Хаджи мурат анализ кратко

Обновлено: 03.07.2024

· Человек может всё, стоит лишь захотеть

· Мечты нужно делать целью

· Не сдаваться, несмотря ни на что

· Не сравнивать себя с окружающими

В отзывах и рецензиях я читал также о том, что главный персонаж явный любимчик автора, что Лев Толстой полностью поддерживает чеченцев и осуждает русских. Будем разбираться, так ли это.

Герои повести

Хотелось бы мне упомянуть каждого персонажа, расписать о мыслях и ценностях, какую роль он или она играет в повести. Но я смог лишь составить табличку. На ней только небольшая часть действующих лиц, остальные не влезли. Ощущаете этот масштаб русского классика? 😊 И все эти люди сумели впихнуться на 130 страниц текста.

Меня жутко цепляла масса второстепенных героев. Автор раскрывает перед нами их мысли, чувства, прошлое – и перелистывает страницу, переходя к следующему солдату или мюриду. При этом не обязательно, что упомянутый в самом начале солдат Бондаренко появится еще хоть раз.

С другой стороны, вся масса народа погружает читателя в атмосферу тех времен.

Игра в войнушку

По сути, повесть – это Игра сильных мира сего в войнушку. Никто не относится к этому серьезно кроме простых людей.

Даже не пуля – пулька, маленькая, пластиковая, которой мы в детстве заряжали пистолеты. Сражения несерьезные. Серьезны только намерения людей.

А действительно, зачем?

Я не стану углубляться в политику Николая I или многочисленных генералов, меня интересует центральный персонаж – горец Хаджи-Мурат.

Вот так сделать пару шажков назад, прищуриться и посмотреть на картину в целом. Благородный герой, который радеет за благо своего народа? Вряд ли. То он с русскими, то с чеченцами, и во все времена рубит всех – своих и чужих – направо и налево.

Хаджи-Мурат там, где ему выгодно. И в союзе с теми, кто может принести пользу. А народ, честь, семья и даже гордость быстро забываются.

Цель мужчины – власть над Чечней, и он упорно к ней идет по головам.

Особенности произведения

В повести нет хороших героев. Одни – играются чужими жизнями, другие – слепо подчиняются, сетуя на судьбу и принимая смерть. Куда ни ткни – разврат, пьянство и лесть. Амбиции, гордость, жажда крови. Прямо как в жизни, ага?

Мотивы чеченцев в книге были мне не понятны. Опуская религию, они только и занимались тем, что мстили друг другу за убитых родственников, всеми силами пытаясь достичь этим мира.

Вместо вывода

Возможно, дело в том, что времена изменились, а вместе с тем и ценности. А может, я просто что-то важное упустил. И буду благодарен, если вы напишете в комментах, согласны или нет с моей позицией и почему.


Экранизации

Для Хаджи-Мурата, как для любого горца, важна ответственность за семью. Шамиль убил его братьев, желая сломить волю Хаджи-Мурата и подчинить себе, но тот бежит и мечтает о мести. Ведь задета его родовая гордость, он не может оставить в беде своих родных. Именно поэтому герой переходит к русским, надеясь с их помощью обменять свою семью на пленных горцев, а затем отомстить Шамилю. Хаджи-Мурат мечтает стать правителем, получить власть над всем Дагестаном и Чечнёй.

В период войны на Кавказе (1851 год) Хаджи-Мурат прибывает в гости к чеченцу Садо. Садо знает, что имам Шамиль уже отдал приказ о поимке мятежника, но несмотря на это любезно принимает гостя. Оба героя решают организовать союз с русскими и отправляют переговорщика (мюрида).

  • Мюридизм – это направление в исламе, приверженцы мюридизма должны следовать указаниям своего духовного наставника, имама.

В первой половине произведения читателю рассказываются причины, из-за которых на главного героя организовывается смертельная охота. После конфликта между Хаджи-Муратом и Шамилем, жителям всей Чечни приказывают не впускать мятежника в свои дома. В противном случае их казнят. Принявший Хаджи-Мурата чеченец совершает храбрый и благородный поступок, укрывая в своем доме мятежника и не выдавая его противникам.

Пока мятежник находится в ожидании решение князя Семёна, местные жители узнают где прячется Хаджи-Мурат и решают помешать герою. Наибу приходится убегать от жителей Макета и скрываться в лесу вместе с мюридом Элдаром. Именно в лесу к наибу приходят сведения о том, что русские готовы поддержать мятежную сторону и помочь в сражении с Шамилем.

Хаджи-Мурат прибывает в указанное для встречи место, где его радушно встречают русские. Наиб обращает внимание на странную реакцию русских на свой визит, начинает меньше доверять князю и офицерам. Мятежник решает оставить своего представителя у Меллера, а затем послать его к руководителю левого фланга.

Далее в произведении читателю рассказывают о главном командире воздвигающийся крепости Воронцовым Михаилом Семеновичем. Данный персонаж имеет европейское образование, на равных общается с нищими слоями населения и с уважением относиться к руководству. Во время обеда князь Семён слушает истории о заслугах наиба. Ему нравится, что в его компании находится заслуженный воин самого Шамиля. Оба персонажа лицемерно общаются и князь приходит к выводу, что Хаджи-Мурату не стоит доверять и он навсегда останется врагом русских. Мятежник тоже понимает, что необходимо быть осторожным при разговоре с князем. Оба персонажа стараются произносить фразы, которые положительно повлияют на исход их союза. В конце дискуссии мятежный воин сообщает свое главное требование, после выполнения которого он примет сторону русских. Хаджи-Мурат требует освоить от плена свою семью.

Пока наиб знакомится с особенностями ручкой светской жизни, солдаты одерживают победу при битве за аул Махкет в 1852 году. Во время погромов были разрушены памятники и здания. После атаки, чеченцы разозлились на русских солдат из-за неподобающего отношения и попросили поддержки у Шамиля.

Когда имам узнает о местоположении своего бывшего воина, он требует чтобы Хаджи-Мурат лично прибыл к Шамилю до праздника байрама. Если наиб не сделает этого, его полный сын будет ослеплён, а над его супругой будут измываться чеченцы.

Вскоре Хаджи-Мурат оказывается в другой крепости, где он начинает тесно общаться с офицером Бутлером.

Главный герой с успехом служит новому царю и получает награды. Тем не менее, жизнь его близких остаётся под угрозой. Спустя некоторое время наиб приходит к выводу, что ему необходимо спасти свою семью самостоятельно. Хаджи-Мурат часто вспоминает о своих близких и скучает по родной земле. Русские в свою очередь только пользуются талантом и умениями мятежника и не выполняют его требование.

Ближе к развязке наиб сбегает в горы и планирует попасть в Ведено, где держат его сына и жену. В его распоряжении несколько верных воинов, но он понимает, что освободить своих близких будет не просто. Хаджи-Мурат не может содержатся и идёт на рискованный поступок.

Что случилось с Хаджи-Муратом

Однако его надежды не оправдались. Русские не доверяют горцу, держат его как пленника. Решение вопроса по обмену пленных затягивается, докладывают даже самому императору. Потеряв веру в помощь русских, Хаджи-Мурат решает бежать вместе с несколькими сподвижниками и спасти семью самому. Но побег заканчивается неудачно: русские настигают его и убивают.

У крепости Воздвиженская

В начале повести Хаджи-Мурат, мятежный наиб, появляется в небольшом чеченском селении Макхет. Жители аула поддерживают Шамиля. Но находится добрый человек, чеченец Садо, который игнорирует приказ имама убить беглеца, и пускает Хаджи-Мурата в свою саклю.

Наиб посылает гонцов в крепость Воздвиженскую, занятую русским войском. Они выходят к караулу, который несут три солдата и унтер-офицер Панов. Один из солдат, балагур Авдеев, веселит всех рассказом о том, что попал он в армию вместо своего недавно женившегося брата. Посыльных наиба ведут к начальнику крепости. По дороге Авдеев разговорился с чеченцами и сделал вывод, что они – ребята хорошие.

Мужчины аула, боясь гнева Шамиля, решили схватить Хаджи-Мурата. С боем он прорвался к своим верным мюридам, которые ожидали в лесу. Здесь они ждут ответа из крепости на предложение объединиться и вместе выступить против имама. Примчавшийся гонец извещает, что князь Воронцов готов к личной встрече с Хаджи-Муратом.

Утром наиб выбирается из леса и выходит к крепости, но его преследуют вооруженные чеченцы из аула. В перестрелке рану в живот получает весельчак Авдеев. Через несколько дней он умирает в госпитале.

В крепости ожидали неотесанного дикого горца. Но увидели уверенного в себе, но без высокомерия и ненужной гордости, улыбчивого человека. Воронцов оказал ему достойный прием, но наиб не доверяет молодому князю и настаивает на встрече с Воронцовым-старшим, главнокомандующим русскими войсками.

Тифлис

Встреча состоялась в Тифлисе. От Хаджи-Мурата поступило предложение о серьезной поддержке, которую он может оказать русской армии в борьбе против Шамиля. Взамен он просит помощи в освобождении своей семьи, которую имам взял в заложники. При видимой успешности переговоров ни наиб, ни Воронцов-старший полностью не доверяют друг другу. Главнокомандующий понимает, что наиб был и останется врагом, в данный момент он просто покоряется обстоятельствам.

До принятия решения Хаджи-Мурат проживает в Тифлисе. Он посещает светские мероприятия, но они ему чужды. Он не принимает образа жизни русских, ему не по душе их традиции и обычаи. Бесстыдными он считает женщин, которые оголяют свои плечи и руки.

С адъютантом Воронцова, Лорис-Меликовым, Хаджи-Мурат делится историей своей жизни. Он — сын кормилицы ханских сыновей. Поэтому жил во дворце, не испытывал ни в чем нужды. А потом мюриды объявили газават (священную войну с неверными). Много кровавых и страшных подробностей рассказал наиб адъютанту, описал странные для русских обычаи горцев.

Поведал он и о своих отношениях с Шамилем. Особого расположения имам к Хаджи-Мурату не испытывал, но нуждался в его воинских умениях. До Шамиля дошли слова наиба о том, что следующим имамом будет тот, у кого шашка острее. Шамиль принял решение избавиться от Хаджи-Мурата. Он поручил ему напасть на Табасарань, а потом ложно обвинил, отобрал все имущество и снял с наибства. Над Хаджи-Муратом нависла смертельная опасность, поэтому он уехал к русским. А его родные остались у имама. Он взял их в заложники.

Адъютант присматривается к ближайшим соратникам наиба. Некоторые из них (Гамзало) не жалуют русских. Халдар и Ханефи слепо подчиняются Хаджи-Мурату, а Хан-Магома просто играет жизнью и ему все равно кому служить.

В это время Николай Ӏ распорядился предпринять еще один набег на чеченцев. Многие офицеры (Бутлер) относятся к этому весело и бодро. Война им представляется молодецкой забавой, возможностью уйти от некоторых проблем, например карточных долгов.

В результате разорено несколько селений, осквернена мечеть, загажен фонтан, вырублены плодовые деревья, погибли люди. Особенно пострадал Макхет, и его жители обратились к Шамилю за защитой.

Князь Воронцов-старший все откладывает решение о выкупе семьи Хаджи-Мурата.

Крепость Грозная

Хаджи-Мурата отправляют в крепость Грозную. Всюду его сопровождают вооруженные казаки. Но здесь у него есть возможность через лазутчиков получать сведения о своей семье. Родные находятся в селении Ведино, их держат под стражей. Шамиль ставит условие о возвращении Хаджи-Мурата. Иначе его близких ожидает страшная участь.

На постой наиба ставят к майору Петрову. Марья Дмитриевна, подруга майора, с уважением относится к постояльцу, говорит, что он положительно выделяется среди вечно пьяных и грубых офицеров полка.

Хаджи-Мурат близко сходится с офицером Бутлером, который восхищается песнями горцев, их обычаями и традициями. Бутлер стал свидетелем того, с каким спокойным достоинством Хаджи-Мурат воспринял попытку кровной мести кумыцким князем Арслан-Ханой.

Все время Хаджи-Мурата занято решением проблемы освобождения семьи. Он понимает, что от русских помощи он не дождется. Ему ничего не остается, как принять решение вернуться в горы, попробовать с помощью верных людей напасть на аул Ведено и вызволить близких.

Выехав на прогулку, Хаджи-Мурат со своими мюридами напал на сопровождавших их казаков. Но его побег не увенчался успехом. На затопленном рисовом поле его настигли солдаты. Храбро сражается истекающий кровью Хаджи-Мурат. От его поверженного тела отсекают голову и возят ее по крепостям.

Для Хаджи-Мурата, как для любого горца, важна ответственность за семью. Шамиль убил его братьев, желая сломить волю Хаджи-Мурата и подчинить себе, но тот бежит и мечтает о мести. Ведь задета его родовая гордость, он не может оставить в беде своих родных. Именно поэтому герой переходит к русским, надеясь с их помощью обменять свою семью на пленных горцев, а затем отомстить Шамилю. Хаджи-Мурат мечтает стать правителем, получить власть над всем Дагестаном и Чечнёй.

Что случилось с Хаджи-Муратом

Однако его надежды не оправдались. Русские не доверяют горцу, держат его как пленника. Решение вопроса по обмену пленных затягивается, докладывают даже самому императору. Потеряв веру в помощь русских, Хаджи-Мурат решает бежать вместе с несколькими сподвижниками и спасти семью самому. Но побег заканчивается неудачно: русские настигают его и убивают.

Лев Толстой в странствиях: Кавказ

И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением…

Когда это началось? Представим – 1851 год. Писателю исполнилось двадцать три года. Что такое молодость? Легкая рассеянность и ветреность, жизнь в окружении подобных себе – аристократов, таких же молодых и ветреных. Толстой не скрывал, что молодость прошла очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели…

Что ж, теперь обратимся к тому образу Кавказа, который писатель представляет в нашей повести. С радостью и большим удовольствием Лев Николаевич уезжает из Москвы. Молодость, надежды, полнота сил – таков Толстой в это время, однако это не помешало писателю хлебнуть и долю разочарования. Вопрос, который беспокоит Толстого – куда деть себя, свои силы и энергию? Ответ юноша пытается найти в далях неведомого Кавказа. Что такое Кавказ XIX-го века, по крайней мере, первой половины столетия? Это арена ожесточенных и кровавых боев. Туда нередко ссылают прогрессивных и мыслящих – опасно для имперского устоя и порядка того времени – людей. Так здесь оказывается Лермонтов – видный русский поэт, а также многие из тех, кого называют декабристами. Необычайная природа Кавказа привлекала не только Толстого. На этот край – в свое время – обратили внимание и другие литераторы, например, Пушкин. Местному населению не нравилось обилие русских на этих землях, поэтому кавказцы отчаянно боролись против чужаков здесь. И эта борьба с каждым годом становилась все ожесточеннее.

Впрочем, Лев Николаевич уверен: война, которую ведет Российская империя, – это справедливая война. Горцы же – жестокий и дикий народ, основной метод которых – насилие. Бойни казаков и горцев – нормальное, каждодневное явление.

Солдаты привыкли к тревогам и постоянному чувству опасности. Русские командиры организовывали походы против кавказцев, нападали на крепости местного народа. В письмах Толстой говорил: “Я ожидал, что край этот красив, а оказалось, что вовсе нет. Так как станица расположена в низине, то нет дальних видов…”

До поездки на Кавказ Толстой считал, что это край романтических видов, как о том писал Марлинский. Однако этого здесь не нашлось. Вместо этого писатель столкнулся с жестокой действительностью, о которой писал: “Мы здесь, живем в палатках, но так как погода прекрасная и я понемногу привыкаю к этим условиям, мне хорошо. Здесь чудесные виды, начиная с той местности, где самые источники; огромная каменная гора, камни громоздятся друг на друга; иные, оторвавшись, составляют как бы гроты, другие висят на большой высоте, пересекаемые потоками горячей воды, которые с грохотом срываются в иных местах и застилают, особенно по утрам, верхнюю часть горы белым паром, непрерывно поднимающимся от этой кипящей воды. Вода до такой степени горяча, что яйца свариваются (вкрутую) в три минуты. В овраге на главном потоке стоят три мельницы одна над другой. Они строятся здесь совсем особенным образом и очень живописны. Весь день татарки приходят стирать белье и над мельницами и под ними… Женщины в большинстве красивы и хорошо сложены. Восточный их наряд прелестен, хотя и беден…

Стоит сказать, что большая часть воспоминаний писателя о Кавказе написана на французском языке. Вопреки одиночеству и непривычной обстановке, далекой от ощущения счастья, Толстому Кавказ, все же, полюбился.

Хаджи Мурат

Кто же такой Хаджи-Мурат? Это имя человека, который действительно существовал в истории. Герой – храбрый, смелый воин. В период с 1834-го до 1836-й год Хаджи даже возглавлял Аварское ханство. До этого герой служил наибом, то есть уполномоченным Шамиля. Случилось так, что – согласно истории – в то время, когда Толстой гостил на Кавказе, Хаджи переметнулся на сторону Российской империи. После этого герой бежал в горы, силясь спасти своих родственником, однако Шамиль, пленивший семью Хаджи-Мурата, поймал беглеца и казнил.

Кавказец отстаивал свою жизнь и свои права до самого конца. Спустя сорок пять лет после 1851-го года, когда и происходили эти события, писатель, наконец, взялся за перо, чтобы записать хроники тех лет. Работа, как мы знаем, началась в июле. Давайте почитаем, что именно натолкнуло писателя взяться за это дело:

Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет – ничего кроме черной земли – ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), три отростка: одни сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, по все еще жив и в серединке краснеется. Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее…

Образ Хаджи-Мурата

Итак, в произведении Толстой сделал акцент именно на тех эмоциях, которые мы подчеркнули выше. Но кроме этого, образ героя привлекал еще и своей простотой. Происхождение Хаджи привлекало внимание как некий идеал: семья – небогата, но дружна с общество ханов. Юному Хаджи свойственно некое – похожее на детское – чистосердечие. Это отражает и детскость улыбки героя, которая сохраняется даже на мертвом лице Хаджи.

Чтобы написать эту повесть, Толстой прочел и проработал множество источников. По некоторым сведениям мы знаем, что таких материалов было больше ста семидесяти. Однако ни одна из хроник не говорит об улыбке Хаджи – это дополнение самого Толстого. Достоинства Хаджи, честь, храбрость соединяется с тем, что герой обаятелен и открыт. Кавказец умеет очаровать окружающих людей: так получается с молодым офицером по имени Бутлер, и персонажем Лорис-Меликовым, а также с простой женщиной Марьей Дмитриевной и другими. Декабрьское письмо, отправленное Львом Николаевичем в 1851-м брату, говорит:

Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость…

Название, издание и отзывы о произведении

Хаджи Мурат Лев Толстой

Это – поэма о Кавказе, не проповедь. Центральная фигура – Хаджи-Мурат – народный герой, который служил России, затем сражался против нее вместе со своим народом, а в конце концов русские снесли ему голову. Это рассказ о народе, презирающем смерть …

Итак, текст Толстого преисполнен тонкого психологизма. Это чувствуется через образ главного действующего лица. Например, эту черту произведения отмечает Ч. Айтматов, который так отзывался о повести:

По прошествии более ста лет с момента первой публикации повести, критик и литературовед П. Палиевский (в своем глобальном труде, посвященном теории литературы) пишет, что художественное произведение – это истинная, настоящая единица, клетка искусства. Суть же этой клетки – законченное, самодостаточное, но одновременно развернутое в себе художественное целое. И такой вывод ученый делает именно на основании исследования этого текста Толстого.

Роль повести в глобальном литературном контексте

Хаджи Мурат Лев Толстой

Показательным произведением в этом контексте является и анализируемая нами повесть. Рассказчик описывает ужасные картины завоевательной войны, поражающие читателя. Это, например, описание уничтожения чеченского села:

Садо, у которого останавливался Хаджи-Мурат, уходил с семьей в горы, когда русские подходили к аулу. Вернувшись в свой аул, Садо нашел свою саклю разрушенной: крыша была провалена, и дверь и столбы галерейки сожжены, и внутренность огажена. Сын же его, тот красивый, с блестящими глазами мальчик, который восторженно смотрел на Хаджи-Мурата, был привезен мертвым к мечети на покрытой буркой лошади…

Читайте также: