Характеристика деятельности учителя физической культуры в школе

Обновлено: 05.07.2024

Фамилия Имя Отчество работает в данном образовательном учреждении с 2001 года. В 2011 году прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности, с результатами квалификационного экзамена 0,72 балла.

Профессионализм Имени Отчества основывается на теоретических знаниях, интеллектуальной и общекультурной грамотности, продуманной системе преподавания физической культуры. Учитель свободно ориентируется во всех аспектах методики преподавания физической культуры. Имя Отчество стремится обеспечить усвоение учебной программы всеми учащимися, воспитывает сознательную дисциплину, ответственное отношение к учебе. Для учителя характерно четкое построение уроков, их нацеленность на конечный результат, создание благоприятных морально-психологических условий для обучения и воспитания учащихся. Уроки Имени Отчества отличаются целенаправленностью, разнообразием методов и приемов. Решая проблему дифференцированного обучения, использует разнообразные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока: индивидуальные задания, различные формы взаимоконтроля. В своей работе учитель эффективно использует имеющуюся базу школы.

Имя Отчество постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, изучает достижения педагогической науки и практики. Как опытный педагог делится опытом с коллегами: дает открытые уроки для своих коллег, участвует в работе педагогического коллектива, оказывает методическую помощь молодым специалистам.

Имя Отчество — требовательный педагог, участница общественной жизни. Пользуется уважением среди коллег.


Полный текст материала Характеристика на учителя физической культуры смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:

1) подготовка к процессу физического воспитания;

2) практическая деятельность на уроке;

3) контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности.

Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:

– основных, подводящих и специальных упражнений;

– определение количества повторений каждого упражнения;

– определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;

– выбор общепедагогических методов – словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.

Успешность процесса физического воспитания во многом зависит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:

– целостного учебно-воспитательного процесса;

Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода.

Организация отдельного урока включает совокупность профессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач. В этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке:

– подготовка предстоящих мест занятий (организация безопасности мест занятий);

– подготовка необходимого для урока оборудования и инвентаря.

В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена на управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:

– организационные мероприятия на уроке;

– непосредственно педагогические воздействия;

– текущий контроль на уроке.

Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:

– проведение перестроений, необходимых для руководства классом;

– выбор места для руководства классом (отделением, подгруппами);

– установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря;

– организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий;

– рациональное распределение учебного времени;

– уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся:

– объяснение учебного материала;

– демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и т.п.;

– непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.

Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность играют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, запоминание; служат источником чувственного восприятия; контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т.п.

Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.

Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степени подготовленности и возраста обучаемых.

В процессе обучения двигательным действиям учащихся старших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере использует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретенный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще использовать слово.

Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.

Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью Учащихся. Основной принцип здесь – видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности.

Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль – это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана.

На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (третий этап) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.

В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках физической культуры.

Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:

1) формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;

2) отбор и последовательное расположение учебного материала;

3) составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры; ;

4) программирование учителем своей роли по управлению учеб- , но-практической и познавательной деятельностью учащихся.

Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры, поскольку каждая предлагаемая специалистами методика дает максимальный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.

Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:

– заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;

– заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;

– заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благоприятных для воспитания) периодов;

– заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;

– заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку;

– подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу);

– заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;

– заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;

– рационально распределять время между отдельными частями урока;

– переходить от одного вида деятельности к другому, не вызывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;

– подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;

– оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;

– рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;

– в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

–– в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;

– соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;

– координировать в процессе урока деятельность всего класса к выполнение индивидуальных заданий;

– предусматривать возможные у учащихся затруднения и намечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;

– развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.

Деятельность учителя физической культуры может осуществляться на следующих уровнях эффективности (Н.В.Кузьмина, 1970).

1. Минимальный уровень (репродуктивный) – учитель может передать учащимся только то, что знает и умеет сам.

2. Низкий уровень (адаптивный) – учитель может передать Здания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности.

3. Средний уровень (локально-моделирующий) – учитель может формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.

4. Высокий (системно-моделирующий) – учитель умеет формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всем основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности.

5. Высший уровень (системно-моделирующий двигательную деятельность и поведение учащихся) – учитель умеет использовать свой учебный предмет как средство формирования личности занимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и перестраивать свою двигательную деятельность в новых, изменяющихся условиях.

Глава 12.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ

Педагогическая технология – это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы. Следовательно, естественно, что педагогическая технология в модельной форме – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.

Воспроизводимость и планируемая эффективность педагогической технологии целиком зависят от ее системности и структурирования. В ней реализуются цели повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.

В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию: 1) общего плана работы по физическому воспитанию; 2) годового плана-графика учебного процесса; 3) поурочного рабочего (тематического) плана на четверть; 4) плана-конспекта урока. Указанные документы планирования в логическом и содержательном отношениях связаны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

12.1. Общий план работы по физическому

Воспитанию

Примерное содержание каждого из этих разделов представлено в таблице 24.

Примерный общий план работы по физическому воспитанию на учебный год в общеобразовательной школе

№ п/п Основные разделы и содержание работы Сроки проведения Ответственные за выполнение
1. Организационная работа
Составить и утвердить документы планирования по физическому воспитанию: а) годовой план-график б) поурочные планы на: I четверть 11 четверть III четверть IV четверть Август Август Октябрь Декабрь Март Учитель физической культуры
Обсудить на педсовете порядок проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах Август Администрация, учитель физической культуры
Провести семинар для учителей начальных классов по вопросам организации оздоровительных мероприятий в режиме дня, планирования и проведения внеклассной работы с младшими школьниками Август Учитель физической культуры и заместитель директора по начальной школе
Определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подвижных игр на переменах Август Учитель физической культуры
Провести беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения гимнастики до занятий, подвижных игр на переменах и физкультминуток До 10 сентября Классные руководители
Составить расписание занятий секций До 10 сентября Учитель физической культуры
2. Учебная работа
Проведение уроков физкультуры 2 раза в неделю Учитель физической культуры
3. Физкультурно - оздоровительиые мероприятия в режиме учебного дня
Проведение гимнастики до занятий Ежедневно Инструкторы-общественники
Проведение подвижных игр и занятий физическими упражнениями на больших переменах Ежедневно Тоже
Проведение физкультминуток на общеобразовательных урока в I–XI классах Ежедневно Учителя и инструкторы-общественники
Проведение занятий физическими упражнениями и игр в группах продленного дня Ежедневно Воспитатель
4. Физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время
Проведение физкультурного праздника, посвященного началу учебного года Сентябрь Администрация и учитель физической культуры

Окончание табл. 24

Общешкольный план физического воспитания согласовывается с администрацией школы, чтобы запланированные мероприятия не совмещались в одно и то же время с другой деятельностью школьников.

План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей. Предлагаемый вариант плана следует рассматривать только как примерный: в каждой школе он составляется с учетом местных условий.

Профессиограмма учителя физической культуры

Профессиограмма учителя физической культуры

По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

Условия психической напряженности:

  1. шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
  2. необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
  3. значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
  4. ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

Условия физической нагрузки:

  1. необходимость показывать физические упражнения;
  2. осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
  3. необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

  1. климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
  2. санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

Характеристика профессионально-личностных качеств учителя физической культуры.

Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Психолог В.А. Крутецкий предлагает такую структуру профессионально-значимых качеств личности:

  1. Мировоззрение личности;
  2. Положительное отношение к педагогической деятельности;
  3. Педагогические способности;
  4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

Важнейшими профессиональными качествами являются:

  • владение предметом преподавания и методикой,
  • психологическая подготовка,
  • общая эрудиция,
  • широкий культурный кругозор,
  • педагогическое мастерство,
  • владение образовательными технологиями,
  • знание ученического коллектива
  • организаторские умения и навыки,
  • научная увлеченность,
  • педагогический такт,
  • педагогическая техника,
  • ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
  • коммуникативные навыки,
  • ораторское искусство и т.д.

Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель. Умения учителя физической культуры - это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Профессиограмма учителя физической культуры включает в себя пять блоков.

Основными задачами физического воспитания в школе являются:

1) содействие правильному физическому развитию школьников, их адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, укреплению здоровья; воспитание навыков соблюдения правил личной гигиены;

2) обучение основным видам движений и формирование двигательных умений и навыков на основе знаний из области физической культуры;

3) достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических (двигательных) качеств;

4) воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Эти задачи отражают общее направление физического воспитания в школе.

Для учителей физической культуры государственные программы четко формулируют задачи, дифференцированные по целевой направленности.

Первая группа – задачи физического образования. Они включают:

- усвоение школьниками каждой возрастной группы доступных знаний из области физической культуры и спорта;

- формирование необходимых двигательных умений и навыков, их закрепление и совершенствование в соответствии с возрастными возможностями и потребностями учащихся;

- формирование и закрепление гигиенических навыков.

Вторая группа – задачи, содействующие гармоничному развитию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему развитию физических способностей. Они включают:

- развитие физических способностей и основных физических качеств;

- формирование правильной осанки и коррекция отдельных недостатков телосложения.

Третья группа – задачи, решение которых обеспечивает взаимосвязь физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Все перечисленные задачи должны решаться не только учителем физической культуры на его уроках, но и всем школьным коллективом.

Местом проведения урока физической культуры может быть спортплощадка на открытом воздухе, школьный спортивный зал, бассейн. На занятиях применяются разнообразные инвентарь и оборудование, которые становятся опасными при неправильном использовании. Нельзя не отметить, что высокая двигательная активность учащихся таит в себе большой риск травматизма и возникновения конфликтов. Особую трудность для учителя при подготовке к занятиям представляет работа с учащимися разных возрастов в течение учебного дня, а также необходимость учитывать уровень физического развития каждого учащегося конкретного класса, тем более что программа содержит одинаковые для всех требования.

Учитель физической культуры в школе, как правило, ведет массовую физкультурно-спортивную работу. Он подбирает и воспитывает физкультурный актив, куда входят физорги классов, общественные судьи, инструкторы, тренеры, члены совета физкультуры и т.д., координирует и направляет его работу. Ему приходится также проводить организационную и методическую работу с коллективом учителей, особенно с классными руководителями и педагогами-воспитателями, помогая им решать задачи физического воспитания школьников и привлекая их к руководству массовой физкультурно-спортивной работой (турпоходы, спортивные праздники и парады, прогулки, общешкольные соревнования, спортивные вечера и т.д.).

Успешность этой многообразной деятельности зависит от многих факторов и требует определенных личностных качеств, умений и способностей. Так, учителю физической культуры надо хорошо знать основы науки о физической культуре и спорте, чтобы опираться на них в построении учебно-тренировочного процесса. Кроме знания своего предмета ему необходима целая система знаний по педагогике, психологии, анатомии, физиологии, гигиене, медицине – по дисциплинам, относящимся к области человекознания.

Учитель физкультуры в школе, а также преподаватель физического воспитания в ПТУ, колледже, вузе должен уметь:

– определять общие и конкретные цели физического воспитания;

– определять цели и задачи конкретного занятия физической культурой;

– подбирать и применять современные методы обучения и воспитания;

– использовать различные средства физической культуры и спорта;

– подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья, а также социально-психологических особенностей;




– использовать в процессе физического воспитания национальные виды спорта, культурные традиции;

– применять комплекс методов и средств для формирования у обучаемых навыков соблюдения личной гигиены, профилактики заболеваний и контроля за состоянием своего организма;

– владеть методами врачебно-педагогического контроля, приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, способами оказания первой медицинской помощи;

– прививать обучаемым навыки самостоятельной подготовки к проведению занятия;

– готовить физкультурный актив, способный оказывать помощь в организации и проведении ежедневных занятий физической культурой и спортом в различных формах;

– анализировать, обобщать и творчески использовать передовой педагогический опыт, постоянно повышать свой уровень психолого-педагогических знаний и профессиональной подготовки.

От учителя физической культуры требуются высокая организованность и инициативность, постоянное совершенствование содержания и форм своей деятельности.

В обобщенном виде формы организации занятий в процессе физического воспитания в школе можно представить в виде вышеприведенной схемы 2.


Основными задачами физического воспитания в школе являются:

1) содействие правильному физическому развитию школьников, их адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, укреплению здоровья; воспитание навыков соблюдения правил личной гигиены;

2) обучение основным видам движений и формирование двигательных умений и навыков на основе знаний из области физической культуры;

3) достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических (двигательных) качеств;

4) воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Эти задачи отражают общее направление физического воспитания в школе.

Для учителей физической культуры государственные программы четко формулируют задачи, дифференцированные по целевой направленности.

Первая группа – задачи физического образования. Они включают:

- усвоение школьниками каждой возрастной группы доступных знаний из области физической культуры и спорта;

- формирование необходимых двигательных умений и навыков, их закрепление и совершенствование в соответствии с возрастными возможностями и потребностями учащихся;

- формирование и закрепление гигиенических навыков.

Вторая группа – задачи, содействующие гармоничному развитию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему развитию физических способностей. Они включают:

- развитие физических способностей и основных физических качеств;

- формирование правильной осанки и коррекция отдельных недостатков телосложения.

Третья группа – задачи, решение которых обеспечивает взаимосвязь физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Все перечисленные задачи должны решаться не только учителем физической культуры на его уроках, но и всем школьным коллективом.

Местом проведения урока физической культуры может быть спортплощадка на открытом воздухе, школьный спортивный зал, бассейн. На занятиях применяются разнообразные инвентарь и оборудование, которые становятся опасными при неправильном использовании. Нельзя не отметить, что высокая двигательная активность учащихся таит в себе большой риск травматизма и возникновения конфликтов. Особую трудность для учителя при подготовке к занятиям представляет работа с учащимися разных возрастов в течение учебного дня, а также необходимость учитывать уровень физического развития каждого учащегося конкретного класса, тем более что программа содержит одинаковые для всех требования.

Учитель физической культуры в школе, как правило, ведет массовую физкультурно-спортивную работу. Он подбирает и воспитывает физкультурный актив, куда входят физорги классов, общественные судьи, инструкторы, тренеры, члены совета физкультуры и т.д., координирует и направляет его работу. Ему приходится также проводить организационную и методическую работу с коллективом учителей, особенно с классными руководителями и педагогами-воспитателями, помогая им решать задачи физического воспитания школьников и привлекая их к руководству массовой физкультурно-спортивной работой (турпоходы, спортивные праздники и парады, прогулки, общешкольные соревнования, спортивные вечера и т.д.).

Успешность этой многообразной деятельности зависит от многих факторов и требует определенных личностных качеств, умений и способностей. Так, учителю физической культуры надо хорошо знать основы науки о физической культуре и спорте, чтобы опираться на них в построении учебно-тренировочного процесса. Кроме знания своего предмета ему необходима целая система знаний по педагогике, психологии, анатомии, физиологии, гигиене, медицине – по дисциплинам, относящимся к области человекознания.

Учитель физкультуры в школе, а также преподаватель физического воспитания в ПТУ, колледже, вузе должен уметь:

– определять общие и конкретные цели физического воспитания;

– определять цели и задачи конкретного занятия физической культурой;

– подбирать и применять современные методы обучения и воспитания;

– использовать различные средства физической культуры и спорта;

– подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья, а также социально-психологических особенностей;

– использовать в процессе физического воспитания национальные виды спорта, культурные традиции;

– применять комплекс методов и средств для формирования у обучаемых навыков соблюдения личной гигиены, профилактики заболеваний и контроля за состоянием своего организма;

– владеть методами врачебно-педагогического контроля, приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, способами оказания первой медицинской помощи;

– прививать обучаемым навыки самостоятельной подготовки к проведению занятия;

– готовить физкультурный актив, способный оказывать помощь в организации и проведении ежедневных занятий физической культурой и спортом в различных формах;

– анализировать, обобщать и творчески использовать передовой педагогический опыт, постоянно повышать свой уровень психолого-педагогических знаний и профессиональной подготовки.

От учителя физической культуры требуются высокая организованность и инициативность, постоянное совершенствование содержания и форм своей деятельности.

В обобщенном виде формы организации занятий в процессе физического воспитания в школе можно представить в виде вышеприведенной схемы 2.

Читайте также: