Группы кратковременного пребывания как компонент адаптации дошкольника к доу

Обновлено: 04.07.2024

Современное дошкольное образование – это прогрессивная, развивающаяся система, которая мобильно меняется с изменением современного общества. Но при этом никто не будет оспаривать, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка. Для нормального психологического и положительного эмоционального самочувствия главным и необходимым условием были и всегда остаются любовь, забота близких взрослых, общение с ними. Именно приоритет семейного воспитания является основополагающим во взаимоотношениях нашего дошкольного отделения с семьями воспитанников.

Современное дошкольное образование – это прогрессивная, развивающаяся система, которая мобильно меняется с изменением современного общества. Но при этом никто не будет оспаривать, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка. Для нормального психологического и положительного эмоционального самочувствия главным и необходимым условием были и всегда остаются любовь, забота близких взрослых, общение с ними. Именно приоритет семейного воспитания является основополагающим во взаимоотношениях нашего дошкольного отделения с семьями воспитанников.

Наши современные родители хотят как можно раньше начать адаптацию малыша к дошкольной ступени образования и коллективу, научить общаться и играть со своими сверстниками, развивать их способности. Они предпочитают, чтобы с их малышами занимались профессиональные педагоги. Есть и другие причины: молодой маме необходимо выходить на работу, а ясельные группы полного дня до 3 летнего возраста отсутствуют. Правомерно возникает необходимость помочь семьям с маленькими детьми. Именно с целью удовлетворения этих потребностей в нашем дошкольном учреждении ежегодно открываются группы кратковременного пребывания (ГКП). В них поступает от 50 до 200 малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

При поступлении в дошкольное отделение малыш попадает из знакомой семейной обстановки в неизвестную среду.

Работая много лет в дошкольном учреждении, мы наблюдаем, как тяжело некоторые дети переживают период адаптации: они нервничают, часто болеют, с ними тяжело найти контакт.

Детей часто пугает контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, непривычная для него обстановка. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к созданию стрессовой ситуации, психологическому напряжению. Все это проявляется в нарушении поведения, эмоциональном состоянии малыша, изменения физиологических процессов. Одна из особенностей раннего детства – это взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит именно взрослому.

Группы кратковременного пребывания направлены на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Целью создания ГКП является: обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, объединение усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также создание условий для преемственности дошкольного и начального образования.

Основная задача ГКП – адаптация ребенка к детскому саду и педагогическое просвещение родителей.

К числу приоритетных направлений работы с детьми в ГКП относятся:

– создание мотивации на сотрудничество с педагогами дошкольного отделения;

– укрепление физического, психического здоровья;

– формирование культурно-физических навыков;

– коммуникативное и познавательное развитие;

– развитие основных видов деятельности (предметной, игровой, театрализованной, продуктивной), а также музыкальное воспитание;

– развитие изобразительной деятельности;

– развитие речи и речевого общения;

– социализация детей, формирование адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками.

Специфика работы ГКП заключается в том, что малыши приходят в дошкольное учреждение 5 раз в неделю на 3,5 часа. В нашем отделении таких групп – четыре.

От педагогического коллектива требуется большая и кропотливая работа. Для родителей, которые по тем или иным причинам не могли или не решались отдать ребенка в детский сад, появилась альтернатива – группа кратковременного пребывания. Такая группа объективно позволяет родителям знакомиться с учреждением и специалистами. Последнее для родителей становятся все более значительным. Они принципиально относятся к профессиональным и личностным качествам педагогов, работающих с их детьми. Родители довольно быстро получают исчерпывающее представление о возможностях детского сада, его режиме работы и предлагаемых образовательных услугах. Для родителей также важно, чтобы люди, которым они доверяют своих малышей, не только добросовестно выполняли свои профессиональные обязанности, но и любили детей, могли найти с ними общий язык.

Наш коллектив воспитателей и специалистов делают все возможное, чтобы с первых дней жизнь наших малышей была наполнена теплом, заботой и любовью. Стараемся постепенно адаптировать малышей к новым условиям. Ребенок должен быть уверен, что после увлекательных игр и занятий мама обязательно вернется и заберет его. Первые две недели пребывания в группе совместная деятельность взрослого и ребенка направлена на освоение окружающей среды, знакомство с педагогами и другими детьми.

Работу с детьми в ГКП осуществляет воспитатель. Необходимым условием успешной работы этой группы является опытный, внимательный к детям педагог, его терпение, такт, доброжелательность. Воспитатель должен быть постоянный. Это вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности. Ему трудно привыкнуть к новым людям, смена воспитателей для такого ребенка – стресс.

У ГКП есть несомненно много преимуществ по сравнению с группами полного дня. Подмечено, например, что в этих группах дети болеют реже, так как ребенок находится в дошкольном отделении всего несколько часов и предлагаемая ему физическая, умственная и эмоциональная нагрузка значительно меньше, он не переутомляемся и реже оказывается в стрессовых ситуациях.

Для успешной адаптации детей педагоги стараются установить с родителями более тесные и неформальные контакты, благодаря чему повышается грамотность родителей в вопросах гигиены и охраны здоровья ребенка. Родители охотно прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, перенимают опыт их работы и, как следствие, начинает просматриваться единство требований детского сада и семьи.

В современных социально-экономических условиях, лишь небольшая часть молодых семей по своему экономическому, образовательному статусу способна обеспечить условия, необходимые для воспитания здоровых детей. Так что при грамотной организации работы ГКП уже сегодня могут помочь устранить часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих здоровье детей дошкольного возраста, создать условия для гармоничного физического и психического развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья.

Режим работы ГКП является для ребенка здоровьесберегающим. Занятия познавательной направленности проводятся 1 раз в неделю.

Музыкальные занятия проводит специалист (музыкальный руководитель) 2 раза в неделю. Участвует вся возрастная группа, т.к. действия детей основаны на подражании.

Продуктивная деятельность планируется 2 раза в неделю. Лепка чередуется с рисованием.

Коммуникативная деятельность или развитие речи предполагает 2 занятия в неделю.

Занятия по развитию движений проводит специалист инструктор по физкультуре 2 раза в неделю в соответствии с перспективным планом.

Длительность занятий зависит от их содержания и продолжаются от 10 до 15 минут.

На занятиях широко используются:

– наглядные методы (показ предметов, образца, способа действия);

– словесные (вопросы, объяснения, указания);

– игровые методы и приемы;

Приобщение детей к здоровому образу жизни и их физическое воспитание осуществляется через игры, физкультурные занятия и спортивные праздники. Чтобы познакомить родителей с тем, как живут и чем занимаются дети в дошкольном отделении, проводятся Дни открытых дверей, регулярно оформляется новостной материал на сайте учреждения. Родители принимают активное участие в спортивных праздниках, бывают на занятиях совместного творчества.

Хочется обратить особое внимание на самый первый день знакомства педагога с родителями и детьми.

Чтобы рассеять родительские сомнения и переживания воспитатель должен хорошо продумать и подготовиться к первому дню встречи с родителями и детьми.

Поделимся опытом, как проходит этот день в нашем дошкольном отделении.

Накануне был продуман план и организовано игровое пространство для детей, подобран музыкальный репертуар, празднично украшена группа.

Утро 1 сентября. Воспитатель дружелюбно приглашает родителей и детей в группу. Дети свободно передвигаются, с любопытством изучают окружающее пространство. Воспитатель и родители наблюдают за детьми, знакомятся, задают интересующие их вопросы.

Приветствие:

«Собрались все вместе в круг

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

С добрым утром, глазки!

С добрым утром, ушки!

С добрым утром, ручки!

С добрым утром, ножки!

Воспитатель обращает внимание всех присутствующих на нерешительную гостью – куклу Катю, которая первый раз пришла в детский сад и не решается войти.

Воспитатель приглашает куклу Катю в группу, знакомит с детьми.

Кукла сообщает детям о том, что у нее есть верный друг – собачка, которая любит веселые, шумные игры.

Такая встреча помогает снять внутреннее эмоциональное напряжение, создать доброжелательную атмосферу общения.

В завершение встречи, воспитатель предлагает детям выбрать длинный шарик любого цвета и проводит для родителей мастер – класс. За считанные минуты шарики оживают и превращаются в слоников, бабочек, жирафов. В глазах детей не скрываемая радость и удивление. Первая встреча в дошкольном отделении подошла к концу. Дети уходят домой с воздушными чудо-игрушками.

Надо сказать, что родители проявляют большой интерес к работе группы кратковременного пребывания, прислушиваются к советам педагогов, консультируются с ними. Таким образом, выполняется главная задача – адаптация детей проходит быстро и безболезненно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Адаптация детей в группе кратковременного пребывания с 1 до 2 лет. Особенности группы кратковременного пребывания, советы родителям.

ВложениеРазмер
statya_adaptatsiya_detey.docx 15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей в группе кратковременного пребывания с 1 до 2 лет.

С приходом в детский сад для ребенка начинается новый, важный и весьма непростой период в его жизни. Он сопровождается изменениями привычной для него обстановки, режима дня, разлукой с мамой. Ему приходится приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться. Дети часто очень тяжело привыкают к детскому саду, это сопровождается эмоциональными расстройствами. Для того, чтобы адаптация проходила спокойнее, с меньшим стрессом для ребенка, и для мамы в том числе, в нашем ДОУ организована группа кратковременного пребывания, чтобы обеспечить плавный переход от привычной обстановки дома в новую социальную среду – это и есть цель нашей работы.

Мы занимаемся развитием и познавательной сферы детей, в соответствие с возрастом, строятся занятия на расширение кругозора, прививаются элементарные гигиенические навыки и навыки хорошего тона (здравствуйте, спасибо, пожалуйста).

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее. Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Недопустимо при ребенке высказывать сожаление о том, что, мол, приходится отдавать его в детский сад. Наоборот, необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему нечего бояться, его никто не будет обижать. За несколько месяцев до планируемого поступления в детский сад в семье необходимо создать соответствующие условия для формирования культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, изменить режим дня ребенка, подстраивая его под режим, принятый в дошкольных группах, все члены семьи должны предъявлять ребенку, единые продуманные требования и организовать свое поведение так, чтобы оно было достойным примером для подражания. Важно постоянно упражнять ребенка в желательных навыках, поощрять за выполненное действие, давая положительную оценку даже самым незначительным, на ваш взгляд, успехам ребенка. Необходимо контролировать выполнение детьми бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

В чем же особенность работы группы кратковременного пребывания? Она заключается в том, что детям за короткий период времени (5,5 часа) воспитатели стараются образовательный процесс организовать максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления в развитии ребенка.

Дети, у которых в соответствии с возрастом развиты навыки общения и культурно – гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям дошкольного воспитания, развиваются успешно в умственном и нравственном плане, растут крепкими и здоровыми людьми.

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для воспитателей. Почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в ДОУ. Группа кратковременного пребывания ставит своей целью создание условий для обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлении в ДОУ. Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможности детей раннего возраста.

В 2015-2016 учебном году в нашем детском саду мы организовали две группы детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Количество детей в группах от 10 до 12 человек. Прием новых воспитанников в ГКП организуется в сентябре и продолжается в течении всего учебного года по мере выбывания детей при получении ими путевок в основные группы. Продуманный режим дня, сетка занятий – одно из важнейших условий развития ребенка. Сетка занятий составляется с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и времени пребывания в группе (таблица 1, таблица 2).

Режим дня группы кратковременного пребывания детей №1

План воспитательно-образовательной работы в группах кратковременного пребывания детей

Направления (образовательная область) Виды детской деятельности

(непосредственно образовательная деятельность)

занятий в неделю

- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

- Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Так как в ГКП время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Для детей, приходящих в группу на 3 часа (с 08:00 до 11:00 и с 12:00 до 15:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

Для любого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется в первые попав в совершенно новую обстановку где нет мамы, где много совершенного незнакомых детей, ходят чужие взрослые, которых надо слушаться. В возрасте 1,5 – 3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Мы стараемся в это время осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время занятий, мама вернется и обязательно заберёт его домой. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов у детей, мы рекомендуем первое время посещать группу совместно с одним из родителей до полной адаптации ребенка к образовательному учреждению.

Работа с детьми раннего возраста осуществляется в игровой форме. Игры и упражнения в период адаптации, составляющие основу занятий, способствуют: снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, развитию игровых навыков.

Родители так же должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянием на ребенка, его продолжительности (от 1,5 до 3 месяцев), о возможных нарушениях: настроения, сна, аппетита, иммунитета, поведения. При записи малыша в учреждение родители получают четную информацию о периоде адаптации и о том, что лично они могут сделать для того, что бы этот период для ребенка прошел как можно легче. Мы просим родителей обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома, умеет ли играть с игрушками, контактировать с другими детьми, с незнакомыми взрослыми, только в этом случае с ним будет легко и родителями и воспитателю. Правильно вытроенное взаимодействие с семьей призвано изменить пассивную позицию родителей на активную целенаправленную деятельность. Для психолога – педагогического просвещения родителей мы разработали план работы с родителями в ГКП (таблица № 3).

Главная Адаптация

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
Адаптация
Автор: Дешкович Татьяна Владимировна
25.03.2020 23:33

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО

Дешкович Т.В. Магистрант Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета г. Москва, РФ

Данная статья посвящена обзору особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО. Для успешной адаптации детей к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации необходимо знать особенности и условия данного процесса.

Цель исследования: изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации.

Метод исследования: моделирование процесса педагогического сопровождения успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГКП в дошкольной образовательной организации.

Адаптация, группа кратковременного пребывания, дети раннего возраста, модель адаптации, программа адаптации, педагогическое сопровождение, педагогический эксперимент.

Процесс адаптации к детскому саду в раннем возрасте является сложным явлением, во время которого поведение ребенка может резко измениться. Адаптационный период может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. На продолжительность периода адаптации может влиять ряд факторов: особенности нервной системы ребенка; возраст ребенка; наличие или отсутствие тренировки нервной системы; статус здоровья; контраст между домашней обстановкой и ситуацией в дошкольной организацией, а так же в разнице в методов воспитания.

Группа краткосрочного пребывания – это специальная группа для детей от 1,5 до 3 лет, которая работает три-четыре часа в день. Адаптация в группе краткосрочного пребывания очень проста. Родителям разрешается входить в группу, некоторое время оставаться с детьми, постепенно уходить и оставлять их с учителем. Первые дни короткого пребывания длятся всего полчаса. Ребенок учится обходиться без мамы, становится более самостоятельным. Даже если ребенок не привык к режиму до начала посещения ДОО, со временем он привыкнет к распорядку дня.

Одну из главных ролей в оптимизации процесса адаптации играют педагоги и психологи детского сада.

В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей принадлежит педагогам и психологам детского сада.

Исследование проводилось на базе МАДОУ №4 в двух группах кратковременного пребывания. В исследовании приняли участие 30 детей третьего года жизни 2-х групп кратковременного пребывания.

Гипотеза исследования: успешной адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации будут способствовать разработка модели и программы педагогического сопровождения на основе поэтапного прохождения ребенком раннего возраста адаптационного периода в условиях ситуации взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).

По результатам констатирующего исследования уровня адаптации детей раннего возраста к группе кратковременного пребывания в ДОО выявлено, что большинство детей (60%) условно готовы к поступлению в детский сад и имеют средний уровень адаптации.

Для успешной адаптации детей, нами разработана программа педагогического сопровождения.

Основой практической работы является взаимодействие психолога, педагога, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, что создает основу для успешной адаптации детей младшего возраста.

Рабочая программа для сопровождения периода адаптации детей к детскому саду включает в себя комплексную деятельность педагога-психолога по каждому из направлений работы (диагностика, консультирование, обучение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, воспитатели).

Цель программы: создание благоприятного образовательного пространства для успешной адаптации детей младшего возраста к условиям группы краткосрочного пребывания в детских садах. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребенка.

Задачи разработанной программы:

  1. Способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию дошкольника к новой среде;
  2. Создать соответствующие условия для осуществления эмоциональной игровой деятельности;
  3. Способствовать возникновению у детей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;
  4. Оказывать консультативно-воспитательную поддержку семьям детей по вопросам адаптации детей к условиям детского сада и их вовлеченности в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы сделать процесс привыкания к детскому саду более успешным, мы используем разные направления работы с детьми:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  2. Формирование у ребенка чувства уверенности (когнитивного осознания).
  3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе нравственным (формирование общественного сознания).
  4. Защита и укрепление здоровья детей.

Также, чтобы облегчить адаптацию, команда нашей группы в первые дни рекомендует родителям сократить время пребывания в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день, в зависимости от поведения ребенка.

Программа рассчитана на полный день, со всеми детьми.

Программа проводится с сентября по декабрь.

Перспективный план работы на адаптационный период представлен в таблице 1.

Перспективный план работы на адаптационный период

Период Содержание работы

После проведения специальной программы, направленной на адаптацию детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО количество детей, готовых к поступлению в ДОО, выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество детей, условно готовых к поступлению в ДОО, снизилось на 13% (с 60% до 47%). Количество детей, не готовых к поступлению в ДОО, также снизилось – на 17% (с 20% до 3%). Количество детей, обладающих высоким уровнем адаптации к условиям ДОО, выросло на 27% (с 20% до 47%). Количество детей, обладающих средним уровнем адаптации к условиям ДОО, снизилось на 15% (с 60% до 50%). Количество детей, обладающих низким уровнем адаптации к условиям ДОО, также снизилось – на 17% (с 20% до 3%).

В дальнейшем стоит продолжить изучениие заданной темы, относительно гендерных различий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО.

Читайте также: