Групповая ячейка детского сада планы
Обновлено: 07.07.2024
Пройдя более чем столетний путь планировочного развития, ячейка сегодня обеспечивает не только безопасность ребенка, но и дает пространственную возможность его физического, психического, творческого развития. Требования общества к организации среды дошкольных учреждений обрели форму проектно-строительных норм.
Соблюдение нормативов гарантирует безопасность и создание необходимых условий жизнедеятельности детей: регламентируются удельные площади и объемы зданий и помещений, устанавливаются требования к их освещению, вентиляции, санитарному обустройству. Сопоставляя нормы двух стран, можно увидеть в них больше сходства, чем различий. Но этого не скажешь о приемах архитектурного формирования групповых ячеек. Различие касается ряда аспектов, связанных с признанием приоритетности тех или иных требований к пространственно-планировочной организации помещений.
В ФРГ при архитектурной организации групповых могут создаваться разноуровневые пространства, игровые антресоли, эркеры (рис. 4). Считается, что это вызывает интерес у детей, расширяет спектр игр и занятий, активизирует деятельность ребенка. При этом во всех федеральных землях [4] существует система обязательных требований по безопасности оборудования помещений (рис. 5). Задачи создания условий для развития ребенка с учетом его индивидуальности решаются путем формирования малых групповых комнат, непосредственно связанных с основной групповой и предназначенных для работы с различными материалами, для творчества (рис. 6). Если площадь большой групповой 40–50 м², создается дополнительная групповая площадью 20–25 м². Обычно нормируется сумма площадей двух помещений (в большинстве земель – 3 м² на ребенка), при этом внутри суммы возможно перераспределение пощади с учетом образовательной программы учреждения [5, 6]. Нередко малые групповые устраиваются общими для двух смежно расположенных групп.
В ФРГ нет норматива, требующего обязательного устройства спален, но правилами земель рекомендуется организация мест для сна части детей в расчете 1,5 м² на ребенка [5, 6]. При этом спальня как самостоятельное помещение обычно не выделяется, она может трактоваться как комната для тихих игр и отдыха, или же дневной сон предусматривается в групповом помещении, на матрацах, трансформируемых кроватях (рис. 8).
Различно решаются в Беларуси и ФРГ раздевальные детских садов. В Беларуси раздевальная устраивается как отдельное помещение, граничащее с групповой, имеющее вход из вестибюля или коридора. Выполняя санитарно-гигиеническую функцию разделения групп детей для снижения опасности переноса инфекций, раздевальная становится пространственным барьром групповой ячейки, выделяя ее в автономную планировочную структуру.
В ФРГ раздевальные часто организуются в общих вестибюлях, холлах, с которыми непосредственно связываются групповые. Площадь этих пространств не нормируется, но во многих случаях составляет около 60 м². Таким образом, границы групповой ячейки расширяются, дети получают возможность использовать для игр и общения многофункциональные помещения детсада, что содействует решению задач социализации (рис. 10).
Есть отличия и в планировке туалетных. В ФРГ они выполняют нередко не только санитарно-гигиенические функции, но и становятся местом для проведения игр с водой и другими материалами [7], занятий по уходу за собой (рис. 11). Туалетные могут примыкать к групповой или находиться вблизи ее, имея входы из тамбуров и коридоров.
Сопоставление архитектурной организации и нормируемых площадей помещений групповых ячеек детских садов в двух странах показывает, что в пределах установленных в Беларуси норм существует возможность планировочной вариантности, позволяющей уйти от однотипности проектных решений. Вопрос дальнейшего архитектурного развития пространств групповой ячейки, как представляется, связан с уточнением обязательных и рекомендательных позиций документов, регламентирующих формирование материальной среды дошкольных учреждений.
2. Состав и площади помещений детских дошкольных учреждений: Пособие 3-02-01-96 к СНиП 2.08.02-89. – Минск: Министерство арх..и строит. РБ, 1996. – 22 с.
4. Sichere Schulen und Kindertageseinrichtungen. Bayerischer Gemeindeunfallversicherungsverband. – München. – 2003. – 38 s.
5. Örtliche Gesamtplanung. Architektonische Grundlagen. Lehrbeauftragter: Dipl. Ing. Architekt Christian Wunderling. – Technische Universität Raiserslautern.
6. Der Bau von Tageseinrichtungen für Kinder. Tipps und Anredungen. Herausgeber: Kommunalverband für Jugend und Soziales Baden-Württemberg Dezernat Jugend – Landesjugendamt. – Stuttgart, 2007. – 20 s.
7. Krippen in Nürnberg. Empfehlungen pädagogischer Raumstandards. Amt für Kinder, Jugendliche und Familien – Jugendamt. – Nürnberg, 2011. – 36 s.
Муз. Инструменты(барабан, дудка, гитара, гусли, металлофон, маракасы, бубны, шумовые инстр., ионика, ложки, колокольчики) Муз. игры.
На подгруппу детей
На подгруппу детей
Картотека рекомендуемой литературы детская художественная литература, альбомы насмотренности, журналы детские, энциклопедии детские.
3-4 цветущих растения (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, азалия);
- инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр и экспериментирования на участках ДОУ ;
- ящики для выращивания зеленого корма, лука;
- 1 -2 комнатных растения;
- наглядность (планшеты, плакаты, тематические альбомы, календарь погоды)
Наглядный и дидактический материал: палочки Кюизенера, кубики, вкладыши
На подгруппу детей
На подгруппу детей
На подгруппу детей
На подгруппу детей
Центр детской субкультуры
Мини-музеи по определенной тематики с привлечением родителей, детские коллекции (пуговицы, ткани, бумаги, камней), коллекция по сезонам
Детские и родительско-детские творческие работы по темам.
Перечень оборудования групповых помещений:
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
Шкафчики для дидактических игр
в исправном состоянии
в исправном состоянии
Игрушки (куклы, конструкторы, машинки)
в исправном состоянии
Нестандартное оборудование для проф. плоскостопия, проф.зрительного переутомления
в исправном состоянии
Домик для кукол
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
Шкаф книжный (для документации)
в исправном состоянии
Рабочий стол воспитателя
в исправном состоянии
в исправном состоянии
Шкаф для одежды
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
Стенд для творческих работ детей
в исправном состоянии
в исправном состоянии
Раковины для умывания
в исправном состоянии
в исправном состоянии
Шкаф для хранения уборочного инвентаря
в исправном состоянии
Инвентарь для закаливания
в исправном состоянии
Поддон для закаливания
в исправном состоянии
Инвентарь для мытья игрушек
в исправном состоянии
в исправном состоянии
в исправном состоянии
Шкафы для полотенец
в исправном состоянии
Санитарно-гигиенические правила работы в группе
- Столы в группе установлены в 3 ряда: 2 ряда по 3 стола и два стол отдельно. Расстояние от наружной стены до первого ряда столов 0.6 – 0,7 м.
- Воспитатель постоянно следит за правильностью посадки воспитанников за столом.
- Между занятиями установлены перерывы не менее 10 минут.
- В группе соблюдается температурный режим - 20-22*при
относительной влажности 40 – 60%, температурные перепады в пределах 2-3*
- Групповое помещение проветривается: во время прогулки и во время сон часа
- В осенний и весенний период проводить не менее двух чисток внутренних и наружных стекол. Внутренние стекла моются 1 раз в месяц. Два раза за учебный год проводить мойку плафонов.
- Мытье игрушек: ежедневно в конце дня, в ясельных группах 2 раза в день;
- Кровати расставлены с минимальным разрывом между длинными сторонами кроватей – 0.65 м, от наружных стен – 0,6м. от отопительных приборов – 0,2м., между изголовьями двух кроватей – 0,3м.
- Смена постельного белья – не реже 1 раза в неделю, постельные принадлежность промаркированы;
- Туалетные помещения разделены на умывальную зону и зону умывальных узлов. Детских умывальников - 4; унитазов -3.
- Для проведения гигиенических процедур установлены душевые поддоны.
Групповое помещение соответствует требованиям ФГОС, СанПиН, правилам противопожарной безопасности и электробезопасности.
Перечень методической литературы:
Наименование дисциплин в соответствии с планом
Название, автор место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: (5-6 лет).
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет.
Сборник подвижных игр / Автор-сост. Степаненкова Э.Я.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).
Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).
Стрельниковская дыхательная гимнастика, Айрис дидактика, 2008 г.
Козырев В. Оздоровительно - развивающие игры для дошкольников., М- Просвещение, 2007 г.
Как помочь детям стать здоровыми, М., Астрель, 2008 г.
Доскин В.А. Растем здоровыми, - М- просвещение, 2008 г.
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду, М., Школьная пресса, 2009 г.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет).
Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).
Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7лет).
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).
Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте.
Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет).
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание детей в детском саду
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интергация в воспитательно-образовательной работе детского сада.
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет).
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.
Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников, -А- 2007
Бекина Н.В. Музыкальные праздники в д.с. М, Просвещение, 2006
Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду, М, Просвещение 2008 г.
11.1 Обеспечение безопасности зданий ДОУ должно осуществляться в соответствии с требованиями Технического регламента "О безопасности зданий и сооружений".
11.2 Здание ДОУ должно быть запроектировано, возведено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм детьми, посетителями и обслуживающим персоналом при передвижении внутри и около здания, при входе и выходе из здания, а также при пользовании его элементами и инженерным оборудованием.
11.3 Уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, а также размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения взрослых и детей и возможность перемещения предметов оборудования соответствующих помещений.
11.4 Материалы, конструкции и технологию строительных работ следует выбирать с учетом обеспечения минимальных последующих расходов на ремонт, техобслуживание и эксплуатацию. Рекомендуется применение полнотелых стен из каменных материалов с эффективными теплозащитными свойствами, вплоть до ограждения бассейнов (при условии нанесения на их внутреннюю поверхность пароизоляционного покрытия) в соответствии со СНиП II-22 и ГОСТ 25898.
11.5 Долговечность и ремонтопригодность зданий ДОУ должна быть обеспечена с учетом требований СНиП 31-06 (раздел 9).
5.1.1. В ДОУ общего типа групповые ячейки следует проектировать универсальными, т.е. имеющими обязательные (в соответствии с МГСН 4.07-05) состав и площади помещений. Это позволяет размещать в них полнокомплектные (в соответствии с нормативной наполняемостью) детские группы и обеспечивать программную деятельность учреждений:
с приоритетным направлением одного или нескольких направлений развития (интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое);
с приоритетным направлением укрепления здоровья детей;
с приоритетным направлением компенсирующей деятельности.
5.1.2. В универсальной групповой ячейке предусматриваются:
групповая (игровая) - для игр, занятий, приема пищи, отдыха;
спальня - для дневного (в круглосуточных группах - и ночного) сна детей;
раздевальная - для переодевания детей, хранения и сушки верхней одежды;
туалетная - для гигиены и проведения закаливающих и оздоровительных процедур;
буфетная - для хранения и мытья столовой посуды, принадлежащей данной группе детей.
Эти помещения обеспечивают оптимальные условия для интеллектуального, физического и психического развития детей, занятий, отдыха, игр, приема пищи, гигиены, мероприятий по уходу за детьми, их оздоровлению.
5.1.3. С целью создания благоприятных условий для физического и эмоционального развития детей, в составе групповой ячейки в качестве дополнительной площади для двигательной активности детей целесообразно предусматривать открытую террасу (террасу-манеж или террасу- солярий) и остекленную отапливаемую в зимнее время веранду.
Их площади ориентировочно составляют: терраса - от 10 до 25-40 м 2 , веранда (веранда-оранжерея) - от 1 до 6-12 м 2 .
5.1.4. Взаимосвязь всех помещений групповой ячейки осуществляется через групповую (игровую), которая функционально должна быть связана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной.
Целесообразно предусматривать также функциональную связь спальни с туалетной, туалетной с раздевальной, а также раздевальной ясельной группы с открытой террасой (через входные тамбуры).
5.1.5. Остекленные веранды и открытые террасы следует размещать под окнами групповой (игровой) для обеспечения визуальной связи с ними.
5.1.6. Все помещения групповой ячейки следует размещать, как правило, на одном этаже.
5.1.8. Раздевальные групповых ячеек для детей от 3-х лет, расположенных на втором и третьем этажах, допускается размещать на первом этаже здания в отдельных помещениях для каждой группы. Это позволит детям в теплой одежде и грязной обуви не подниматься на второй-, третий этаж.
5.1.9. Для правильной организации учебно-воспитательных и рабочих процессов в групповой ячейке каждое помещение делится в соответствии с назначением и видом деятельности на функциональные зоны, оснащенные соответствующей мебелью и оборудованием.
Площади и параметры функциональных зон определяются условиями размещения соответствующих комплектов мебели и оборудования с учетом рабочих зон на основе антропометрических параметров детей.
5.1.10. В универсальных малокомплектных групповых ячейках для ДОУ компенсирующей направленности, для детей ясельного и дошкольного возраста от 1 года и старше, площади помещений следует принимать согласно приложения 14 МГСН 4.07-05
Читайте также: