корнями в далекие времена, оказалось вдруг самым молодым. Нынешний день искусства живого слова – это поиски, споры, разведка новых путей, эксперименты.

Теория и методика выразительного чтения как эффективного средства углубления восприятия и понимания школьниками литературного произведения прошла в своем развитии длительный и сложный путь, связанный с развитием литературы и театра. Историю художественного чтения изучали А. М. Арго, Г. В. Артоболевский, П. Бранг, Н. Ю. Верховский, Н. С. Говоров, Л. И. Кареев, Р. В. Колосов, А. Н. Кравцов, П. Е. Любимцев, Г. Н. Щербакова и др. Так, Л. И. Кареев считает, что предпосылки искусства звучащего слова возникли еще в античные времена – в Древней Греции и Древнем Риме. Автор собрал сведения о первых чтецах-рапсодах, исполнявших с VII в. до н. э. по II–III в. н. э. произведения древнегреческих поэтов, которые надо было не только произносить, но и пропевать. Со временем соотношение музыкального и речевого элементов менялось, что и привело к развитию двух исполнительных видов искусства.

Читайте также: