Характеристика духовно нравственного направления внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Цель духовно-нравственного направления внеурочной деятельности: - социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

ВложениеРазмер
vneurochnaya_deyatelnost.docx 19.15 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель духовно-нравственного направления внеурочной деятельности:

- социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

  • Воспитывать ценностное отношения к природе, окружающей среде
  • Формировать представления о семейных ценностях и уважение к ним.
  • Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях
  • Формировать моральные нормы и правила нравственного поведения

Содержанием духовно-нравственного воспитания и развития являются:

  • - патриотизм
  • - социальная солидарность
  • - гражданственность
  • - семья
  • - труд и творчество
  • - наука
  • - традиционные российские религии
  • - искусство и литература
  • - человечество

Духовно-нравственное направление реализуется посредством проведения:

Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время, максимальное развитие или формирование познавательных потребностей и способностей каждого обучающегося, обеспечение воспитания свободной личности, формирование гражданской позиции и социальной активности каждого школьника.

Реализация духовно-нравственного направления:

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:

Для всех педагогов необходимо учитывать уровни развития и особенности возрастной категории:

  • 1 уровень – 1 класс;
  • 2 уровень – 2-3 класс;
  • 3 уровень – 4 класс.

Цель программы: воспитание нравственного ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

3. Формирование ценностного отношения к труду и здоровому образу жизни;

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Таким образом, все выше сказанное, помогает организовать внеурочную деятельность в нашем классе направленную на развитие духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания, которые на сегодняшний день актуальны в соответствии с требованиями ФГОС.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тематическое планирование по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности "Доноведение", 3 класс

Доноведение, 3 класс.

духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности


Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности школьника

Выступлеие на областном семенаре.

Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность.

Материалы краевой научно-практической конференции "РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поиск, инновации, опыт"

В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу.


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается актуальность организации духовно-нравственного развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, также представлены особенности и формы внеурочной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Е. А. Овчинникова

Ключевые слова: внеурочная деятельность, духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное направление.

Аннотация: в статье раскрывается актуальность организации духовно-нравственного развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, также представлены особенности и формы внеурочной деятельности.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Об актуальности духовно- нравственного направления в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей.

Духовно-нравственное развитие является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Важным источником формирования духовно-нравственных ценностей является разнообразная внеурочная деятельность.

В начальной школе особую значимость приобретают занятия по духовно-нравственному развитию.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, как и деятельность обучающихся в рамках уроков. Но в первую очередь ее задачи включают достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться принимать решения, чувствовать, действовать.

Основные направления организации внеурочной деятельности выделяются в стандарте. Согласно п. 16 Федеральных государственных образовательных стандартов НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.

Отличительными особенностями внеурочной деятельности являются следующие:

возможность выбора формы своего участия детьми;

самостоятельность и активность;

творчество, личностная значимость деятельность;

личностная ориентированность работы педагога;

опора на ценностные отношения;

сотрудничество представителей разных возрастов и сверстников;

системность, которая предполагает выбор средств, методов и форм организации.

Духовно - нравственное направление внеурочной деятельности развивает духовно-нравственные ценности, формирует культуру поведения, личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.

В ходе внеурочной работы обучающиеся познакомятся с содержанием общечеловеческих духовно-нравственных ценностей: человечность и душевность, честность и справедливость, совесть и честь, чувство долга и ответственности, патриотизм, трудолюбие.

Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению могут быть следующие:

игры нравственного содержания;

встреча с ветеранами ВОВ и др.

Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, позволяющую обеспечить условия для решения задач воспитания и социализации обучающихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, реализовывать их стремление к самоопределению и саморазвитию.

Можно отметить, что внеурочная деятельность в школе опирается на духовное и культурное начало человека и в то же время, эта деятельность призвана формировать духовно-нравственные ценности школьника.

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель духовно-нравственного направления внеурочной деятельности: - социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБОУ СОШ №174

Подготовила учитель

начальных классов

Винокурова Л. Н.

Цель духовно-нравственного направления внеурочной деятельности:

- социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитывать ценностное отношения к природе, окружающей среде

Формировать представления о семейных ценностях и уважение к ним.

Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях

Формировать моральные нормы и правила нравственного поведения

Содержанием духовно-нравственного воспитания и развития являются:

- труд и творчество

- традиционные российские религии

- искусство и литература

Духовно-нравственное направление реализуется посредством проведения:

- тематических классных часов (например, в октябре прошел классный час, посвященный Дню пожилого человека),

Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время, максимальное развитие или формирование познавательных потребностей и способностей каждого обучающегося, обеспечение воспитания свободной личности, формирование гражданской позиции и социальной активности каждого школьника.

Реализация духовно-нравственного направления:

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:

Для всех педагогов необходимо учитывать уровни развития и особенности возрастной категории:

1 уровень – 1 класс;

2 уровень – 2-3 класс;

3 уровень – 4 класс.

Цель программы: воспитание нравственного ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

3. Формирование ценностного отношения к труду и здоровому образу жизни;

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Таким образом, все выше сказанное, помогает организовать внеурочную деятельность в нашем классе направленную на развитие духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания, которые на сегодняшний день актуальны в соответствии с требованиями ФГОС.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество заинтересовано в воспитании личности, развитой нравственно и духовно. Основную работу по формированию такой личности общество возложило на учебные заведения, например, школу, где индивид осваивает жизненные ценности как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В новом стандарте общего образования второго поколения особое внимание стало придаваться духовно-нравственному воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности.

В этом направлении целью нашего исследования являлась изучение и эмпирическое выявление методических особенностей духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Оно осуществляется в различных формах, особенными методами и средствами. Их характерная черта – одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей ума, чувств, воли. Духовно-нравственное воспитание должно закладывать основу, фундамент развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое включается душа ребенка, а не просто быть содействием усвоению некоторых сведений нравственного характера и упражнениями в нравственном поведении.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Стандарт предполагает следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная; общекультурная; духовно-нравственная; социальная; общеинтеллектуальная.

Данную направленность необходимо отразить в содержании основной образовательной программы общего образования и учитывать педагогическому составу, в целом, и педагогу в отдельности при разработке программ внеурочной деятельности. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом для формирования личности обучающегося, особенно способствует его духовно-нравственному воспитанию.

При организации внеурочной деятельности школьников по духовно-нравственному воспитанию необходимо понимать, что результат, в конечном счете, должен быть направлен на развитие определенных личностных качеств обучающихся, прежде всего нравственных, и формирование у него системы общепринятых жизненных ценностей. Формы и содержание внеурочной деятельности должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов трех уровней:

первый уровень результатов-приобретение обучающимися социального знания (об общественных нормах,устройстве общества,о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

второй уровень результатов-получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( например,Отечество,знания,мир,человек,семья и т.д );

третий уровень результатов-усвоение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - последствие того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ученика; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; накопить опыт творческой деятельности.

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через: игровую деятельность; познавательную деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательную деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовую (производственную) деятельность; спортивно-оздоровительную деятельность; туристко-краеведческую деятельность.

Для организации духовно-нравственного воспитания во внеурочной работе используются словесные, наглядные и практические группы методов.

Эмпирическое исследование духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности было реализовано на базе лицея г. Пучежа Ивановской области. В исследовании приняли участие 15 человек 2А класса. Исследование проводилось в три этапа.

1 этап - констатирующий. Целью данного этапа является исследование сформированности духовно-нравственного воспитания и выявление проблемы.

2 этап - формирующий. Цель данного этапа - разработка и реализация комплекса занятий для формирования духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности.

3 этап - контрольный. Цель этого этапа - сравнительный анализ результатов проделанной работы.

Методы, которые использовали в исследовании: анкетирование, сравнительный метод, опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников. Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем. Анкетирование показало, что всего лишь 2 ребенка имеют высокий уровень сформированности нравственного представления (9%), 5 человек имеют средний уровень (21%), и 5 детей из класса имеют низкий уровень нравственного представления(70%).Эти дети представляют собой группу педагогического риска. Для решения данной проблемы, считаем необходимым организацию внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию.

Для решения данной проблемы нами был разработан цикл внеурочных занятий, направленный на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Читайте также: