Художественно эстетическое воспитание в начальной школе в рамках внеурочной деятельности

Обновлено: 06.07.2024

Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоническому развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, театрального искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.

Формирование эстетического отношения к труду - необходимый аспект общего воспитательного процесса. Эстетическое начало труда заключается в красоте создаваемых вещей, предметов. Вещь отражает степень мастерства ее творца. Важный вклад в осуществление эстетического воспитания вносят праздники, посвященные трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов, обычаев, ритуалов.

Восприятие произведений театрального искусства и литературы, живописи, музыки осуществляется лишь при создании особой психологической установки. Каждый из видов искусства раскрывает те или иные стороны жизни. Красота форм и красок передается живописью, связь человека с действительностью отражает литература, музыка передает чувства человеческой души.

Большая роль в эстетическом воспитании детей отводится кино. Демонстрации детских фильмов, мультфильмов положительно воздействуют на мировоззрение ребенка, на его художественный вкус. С помощью кино дети знакомятся с театральными постановками, балетным искусством, живописью.

Важным звеном эстетического восприятия является изучение литературы, и в частности поэзии. Особое внимание надо отвести читательским конференциям, часам поэзии, игровой театрализованной деятельности, конкурсам чтецов.

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является изучение музыки. Без музыки не обходится ни один праздник. Много внимания уделяется музыке наших прадедов, живших по своим старинным обычаям.

Произведения изобразительного искусства уникальны. При их изучении очень помогут альбомы репродукций, открытки. Конкурсы рисунков здесь очень уместны. Они помогут выявить начинающие таланты.

Театральные представления помогают зрителям участвовать в творческом процессе, так как способствуют развитию чувства сопереживания героям. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя или порицая их. Важное значение в эстетическом воспитании имеет танец. Особенно важна культура бытового танца как форма проведения досуга, как средство создания душевного настроя.

Разработки мероприятий в начальной школе по эстетическому воспитанию

В своих разработках мы постарались отразить все вышеуказанные аспекты эстетического воспитания. В данное время идет духовное возрождение народов России. Поэтому в своем пособии мы обращаемся во многих случаях к старинным песням, играм, обычаям. Это очень важно в эстетическом воспитании детей.

Час музыки. Тема: Маленькие музыкальные фантазии Цели: развивать у детей фантазию и творческое воображение; повышать музыкальную эрудицию через знакомство с музыкальными произведениями И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя и др. Оборудование: аудиозаписи, иллюстрированный материал к музыкальным произведениям (можно использовать репродукции картин). Подготовка: в классе стулья расставить полукругом. Ход занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование художественно-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности….

1.1 Понятие внеурочной деятельности…………………………………….

1.2 Особенности художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………………….

1.3 Методика организации и проведения внеурочной деятельности с младшими школьниками в процессе художественно-эстетического воспитания…………………………………………………………………….

ГЛАВА 2. Внеурочная работа как средство формирования художественно-эстетической культуры у младшего школьника.…………………………………………………………………….

2.1 Методика организации и рекомендации проведения классного часа в начальной школе……………………………………………………………………………

2.2 Разработка, проведение и анализ классного часа художественно-эстетического воспитания в общекультурном направлении………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

Художественно-эстетическое воспитание имеет одну из главных ролей в формировании характера и поведения школьника, формирование его нравственных качеств и развития хорошего вкуса. Художественно-эстетическое воспитание, в первую очередь, подразумевает развитие умения видеть и оценивать мир с точки зрения красоты, совершенства, гармонии в природе, в жизни и в искусстве. Без этого не представить всесторонне развитую личность, воспитание которой является целью педагогического процесса.

Художественно-эстетическое воспитание можно рассматривать как показатель сформированной культуры личности, которая является составной частью духовной культуры.

Значимость художественно-эстетического воспитания во внеурочной деятельности играет важную роль в воспитательном процессе младших школьников, потому что именно в данном возрасте осуществляется развитие познавательных интересов, творческих способностей, речевых качеств, способствует формированию идеалов. У младших школьников осуществляется эмоционально-чувственное развитие, которое оказывает содействие освоению окружающего мира и общения с людьми.

Важную значимость эстетического воспитания придавал А.С. Макаренко. Советский педагог считал, что у детей и подростков необходимо пробуждать желание видеть и принимать красоту в школе, в искусстве, дома, и всюду, где они проводят время.

Опять же известный советский педагог В.А.Сухомлинский считал, что эстетическое воспитание прочно связано с эмоциональным воспитанием. Он предполагал, что эстетическое воспитание начинается с эмоциональных, душевных и искренних отношений между членами коллектива.

Актуальность проблемы художественно-эстетического воспитания во внеурочной деятельности определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшее направление в воспитании ребенка. Составной частью этого процесса является художественное образование, то есть это процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие талантов и способностей к художественному творчеству. Круг проблем по художественно-эстетическому воспитанию достаточно объемный и широкий, и они актуальны на сегодняшний день.

Цель исследования: теоретически изучить процесс формирования художественно-эстетического воспитания в начальной школе в рамках внеурочной деятельности.

Объект исследования: специфика внеурочной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: процесс художественно-эстетического воспитания младших школьников.

Изучить теоретические аспекты внеурочной деятельности;

Рассмотреть особенности формирования художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;

Ознакомиться с методикой организации и проведения внеурочной деятельности с младшими школьниками в процессе художественно – эстетического воспитания;

Разработать методику организации и рекомендации проведения классного часа в начальной школе;

Разработать классный час художественно-эстетического воспитания в общекультурном направленииопытноконклассного.

Глава 1. Теоретическое обоснование художественно-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Понятие внеурочной деятельности

Что такое внеурочная деятельность:

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

К ним относятся такие формы, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

учёт возрастных особенностей;

сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

связь теории с практикой;

доступность и наглядность;

включение в активную жизненную позицию.

На сегодняшний день внеурочная деятельность представляет собой особый вид деятельности, который осуществляется по пяти путям развития личности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное [1,15].

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность может быть организована в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, викторины, смотры, экспедиции и т.д.

Задачи внеурочной деятельности:

Включение младших школьников в разнообразную и разностороннюю деятельность.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков общения, сотрудничества и организации совместной деятельности с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.

Воспитание и развитие необходимых жизненных качества, таких как взаимопонимание, милосердия, сочувствия, патриотизм, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, способность к преодолению жизненных трудностей и др.

и развитие к основополагающим в (человек, , , природа, мир, , , культура) для образа .

федеральному плану для Российской занятий по деятельности частью в школе. , на внеурочную , по желанию и в , отличных от обучения.


РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Выпускник школы, обладая эстетическим сознанием, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

грамотно работать с информацией;

самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [4].

Значение эстетического воспитания в становлении личности огромно. Таким образом, эстетическое воспитание детей – это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания [2].

Эстетика – это и наука об эстетическом воспитании. Совершенствование общества предполагает неуклонное воспитание эстетической культуры личности.

Младший школьный возраст, как отмечали Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, представляет большие возможности для формирования эстетической культуры личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы [5]. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Проблема формирования эстетического вкуса разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

Дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками [3].

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика [5]. Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом [1].

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеет больше возможности для самопроявления.

Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

Формы и средства эстетического воспитания разнообразны.

К ним можно отнести конкурсы чтецов, сценических миниатюр, инсценированных песен, также комплексно решают задачи развития и воспитания учащихся. А их просмотр превращается в настоящий творческий праздник для ребят. Художественные способности развивают конкурсы плакатов, рисунков, открыток ко Дню защитника Отечества, празднику 8 марта и других и т. д.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают праздники. Эта форма работы позволяет учителю реализовать творческие задатки и интересные идеи, создает хорошее настроение у учащихся, прививает умения найти общий язык со сверстниками.

Любой праздник подразумевает торжественность, театральность. К празднику готовятся заранее, в его сценарий включены, как правило, литературные композиции, и конкретные номера. Если праздник проводится для младших школьников, то в него можно включить небольшие состязания. Это и викторина, и конкурс песен, сценических миниатюр.

Таким образом, внеурочная деятельность помогает развивать эстетический вкус ребенка и выработать верные эстетические суждения, оценки, развивает творческие способности детей, дает возможность формирования эстетического сознания, приобщает их к художественному творчеству.

Литература:

Еланцева Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников. /Начальная школа плюс №12, до и после. – М., 2008.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2009.

Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.

Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., - 2005. – 168 с.

Эстетическое воспитание, полученное в школе, тесно связано с мировоззрением будущего общества. Не сформированные эстетические взгляды говорят о незаконченности формирования мировоззрения.

Сегодня наблюдается огромный интерес к исследованиям в сфере культуры. В общественном сознании происходят значительные изменения: обострение социальных, национальных противоречий заставило исследователей обратить свое внимание на проблемы формирования духовной культуры, воспитания молодежи и формирования у нее нравственных и эстетических ценностей, изучения истории.

Эстетическое воспитание – целенаправленный и систематический процесс воздействия на личность с целью развития способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее (Рис.1).

Эстетическое воспитание в урочной деятельности

Приобщение школьника к богатому опыту человечества, накопленному в искусстве, помогает воспитать высоконравственного, образованного, многогранного члена современного общества. Процесс эстетического воспитания носит социальный характер, потому что именно через искусство происходит передача духовного опыта, эмоционально-ценностных отношений к людям и жизни, восстанавливаются отношения между поколениями.

Эстетическое воспитание связано с развитием личности. Эстетическое формирование личности школьников в педагогике понимается как важный фактор не только становления личности в целом, но и развития всех сторон воспитания.

Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках учащиеся знакомятся с разными видами искусства, приучаются к эстетическому восприятию и простым эстетическим суждениям. На этом этапе большая роль отводится примеру и художественной подготовке педагога. Он должен иметь красивый почерк, уметь выразительно с эмо-циями читать литературные произведения, владеть навыками музыкального и изобразительного искусства. Это создает внутренние противоречия у детей между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, что в свою очередь рождает потребность в приобщении к искусству. Важно учитывать возрастные особенности при организации эстетического воспитания.

Воспитывая художественное восприятие у школьников можно использовать прием сравнения при изучении литературных произведений, музыкальных произведений и созерцании картин. Необходимо побуждать ребят к оценке этих произведений, выражению собственного мнения. На помощь придут простейшие наводящие вопросы. Через них можно выяснить, что ученикам нравится в произведении, какая картина или музыкальная композиция лучше. Это обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий школьников необходимо применять заучивание наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.

Важно подружить школьников с природой. Показать им красоту родной природы, научить эмоционально воспринимать ее. С этой целью можно проводить экологические экскурсии, организовывать наблюдения за сменой сезонов, проводить выставки картин, посвященных родной природе. Важно параллельно воспитывать потребность к сохранению природы, организуя для этого различные экологические кружки.

Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей продолжается на протяжении всего периода школьного обучения. В старших классах это происходит на более высоком уровне.

Элементарные эстетические представления и суждения формируются на начальном этапе обучения. Однако основная работа по эстетическому воспитанию осуществляется со старшими школьниками. Они способны более глубоко понимать искусство. Необходимо обогащать учащихся этого уровня представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

Эстетическое воспитание в процессе изучения естественных дисциплин берет за основу концепцию - признание объективной красоты в природе; понимание целостности, гармонии, единства в разнообразии, единства форм и функций, целесообразность, оптимальность, пропорциональное соотношение частей и целого, конструктивность.

Математика - абстрактная наука. Математика отличается логической безупречностью, обоснованностью и последовательными структурными выводами. Современные программы по математике в школе повышают уровень математической культуры учащихся. Педагог в данном случае должен не только глубоко знать и понимать предмет, но и чувствовать его красоту. Красота точных наук заключается в силе мысли, ее глубине, точности и изощренности, необходимости проведения тонких рассуждений для доказательств.

Эстетическое воспитание осуществляется и на уроках истории. История - это богатейший источник эстетического. Эстетика в истории обусловлена объективными закономерностями развития общества. Необходимо развить у школьников способность видеть и чувствовать эстетическое начало в истории, в ее живом, противоречивом и сложном процессе.

В процессе эстетического воспитания необходимо уделять внимание эстетике поведения учащихся. Эта работа должна проводиться в системе урочных и внеурочных занятий. В школе формируется культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам, учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между людьми.

Готовые работы на аналогичную тему

Методом воспитания эстетики поведения могут выступать беседы с учениками о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека, о манерах. В этих целях наиболее эффективными являются встречи с модельерами, артистами и другими представителями культуры.

Эстетическое воспитание во внеурочной деятельности

В урочное время больше внимания уделяется изучению наук, поэтому важно эстетическому воспитанию уделять больше времени на внеурочных занятиях. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся, являются кружки. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества.

Во внеурочное время ребята могут выбрать занятия по интересам. Такие занятия продолжают формировать у детей эстетическое отношение к искусству и действительности, духовно обогащают их. Кружки по интересам способствуют организации свободного времени.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника важная роль отводится художественной самодеятельности. Это деятельностный способ отражения и познания мира. Через участие в художественной самодеятельности ребенок может самовыражаться и самоутверждаться.

Самодеятельность расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям посредством личных переживаний более глубоко познать искусство, постичь серьезное художественное творчество. Получает развитие эмоциональная сфера ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение. С помощью творчества расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний.

Распространенной формой учебной и внеучебной работы являются экскурсии. Экскурсии позволяют организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях или в музеях, на выставках.

На экскурсиях по изобразительному искусству ребята знакомятся с творениями мастеров живописи, графики, скульптуры, обогащаются знаниями, развивают эстетическое восприятие. Цель экскурсии дать минимум понятий, знаний об определенном виде искусства, но при этом порождается желание понять и почувствовать его красоту. Все это обеспечивает осознанное восприятие произведений искусства, дает возможность пережить радостное чувство узнавания.

Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

Читайте также: