Греческий полис как феномен культуры афины и спарта кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ключевые слова конспекта: полисный период, Афины, темные века, гомеровский период, архаическая Греция.

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры.

Полисный период (XI—IV вв. до н. э.) — второй период в истории Древней Греции. Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Полисный период делится на:

Растущая потребность полисов в земле, сырье, рабочей силе способствовала великой греческой колонизации (VIII—VI вв. до н. э.). Было основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей. Направления колонизации:

  • Западное — колонии Тарент, Капуя (Италия), Сиракузы (о. Сицилия), Массилия (юг Франции).
  • Южное и юго-восточное — колонии Навкратис, Кирена (Африка).
  • Северо-восточное — колонии Танаис (устье р. Дон), Пантикапей (Крым) и др.
  • развитие кораблестроения и мореплавания, торговли;
  • улучшение положения трудового населения;
  • рост значимости средних слоев населения.

Полис Афины

Наиболее крупными полисами были Спарта и Афины. В Афинах (Средняя Греция, Аттика) зародилась аристократическая олигархия (власть немногих). Граждане Афин делились на эвпатридов (рабовладельческая аристократия) и демос (рядовое земледельческое население). Не являлись гражданами метеки (переселенцы из других полисов) и рабы.

Полисный период. Афины

Полисом управляли девять архонтов — высшие должностные лица из числа знати, избираемые сроком на один год. По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага — орган управления в Афинах, осуществлявший высшие судебные и контролирующие функции. Архонтами и членами ареопага могли быть только аристократы.

Народное собрание (экклесия) в этот период особого значения не имело. Демос в управлении не участвовал.

Пришедший к власти в Афинах Драконт ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды (621 г. до н.э.). Позже драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном, который провел реформы: простил долги, запретил обращать в рабство за долги (594 г. до н.э.). Все мужчины — уроженцы Аттики были поделены на 4 разряда и стали называться гражданами афинского государства.

Регулярно созывалось Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На нем решались все важные вопросы и выбирались должностные лица: стратеги, судьи и др. Судьи выбирались независимо от богатства и знатности. Вводилась обязательная военная служба.

Афины. госстрой

Дальнейшие реформа провел архонт Клисфен (509 г. до н.э.). Аттика была разделена на 10 территориальных фил, на смену кровнородственному принципу пришел территориальный принцип административного деления.

Был образован Совет пятисот. Введен институт остракизма (т.н. суд черепков) — форма тайного голосования, когда на черепке голосующий писал имя человека, подозреваемого в стремлении в свержении демократии. Осужденный большинством голосов подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.

Афины. Права и обязанности граждан

Временем наивысшего подъема греческой культуры считается V в. до н. э. Сформировавшийся полис с его четкими тенденциями к демократии и вместе с тем живучестью аристократических этических представлений создавал ту идейную почву, на которой расцветала греческая культура классической эпохи.

Теория Гипподама не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересекающимися [19]под прямым углом улицами. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н. э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.

Фриз Парфенона считается одним из самых ярких образцов классического искусства. При всем своем композиционном единстве она удивляет разнообразием, ни одно из пятисот номеров мальчиков, стариков, девочек, пешеходов и всадников не повторяет другого. Движения людей и животных, полные динамики, передаются с удивительным мастерством. Кроме статуи Афины для Парфенона Фидия, была изготовлена еще одна - бронзовая статуя, первый памятник после разрушения персами Акрополя, который был установлен среди развалин в 465-455 гг. до н.э. Фидий создал другой образ богини - Афины Промахос (воительницы Афины), могущественной и суровой защитницы своего города; справа она покоится на копье, слева держит щит, на голове - шлем. Фигура Афины, как будто она властвовала над городом, и все плыли вниз с моря и видели на солнце блеск наконечника копья и шлема статуи.

В греческой вазописи V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины.

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии— Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет — мир. Аристофан — противник войны, всю силу блестящего таланта отдавший борьбе за мир.

Таким образом, из высшего перечисленного можно сделать вывод, что демократические принципы Афин приводят к созданию демократической республики, и именно на базе демократической республики активно развивается культура. Высокий повышение эллинистической культуры во V во. вплоть до н.э. был связан основным способом с расцветом классического полиса. Повышение демократии, содействие в политической существования многих независимых людей также в то же период жестокие политические также общественные инциденты, вызывающие самоопределения любого индивидуума, рост положительной урока, увеличение географического горизонта, понимание преимущества собственного вида существования надо другими — все без исключения данное вызвало специфические особенности культуры традиционной Греции.

Культура Спарты

В спартанском обществе не поощрялось искусство, наука. Спарта порождала из своих рядов военачальников, людей, которые должны управлять государством, которые могли держать в подчинении большие массы людей. Эти навыки ценились в спартанском государстве и получили свое развитие.

В целом тип государственного устройства, который сформировался в Спарте, будет правильнее назвать военной олигархией, когда во главе государства стоялилюди, принадлежащие к высшей знати, и именно они определяли, каким будет экономическое и политическое развитие. Такой тип политических отношений делал культуру Спарты, достаточно зависимой от политических процессов.

Глава V . Сравнительная таблица. Афины и Спарта.

В данной таблице подведен итог всему выше написанному Спарта и Афины это две разные политические системы, которые не только отличаются каким-то внутренними устройствами полисов, но и внешними и даже менталитет граждан этих городов будет разным. См. таб. 1

Греческая цивилизация имела много особенностей. Одной из них был полис. Это не просто город-государство, а уникальный тип политической жизни.

Сколько полисов было в Древней Греции?

Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах, существовавших в Архаическую и Классическую эпохи. Не все они существовали одновременно. Какие-то были основаны позже, уже в Классическую эпоху. Другие, наоборот, перестали существовать до конца Классической эпохи.

1.jpg

Мир полисов был динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру. Так после кампаний Тимолеонта на Сицилии в IV веке до н. э. полисами стал ряд общин сикулов, коренного населения острова. Полисное устройство и эллинскую культуру переняло несколько десятков общин карийцев (народ, живший на юго-западе Малой Азии).

Сущность полиса

Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община. Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис. Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.

2.jpg

В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.

Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.

Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.

3.jpg

В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.

Территория и население

Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2. В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.

Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате. Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².
Крупнейшие полисы, такие как Пантикапей, Сиракузы и Кирена, включали в свою территорию общины местного населения и другие города, становившиеся зависимыми от них.

У полиса были территории за пределами. В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде. Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.

Большинство островных полисов у побережья Малой Азии владели территориями на материке. На этих территориях находились общины местного населения или даже другие полисы.

Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение. Например, на стеле в полисе Эретрия на острове Эвбея были перечислены 4000 мужчин-граждан.

4.jpg

Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось. Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений. По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения. На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.

Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином. Метеки не имели права напрямую участвовать в политической жизни. За какие-либо заслуги метек мог получить гражданство полиса. В качестве жеста дружбы гражданство даровали знатным и влиятельным иностранцам.

Полис мог быть зависимым от другого полиса или государства. На это были разные причины. Он мог быть завоеван более крупным соседом и сохранить автономию. Зависимый полис мог находиться на материковой земле, принадлежащей островному полису. Колония могла быть основана и существовать, как полис, зависимый от метрополии.

Объединение греческих полисов: синойкизм

Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу. Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.

Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса. Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену. Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать. В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф. После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.

Еще один знаменитый пример синойкизма — основание Мегалополя в Аркадии в 370 году до н. э. по инициативе Эпаминонда. Город построили и переселились в него представители разных общин Аркадии.

Самым знаменитым синойкизмом было легендарное объединение Аттики Тесеем. В реальности процесс был более медленным и завершился присоединением к Афинскому полису Элевсина. Тем не менее, Аттика была единым полисом, на территории которой были отдельные города и полис Элевсин.

Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис. На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос. Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса. Предложение не было принято.

Синойкизм мог быть мирным или стать результатом войны. Войны влекли за собой и уничтожение полисов с последующим разделом земли между победителями, а также истреблением и обращением в рабство населения. Иногда город не разрушали, а заселяли колонистами.

5.jpg

Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения. Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы. Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города. Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами. Изгнанников приютили спартанцы и поселили их в местности Фиреатида. После поражения Афин в войне жители Эгины вернулись на родину.

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

По данным М. Хансена, только 5 полисов исчезли навсегда. Другие со временем заселялись уцелевшими гражданами. Переселенцы нередко принимали идентичность, традиции и культы полиса, который заселили. Самый яркий пример полиса, восстановленного после андраподизма — Фивы. Город был разрушен Александром и его союзниками. Части жителей (кроме тех, кого пощадили завоеватели) удалось бежать. После смерти Александра царь Кассандр восстановил Фивы, куда вернулись беженцы и их потомки.

Древнегреческая религия: полис и его боги

С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии. В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства. В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями. В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.

Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью. В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью. Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними. Религиозные фестивали проходили на полисные деньги. В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.

У многих полисов были один или несколько богов-покровителей. С ними были связаны местные религиозные культы. Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества. Кроме богов были полисные культы героев. В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.

В Потидее на щиты гоплитов наносили изображение Посейдона с трезубцем. В Афинах ежегодно пышный фестиваль Панафинеи, для которого девушки ткали священный пеплос для статуи богини. В Перинфе (район Проливов) главным культом был культ Геры — рядом с городом стоял ее храм. Покровителем Родоса считался Гелиос — его изображали на родосских монетах, в честь него раз в пять лет проводили фестиваль. Жрец Гелиоса был в Родосе эпонимом — счет годам вели по жрецам, занимавшим эту должность.

Полис был устойчивой формой государственности. Он сохранился в эпоху Эллинизма, когда полисы входили в состав территориальных государств. Позднее, эллинские полисы существовали внутри Римской империи.

Два крупнейших древнегреческих полиса Афины и Спарта, при сравнении которых, можно увидеть огромное число политических и культурных различий. Во многом это связано с особенностями зарождения этих городов-государств.

Совсем другая ситуация была в Спарте. Там основополагающим политическим строем стала олигархия. Что бы понять причины установления именно того строя, нужно обратиться к истории зарождения Спартанского полиса.

Подводя итог можно сказать, что Спарта представляла собой скорее военный лагерь, нежели город-государство, что во многом сказалось на нраве и культуре его обитателей. Паразитический образ жизни спартанцев не предполагал внутреннего развития, а был направлен лишь на терроризирования подвластных им илотов и обогащения за счёт военных походов. Другое дело Афины, где каждый гражданин мог быть не только воином, но и заниматься хозяйством. Помимо всего этого, за счёт последовательных и правильных реформ, экономическая, политическая и культурная жизнь Афинян, достигла небывалого расцвета, в сравнении с другими Греческими полисами.

Читайте также: