Характеристика трудовой деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Трудовая деятельность – это разнообразные виды профессиональной и иной деятельности, в ходе которой осуществляется продуктивное созидание и удовлетворяются материальные и духовные потребности личности.

Трудовая деятельность имеет важное развивающее значение. Поэтому ее формирование начинается с дошкольного возраста. При этом, труд детей кардинально отличается от труда взрослых. На каждом возрастном этапе развития трудовая деятельность имеет свои специфические черты.

Рисунок 1. Особенности развития трудовой деятельности дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности трудовой деятельности младших дошкольников

Младший дошкольный возраст характеризуется подражательным развитием ребенка, т.е. он познает мир через повторение действий за взрослыми. Этот фактор обуславливает следующие особенности становления трудовой деятельности младших дошкольников:

  1. Трудовая деятельность основана на подражании: ребенок становится соучастником трудового процесса, в котором он выполняет все те действия, которые выполняет взрослый, постепенно развивая и расширяя свои трудовые навыки.
  2. Игровой характер трудовой деятельности. Игра – приоритетная форма деятельности дошкольников. Она делает трудовую деятельность интересной и увлекательной для ребенка, мотивируя его к выполнению разнообразных трудовых операций.
  3. Трудовая деятельность младших дошкольников не имеет для них социальной ценности и значимости. Это понимание развивается позднее.
  4. Результат труда не имеет значения для ребенка. Ему важно, чтобы сам процесс приносил удовольствие, был увлекательным и стоящим приложения усилий (по его мнению стоящим).
  5. Слабо развитые немногочисленные трудовые навыки дают возможность выполнения только элементарных трудовых операций.
  6. Отсутствие навыков планирования своей деятельности приводит к тому, что труд приобретает характер поручений: дети выполняют простые трудовые операции, связанные с кормлением домашних животных, оказанием помощи в уборке, поливкойцветов и др.
  7. Минимальная самостоятельность при выполнении ребенком трудовых операций.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности трудовой деятельности среднего дошкольника

В среднем дошкольном возрасте осуществляется расширение трудовых навыков ребенка и усложняется его понимание трудовой деятельности. Это приводит к следующим специфическим чертам трудовой деятельности:

  1. Отделение трудовой деятельности от игры. Дошкольник начинает отличать игровой процесс от реального труда и понимать его суть.
  2. Развитие интереса к результатам трудовой деятельности. Теперь, ребенку становится важен не только процесс труда (хотя, он по-прежнему должен быть увлекательным), но и результат, который будет получен по его завершению. Ребенок стремится к выполнению трудовых операций потому, что желает получить определенный продукт своей деятельности.
  3. Формирование навыков планирования своей деятельности. Происходит постепенное развитие замысла трудовой деятельности.
  4. Расширение трудовых навыков. Ребенок не ограничивается выполнением элементарных трудовых операций и поручений.
  5. Расширение навыков самостоятельной трудовой деятельности. Помощь и поддержка взрослого уже уходят на второй план. Ребенок оказывается способен сам полноценно выполнить трудовое задание.

Особенности развития трудовой деятельности старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте происходит полноценное развитие психических процессов организма и мыслительной деятельности. Ребенок начинает осознанно воспринимать все процессы окружающего мира и понимать их значение. Этот фактор определяет следующие особенности развития трудовой деятельности этого периода:

  1. Развитие осознанного понимания общественной значимости труда и его пользы для себя и окружающих.
  2. Трудовая деятельность носит ценностный характер: ребенок понимает ее значение для своего развития и функционирования окружающего мира, осознает значение итогов трудовой деятельности.
  3. Развитие ответственного и уважительного отношения к трудовой деятельности.
  4. Трудовая деятельность приобретает направленный характер.
  5. Расширение и углубление трудовых навыков. Дети выполняют широкий спектр трудовых задач, отличающихся по видам, содержанию, целям и степени сложности.
  6. Самостоятельный характер трудовой деятельности.
  7. Осознание дошкольником себя, как полноправного участника трудового процесса. Это развивает трудолюбие ребенка, укрепляет веру в свои силы, стремление к достижению, поставленной трудовой цели.

Мотивы, побуждающие ребенка к трудовой деятельности

Развитие трудовой деятельности дошкольника требует обязательной мотивации. Мотив – это то, что побуждает к действию. Если у ребенка нет мотивов, то и желание выполнять различные трудовые операции будет отсутствовать. А это, отрицательно скажется на развитии трудовых навыков и трудовых качеств подрастающего поколения. Мотив – основа развития трудовой деятельности дошкольника.

Мотивы, которые побуждают ребенка заниматься трудовой деятельностью, формируются постепенно. У ребенка не появляется полноценного стремления к трудовой деятельности сразу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Характеристики т. д. в разные возрастные периоды дошкольного детства

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием сознания дошкольников. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни"

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении - всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Первоначально внимание детей привлекают всего только внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а впоследствии и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на определенных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким обязан быть трудолюбивый человек, что значит прекрасно трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда. Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать огромное воздействие на формирование у них подходящего отношения к труду, впрочем они могут остаться формальными, в случае если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре главных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах.

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п. Ручной труд также развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.

Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены следующие условия: формирование системных знаний о труде, обучение целостным трудовым процессам, организация самостоятельной трудовой деятельности т. д В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные "почему". У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей. Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыхм.

Читайте также: